Хоть клочок земли

Сергей Туляков
Воспоминания о протоиерее Василии Швеце (1913-2011):

На соборовании у отца Василия в детском клубе в Реутово все ожидали батюшку. Он вышел — согбенный старчик с кадилом — никого не поприветствовав, проходит и говорит: «Наступают такие времена, такие времена, что мой вам совет: хоть клочок земли, хоть шалашик на ней. Такие времена наступают, такие времена…»

Во время Великой Отечественной войны отцу Василию было явление святителя Николая под Кольбергом. Он всю ночь стоял на молитве, после молитвы он прошёл в дом, в доме оказался старичок, который отцу Василию рассказал об исходе войны, и о том, что много погибнет людей под Кольбергом, но когда обратятся к Богу — то будет успех. «Потому что вы шли без Бога сюда, и поэтому много погибнет». Это было с 21 на 22 марта в 1945-м году. Этот старичок исчез и отец Василий его больше не видел.

Батюшка был категорически против абортов. Раздавал и других благословлял правило схимонахини Антонии (Кавешниковой) о вымаливании абортированных младенцев.

Батюшку спросили: «Можно ли брать паспорта, ИНН?» Он ответил: «А зачем? Власть какая была, такая и осталась. А если вас спросят про ИНН, а вы так отвечайте: смотрите, на солнце есть ИНН? На луне есть ИНН? А почему у меня должен быть ИНН? Вот вы сами придумали ваш ИНН, вот вы сами себе и берите ваш ИНН. Вот так вот и отвечайте. Солнце — создание Божие, луна — создание Божие, я — создание Божие, зачем мне ваш номер сатанинский? Вы придумали, сатанисты, сами себе, вот себе их и берите. Мы — христиане, а не партийные. А Вы партийные, заменили своё (имя — прим.) ИНН, партию сняли, только ИННом заменили».

Очень часто говорил, что священник должен всегда и везде назидать и наставлять, где бы ни был — всегда и везде ходить в подряснике, а не в гражданской одежде.

Отец Василий (Швец) благословлял лечиться, у кого позволяет здоровье, лимонами (давить сок, разбавлять водой и пить) от различных серьёзных заболеваний (онкологии, туберкулёза и др.): 1-й день — один лимон, потом — три лимона, потом — пять, потом — семь, потом: семь, пять, три, один — снижая дозу — восемь дней. И ничего не ешь больше, только лимоны.

Благословлял протирать святой водой стол, а картошку в мундире есть с кожурой. Говорил, что в картофельной кожуре есть все вещества для кровеносных сосудов, а вот крахмал для нас не полезен. Рассказывал, что во время Великой отечественной войны была такая блаженная Ольга в Санкт-Петербурге, она всё время говорила, перед войной ещё: «Не выкидывайте картофельные очистки, сушите их». И у всех, кто её слушался, висели дома на чердаках мешки с картофельной кожурой. Эти припасы спасли много людей от голода во время блокады.

В 1947 году отцу Василию было второе явление святителя Николая. Явился ему старичок, который являлся ему на фронте, во сне и сказал: «Я тебе являлся, я тебе предсказал всё, что с  тобой будет, ты остался жив... Через три дня ты узнаешь, как спасся город, в котором ты живёшь, и вся ваша страна. Встань и приходи завтра ко мне». И назвал адрес: «дом номер шесть». Это Никольский кафедральный собор. Отец Василий пришёл в собор и узнал святителя Николая, увидев его икону. Он сказал: «Меня зовут Николаем». В тот день митрополит Илия посетил кафедральный Николо-Богоявленский собор в Ленинграде. Именно в этом соборе находится чудотворный образ святителя Николая. А ещё утром владыку городские власти с почётом встречали на Московском вокзале. Вечером того же дня митрополит Илия прибывает в Князь-Владимирский собор Ленинграда, где и находится чудотворный образ Казанской Божией Матери, чтобы возложить на икону в знак благодарности золотой венец. Батюшка Василий поехал с братом пораньше в три часа. В собор пришло всё правительство города, в том числе генерал милиции Соловьёв в гражданской одежде. Здесь в соборе ленинградцы и узнали об откровении Божией Матери, которое было дано владыке Илие. Он назначил себе трёхдневный пост, опустился вниз, в келью, в которой ничего не было, даже сесть не на что. Три дня ни пил, ни ел и не спал, молился, чтобы защитить город. В это время ему было сказано: «Город пускай не сдают, Я Сама на защиту встану этого города. Ни одна вражья нога не вошла в этот город, пока Моё изображение, и не войдёт, пока Моё будет изображение». Было сказано, чтобы служить с этой иконой здесь, а после — в Царицыне (тогда — Сталинград). Это было в огненном столбе слышен голос Матери Божией. И сказано ему трижды: «Встань!» Он встал. «И передай о том, чтобы выпустили на свободу священников, открыли учебные заведения, храмы чтобы открыли — тогда будете иметь успех. Если этого не сделают, то этого не будет». После этого, как мы знаем, открыли церкви, и стали даже войска благословлять. Одна прихожанка вспоминает: «Говорил: «Я молился Божией Матери по ночам, уходил в подвал. Один раз молюсь и слышу голос от Матери Божией: «Раб Божий, ваша молитва услышана».». Он упал, испугался. Потом опомнился, встал и опять стал читать. Потом опять упал. Троекратно Матерь Божия говорила: «Который город находится в блокаде, там Моя чудотворная икона. Я не допущу врага». Вот так я слышала от владыки самого, из его уст. «Я пообещался свить венчики золотые, как война кончится — так поеду». И вот он свил венчики, привёз сюда: на Матерь Божию и на Спасителя, и сам одевал (прикрепил к иконам). Я у самого образа была, так что всё видела». Протоиерей Василий: «Он говорит: «Я сегодня возлагаю венец». На икону, ту, которую снимали. Два венчика. Один утащили, потому что он был с золотом и бриллиантом украшен». Этот факт имел место спустя несколько лет, и лишний раз свидетельствует о глубоком неуважении к нашим национальным святыням.