Предыдущая страница http://proza.ru/2023/10/30/937
На берегу Рейна недалеко от пирса, к которому причаливают прогулочные пароходы, мы увидели необычный памятник - скульптурную группу: Клеменс Брентано, Генрих Гейне, Виктор Гюго.
Об этом памятнике мы читали, поскольку, прежде чем куда-то отправиться в путешествие, стараемся узнать как можно больше об этом месте.
Бронзовый памятник поэтам Генриху Гейне, Виктору Гюго и Клеменсу Брентано работы моей ровесницы скульптора Лизель Меттен установили в Бахарахе в 2014 году.
Честно признаюсь, что памятник у меня не вызвал восхищения, но это из-за недостаточного понимания прекрасного,
хотя за время обучения в училище и потом жизни в Ленинграде-Петербурге побывал во всех музеях и театрах, слушал замечательных экскурсоводов.
Но пять с лишним лет в казарме военно-морского училища и затем служба в ракетной части оказали на меня несравненно большее влияние.
Вот и сейчас первая мысль при взгляде на памятник: «А где рюмка для третьего поэта? Или он пил из бутылки?»
Эти три человека в своих произведениях создали поэтическое восприятие Рейнской долины и Бахараха. К стыду своему, я не читал романа Клеменса Брентано «Годви», в котором помещены стихотворение «Лорелея» и другие.
Генриха Гейне я читал, но как ни напрягался, не мог вспомнить его произведение «Раввин из Бахараха», а Виктора Гюго прочитал полностью в десятом классе всё собрание сочинений, но тоже не вспомнил «Путешествие по Рейну», да и было ли оно в том собрании?
Видел бюст Гюго в Бингене на набережной, там всё понятно: голова писателя на пьедестале, а в памятнике трём поэтам я так смысла и не понял.
Жена пыталась мне объяснить, как надо его воспринимать, но я всё равно ничего возвышенного не ощутил при взгляде на эту бронзу.
И мы отправились дальше по парку.
Продолжение http://proza.ru/2023/11/01/784