Работа на зеркальном заводе

Виктор Кутуркин
         К 1994  году мне стало окончательно ясно, что работа на обувном предприятии стала бесперспективной.  Зарплата едва удовлетворяла скромные потребности в существовании, не росла, а цены на продукты в магазинах менялись в соответствии с галопирующей инфляцией. Я дал свое резюме в газету объявлений, побывал на нескольких предприятиях, но предлагаемые вакансии меня не устраивали. Либо это было  значительное понижение в должности и при этом невысокий оклад, либо работа, на которой не задерживались предыдущие специалисты.
          Поступившее в сентябре 94 года предложение было от моего хорошего знакомого - Соловьева Маркуса Абрамовича.  Подполковник в отставке, бывший главный инженер войсковой части, работал главным энергетиком зеркального завода. Старше меня на десять лет, замечательный и толковый специалист, он являлся для меня непререкаемым авторитетом. Мы нередко общались, советовались по разным техническим вопросам, обсуждали проблемы и он был в курсе моих поисков. Вакансия начальника участка по производству автомобильных стекол на зеркальном заводе  возникла после того, как руководитель участка Краснов Станислав Алексеевич стал главным инженером.  Маркус Абрамович согласовал мой переход с директором завода Койновой Галиной Александровной и оставалось только явиться для оформления на новое место работы.
           Мой предыдущий 30-летний трудовой стаж был связан с обувным объединением Скороход.  В 1964 году я начал работу киномехаником в ДК Капранова,  по существу -цехе культуры предприятия обувщиков, затем год по распределению после учебы в кинотехникуме, армия, снова ДК Капранова и с 1976 года, после окончания института, непосредственно производство в качестве начальника электроцеха и затем энергетика. Теперь же, мне предстояло продолжить трудовую деятельность на небольшом, в отличии от Скорохода, но довольно успешно работающем в новых условиях предприятии - Зеркальном заводе.
            Завод располагался на углу Лиговского проспекта и Цветочной улицы, занимая небольшую территорию, на ней были пара вместительных металлических ангаров, в которых размещались цеха, одноэтажное производственное здание, заводоуправление с магазином на первом этаже и кабинетами на втором, склады, вспомогательные участки, здание сетевой трансформаторной подстанции и котельная. Число работающих составляло чуть более ста человек. 
             В мои обязанности входило принимать заказы от автомобилистов на изготовление лобовых стекол, передавать их в работу,  а на завершающем этапе изготовления, самом ответственном в технологическом процессе, загружать полуфабрикаты в автоклав и выдерживать в вакууме при повышенной температуре.  Моя команда насчитывала пять человек молодых ребят, умеющих выполнять все операции кроме завершающей.  На автоклаве работал только я сам.
             Идея изготавливать автостекла и ее осуществление стало возможным благодаря творческой мысли руководителей служб  главного инженера - главного механика и энергетика. Специалисты приобрели оборудование, смонтировали и запустили процесс изготовления.  Мне оставалось только вписаться в работающую цепочку.
             Не буду загружать уважаемого читателя описанием техпроцесса изготовления стекла для автомобиля, однако напомню, что лобовое или как его еще называют ветровое стекло, не рассыпается на осколки при разрушении благодаря пленке между двумя тонкими стеклами. Этот своеобразный трехслойный "бутерброд"  или "триплекс"  наша команда и изготавливала. Кроме этого на моем участке выполнялось гнутье стекол под действием высокой температуры в печах. Заказчиками больших партий "гнутья" были мебельные предприятия  города.
              Около недели мне потребовалось для того, чтобы освоиться на новом месте.  На этом этапе мне здорово помогли главный инженер Станислав Краснов, /о нем подробнее в стихотворении на моей странице сайта Проза ру/, энергетик Маркус Абрамович Соловьев, главный механик Андрей Евстафьев. Впрочем и все рабочие и руководители, за редким исключением, оказались людьми довольно приветливыми. Забегая вперед скажу, что такого дружного и сплоченного коллектива я встретить не ожидал. Никаких многочасовых совещаний, общественной работы, летучек, планерок;  - каждый знал свои обязанности и их исполнял.  Заслуга в этом несомненно принадлежала директору завода - Койновой Галине Александровне. 
            Надо сказать, что в начале 90-х годов Зеркальный завод был единственным предприятием в городе по изготовлению автостекол. Мы делали стекла на все отечественные автомобили и на подавляющее большинство иномарок. На отечественные автомобили изготавливали партиями и передавали в наш магазин на Лиговском проспекте 260, а индивидуальные заказы на иномарки я оформлял после осмотра автомобиля,  подобрав соответствующую модели машины раму и бумажный трафарет размера стекла. Cрок изготовления заказа не превышал трех дней, установка стекла в машину осуществлялась на территории завода.   Цены были вполне гуманные, а качество нашего триплекса регулярно проверялось в заводской лаборатории.
             Начало девяностых годов характеризуется массовым завозом в нашу страну недорогих бу иномарок из Европы и Японии.  Расцвет этого вполне доходного бизнеса пришелся на время моей работы.  Петербург был наводнен  Ауди, Гольфами,  Фордами,  японскими Тойотами, Хондами, Cубару, Ниссанами и другими моделями.  Для российского автомобилиста появилась возможность стать обладателем недорогой качественной иномарки 5-7 летнего возраста. И ветровые стекла на эти машины были вполне востребованы.  Ведь именно в те годы мы смогли убедиться в том, насколько отечественный автопром отстал от европейского. Что касается стоимости ввозимых бу иномарок, то она была вполне сопоставима с ценой новых Жигулей 9 модели. Конкуренцию российскому автопрому составляли подержанные Тойота Карина и Королла, Опель Астра и Вектра и особенно такие надежные "немцы" как Фольксваген Гольф и Пассат.  Недаром, через сравнительно небольшое время, государством стали приниматься меры защиты путем увеличения пошлин на ввоз машин из Европы.
               К тому времени я был автомобилистом с тринадцатилетним стажем и обладателем автомобиля, который не продал даже в годы безденежья.  Было безумно интересно, беседуя с заказчиками, узнавать достоинства и характеристики машин,  сравнивать цены, расширять знания в этой области.   По выходным дням часто бывал на авторынке в Автово и, через короткое время, уже неплохо ориентировался в достоинствах, недостатках и стоимости многих моделей, однако, не торопился сменить свой Жигуль на иномарку.  Мои товарищи Слава Краснов и Андрей Евстафьев были увлеченными автомобилистами, а Андрюша в выходные дни перегонял автомобили из Европы.  Cемилетний микроавтобус Форд Транзит из Германии, долго служил в заводском автопарке и превзошел новую Газель отечественного производства, требующую постоянного ремонта.
             Заказчиками и покупателями изделий завода были не только рядовые обыватели. В магазине на Лиговке были замечены Михаил Боярский с другом Сергеем Мигицко - в те годы они передвигались на скромной красной Ниве, интересовалась зеркалами   Алиса Бруновна Фрейндлих, заказывал стекло на свой Мерседес директор Водоканала Кармазинов,  обращался к нашему директору за спонсорской помощью руководитель Пушкинского театра народный артист СССР Игорь Олегович Горбачев.  Тогда Галина Александровна с пониманием отнеслась к просьбе известного народного артиста.  Навсегда запомнил как на территорию завода въехал Гранд Чероки с разбитыми стеклами дверей,  побывавший скорее всего в серьезной переделке, а пригнавшие его "братки" cтали требовать немедленного остекления машины. 
             Приглашая меня на работу,  Маркус Абрамович  не только помогал мне,  но и рассчитывал в перспективе уехать из страны, передав мне свои обязанности.  Работая на производстве стекол, я продолжал регулярно сдавать экзамены и подтверждать  допуски, требуемые для работы энергетика и приказом по заводу был назначен заместителем главного энергетика. И когда в 1997 году он засобирался на "землю обетованную",  то я был готов заменить его.  Вскоре это и произошло.  Своеобразное "дежа-вю" заключалось в том,что в 1976 году главный энергетик ЛПОО Скороход - тоже Маркус, но Михайлович Экельман предложил мне работу на обувной фабрике.  А через двенадцать лет в 1988 году он отъехал в Израиль, предложив мне свою должность накануне отъезда. Тогда я отказался,  мотивируя решение огромым объемом новой работы.
           Таким образом, спустя три года я вернулся к новой, но старой должности энергетика. С оборудованием завода, электроподстанцией,  документацией я был знаком. Котельной занимался, ставший мне надежным товарищем Николай Митюков, в совершенстве знающий свою работу.  Заводские электроподстанция и котельная обеспечивали не только потребности завода, но и ряда соседних предприятий, что приносило существенный доход в бюджет завода.  Правда, для этого пришлось оформить необходимую лицензию и заключить договора. Через некоторое время завод принял серьезного арендатора,  занимавшегося порошковой окраской металлоизделий.  Дела у него шли успешно, производство росло и скоро он стал нашим партнером.  Вскоре на завод пришли и другие арендаторы.
              Дефолт 1998 года завод перенес относительно спокойно,  ведь мы не имели зарубежных поставщиков сырья и комплектующих изделий.  Выросший в цене доллар, благоприятно воздействовал на отечественных производителей, продукция которых стала приоритетной, а импорт значительно сократился или вырос в цене.  Зеркальный завод сумел нарастить выпуск изделий и, соответственно, увеличились зарплаты. Директор Галина Александровна и главный бухгалтер Галина Дмитриевна вели наш "корабль" правильным курсом.
           Мне нравилось работать в этом коллективе, где каждый работник в совершенстве знал свои обязанности и не требовался надзор и мелочная опека. Насколько же эта обстановка отличалась от той,  в которой я отработал предыдущие два десятилетия!  Директор сплачивала коллектив; мы отмечали совместно праздники, юбилеи,  а заводские поэты пробовали писать стихи.  Надо сказать, что я тоже поддался этому увлечению и часть моих стихов есть на страничке Стихи ру. По инициативе нашего директора, - Галина Александровна была сторонницей здорового образа жизни, на завод регулярно приезжала мастер спорта по гимнастике Светлана и в течение часа под ее руководством мы тренировались. Эти занятия по растяжке проводились  два раза в неделю после работы и еще в большей степени объединили коллектив. 
            В наступившие "нулевые" годы завод вступил с уверенностью и перспективой в будущем. Закупалось  импортное оборудование, удалось ввести в строй производство зеркал больших размеров, стали наносить на поверхность стекла затенение, рисунок, фацет. Менеджеры развивали торговую сеть, заключая договора с новыми магазинами.  К сожалению, количество заказов на автостекла стало сокращаться, - в городе появились многочисленные конкуренты и нарастил производство стекольный  завод в Нижнем Новгороде,  активизировался импорт зеркал из Белоруссии. Но и в этой конкурентной борьбе положение зеркального завода продолжало оставаться прочным.
          Значительно улучшилось наше материальное положение. Мы с женой работали, а сын отслужил армию и нашел перспективное место.   Мы продали дачу в Приозерском районе, окончательно уверовав в то, что ее расположение нас не устраивает / никакой перспективы на электроснабжение садоводства и значительная удаленность от озер Комсомольского и Вуокса/. Продали наш старенький Жигуль и купили "девятку". На майские  праздники совершали туристические автобусные поездки в Европу, а летний отпуск проводили с палаткой на побережье Финского залива. Пару раз отдохнули в Лазаревском на Черном море в бархатный сезон.
           В 2007 году подошел возраст моего выхода на пенсию. Я продолжал работать, так как кандидатов на мое место не было, однако на заводе произошли изменения. Наш основной арендатор, занимающийся порошковой окраской металлоизделий, значительно нарастил производство,  приобрел новые площадки в городе и решил выкупить наш завод. Условия сделки были взаимовыгодными и у завода появился новый хозяин, сменивший директора, главного инженера и главного бухгалтера. Ими стали полковник, подполковник и майор отправленные в запас. Не представляю, чем руководствовался хозяин, назначая руководителями офицеров, отслуживших в горячих точках, но мне они запомнились лишь тем, что начали активно сдавать в аренду все что только можно.  Когда дошла очередь до помещений трансформаторной подстанции, что категорически запрещено правилами электробезопасности,  я не выдержал;-cел на велосипед /на работу я ездил на велосипеде/ и в разгар рабочего дня уехал домой.  Так , отработав 14 лет на зеркальном заводе, я закончил свою трудовую деятельность в возрасте 61 год.
            Через год после моего ухода на заводе случился пожар, -выгорело помещение одного из арендаторов из-за неправильного обращения с электроприборами.  По просьбе директора я приехал и дал несколько советов по ликвидации аварии.  А на предложение вернуться ответил решительным отказом. 
   
        P.S.    Теперь я редко бываю у  Московских ворот,  где прошла вся моя трудовая деятельность.   ДК Капранова уже нет,-на его месте многоэтажный бизнес-центр, через сотню метров от него территория Скорохода.  Если перейти через площадь и пройти по Лиговке метров триста, то на пересечении улиц Цветочной и Ломаной будут фабрики Пролетарская Победа 1 и 2, на которых довелось работать. Здесь же и Зеркальный завод. Иногда я захожу на эти  предприятия, и встречаю тех, кто меня еще помнит. Да и мои юные годы прошли в районе Московской заставы-в доме 130 по Московскому проспекту. Это одно из любимых мест моего родного Ленинграда-Петербурга.