Старый сотовый телефон

Николай Ганебных
           Мне   подарили телефон. Просто отдали тот, который был  у деда. Он  был куплен давно, на  нем были большие кнопки. Почему такие большие  непонятно, так как дед ходил в толстых очках и все видел.
     Правда, все терял и вечно звал внука найти ему то  очки, то книжку  с кроссвордами. Любил объяснять непонятные  слова. Рассказывал, почему в далекую  старину, когда еще не было телевизоров, радио называли тарелкой, и какие телефонные  будки стояли на  улице,  а за звонок нужно было опустить двушку,  что  телефон  тогда  нельзя было положить в карман пальто  и забыть о нем.  Дед любил старые вещи. И теперь  Вовка  остался один. Ему шел уже девятый год, и он тяжело переживал, когда деда не стало. Это было так тяжело, как если бы он потерял и папу, и маму, и тетю Наташу,  и город со всеми друзьями, и  весь белый свет. Он понял, что остался теперь один. Один, хотя с папой и мамой, потому что только деду можно было сказать все, и он  поймет, а теперь некому. Были друзья  в школе, но им не до тебя, а родители на работе, а  дома  только  ты один, да кот Васька. Придя из школы, Володя шел в комнату деда и садился за его стол, чтобы сделать уроки. Он верил, хотя и  не совсем, что дед видит, как он  старательно учится. Он старался  чисто и красиво писать.  Дедушка всегда говорил, что ему надо вырабатывать почерк, и что ему надо хорошо учиться.
    
    Ему запомнился один недавний разговор с отцом, когда  папа решил посмотреть, как Володя выполнил домашнее задание.
 –  Что тебе дед, говорил,  пиши аккуратнее! – сказал  он, открыв  тетрадку. – Смотри, как буквы прыгают, одна большая, другая маленькая.
    Он  не сразу увидел, как крупные слезы вдруг показались на глазах  у мальчишки, как он  наклонил вниз голову, и больше уже не смотрел на отца.
      Он не слышал ничего  больше из того, что говорил папа.  Ему хотелось убежать, как можно скорее. Он ведь старался писать красиво, но почему-то буквы получались разные. Онн ведь и в самом деле такие разные -   «о»  и «б»,  «а» и «д» .  Буква «о» была меньше других, но зато была почти  во все словах. Как и «а». И строчки сами собой ползут вниз, да еще иногда бывает, не ту букву напишешь. Вот слово самое красивое: хлеб. Оно пишется с буквой «б» на конце,  а есть еще  такие длинные слова, которые ровно написать совсем невозможно. Вот слово социалистический, которое дедушка мне  объяснил, но это слово теперь никогда не встречается. В таком обязательно какую-нибудь букву пропустишь. Но папе что объяснишь, когда вдруг потяжелела голова и надо сдерживаться, чтобы не заплакать. Слезы бегут сами собой.
-  Ты  чего разрыдался? – вдруг спросил отец. – Ты не торопись, все получится.
-  А ты сам быстро пишешь?
-  Мне зачем быстро писать? Я за станком стою. Вот мама в бухгалтерии сидит, она пишет быстро.
      Володя сунул голову на грудь подоспевшей мамы и зарыдал уже не сдерживаясь. Его теперь утешали  они оба,  говорили о том, как надо  писать, и  оба не понимали, отчего сын  плачет.  И Володя ушел и сел за дедушкин письменный стол.  Он всегда его внимательно разглядывал. видел на нем все мелкие трещинки и пятнышки, и теперь ему было  необыкновенно тяжело. Стол был старым, каким   был  дед, и этот стол  могли легко выбросить на  свалку за ненадобностью и купить новый. Но теперь это был его стол.  Из дома уже исчезли дедушкины вещи, его  пальто, зонт, тросточка.   Никогда! – думал он, - никогда!
       Кот Васька тоже любил быть с дедушкой. Кот  сейчас же  забрался к нему на колени и, хотя  кот  не плакал, но Володя понимал его. Ему тоже жаль деда.  Кот теперь любит взбираться к нему на колени  и мурлыкать. Володя кормил его, это была его обязанность, и Васька понимал, что Володя ему лучший друг. Васька  даже ночью приходил к нему в кровать и спал у ног.
      Ни отец, ни мать никогда  не говорили с  сыном   о дедуле.  Даже когда дедушка  был жив, родители не обращали на него особого внимания. О чем с ним говорить? Папа не мог же говорить  о станке, мама не будет  с дедом  рассуждать о своих бухгалтерских делах. Так, дедушка   и  Володя оказались исключенными из семейных бесед  и потому-то сдружились по-настоящему.  У них двоих был собственный мир. Особенно, когда дел заболел и не смог ходить.  Когда Вова был дома, не в школе, дедушка  читал ему книги или  пересказывал  внуку разные истории.
   Однажды завелась у них  божья коровка. Она прилетела  в открытое окно  и села на  комнатный цветок. Это была  домашняя роза, земля в горшке - влажная и теплая, и жучок облюбовал себе место под маленьким камушком на черной земле. Дед положил еще рядом крохотный  кусочек колбаски, и жучку это сильно понравилось.
  Но хитрый Васька нашел колбаску  и съел, но дедушка положил такой же кусочек  снова и букашка осталась, не улетела. Дед сделал на этот раз все правильно, стебельки у розы колючие и он поместил махонький ломтик возле стебля, чтобы кот не мог туда  сунуть нос.  Но наша милая букашка все-таки однажды улетела,   у нее  свои дела. И  потом дедушка долго рассказывал о своем детстве,  о крапиве, о маленькой горке, которая была за их деревенским домом. Еще  о том, как стрекочут  кузнечики и как  хочется ему побывать в родном краю. Его деревни уже наверно  нет на земле.
   Мне тоже хотелось пожить в деревне,  чтобы была теплая печка,а  во дворе  лаял пес.
      В городе такую красивую красненькую с черными  точечками букашку   нельзя поймать. Да и не уговорить ее на нашей розе жить. Она тлей питается,  видимо,  клещик паутинный завелся. Так  сказал дед. Вот она и прилетела,  жила долго, а потом клещики перевелись,  и мы ее потеряли, она улетела.
     Когда дед совсем еще не болел, мы   гуляли по городу, ели мороженку, ходили в кино. Хотя дома у  нас есть цветной телевизор, дед говорил, что в нем нет интересных передач, он все вспоминал  какую-то Валентину Леонтьеву, и  говорил, что она очень похожа на мою бабушку, а я ее не помнил. Мы с дедом  рассматривали фотографии, где он был военным, потом геологом, и он говорил о своих друзьях по армии,  о том, как исхолил Уральские горы  вдоль и поперек, вот теперь ноги-то и болят.. Сегодня  для меня, взрослого человека, когда я вам все это рассказываю, едва всплыла бы  седая древность. Но я всю свою жизнь помню рассказы деда.
   Тогда после смерти деда  мне  отдали телефон. Я понимал, что в нем большой красной кнопки нет, чтобы позвонить деду.  Я поставил аппарат на зарядку, и он ожил. Это было чудо. Оказывается, есть бессмертные  вещи.  Я стал смотреть, что будет, если нажимать на разные кнопки.. Можно говорить с папой и мамой, но были номера совсем неизвестные, которые не отвечали.
    И вдруг из одного раздался голос: - Иван, это ты? Ты почему так давно не звонил?
    Я чуть не выронил телефон из рук: -  Алло, алло, это его внук Володя.  Дедушка два месяца назад умер.
  - Ох,  - охнул голос в трубке. - это внук? Сколько тебе лет? Голос такой  похожий.  Расскажи про дедушку.  Что и как.  А я про себя расскажу. Мы с дедом друзья с детства были.
- Ну-ну, перестань плакать. Давай приезжай с  папой ко мне. Отец ведь  меня хорошо знает. Давай, приезжай.  Скажи ему, что я его в отпуск себе  зову. Я на юге живу, вот и приезжайте отдыхать.
    Я знал, что дед родился на юге, в казачьей слободе.  Недалеко от  Белореченска, Краснодарский край, хутор Привольный .

  Я с нетерпением ждал отца домой.  Едва он  переступил порог, я подбежал к нему с вопросом:
 - Пап, а когда у тебя отпуск?
   Он с недоумением посмотрел  на меня: - А давай поедем с тобой на станцию  Белореченскую. Там дедушкин друг живет. И он позвал нас к себе.
   
     Я долго и сбивчиво пытался объяснить, с кем я говорил. Наконец, отец взял у меня телефон и набрал номер:
 -  Простите меня, я не догадался  позвонить Вам. Вашего номера у меня нет. Вот мой сын Вас нашел.
   Папа говорил долго. И снова нас позвали в гости.. И, наконец, я услышал, как папа сказал: - Спасибо. Если это Вас не испугает, то мы семьей к  вам приедем всей семьей.  Жена возьмет отпуск и прикатим. Папа хотел  увидеть  вас, да плохо двигался,  едва ходить мог. Мечтал у вас побывать. Хоть мы осуществим его желание.
   И у меня появилась  мечта.  Которую  обязательно надо исполнить. Побывать  у  друга деда. Стать похожим на дедушку.  Он добрый человек.
   А еще мне отдали всю дедушкину  библиотеку. Все самые интересные книжки..
   
    Тогда  я  еще осознал, что мы с папой родные люди. Раньше я об этом не задумывался, Я вдруг ясно понял, что наступит день, когда его не станет.
   Мне вдруг стало ясно, зачем  мама приносила мне с  работы конфеты, а папа ходил  со мной в магазин покупать  школьный  костюм.  Я понял, что такое родительская любовь и  родные люди,  и гораздо раньше понял, чем когда я повзрослел.