Интеллигенция в развитии духовной культуры

Бахыт Рустемов
Бахыт Рустемов.
Руководитель ОО МСНД (Казахстан).
Республика Казахстан.

Международный научно-практический семинар. ЦНД ШОС
в Узбекистане. Ташкент. Республика Узбекистан. 23.10.2023 г.

Тема: «Роль интеллигенции в обеспечении развития
духовной культуры»

Интеллигенция как социальное явление имеет свое многообразие и сложность. И ее роль, место в развитии духовной культуры можно сказать огромная. Есть понятие, что интеллигенция определяется как соль земли, озоновый слой общества, она также является выражением противоречий в обществе. Мы, старшее поколение, видели настоящую интеллигенцию времен эпохи социализма. Которая служила стране и была примером бескорыстного служения народу. После развала страны советов изменился облик интеллигенции.
Статус интеллигенции настолько изменился, что в научной среде появилось утверждение об исчезновении интеллигенции как особой социальной группы. Многие из бывших интеллигентов превратились в интеллектуальную обслугу новой власти, значительная часть ушла в бизнес, какая-то часть, поставленная в жёсткие условия элементарного выживания, пополнила армию мелких торгашей. 
Мы знаем, что интеллигенция как образованная социальная группа вносит определенный вклад в развитие духовной культуры. Отличительным признаком интеллигенции является ее причастность к высоким нравственным идеалам. Она барометр общества. 
В любой стране интеллигенция ориентирована на сохранение и развитие своей национальной духовной культуры. Почему важно сохранить национальную духовную культуру? Все культурные и исторические памятники являются свидетелями своих эпох. Только они могут поведать подрастающим поколениям об их истории, тем самым пробудить национальное самосознание, любовь к своей родине, уважение к ее истории и культуре.
Сейчас, коротко остановлюсь, о роли казахской интеллигенции в возрождении духовной культуры. Их деятельность, связанная с архивами разных стран, открывает новые страницы в истории нашей страны. В основе изысканий нашей интеллигенции лежит изучение научной дисциплины - историографии, которая дает ответы на многие вопросы, и мы начинаем знакомиться с жизнью наших предков. 
К сожалению, на протяжении десятков лет бывшие политические системы запрещали тюркским этносам изучать историю своего народа. «Которое претило интернациональному воспитанию», так отмечает Олжас Сулейменов. Сегодня каждая страна занимается воспитанием национального самосознания. И это естественное движение. Определение своей национальной идентичности сегодня стоит в идеологии всех стран. Статья нашего президента К.К.Токаева «Семь граней великой степи» открыла дорогу нашим ученым по изучению историографии страны. Отмечу, что новые компоненты общенациональной программы «Рухани жангыру» - «Программа национального возрождения», позволяют актуализировать многовековое наследие наших предков, сделав его понятным и востребованным в условиях цифровой цивилизации.
Духовная культура производит духовные ценности, которые объединяют людей и обогащают их жизнь. Духовные ценности — это идеи и принципы, которые имеют значимость и ценность для человечества. Духовные ценности формируются исторически, передаются из поколения в поколение и дополняются со временем. Роль интеллигенции в обеспечении развития духовной культуры в том, что она выступает против негативных явлений и пороков в обществе. Социальная роль и призвание интеллигенции - она творец общественного сознания, а значит, признается её определяющее значение в общественном развитии.
Передовая интеллигенция обеспечивает прогрессивное развитие общества. Трудовая деятельность интеллигенции носит творческий характер и данное обстоятельство также является значимым аргументом в пользу признания интеллигенции ведущей силой в социальном и духовном развитии культуры. Социокультурная роль интеллигенции неоспорима. Проекты, идеи, картина мира, богатейший мир духовных ценностей создаётся творческой деятельностью интеллигенции.
Теперь о снижении роли интеллегенции. К сожалению, разрушение материального производства, деиндустриализация на постсоветском пространстве привели некоторые бывшие республики к маргинализации рабочих, к потере его социально-классового статуса и тем самым блокировали возможность прогрессивного развития духовной культуры общества.
С потерей производств ряд новых стран постсоветского пространства потеряли научную и техническую интеллигенцию, являющейся двигателем в обеспечении развития духовной культуры. Что не  скажешь об Узбекистане, Азербайджане и Беларуси, которые не пошли на поводу у Запада, а разумно подошли к деиндустрилизации и сохранили рабочие места в своих странах, тем самым сохранив и научную, и техническую интеллигенцию.    
Как экономист, полагаю, что за последнее десятилетия глобализация и следующая за ней деиндустриализация ослабила экономики республик не только постсоветского пространства, но и ослабила экономики самих авторов глобализации: США и Европы. Увеличение роли интеллигенции в развитии духовной культуры я связываю с реиндустриализацией страны. Тогда, несомненно, будет рост качественной интеллигенции, роль которой будет весомым в обеспечении развития духовной культуры.
К сожалению, созидательный труд в материальном производстве был вытеснен всеобщим торгашеством. Например, за последние 30 лет на постсоветском пространстве не было построено ни одного значительного промышленного объекта, тогда как торгово-развлекательные центры растут как грибы. Кардинальное изменение социальных императивов не могло не сказаться на облике человека, реформируемого демократами мира. Создаваемая общественным трудом коллективность была вытеснена приоритетом индивидуального бытия, торжеством идеалов потребительства и принципов индивидуализма.
Я бы отметил, что власть интеллигенции по силе своего воздействия не уступает мощи и возможностям политической власти. Видные представители интеллигенции являются «властителями дум», духовными наставниками общества, творцами общественного мнения. В либеральном обществе интеллигенция лишается  её главного качества - быть выразителем не узкогруппового, кланового, а всеобщего интереса.
Известно, что роль интеллигенции в обеспечении развития духовной культуры многогранна. Их деятельность становится достоянием общественного сознания в духовной жизни, в творческой деятельности. Народная масса благодаря интеллигенции поднимается до высот подлинной культуры.
Такие качества, присущие интеллигенции, как осознание своих личных интересов как интересов, присущих обществу, способствуют популяризации истории и сохранению культуры нации. Наше объединение, третий год подряд, на различных мероприятиях, представляет Казахстан на международной арене, как территорию высокой культуры, проводя различные культурные мероприятия, ознакамливающие мировую общественность с национальной историей и культурой. Например, три года назад в связи с 175-летием Абая, провели эстафету по чтению его стихов, в котором, приняли участие читатели из разных стран. Проводятся и другие мероприятия, как ознакомление с национальной музыкальной культурой казахского народа и т.д.      
Известно также, что высокий духовно-нравственный потенциал в деятельности отдельных личностей и образованных ими разного рода сообществ является значимым фактором проявления конструктивных форм гражданской активности, способствующих эволюционным процессам трансформации общества.
Например, общественное объединение МСНД проявляя инициативу, проводит различные мероприятия по сближению культур народов мира. В 2021 и 2023 годах проведены международные литературные конкурсы, в которых, соответственно, приняли участие 200 поэтов и писателей из 20 стран и 400 из 60 стран мира. Темы конкурсов были посвящены раскрытию новых страниц многовековой истории Казахстана и ее выдающихся сынов.   
Мы, на постсоветском пространстве, соседи. И не плохо знаем друг друга. Являюсь одним из немногих казахов, кто пережил известное ташентское землетрясение 1966 года. В те годы ярко проявился, было такое хорошое и емкое слово, - интернационализм, которое ныне почти не упоминается, куда входили такия святые понятия, как дружба народов и настоящая братская солидарность между людьми, народами и республиками: тогда, мы, ныне постсоветские страны, все вместе поднимали Ташкент из руин. 
Пользуясь возможностью хочу отметить, что роль интеллигенции Узбекистана в обеспечении развития духовной культуры существенна. Единение мыслей, чаяний интеллигенции и власти, бесспорно дают позитивные плоды во всех аспектах жизнедеятельности общества и государства. Узбекистан сегодня, как никогда, уверенно строит свое настоящее и будущее. Я побывал в шести областях. В этом большая заслуга лидера страны Ш.М. Мирзиеева.
Там, где есть конкретная идеологическая составляющая в внутренней и внешней политике любого государства, есть цель возрождения нации, есть волевые решения руководства страны, всегда будет успех.
Мне, и не только мне, а настоящим друзьям узбекского народа, полагаю, приятно видеть, то, что узбекская интеллигенция совместно со своей властью успешно обеспечивает развитие духовной культуры в стране. В результате, имеет успешное развитие в политике, в решении социально-экономических вопросов и в других важных направлениях, показывает миру свое стабильное и успешное развитие.   
У интеллигенции в любой стране, конкретная гражданская позиция, широкий культурный кругозор. Она поднимает простой народ в мир высокой духовности. Несомненно, одно: какие бы изменения ни претерпевало современное, сложно организованное общество, без интеллигенции оно существовать не может. Миссия интеллигенции в том; чтобы обеспечивать устойчивое развитие духовной культуры в своем обществе