Письма Учителю. Славянофил

Евгений Садков
 "                Уважаемый Лев Николаевич,

 пишу Вам накануне Дня народного единства. Так совпало, что очередное майское, 1862 год, письмо Ергольской касается этой неведомой вашему поколению даты.

 Вы сообщаете Татьяне Александровне о поездке из Самары в Каралык. Как понимаю, для изучения землеустройства эмансипированных, а проще говоря, освобожденных из рабства крестьян.

 Возможно, по просьбе Ю.Ф.Самарина. Или "на кумыс".

 Перед поездкой Вы гостите у Юрия Федоровича, занимающего на данный момент представительное место от правительства в Самарской губернии.

 В беседах не только тема начатой Александром-Освободителем реформы, но и расслоение русской интеллигенции на западников и славянофилов.

 Каюсь, мне эта тема больше известна по "Отцам и детям" Тургенева. Конфликт в семействе Кирсановых на фоне нигилизма Базарова.

 Ну а Вы, по отношению к взглядам Самарина? Знаете, Лев Николаевич, это сейчас хоть и тонет под огромным шельфом, утрамбованным нашими героическими идеологами, но в любой момент может стать, как и вашу эпоху, весьма актуальным. Но думается, под другим углом. На кого ориентироваться, Запад или Восток?

 Сейчас одно из направлений, хоть и прикрыто неким, опять же, как мне видится, наносным слоем славянофильства, все же превалирует. Не зря же так быстро пошла в гору карьера одного обласканного изначально Примадонной певца. 

 Его главную песню можно считать гимном славянофилов. Если что, напойте её Самарину. Думаю, очень понравится.

 Сам же Юрий Федорович, как видится мне, примерил идеи славянофильства на запоздалую реформу Александра II.  Спасение в православии, на деле же лишь инструменте системы насилия. Плюс неповторимые, для других стран, пути общественного развития русского народа в виде общин и артелей.

 Уже конец вашего века показал, что все это чепуха на постном масле. Народ, вмиг отвернувшийся от православия, ещё более нещадная эксплуатация рабочих новым классом. Думаю, сам Юрий Федорович к концу жизни убедился в некой мимикрийности идей славянофильства для правящей верхушки. Защитная хламида, при смене фона, потерявшая свою защитную функцию. И не только для господ, но и для ими эксплуатируемых. Тех, кто из огня, да в полымя невиданного социально-политического эксперимента.

 Но кем, посещая Самарина, были Вы? Отвергающий официальное православие, видящий эволюционный путь развития отношений классов. И как мне видится, не понимающий нового "гегемона" России.  Той ширмы, которую торопливо создает для себя  вечная российская бюрократия.

 Кто Вы, мистер Толстой?

         Ваш преданный ученик ЕС.

 A propos. Не нашел в Каралыке памятной таблички о Вашем посещении и питие кумыса в сём благословенном месте. Но надеюсь, краевед Татьяна Цой (Цой жив!) восполнит этот пробел в истории села. А возможно, найдет на местном генеалогическом древе и Ваших потомков.

 Ах, да. Портрет Самарина кисти Тропинина вовсе не показывает  славянофильства модели. Как бы наоборот"