Землю есть будем...

Сергей Туляков
Воспоминания об архимандрите Кирилле (Павлове):

К земле, к земле, землю есть будем. Будет голод большой. Будет очень тяжело. Ничего не брать, ни паспортов, ни карточек, ни чипов, ни за что не расписываться. Распишетесь — пойдёте к антихристу. Даже ещё не благословлял ваучеры брать, сказал: «это наёмное рабство».

Очень мало народа останется православных, все примут паспорта, погибнут.

Уговаривали его, чтобы подписал итоговое решение Архиерейского Собора, что ничего страшного, душе не вредит внешнее, он не подписал.

Спрашивали у него: как быть? Брать номера, брать паспорта? Батюшка после вечерней вышел и торжественно перед всеми сказал: «Моя совесть не позволяет мне отречься от Христа, а вы все — как знаете».

Первый этап — номера, сейчас попроще. Потом уже будут карточки, труднее будет выкарабкаться. А потом уже метка будет. Это богоборческое дело. Не бойся, малое стадо, с нами Бог!

Рабу Божию Александру: «Ну, Александр, готовься. Нас ждут серьёзные испытания. Мы с тобой доживём до антихриста. Но нам нужно нести этот крест, иначе какие мы христиане, если испытания и страдания не пройдём».

Говорил: «Читайте Евангелие, чтобы отличить ложных пастырей от истинных. Кто читать Евангелие будет — тот спасён будет. Хоть одну главу в день, но прочитайте».

Один из монахов сказал: «Не знаю, как насчёт Сталинграда, а вот нынче, когда бесовские силы решили заставить нас номера вместо имён принять, немногие против подняться осмелились. Но Лавра вместе со своим духовником старцем Кириллом встала. А эти ИНН, небось, пострашнее фашистских танков будут. Этой печати антихриста потруднее путь преградить».

Одна паломница шла в Дивеево по Канавке, и вдруг ей явился батюшка отец Кирилл и говорит: «Немедленно откажись от паспорта». Сказал — и исчез. Паломница не придала этому значения: мало ли прелесть какая, тем более известно, что отец Кирилл лежит парализованный и больной. Да и что делать в городе без паспорта? Вернулась в Москву, рассказала об этом странном явлении, и на этом всё закончилось. Но вскоре она заболела и умерла. Какое-то время спустя явилась своей подруге во сне: сидит в мрачной комнате, и сама вся мрачная. Подруга испугалась и спросила: «Что с тобой?» На что она ответила кратко: «Туда (и кивнула головой наверх) с номером и паспортом никого не пускают».

В 2000-м году батюшка благословил духовных чад собирать подписи против ИНН. Они набрали две тысячи с половиной подписей и подавали их на Синод. И когда они пошли относить подписи в Чистый переулок, в Патриархию, хотели эти подписи официально зарегистрировать у секретаря. Но она не стала принимать подписи и сказала: «Патриарх сказал, что если кто ещё скажет в этом здании про подписи — будет уволен». Потом эти подписи пытались отдать секретарю отцу Владимиру (Дивакову), он тоже их не принял, стал кричать: «Это всё чепуха!» И не смогли передать эти подписи.

Монахиня Таисия (Житенёва): «Про наши времена отец Кирилл всегда говорил: «Молитесь,  никого не осуждайте и держите ухо в остро». Как-то стали говорить о Втором Пришествии, я и говорю отцу Кириллу: «Как страшно дожить до прихода антихриста», а батюшка вдруг уверенно мне и отвечает: «Ты доживёшь до Второго Пришествия». Матушка Мария (она меня на восемь лет старше) тоже спрашивает: «Батюшка, а я доживу?» На что батюшка и ей ответил: «Да. Если болеть не будешь.» Этот разговор был в 70-х годах, мы тогда приняли это в шутку. Сейчас уже вон какой год, и мне 75 лет. Значит скоро уже…».

Говорил, что гонений и бед у нас будет много. Они будут увеличиваться. Необходимо научиться владеть собой, не отчаиваться, не приходить в волнение и растерянность. Даёт это только молитва. Через это придёт спасение. Терпеть надо уметь. Всё происходит только по Воле Божией. Без Воли Божией ничего не будет. Рядом враг будет, но даже не приблизится, если увидит, что вы его не боитесь. Не бойтесь мучений и страданий ради Царствия Небесного. Настольной книгой для вас пусть будут: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Ходите узким путём, сохраните себя для Царствия Небесного.

Многие жаловались на тяжёлую обстановку, жизнь свою отцу Кириллу. Он говорил по этому поводу, что надо терпеть. Прежде всего, надо сохранять со всеми мир, наши трудности — это попущение Божие. Всё должно быть преодолено любовью и миром. Батюшка говорил: «Потерпите, скоро Господь скорби уберёт». А ещё батюшка напоминал всем: «Решения надо принимать без эмоций и вспыльчивости. Это очень трудное, но необходимое условие для нас, христиан».

Монахине Феофилакте отец Кирилл говорил: «Всё принимать, как от руки Божией, со смирением, с кротостью, не роптать никогда, мужественно, даже тогда, когда не хватит крепости, не сможешь своей волей управлять, когда насильно поставят тебе уже электронный чип, тогда человек не сможет сам контролировать свою волю, пресекать слова и действия, грех, — даже тогда через «не могу» молись. И тогда Господь может тебе помочь, как первым христианам, первым мученикам. Сказал, чтобы всегда был рюкзачок собран. Стоять надо до конца за Истину, не бояться. До конца надо стоять за Христа.

«Батюшка, а вот отец Николай (Гурьянов — прим.) сказал, что Россия ещё воскреснет и расцветёт, и что царь грядёт…» — «Не про тебя это». — «А мне что, тюрьма будет?» — «Тебе готовиться к другому кресту, тебя это не касается. Кто знает, может Господь скоро заберёт кого, а вы не готовы по главному-то… Ты ещё эту стезю возьми, крест неси испытаний, страданий, что тебе Господь даст: если мученичество — то мученичество. От сумы и от тюрьмы не зарекаемся, но на всё должны быть готовы. И никогда не унывать! Нам радость какая дана — мы со Христом идём, и с Ним воскреснем!»

Про нынешнее казачество в конце 90-х годов отец Кирилл сказал на мой восторг: «Батюшка, казачество возрождается!» он неторопливо ответил: «Раньше было казачество, а нынешнее и близко возле казаков не стояло. Хоть оденут они яркую форму, ордена понавешают, а дух у них совсем другой. Не то казачество теперь. То казачество, каким оно было при царе, никогда таким уже не будет, и не восстановится в полной мере. В той своей силе не дадут ему таким стать, и вожаков соответствующих приставили, разложили его сполна: шум, гам, пляски. Ряженые в основном, мало кто настоящим делом занимается. Завели командиры их не туда, трудно им будет возвращаться. Боюсь, не успеют к сроку-то. Мне рассказывали, что их не было, к примеру, в октябре 93-го, когда надо было власть народную защитить. Единицы были. Трудно им, очень трудно к истине пробраться, как и многим, кто за Отечество-то болеет. Власти сделали всё, чтобы они были повязаны по рукам и ногам. Обложили их, сильно обложили. И служат они пока не царю, ни Небесному, ни земному, а тем, которые сильные мира сего».

Настырная я, спрашиваю: «Батюшка, а вот отец Николай (Гурьянов — прим.) о расцвете для России говорил, что у народа будет ещё время для покаяния…» Отец Кирилл не сразу ответил, помолчал, потом сказал: «Не про тебя идёт речь. Ты готовь сестёр к мученичеству. Запасы не надо запасать. Запасы надо сделать божественные, духовные. Когда погонят — не бойтесь Сибири, там сады расцветут… Россия спасётся. Церковь до скончания века будет жива! Только в России можно спастись, и из России нельзя уезжать. Нужно главное, чтобы в сердце твоё вселился Дух Святой, чтобы ты пребывала с Ним. И Дух откроет тебе, где быть, какие люди вокруг тебя будут, и через кого можно будет получить Таинство Причастия, исповедь. Очень редкой будет такая возможность. Тогда каждый человек будет бояться другого и спасаться будут тайно. Не все будут знать этих людей, т.е. возле таких редких старцев, у кого можно получить Причастие, не все будут знать их. Т.е. сердце своё нужно уготовить так, чтобы там пребывал Дух Святой, через Которого ты сможешь узнать, как молиться, так чтобы непрестанная  молитва, несмотря на большие невзгоды, оставалась в сердце. Тогда только ты будешь иметь спасение».

Монахине Веронике отец Кирилл говорил об эшелонах: «Матушка, ничего не бойся, постарайся попасть на этот последний поезд (имея в виду тот последний поезд, про который старцы писали). Не отступай ни от чего, будь в том поезде, в первом же поезде будь». Чтобы уточнить, так ли я понимаю его, спрашиваю: «Батюшка, как понимать про этот поезд, в переносном или прямом смысле?» Он говорит: «Святые отцы сказали, в самом прямом смысле понимай». — «На нём увозить куда-то будут?» — «Да, и ты не бойся в нём находиться». Отец Кирилл очень выверенно подходил к каждому, не всякому открывался. По глупости своей я пересказала наш с ним разговор знакомой, она поехала к отцу Кириллу, стала его тоже расспрашивать про поезд. Батюшка сразу закрылся: «Какой поезд? Не знаю».

«Я всегда, с самого начала был против ИНН. Правда, были и у меня сомнения. Когда я увидел, что некоторые архиереи и уважаемые пастыри благословляют верующих принимать ИНН, я было заколебался… Подумал, а прав ли я, не благословляя своих чад принимать «номер». Но сомнения прошли. Я и сейчас выступаю категорически против ИНН. Принимать их не благословляю».

«Присвоение номеров людям — это дело богоборческое, греховное. Поскольку, когда Бог создал человека, Он нарёк ему имя. Наречение имени человеку — это Божия Воля. Все тысячелетия, прошедшие с того времени, люди пользовались именами. И вот теперь вместо имени человеку присваивают номер. То, как и для чего это делается, не оставляет сомнений в богоборческом характере этого дела. Поэтому участвовать в этом деле не нужно, а по мере возможностей ему сопротивляться».

Одна семья хотела продать дом в Семхозе (микрорайон Сергиева Посада — прим.) и купить трёхкомнатную квартиру в Москве, у них было трое детей. Они пришли к отцу Кириллу, а он им говорит: «А как же когда трудности начнутся? С продуктами трудности настанут, электричество, газ, отопление начнёт работать с перебоями, где вы будете, как сможете жить? У вас очень маленькие дети. Не надо продавать. Дом с земелькой обязательно нужно иметь». Они послушались, через некоторое время тёща оставила им трёхкомнатную квартиру. В назидание им батюшка сказал, что настанет такое трудное время, которое надо будет переждать. Для этого желательно иметь всем дом за городом.

Рассказывает священник Даниил: «Обратился я к отцу Кириллу с вопросом о переезде моей семьи в Нижегородскую область, к дедушке. Он благословил переезд. Дом у нас в Волгоградской области был добротный, но пришлось всё оставить. Батюшка сказал: «Пусть переезжает в Нижегородскую область. В трудные времена хоть на картошке проживут, а в Поволжье опять будет голод. Пусть не смотрят на худшие условия жизни».». Они переехали.

Батюшка говорил: «К экуменизму, конечно, я отношусь негативно. Отрицательно отношусь».