Разбойник Савка. Ч. 2. Сер. 1

Марина Егорычева
РАЗБОЙНИК САВКА
Сценарий по роману "Савкин овраг"
жанр: историческая сказка
Часть 2. Серия 1


КРАТКОЕ СОДЕРАЖАНИЕ: Прошло 15 лет с тех пор, как Савка ушел из Коломенского, на дворе 1662 год. Савка решил вернуться в родные края, не успел он еще пересечь московский рубеж – Оку, как ему начинают снится чудесные сны: медведь Потапыч, которого он с Марфой спас в детстве, спасает его от волков. На перевозе через Оку собрались люди, одни ожидают перевоза, другие ведут мелкую торговлю. Приходят сокольники с глашатаем, они объявляют, что улетел царский сокол, а из Москвы сбежал колодник, товарищ Марьи-разбойницы. Во время чтения указа Савка крадет грамоту, теперь он может представляться сыном боярским. Савка доходит до окрестностей Коломенского, он не знает, где ему остановиться, заходит в первый попавшийся кабак в деревне Котел. В кабаке Савка встречает своего старого знакомого Служивого Егошку, теперь одинокого пьяницу. Хозяйка кабака Алена приглашает Савку к себе в дом, она была девочкой, когда Савка покинул Коломенское, и не забыла свою детскую любовь. Савка утром уходит из кабака, обещая вернуться. Савка решил жить в овраге, к нему присоединяются два парня: коломенские крестьяне Тимофей и Андрей. После этого прошел слух, что в овраге завелись разбойники, а главный у них – Савка, который пропал много лет назад. Сначала грабить у них не получается, однако удается достать деньги и без грабежа: боярыня Морозова благодарит их за свое спасение.


НАТ. ГДЕ-ТО В ЗАСНЕЖЕННОМ ЛЕСУ -  СОН

Савка в лесу на поляне стоит один, ему около 35 лет, борода и усы, на правой щеке – рубец.
Савка идет навстречу ветру, вдруг появляются три волка, они окружают его с трех сторон.

Савка достает нож, волки скалятся. Один волк набрасывается на него, Савка отбивает атаку, второй волк так же набрасывается, Савка продолжает отбиваться. Между тем подходят еще несколько волков. Савка не знает, что делать.

Неожиданно из-под снега выскакивает огромный медведь - Потапыч. Он ревет, идет на волков, два волка пытаются напасть на него, но он их отбрасывает ударом мощной лапы. Волки уходят.

Медведь поворачивается к Савке, Савка в растерянности. Савка ложится лицом в снег. Потапыч подходит к нему, нюхает голову.

ПОТАПЫЧ
Ну что, Савка, вернул я тебе должок? Ха,ха, ха …

КОНЕЦ СНА


НАТ. ГДЕ-ТО В КУСТАХ У БОЛЬШОЙ ДОРОГИ ЛЕТО УТРО
Савка спит на охапке сухой травы, Савка открывает глаза.

САВКА
Привидится же такое!

Савка встает, собирает котомку и идет. Одет он бедно.

Савка идет по большой дороге, которая ведет к переправе через Оку. На другом берегу – Серпухов.
Савка садится в лодку с лодочником, дает за провоз деньги, переправляется на другой берег.

НАТ. БЕРЕГ ОКИ НА СТОРОНЕ СЕРПУХОВА ПЕРЕВОЗ ЛЕТО ДЕНЬ

На перевозе через реку работают лодочники, на берегу ведется мелкая торговля с небольшого прилавка.

За прилавком стоят: КАЛАЧНИЦА-1 (баба около 30 лет), которая продает калачи с лотка, и КВАСНИЦА-1 (баба около 30 лет), которая продает квас, разливая его из кувшина.

На большом бревне сидят в ожидании переправы люди: крестьяне МУЖИК-1 (35 лет), МУЖИК-2 (35 лет) и другие.

Савка выходит из лодки, в лодку садятся два мужика, отплывают. Савка подходит к прилавку.

КВАСНИЦА-1
Квасок, квасок! … давай медный грошок …

КАЛАЧНИЦА-1
Калачи, калачи … нонеча были в печи …

Савка смотрит на снедь, вздыхает. Достает деньги, платит. Берет калач. Квасница-1 наливает ему в берестяной стакан квас. Савка отходит, садится на бревно.

Рядом с ним сидит сын боярский (то есть, служилый человек, что-то вроде мелкого дворянина) Савелий Герасимович ВОРОНОВ, около 30 лет, борода, усы, на левой щеке рубец.

К ожидающим подходят: СОКОЛЬНИК ЮРОВ Филипп Елизарьевич, борода, усы, 25 лет, и ПОДСОКОЛЬНИК ПАВЕЛ (20 лет, усы), оба немного туповатые, с ними ГЛАШАТАЙ, или бирюч, 30 лет.

СОКОЛЬНИК ЮРОВ
Народ православный, подходи!

МУЖИК-1
А вы кто такие будете?

СОКОЛЬНИК ЮРОВ
Я – Филипп, Елизаров сын, Юров, сокольник царский!

ПОДСОКОЛЬНИК ПАВЕЛ
А я – подсокольник его Павел!
СОКОЛЬНИК ЮРОВ
А с нами – бирюч, нынче будет царский указ оглашать!

КАЛАЧНИЦА-1
(Мужику-1)
Что случилось-то? никак татарове безобразничают?

МУЖИК-1
Накаркаешь есчо … понятно чаво … сокол царский опять слетел …

Глашатай залезает на большой камень, по бокам стоят Сокольник Юров и Подсокольник Павел, к ним подходят люди.

ГЛАШАТАЙ
Царский указ! Слушайте и запоминайте и другим передавайте! В последних числах из села Острова сокол выграл …

МУЖИК-1
Ну, что я говорил …

Савка замечает, что Воронов распахнул на одной стороне верхнюю одежду, за поясом у него торчит грамоты, Савка потихоньку ее крадет.

ГЛАШАТАЙ
… и повелел царь и великий государь разослать посыльщиков, пушкарей и россыльщиков в Серпухов, и в Серпуховской, и Тарусский,и в Оболенской уезды для того, чтобы они везде объявили …

КВАСНИЦА-1
Ох, быстрее бы бирюч дочитывал, мне коровку доить …

МУЖИК-2
Нет у тебя коровы, только коза тощая, дай дослушать, щас самое оно будет …

КВАСНИЦА-1
Какая я тебе коза? …

ГЛАШАТАЙ
… где того сокола поймают и они поймав объявили бы в Приказной избе …

МУЖИК-1
А награда?

ГЛАШАТАЙ
… а тому, кто того сокола поймает, тому по царскому своему указу повелел великий государь …

МУЖИК-2
… в прошлый раз полведерка было …

ГЛАШАТАЙ
… наградить полведерком вина …

МУЖИК-1
Половиной?

ГЛАШАТАЙ
(всматривается в грамоту)
Ан нет, наградить целым водоносным ведерком вина!

МУЖИК-1
… иди ты … цельное ведерко, во как … вот бы к нам сокол …

КАЛАЧНИЦА-1
А у нас в деревне водоносное ведерко поболе чем в других… эх, этак наши мужики все перепьются …

МУЖИК-2
Сокол в вашу деревню не полетит, у вас там рожь не уродилась, птички слетели …

КАЛАЧНИЦА-1
Это в вашей деревне рожь не уродилась, у вас мужики – все пьяницы …

ПОДСОКОЛЬНИК ПАВЕЛ
Тихо, далее слушайте!

ГЛАШАТАЙ
И велено всем, кто указ слушал, идти в свои села и деревни и всех оповестить, чтобы все указ царский услышали.

ВОРОНОВ
А у кого сокол-то выграл?

СОКОЛЬНИК ЮРОВ
Ну, у меня.

ВОРОНОВ
Что же ты, сокольник, сокола не сберег? Бражничал видно.

СОКОЛЬНИК ЮРОВ
Но-но, я службу государеву знаю …

ПОДСОКОЛЬНИК ПАВЕЛ
Человек летать не может, у нас крыльев нету, чтоб его догнать!

ВОРОНОВ
Эх ты, разиня.

Народ начинается расходится.

СОКОЛЬНИК ЮРОВ
А ну стойте! Еще весть есть … Был я в избе у воеводы, а там грамотка из Москвы: из Сущевской слободки колодник сбежал, а люди сведующие сказывали, что тот колодник - товарищ Марьи-дущегубицы …

КВАСНИЦА-1
Это какой Марьи, которая в роще под Москвой кровь проливает?

КАЛАЧНИЦА-1
Говорят, завлекала она мужиков своею красотою и ласковым обращением …

МУЖИК-1
Всё верно талдычишь, земля слухом полнится. Красота у нее бесовская, люди бают, мужик обрадуется, что на него красивая жёнка запала, пойдет с ней в рощу от людей подале для энтого самого дела …

МУЖИК-2
А там шайка ейная, окружат его и говорят: давай в игру играть, только в нашу, разбойничью …

КВАСНИЦА-1
Верно, я тоже слыхала, давай, говорят, считалочку нашу, и давай считать: будем резать, будем бить … а кто выйдет – тому и смерть.

МУЖИК-1
А выходило всегда на того мужика, который с Марьей пошел …

КАЛАЧНИЦА-1
(Юрову)
Ты, скажи, душегубицу-то споймали?

СОКОЛЬНИК ЮРОВ
Как же ее поймать, люди добрые, когда она всегда разными личинами прикидывается: то кабатчицей, то крестьянкой, то портомойкой, то прислужницей боярской.

ПОДСОКОЛЬНИК ПАВЕЛ
Одна только примета и есть – очень уж ласкова к путнику.

ВОРОНОВ
Сокола упустили, бабу споймать не можете, колодник сбег, прикажет царь с вас портки стянуть и всыпать по первое число …

Раздается смех.

СОКОЛЬНИК ЮРОВ
А вот мы нынче же его и поймаем, приметы его помню: ростом высок, костью широк, волосом рус, борода невелика, руса ж с сединою, поперек лица рубец … Не ты ли тот колодник, что меня перед всеми срамишь?

ВОРОНОВ
Да ты совсем дурак, у меня волос черен …

СОКОЛЬНИК ЮРОВ
Цвет изменил …

ВОРОНОВ
Да я сын боярский, служилый человек, зовут меня Савелий, Герасимов сын, Воронов, иду в полк к Григорию Григорьевичу Ромодановскому …

СОКОЛЬНИК ЮРОВ
А ну покажь грамотку ….

Воронов начинает искать грамоту, но не находит.

ВОРОНОВ
Была здесь нынче, потерял видно, где-то здесь она …

СОКОЛЬНИК ЮРОВ
Ага, а ну Пашка, хватай колодника!
(мужикам)
А вы подсобляйте!

Сокольник Пашка пытается схватить Воронову, но тот отталкивает его.

Мужик-1 и Мужик-2 неохотно подходят к Воронову с двух сторон.

ВОРОНОВ
Да чего ты ко мне пристал!
(показывает на Савку)
Вон у него тоже рубец, и волос рус, так может это он – колодник?

Савка улыбается.

СОКОЛЬНИК ЮРОВ
У него рожа добрая, а у тебя злая, меня не проведешь! Ведите его к воеводе.

Сокольник Павел, Мужик-1 и Мужик-2 хватают Воронова и тащат его в Серпухов.

САВКА
(Сокольнику Юрову)
Что же ты, сокольник, ловил сокола, а поймал – ворона!

Окружающие смеются.


НАТ. БОЛЬШАЯ МОСКОВСКАЯ ДОРОГА ЛЕТО ДЕНЬ

Савка бредет по дороге с котомкой. Через дорогу бегут веселые парни и девушки.

Савку окружают парни и девушки, хороводят, Савка пританцовывает.

ДЕВУШКИ
Спой, а то не пустим!

САВКА
Молода девчонка раздогадлива была.
Заставила меня шататися по чужой стороне,
Приневолила меня любити чужемужних жен…

ДЕВУШКИ
Грустная песня, не хотим слушать!

Девушки и парни убегают. Один парень кричит: «Марфуша, подожди!». Савка смотрит им вслед, Савка идет дальше в Москву.


НАТ. МОСКОВСКАЯ ДОРОГА У ПОКЛОННОЙ ГОРЫ ЛЕТО УТРО

Савка взбирается на Поклонную гору на Серпуховской дороге, он креститься, глядя на кресты на кремлевских соборах.

САВКА
Нет ничего милее родимой сторонушки.


Савка смотрит вправо – там виднеется церковь Вознесения в Коломенском. Он обводит панораму справа налево взглядом: деревни, Симонов монастырь за Москвой-рекой, Тюхалева роща, Данилов монастырь, Донской, далее всего Москва.

Савка спускается и идет вперед. Савка проходит деревню Котел. В конце деревни слева на возвышении стоит кабак, далее течет речка Котел, на речке работает мельничное колесо.
Спереди от кабака находятся: коновязь (место для привязывания лошади), ясли для лошади (кормушка), поилка для лошадей.

Из дверей кабака АНДРЕЙ (20 лет, упитанный безбородый юноша), выбрасывает мужика, Андрей кидает вслед мужику шапку.

АНДЕРЙ
Больше в долг не даем, так Алена Игоревна сказала!

Андрей скрывается за дверью.

Савка идет мимо, переходит речку по мостику, далее взбирается на гору. Савка спускается с горы, переходит следующую речку, справа за забором находится кирпичный завод: печь для обжига, навес, под навесом сложены кирпичи для просушки.


НАТ. ДАНИЛОВСКАЯ СЛОБОДА НЕБОЛЬШОЙ ТОРГ ЛЕТО ДЕНЬ

Вдоль дороги слева стоят избы – постоялые дворы и харчевни. Справа от дороги небольшой торг, далее – Данилов монастырь.
На торгу ведется торговля ягодами, грибами.

КАЛАЧНИЦА-2 (30 лет) продает калачи с лотка, КВАСНИЦА-2 (30 лет) ходит с кувшином, торгует квасом.

КАЛАЧНИЦА-2
Калачи из печи!

КВАСНИЦА-2
Квасок, квасок за медный грошок!

Савка покупает квас и калач, стоит, ест, что-то обдумывает. Смотрит в сторону Москвы (виднеются вдалеке стены и ворота Земляного города), затем разворачивается и идет в обратном направлении.


НАТ. ДЕРЕВНЯ КОТЕЛ КАБАК ЛЕТО ВЕЧЕР

Грустный Савка заходит в кабак на краю деревни.


ИНТ. ДЕРЕВНЯ КОТЕЛ КАБАК ЛЕТО ВЕЧЕР

В помещении кабака стоят столы и скамейки. За столами сидят мужики, пьют и закусывают. Торговля вином ведется из-за прилавка. За прилавком стоит хозяйка АЛЕНА Игоревна, женщина около 25 лет.

Алене Игоревне помогает Андрей, он разносит кружки с вином, забирает пустые.

Савка садится за свободный стол. Савка озирает помещение кабака. За соседним столом сидит грустный ТИМОФЕЙ, парень 20 лет, с бородой, русый, кучерявый, симпатичный).

По другую сторону от Савки и Тимофея сидит Служивый Егошка в окружении мужиков. Егошку трудно узнать, он постарел, опустился, выпивает.

Рядом со Служивым Егошкой сидят - МУЖИК ЛУКЬЯН и МУЖИК ДЕМЬЯН, местные крестьяне, бородатые, около 40 лет.

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
И пошло значит в Коломенском неладное после Купальской ночи … я тогда сразу смекнул …
(отпивает)
То лошадь моя, то яблоки с заветной яблони пропадут, то собака замяукает …
(отпивает)

Неожиданно к Савке подходит улыбающаяся и чему-то радующаяся Алена, ставит перед ним кружку и кусок пирога на тарелке. Савка смотрит вопросительно.

АЛЕНА
Угощайся, путник!

Алена идет за прилавок, вытирает кружки.  Савка закусывает, прислушивается к тому, что говорят соседние мужики.

Андрей подходит к Тимофею, ставит перед ним кусок пирога и кружку с вином.

АНДРЕЙ
На, угощайся, сегодня хозяйка добрая, всех угощает.

Андрей косится на Савку, а Савка на него. Андрей поворачивает к Тимофею.

ТИМОШКА
Эх, невзлюбил меня ключник. Как пить дать – в темнице сгноит!

АНДРЕЙ
Может еще обойдется, Тимошка? Ну потравили коровки его лужок, чего не бывает, травка снова уже выросла.

ТИМОШКА
Нет, Андрюшка, пропадет моя головушка, шкуру с меня ключник велит содрать, а всё потому, что Ксюшка меня вечером к речке позвала … А я что? Она баба в самом соку …

АНДРЕЙ
Может сбежать? А куда? Не прибиться ли к каким разбойникам?

В другом углу Служивый Егошка ведет свой рассказ.

МУЖИК-ЛУКЬЯН
Ты давай про Савку рассказывай …

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
Я тогда в Коломенском был на царском двору, поэтому мне это всё хорошо известно … Ну так вот, велел его князь в темницу заточить, а Савка как свиснет, как его конь Сивка-бурка из-под земли явится, Савка на коня – только его и видели, вот как… научил значит Савку колдун ворожбе всякой ...

МУЖИК ДЕМЬЯН
А красавица Марфа? Правда, что любовь между ними была такая сильная, как у птицы лебеди?

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
Известно какая, сильнее не бывает. Савка пропал, а Марфа затосковала, я хорошо помню: из красной девки в старуху превратилась, а все потому, что приворожил ее Савка.
(отпивает)
И мужа своего она поэтому терпеть не могла. И пошла она к колдуну, изведи мол моего мужа, а он ей – нельзя, чтобы на меня подумали, надо грабли заговорить, мало ли чего бывает, случай какой на лугу …

Счастливая Алена подходит к Савке.

АЛЕНА
Ты, верно, путник, ночлега ищешь? Ты к крестьянам не ходи, у нас народ лихой бывает, у меня можешь переночевать, ничего за ночлег не возьму.

Савка послушно встает.

АЛЕНА
(Андрею)
Андрюшка! Я в отлучке, следи здесь за всем!

Алена уводит недоуменного Савку в дверь, которая ведет во внутренние жилые покои.


СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
Вот как оно было: загорелся вдруг амбар на краю села, знамо дело – колдовство, ведь огня там отродясь не бывало! Побежали все на пожар, а наутро никого не нашли, пропала баба. Но люди сказывали: это всё Савка, это он и пожар устроил и Марфу свою выкрал… И пропали с тех пор оба, ни слуху, ни духу! … Только говорят, что спасти ее, то есть, никак нельзя было, слух прошел, что в овраге за Коломенским ее Савка и похоронил. … С тех пор люди опасаться стали тудысь ходить … очень уж страшно там сосны воют …

Служивый Егошка вздыхает и отпивает.

МУЖИК ЛУКЬЯН
Слушай, а где товарищ твой? Вы с ним были как в сказке: двое из ларца – одинаковые с лица!

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
Это потому, что брат он мой двоеродный, с измальства вместе росли… Послал нас царь-государь на войну, там и потерял я его …
никого у меня на свете не осталось.

Мужик Лукьян наливает Служивому Егошке водки в кружку.

МУЖИК ДЕМЬЯН
А расскажи как ….

МУЖИК ЛУКЯЬН
Да отстань ты от него, ужо в другой раз расскажет … А с кем на войну ходили, с татарами?

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
Нет, с поляками… а татар я тоже видал, они как выскочат на своих конях, у них кони – во! У них сабельки – вах! Один страх …

МУЖИК ЛУКЬЯН
Ох, меня мамка еще в детстве ими пугала, вот будешь, говорила не слухаться, я тебя …


ИНТ. ДОМ КАБАК СЕНИ ЛЕТО ДЕНЬ

Алена и Савка входят через дверь в длинные сени, которые соединяют жилые помещения, кладовые, кухню. Алена запирает дверь на засов.

АЛЕНА
Ну пойдем … иди … иди …

Алена толкает Савку в сторону выхода во внутренний двор.


НАТ. КОТЕЛ КАБАК ВНУТРЕННИЙ ДВОР ЛЕТО ДЕНЬ

За кабаком и жилым домом находится внутренний двор, по одну сторону – кабак и жилая изба, по другую сторону в отдалении - баня, справа от бани (со стороны речки Котла): конюшня, сарай, за ними сад и огород, рядом с садом стоит навес, под ним стол и скамейки, слева от бани на левой стороне – глухой забор с воротами и калиткой на улицу. По двору настелены доски.

Посередине двора в котле кипит вода, рядом на столах стоят предметы для стирки (корыто, лохань, доска стиральная). УЛЬЯНА, непривлекательная девушка 17 лет, занимается кипячением и стиркой.

АЛЕНА
А у меня и банька затоплена, нынче тебя и помоем с дороги.

САВКА
Банька – это доброе дело.

АЛЕНА
Давай котомку свою, спрячу. Давай-давай, не бойся.

Савка неохотно отдает котомку Алене.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК БАНЯ ЛЕТО ДЕНЬ

Савка трет руки мочалкой, открывается дверь из предбанника, входит Алена с тазиком. Савка оборачивается назад, видит Алену.

АЛЕНА
Я тебе чистое принесла.

САВКА
Спасибо, хозяйка. А чего гляделки вылупила? Мужика голого никогда не видала?

АЛЕНА
Да у тебя одна кожа да кости, на что смотреть? По делу я пришла. Ну-ка голову мне свою дай!

Алена встает позади Савки, который сидит на скамейке, ставит тазик рядом.

АЛЕНА
Сиди смирно, будем жильцов твоих травить.

Алена намазывает волосы Савки приготовленным снадобьем.

САВКА
Ай, щипит!

АЛЕНА
Да у тебя голова вся в расчесах, терпи, казак, атаманом будешь!

САВКА
Ай, соком бы клюквенным!

АЛЕНА
Где нынче клюкву взять?

Алена заканчивает намазывать волосы, заматывает голову Савке тряпкой, берет тазик, направляется к двери.

АЛЕНА
Ну вот, посиди пока, а я пойду, воду теплую в бочке возьмешь.


НАТ. КОТЕЛ КАБАК ДВОР ЛЕТО ВЕЧЕР

Алена трет белье о стиральную доску в лохани, Ульяна полощет белье в корыте.

Выходит из бани Савка в чистой рубахе и портках.

АЛЕНА
Помылся уже?

САВКА
Да, спасибо, хозяйка. А одежда моя где?

АЛЕНА
Одежка твоя? Да стала я её штопать да застирывать, а она взяла – да вся на лоскутки и распалась.

САВКА
Да как же мне теперь быть?!

АЛЕНА
Да никака, не кручинься, я тебе новое платье дам, ну не новое, конечно, пьяница какой-то заложил, а я всё постирала, поштопала …

САВКА
Новое платье мне? Где же оно?

АЛЕНА
А зачем тебе нынче платье, иди на сено отдыхать, а платье пока проветрится.

Ульяна пытается выжать белье. Алена отнимает у Ульяны.

АЛЕНА
Ну что ты как курица вареная, дай сюда!

Алена выкручивает белье.

САВКА
Давай пособлю, в миг управимся.

Савка берет другой конец, и они вместе выкручивают белье, смеются.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК САРАЙ ЛЕТО ВЕЧЕР

В сарае находится стойло коровы, сеновал. На сеновале лежит одеяло.

Входят озабоченный Савка и счастливая Алена.


АЛЕНА
Ну вот, отдыхай, путник, устал видать с дороги? Долго ли шел? Из каких краев?

САВКА
Много будешь знать – скоро состаришься!  Лучше скажи, чем платить тебе буду? Работой какой или одолжением? Может промыслить чего надобно? Только знай: я недобрыми делами не промышляю.

АЛЕНА
Да ничего не надобно, понравился ты мне, решила доброму человеку помочь, ты же добрый человек? У меня глаз наметанный, в миг распознаю: добрый человек, проходимец какой или, упаси Бог, злодей.

САВКА
Что-то темнишь ты, баба! Понять что-то не могу, чего тебе надобно…

АЛЕНА
Да ничего, отдыхай путник, утро вечера мудренее.

САВКА
А как звать-то тебя? Чего-то мы с тобой так и познакомились.

АЛЕНА
Алена я, Игоревна, жена крестьянина деревни Котла, а сам он пришел из Ярославского уезда… мор у нас был несколько лет назад … вот и пришлось царю-батюшке крестьян-то восполнить, из других уездов привести …

САВКА
А муж-то где?

АЛЕНА
Так промышляет он поставками леса из дальних-то … сел … и весей … он у меня добрый, только старый какой-то … не мне чета … ложись …

Во время разговора Алена медленно двигается на Савку, тот падает на одеяло на сене, Алена садится перед ним на колени.

САВКА
Слушай, Алена Игоревна, а вдруг муж раньше времени домой вернется, я таких случаев наслышался воз и маленькая тележка … Алена … Игоревна … чего-то устал я … давай после сказки сказывать будем …

Алена вдруг начинает смеяться звонким смехом.

АЛЕНА
Да не бойся ты меня, я не кусаюсь.

САВКА
Чего мне бабу бояться?

АЛЕНА
Это смотря какую бабу. Вот за Сущевом роща есть, а в роще темной - разбойница Марья …

САВКА
Так та – Марья, а ты – Аленка будешь!

АЛЕНА
Может я именем другим назвалась …

САВКА
Так роща та – на севере, а мы – на юге, что я, разбойничий обычай не ведаю: на чужой сторонке никоторого дела не делать.

АЛЕНА
Ну признайся, забоялся меня от рассказов про Марью-разбойницу … это всё люди зазря бают, никто её не видел, может и не было никогда такой бабы на свете …

САВКА
Ну, я на своем веку много чего слышал и видел, бывают бабы, которые промышляют разбойным промыслом.

АЛЕНА
И какие они?

САВКА
Сильно коварные, сами улыбаются, а глаза их выдают – зло замышляют.

АЛЕНА
А мои глаза что тебе говорят?

САВКА
Да не пойму я, злого в них нет.

АЛЕНА
Эх, не быть мне такой бабой, нет во мне коварства, незнаемо какого человека в дом привела, в баньке помыла и одежкой одарила. Ладно, спи здесь покамест.

Алена улыбается и уходит, Савка тоже улыбается, укладывается на ночевку.

САВКА
Дурь тебе в голову залезла, баба, вот что … теперь понять надо: к добру это или к худу … для меня …

Савка зевает и засыпает от усталости.


НАТ. САВКИН ОВРАГ ЛЕТО ДЕНЬ – СОН

Савка бредет по оврагу. Он слышит голос Марфы.

МАРФА
(ВПЗ)
Савка! Забери меня отсюда! Зачем ты меня бросил?

Савка подходит к пещерке, образованной корнями дерева, раздвигает корни, видит Марфу в образе девочки.

МАРФА
Здесь холодно как в могиле! Зачем ты меня бросил?

Марфа преобразовывается в девушку.

МАРФА
Совсем ты про меня забыл! На волю душа просится!

Марфа изменяется в лице и становится страшной.

МАРФА
Ты зачем меня бросил? Зачем …

КОНЕЦ СНА


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК САРАЙ ЛЕТО УТРО

Савка спит, мечется во сне.

САВКА
Марфа!

Алена сидит около него, тормошит его.

АЛЕНА
Проснись, это сон! Сон!

Савка просыпается в холодном поту.

АЛЕНА
Страшное что привиделось?

САВКА
Покойница снилась.

АЛЕНА
Покойница? Это она поминок просит. Сходи, закажи панихиду. И вот ещё: у меня ты можешь двумя перстами креститься, здесь все так делают. А на людях не забывай: тремя перстами! Так царь велел.

Савка и Алена встают. Алена подает Савке верхнюю одежду.

АЛЕНА
На вот, теперь твоя одежка будет, надевай!

Савка натягивает портки, надевает кафтан, натягивает сапоги, примеряет шапку.

САВКА
Вроде по мне, ну спасибо тебе, Алена Игоревна. Отплачу как-нибудь потом … А котомка моя где?

АЛЕНА
А вот она.

Алена отдает Савке его котомку.

САВКА
Пропахла чем-то!

АЛЕНА
Обкурила я твое добро, теперь чистое будет.

САВКА
Ну ты проворная! Только можешь для меня еще что сделать?

АЛЕНА
Чего еще желаешь?

САВКА
Закажи панихиду в Даниловском монастыре, ну, как положено, по рабе Божией Марфе.

АЛЕНА
Чего сам не закажешь?

САВКА
Нагрешил я, зарок дал, пока молитвы не отчитаю – в церковь не пойду!

АЛЕНА
А кто она тебе? Сестра?

САВКА
Нет.

АЛЕНА
Так должно быть жена?

САВКА
Нет.

АЛЕНА
Так кто же?

САВКА
До чего бабы любопытны! Какая тебе разница? Пойдешь или нет?

АЛЕНА
Ладно, всё сделаю! Да только если не отпели, ничего не выйдет!

САВКА
С чего это ты решила?

АЛЕНА
Да знаю я тебя! Ты - Савка!

САВКА
Какой еще Савка, я – Савелий, Григорьев сын, Воронов.

АЛЕНА
Савка ты, из Заборья, как ты вошел, так тебя и узнала. Раньше ты молодым красавцем был.

САВКА
Не ведаю, о чем ты. Видно ты обозналась, сама говоришь, видела меня молодым, а я молодцем иным совсем был, сам себя нынче не узнаю.

АЛЕНА
А я вот узнала, ты уж не отпирайся, да и примету знаю: ухо у тебя правое с рубчиком, ободрал ты его, когда по деревьям с Марфой лазил в детстве.

САВКА
Велико ли дело – маленький рубчик, у меня вот на левой руке палец перешиблен, может и эту примету помнишь?

Савка показывает Алене палец.

АЛЕНА
Этого раньше у тебя не было … я из Нагатина, тогда еще маленькой была, ну и, конечно, была в тебя влюблена! Как я плакала, когда ты пропал, а твою невесту за злыдня выдали. А какие вы красивые были, мы, девчонки, называли вас не иначе как царевичем и царевною! Слыхал, какие сказки про тебя Егошка сочинил? В колдуны тебя записал.

Савка оделся, слегка переминает ноги, чем-то озабочен.

АЛЕНА
Ну, чего ты жмешься? Меня никак стесняешься? Пойдем отведу.


НАТ. КОТЕЛ КАБАК ДВОР ЛЕТО УТРО

Алена показывает Савке путь.

АЛЕНА
У меня здесь так устроено, войди в сени, поверни направо, там в конце хода нужник, мой, хозяйский.

Савка уходит в дверь.

ИНТ. КОТЕЛ КАБАК СЕНИ ЛЕТО УТРО

Вытянутые сени соединяют помещение кабака, жилые избы, кладовые и кухню.

Савка идет по сеням, озирается, на повороте стоит Алена.

САВКА
Ну чего ты за мной ходишь? По нужде уже нельзя отлучиться!

АЛЕНА
По делу я! Видишь дощечка шатается? Там чуланчик у меня тайный.

Алена в стене отодвигает доску, внутри небольшое помещение.

АЛЕНА
Полезай!

САВКА
Зачем это?

АЛЕНА
Может муж мой раньше времени вернулся!

Савка неохотно залезает во внутрь.

САВКА
Что-то тесно здесь!

АЛЕНА
Зато никто на догадается, что кто-то есть. Ну ладно, вылезай!

Савка недовольный вылезает.

АЛЕНА
В случае чего, можешь здесь укрыться!

САВКА
Ну, где муж?

АЛЕНА
Сейчас он далеко, а когда вернется, поедет в Москву на Торг, подряд себе искать ... да и не муж он мне давно…

Савка смеется.

САВКА
Ну, ты и бой-баба! Всё предусмотрела!

АЛЕНА
Да, я такая, пойдем накормлю!

Савка и Алена идут дальше по сеням.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК КУХНЯ ЛЕТО УТРО

Просторная кухня, стол, лавки, печь, полки с посудой, рукомойник на стене.

Алена наклоняет сосуд с водой, Савка умывается. Алена дает Савке рушник с плеча.
Савка садится за стол, Алена ставит перед ним миску с кашей, кладет ломоть хлеба, ложку.

САВКА
Ну, с Богом!

Савка креститься и начинает есть.

Алена так же начинает есть из своей миски.

САВКА
Вкусная каша, хозяйка!

АЛЕНА
Позже и пироги поспеют!

САВКА
Хм, пироги это дело доброе, только пора мне уже идти, ты уж не обижайся!

АЛЕНА
А чего мне обижаться, я не малая девка, мало ли какое дело у мужика может быть, бабе не следует мешать.

САВКА
Покладистая ты, и каша у тебя сладкая … Я вот спросить всё хотел, что за девка у тебя живет, дочка твоя? Вроде как не возрасту тебе.

АЛЕНА
Крестница это моя, племянница, брата дочка, с десяти лет у меня живет, своих-то Бог не дал…
(становится сердитой, привстает)
Только гляди, в ее сторону не смотри, а не то придушу как куренка и в саду закопаю.

САВКА
(смеется)
А силенок-то хватит?

АЛЕНА
(садится)
Думаешь мужиков тута нету? Андрюшка, мой помощник, пособит, он же мне дальней родней приходится.

САВКА
Ааа, ну если Андрюшка … Не бойся, мне бабы в возрасте по нраву, они и приласкать умеют, и пирогами накормят…

Савка тянется к кувшину с вином, Алена останавливает его.

АЛЕНА
Нет, не надо, кислое оно! Сейчас другое принесу!

Алена поспешно уходит.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК КЛАДОВАЯ С БУТЫЛКАМИ ЛЕТО УТРО

Ульяна ставит на поднос бутылки с вином.

Вбегает Алена, берет с полки кружку, наливает туда вино из бутылки.

УЛЬЯНА
Тетя, а ты чего делаешь?

Алена вынимает из-за пазухи мешочек, высыпает из него щепотку, прячет мешочек обратно.

УЛЬЯНА
Тётя! А ты что делаешь? а? Чего? А меня научишь?

Алена что-то шепчет в кружку.

АЛЕНА
Да отстань, из-за тебя сбилась … потом научу…

Алена поспешно уходит.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК КУХНЯ ЛЕТО УТРО

Савка сидит за столом, входит Алена с кружкой, она загадочно улыбается.

АЛЕНА
На, пей.

Савка настороженно смотрит на кружку с вином.

САВКА
Пахнет чем-то, пей первая! (а вдруг отравлено?)

Алена отпивает, дает Савке. Савка пьет, ставит кружку на стол. Савка и Алена обмениваются улыбочками и ухмылочками. Савка пристально смотрит в глаза Алене.

АЛЕНА
Чего глядишь? В гляделки решил поиграть?

САВКА
Да я спросить хотел, ты, Алена Игоревна, заклинание правильно сказала, а то что-то на меня твое любовное зелье не действует!

Алена злится, встает. Савка хватает ее за руку.

АЛЕНА
Да отстань ты!

САВКА
Ой, подожди уходить, вроде начинает действовать.

АЛЕНА
Отстань, сказала, иди уже.

Алена вырывается.

УЛЬЯНА
(ВПЗ)
Тётя! Андрюшка спрашивает, когда кабак открывать, уже пьяницы лезут, сегодня день воскресный!

АЛЕНА
Вот, иди, помоги Андрюшке, задолжал ты мне!

САВКА
Добро, говори, что делать, хозяйка!


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК ЛЕТО ДЕНЬ

В кабаке с десяток посетителей, они пьют вино и закусывают.

Савка за прилавком разливает вино, Андрей разносит кружки на подносе. Андрей подходит к прилавку.

АНДРЕЙ
Что, в кабалу тебя Алена Игоревна взяла?

САВКА
Да вот, ел, пил вчера, а платить нечем было, нынче работником буду.

АНДРЕЙ
Ты пока поработай, а я к Тимошке пойду, он друг мой.

САВКА
Кому еще зелена вина?! Подходи, копеечки плати, кому пироги – прямо из печи …


Андрюшка садится к Тимофею, ставит перед ним пирог и кружку.

В кабак вваливаются семь человек молодых и средних лет мужчин, среди них – ПУТНИК-1 (30 лет) И ПУТНИК-2 (20 лет), люди среднего достатка.

ПУТНИК-1
Есть ли вино доброе? Едем в дальний уезд, попрощаться с родными надобно!

САВКА
У нас вино – доброе, развеет вашу грусть-тоску.

ПУТНИК-2
Тогда давай на все денюжки, всё-же дядю провожаю! Доедем до Поклонной горы, там и распрощаемся!

Путник-2 кладет на прилавок деньги, Савка ставит бутылки с вином, путники их забирают.

САВКА
Отведайте нашего пирога! Наши пироги не малы и не велики, да только - не проглотить бы с ними языки!

Путники пробуют пироги, покупают их, кладут в корзину, забирают с собой. Путники уходят из кабака.


АНДРЮШКА
(Тимофею)
Ну как, что люди говорят?

ТИМОФЕЙ
Люди говорят, что зол на меня ключник, похвалялся в яме сгноить.
Может к разбойникам податься? Да примут ли?

Савка прячет деньги в мешочек, идет и садится к Андрею и Тимофею.

САВКА
Хорошо я набатрачил? Теперь и отдохнуть можно. Где ж разбойников искать будете?

ТИМОФЕЙ
Как где? В овраге они, в тайном месте прячутся, пойду к ним, всё одно пропадать мне.

САВКА
Правда это, ведомо мне, где разбойники прячутся, в глубоком овраге, там, где чащоба непролазная, только идти к ним надобно, чтобы тебя приняли, по их обычаю, по обычаю разбойничьему. Идти надобно по кровавой вечерней заре, забраться в чащобу и закричать птицей филином.

Андрей и Тимофей слушают, разинув рты.

САВКА
… а как прокричишь, а он тебе в ответ и ответит грозным голосом …!

Савка что-то шепчет на ухо Тимофею.

ТИМОФЕЙ
Ты чего это, шуткуешь над нами? Смотри, отведаешь моего кулака!

Тимофей привстает, поднимает руку, но Савка тут же заламывает ему руку и приживает к столу.

САВКА
Да нет, какие шутки, разбойники шутить не любят, сами испробуйте и увидите, что правду говорю.

ТИМОФЕЙ
Пусти, больно же, Андрюшка!

АНДРЕЙ
Да ладно тебе, Тимошка, шуток не понимаешь, давайте выпьем, пока хозяйка добра.

Савка отпускает Тимофея, все смеются и продолжают пить.

НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ПЛОЩАДЬ У ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ ЛЕТО ДЕНЬ – НАШЕ ВРЕМЯ

Экскурсовод, Сотрудница музея, в костюме знатной москвички XVII века, рассказывает, её слушает группа людей, среди них Слушатель и Слушательница, молодые люди.

СОТРУДНИЦА МУЗЕЯ
И слух пошел: завелись в окрестностях Коломенского разбойники, грабят те разбойники проезжих богатых людей, а крестьян местных или каких горемык не трогают. Правда, иногда шутки шутят. Сидят те разбойники в Сухом овраге, чья верхушка находилась за Поклонной горой и упиралась в Серпуховскую дорогу.
Овраг шел мимо деревни Заборья до самого Коломенского, и там с ручьем впадал в Москву-реку.
 
СЛУШАТЕЛЬ
За Поклонной горой?

СОТРУДНИЦА МУЗЕЯ
Поклонная гора стояла на Серпуховской дороге и называли ее Котлом, так как напоминала она по форме перевернутый котелок. От нее-то и пошли названия: речка Котел, деревня Котел. Но об этом никто уже не помнит.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА
Деревня Котёл – это где станция «Верхние Котлы»?

СОТРУДНИЦА МУЗЕЯ
Да, только на самом деле там находилась деревня Нижние Котлы, и была та деревня исстари разбойничьем местом.
 

НАТ. СУХОЙ ОВРАГ ЛЕТО ДЕНЬ

В овраге притаились Савка, который валяется на поваленном дереве, и Андрей, который залез невысоко на дерево и наблюдает за дорогой.

АНДРЕЙ
Ну чего мы здесь делаем в Сухом овраге? Чего ждем? На большую дорогу надо, а здесь дорога местечковая, с большой Серпуховской на Коломенское! По ней только крестьяне ездят… ох, живот свело!

САВКА
Не ной … крестьяне … царь походом пожалует …

АНДРЕЙ
Ты чего, совсем с дубу рухнул? царь! … подумать страшно …

САВКА
Если трусишь, зачем в разбойники решил податься? я вас к себе в товарищи не звал.

АНДРЕЙ
А зачем откликнулся?

САВКА
Вы так забавно филином кричали, что не смог сдержать смех … Я, может быть, разбойничать вовсе не собирался...

АНДРЕЙ
Рассказывай! А что собирался, орехи рвать?


НАТ. СУХОЙ ОВРАГ ЛЕТО ВЕЧЕР - ВОСПОМИНАНИЕ

Савка один в зарослях оврага, он готовит себе спальное место в небольшом шалаше, тащит охапку веток.

САВКА
Одинок человек на свете, сколько ни шатался по чужим краям, а покоя так и не нашел. Сначала отпустит - а потом опять назад потянет. Буду в овраге жить - один одинёшенек!

Кто-то пытается кричать филином. Савка прислушивается.

ТИМОФЕЙ
(ВПЗ)
Да не так филин кричат, дай лучше я!

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ


НАТ. СУХОЙ ОВРАГ ЛЕТО ДЕНЬ

САВКА
Жить собирался, место это – мое, я здесь с детства каждый камушек, каждую лощинку знаю. И деревня моя родная Заборье – рукой подать… можно подкормиться …

АНДРЕЙ
Эх, поскорей бы Тимошка пришел …

Слышно потрескивание веток.
Приходит Тимофей с большой корзиной, накрытой тряпкой.

САВКА
Ну что, раздобыл?

АНДРЕЙ
Чего принес?

ТИМОФЕЙ
Просили передать тебе, Савка, что далее одалживать не будут. А стал настаивать - похвалялися дубиною огреть… Вот, корзину с яйцами умыкнул …

Тимофей открывает корзину, там только что вылупившиеся цыплята.

САВКА
Это еще что? Где еда?

ТИМОФЕЙ
(чешет голову)
В курятнике стояла у бабы Ефимьи…

САВКА
Обратно неси, пускай растут!

ТИМОФЕЙ
Не, не пойду, еще побьют!

САВКА
Эх вы, разбойники, вместе пошли.


НАТ. ДОРОГА ИЗ ЗАБОРЬЯ В КОЛОМЕНСКОЕ ВДОЛЬ СУХОГО ОВРАГА ЛЕТО ДЕНЬ

Из зарослей выходят Савка, Андрей и Тимофей с корзинкой.
По дороге едет в телеге крестьянин дед ЕРЕМА-ДРЕМА (около 50 лет), он спит, держа вожжи в руках, в телеге – корзины с яйцами.


АНДРЕЙ
Да это же Ерема-дрема, на царский двор оброк везет, его только пушкой можно разбудить.

САВКА
А в корзинах – яйца! Давай обмен сделаем, главное, что по-честному.

Из зарослей выскакивают Андрей и Тимофей с корзиной. Они ставят корзину с цыплятами в телегу, а сами забирают корзину с яйцами. Андрей и Тимофей убегают, телега едет дальше.


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ЦАРСКИЙ ДВОР ВОРОТА ЛЕТО ДЕНЬ

Ерема-дрема подъезжает к воротам царского двора. ПРИКАЗНОЙ (30 лет) отворяет ворота.

ПРИКАЗНОЙ
Дед, проснись, чего привез?

Ерема-дрема просыпается.

ЕРЕМА-ДРЕМА
Яиц привез.

Ерема-дрема поворачивается к корзинам, смотрит на одну корзину, там пищат цыплята.

ЕРЕМА-ДРЕМА
Мать честная, это сколько же я спал?


НАТ. КОЛОМЕНСКОЕ ПЛОЩАДЬ У ЦЕРКВИ ВОЗНЕСЕНИЯ ЛЕТО ДЕНЬ – НАШЕ ВРЕМЯ

Сотрудница музея рассказывает, её слушает группа людей.

СОТРУДНИЦА МУЗЕЯ
В другой раз разбойники утащили курицу из деревни Заборья.


НАТ. ДЕРЕВНЯ ЗАБОРЬЕ ОКОЛИЦА ЛЕТО ДЕНЬ

Тимофей с курицей под мышкой бежит огородом в сторону Сухого оврага. За ним гонится БАБКА ДАРЬЯ (50 лет).

БАБКА ДАРЬЯ
Тимошка, разбойник, верни, попадешься ты мне!

ТИМОФЕЙ
Бабка Дарья, я тебе потом уткой верну!


НАТ. ДЕРЕВНЯ ЗАБОРЬЕ ДВОР БАБКИ ДАРЬИ ЛЕТО УТРО

По двору ходит утка и крякает. Выходит на порог Бабка Дарья.

БАБКА ДАРЬЯ
Утка! Эх, надо было на гуська соглашаться!
(громко)
Я говорю: гуська бы!


НАТ. ДЕРЕВНЯ ЗАБОРЬЕ ДВОР БАБКИ ДАРЬИ ЛЕТО УТРО

По двору ходит гусь. Выбегает Бабка Дарья.

БАБКА ДАРЬЯ
Гусь! Эх, надо было поросеночка просить!
(громко)
Вот бы поросеночка мне!


НАТ. ДЕРЕВНЯ ЗАБОРЬЕ ДВОР БАБКИ ДАРЬИ ЛЕТО УТРО

По двору бегает курица. Выходит Бабка Дарья.

БАБКА ДАРЬЯ
Эх, это же курица! А поросеночек где?

ГОЛОС
Погубила тебя, бабка, жадность, ха, ха, ха.


НАТ. ДЕРЕВНЯ ЗАБОРЬЕ ОКОЛИЦА ЛЕТО УТРО

От огородов бегут Тимошка и Андрей, смеются.


НАТ. СУХОЙ ОВРАГ ЛЕТО ДЕНЬ

В овраге сидят Савка, Андрей и Тимофей, бездельничают.

АНДРЕЙ
Ну чего мы здесь опять сидим? На большую дорогу надо! Только и удалось, что вчера запоздалого купца ограбить, да и то, потому что он под хмельным делом был и без слуг.

ТИМОФЕЙ
И правда, кого здесь ждём? Не царя ли?

САВКА
Может и царя…

АНДРЕЙ
Жрать охота! Пока царя ждем, пойду в отвершек, может птицу какую поймаю…

САВКА
(сердито)
В отвершек вам дорога заказана, ногой туда не ступайте … а то … заклятье я на него наложил …

АНДРЕЙ
Ладно … только не ругайся …

САВКА
… и зачем ты сюда пришел? Ладно Тимошка, он от ключника сбежал, а ты зачем? У Алены Игоревны и сытно было и хмельно.

АНДРЕЙ
Сердце на волю запросилось… на все четыре стороны …

САВКА
На волю? На большую дорогу? А как без оружия грабить собирался? Сначала надо было оружием разживиться, а потом и на большую дорогу.

ТИМОФЕЙ
А где нам оружие раздобыть, если сами мы без оружия? …

САВКА
Эх вы, ничего в разбойничьем промысле не смыслите! Надо тебе, Андрюшка, было днем в кабаке быть, всё выведывать, да всё высматривать, где какие заезжие гости богатые из каких краев к нам пожаловали. А ночным временем бы и грабили. А днем опять в кабаке. Две личины как бы. Чтоб никто не подумал.  А ты бы, Тимошка, у коломенских мужиков, которые в Москву ходят, новости выведывал, да и сам бы присматривал, приметивал, кто какими делами промышляет, какие царские слуги царя обкрадывают и в свою казну украденное складывают, в какое тайное место. Вот и поживились тогда.

ТИМОФЕЙ
Я теперь в бегах, не могу пойти, да и так скажу: все слуги царские царя обкрадывают, мы-то крестьяне так, по мелочи тащим, а они …

САВКА
Ясно всё, придется мне самому ходить по селам, высматривать да выведывать.

ТИМОФЕЙ
Пускай Андрюшка обратно к Алене ступает, там будет высматривать, а нам ночной порою пожрать принесет.

АНДРЕЙ
Да осерчала она на меня, говорит сначала за простой заплати.

САВКА
Ууу, серьезная...

АНДРЕЙ
Слушай, Савка, мне так кажется, что, если я тебя приведу, она и простит.

САВКА
Я не пес бездомный, чтобы за кусок хвостом вилять и руку хозяйскую лизать. Вот разбогатеем, тогда и в гости пожалуем.

Слышится ржание многочисленных лошадей и топот. Тимофей забирается на дерево, смотрит на дорогу.

ТИМОФЕЙ
Царь едет!

САВКА
Царь? Вот он мне денег и задолжал, я его овраг охранял столько дней!

Савка собирается.

АНДРЕЙ
Атаман, ты чего? Схватят же!

Савка достает из мешка накладные волосы, лохмотья, преображается в нищего и поспешно уходит.

Андрей и Тимофей наблюдают за дорогой из зарослей.

АНДРЕЙ
И чего он осерчал? Чего там в отвершке?

ТИМОФЕЙ
Чего-чего! Там у него клад, он его заговорил … Савку еще колдун Симонко учил этому делу … старики сказывали…

АНДРЕЙ
А я вот слыхал, что в том отвершке … Смотри, царь!

НАТ. ДОРОГА ИЗ КОЛОМЕНСКОГО ВДОЛЬ СУХОГО ОВРАГА ЛЕТО ДЕНЬ

Едет карета, ее сопровождают конные стольники на конях, среди них Стольник-2.
Савка на коленях у дороги в образе нищего старика с вытянутой рукой.

Карета останавливается, Стольник-2 спешивается, подходит к окошку, берет что-то, подходит к Савке, кидает ему милостыню.
Карета с всадниками двигается дальше.


НАТ. СУХОЙ ОВРАГ ЛЕТО ДЕНЬ

Андрей и Тимофей сидят в засаде, возвращается Савка.

САВКА
Вот, серебряная! Сам царь пожаловал! оставлю себе на удачу, никому не дам.

Савка снимает накладные волосы.

САВКА
Ну ладно, ваша правда, хватит здесь торчать, пойдем к Алене Игоревне.


НАТ. СЕРПУХОВСКАЯ ДОРОГА У ПОКЛОННОЙ ГОРЫ ЛЕТО ВЕЧЕР

Савка, Андрей и Тимофей идут по дороге в сторону Москвы.

У Поклонной горы стоят: ПУТНИК-3 и ПУТНИК-4, около 25 лет, люди среднего достатка. Их лошади привязаны у коновязи, специально устроенной здесь.
Они пьют из кружек, бутылка стоит на земле, о чем-то спорят.
Савка замечает, что у них за поясами пистолеты.

САВКА
(Тимофею и Андрею)
Смотрите, пожива сама в руки идет. Сидите в засаде и без моего знака не начинайте.

Савка прикидывается путником, он кладет повязку себе на левый глаз, прикрывая при этом рубец. Савка идет к Путнику-3 и Путнику-4.

ПУТНИК-3
А мне сказала соседка Агашка, что видела, как ты через мой огород ходил, небось огурцы воровал!

ПУТНИК-4
Баба Агашка знатная сплетница, откуда она знает, что это я был, по темноте ошибиться можно.

Подходит Савка, Путник-3 и Путник-4 замолкают.

САВКА
Здравствуйте, государи. Я сын боярский, направляюсь в Москву да что-то припозднился. Далеко ли златоглавая?

ПУТНИК-3
И тебе доброго здравия! Ты стоишь у Поклонной горы, а значит до города 6 верст. Не успеть тебе до ночи, дойди до деревни Котла, там заночуй.

ПУТНИК-4
Да что ж ты один шатаешься, недалеко до беды. Мы вот вдвоем путешествуем.

САВКА
Так случилась со мной беда уже в дороге, слуга мой сбежал и коня увел. Хорошо хоть пожитки невеликие и грамотка со мной остались!

ПУТНИК-3
Так выпей нашего вина и съешь пирога, что купили в кабаке у жёнки Аленки, и ступай скорее в деревню, да и там опасайся людей.

Путник-4 наливает вина из бутылки и дает Савке. И Савка, и Путник-3, и Путник-4 поднимают кружки.

ПУТНИК-4
Ну, с Богом и в добрый путь!

Все выпивают.

ПУТНИК-3
Дюже хорошее вино!

САВКА
Хорошее вино, вот бы огурчиком закусить!

Путник-3 что-то вспомнил.

ПУТНИК-3
Постой, а откуда ты знаешь, что Агашка тебя ночью видела?

ПУТНИК-4
Почему ночью? Вечерело!

ПУТНИК-3
Вечерело?! Ты что это, к моей женке приходил, да я тебя …

Путник-3 отбрасывает кружку в сторону.

ПУТНИК-4
Ты бредишь! Не нужна мне твоя женка, она – косая!

ПУТНИК-3
Что ты сказал? Ну всё! Биться давай по обычаю
(Савке)
А ты судьей будешь!


САВКА
Нет, государи мои, вы сначала оружие положите, а то поубиваете друг друга ненароком, а потом уж и бейтесь в честном бою.

Путник-3 и Путник-4 кладут пистолеты на траву, скидывают верхнюю одежду, встают друг против друга, готовят кулачки.

Путинк-3 и Путник-4 начинают биться на кулачках. Путник-3 хорошенько заехал Путнику-4 кулаком, тот упал.

ПУТНИК-4
Ладно, хватит, не ходил я к твоей жене, к соседке твоей пошел, да боязно было прямо к ней на двор, решил с опаской через твой пройти, все же друзья, в случае чего - прикроешь!

ПУТНИК-3
Правда? Давай мириться…

Путник-3 и Путник-4 замечают неожиданно, что напротив них стоят Андрей и Тимофей в масках (мешки с прорезями для глаз), держа в руках их же пистолеты. Андрей и Тимофей говорят измененными голосами.

АНДРЕЙ
А ну, странички, отдавайте кошельки, а не то худо будет!

САВКА
Отдавайте, они шутки не шутят … Берите, только в живых оставьте …

Савка кидает им кошелек. Кидает кошелек ПУТНИК-3.

АНДРЕЙ
(Путнику-4)
Ты тоже давай!

ПУТНИК-4
У меня нет кошелька, вся казна у товарища моего …

ТИМОФЕЙ
А теперь мы вас свяжем и глаза завяжем, чтобы не видели, куды мы уйдем.

Андрей и Тимофей связывают Путника-3 и Путника-4 и как будто Савку. Завязывают им глаза.

САВКА
Только глаз не трожьте, он у меня и так один …

АНДРЕЙ
Сидите тихо и не кричите, а то неровен час волки …

Савка, Андрей и Тимофей удаляются.

ПУТНИК-3
Слышь, ушли? Хорошо, что на хитрость нашу повелись, все деньги не отняли и лошадей оставили …

ПУТНИК-4
Слушай, а зачем мы сдались, пистолеты-то не заряжены!


НАТ. СЕРПУХОВСКАЯ ДОРОГА ЛЕТО ВЕЧЕР

Вдоль дороги потихоньку пробираются Савка, Тимофей и Андрей.

САВКА
Теперь совсем другое дело, оружием обзавелись … Не сильно их связали?

АНДРЕЙ
Не, освободятся, если не полные дураки.

ТИМОФЕЙ
А чего ты, Савка, не дал у них все денежки и кольца отнять?

САВКА
Эх вы, нельзя человека последней копеечки лишать, если ему терять будет нечего, он за свое голыми руками сражаться будем, а так … у человека радость, что последнего не лишился, на радостях о нас и забудет …

АНДРЕЙ
Чего-то ты мудришь, атаман, сильно умно говоришь … сразу и не поймешь…

САВКА
Мы не грабим, только налог берем, за проезд по нашей дороге …

ТИМОФЕЙ
Это как?

САВКА
А ты не какай! как царь …

ТИМОФЕЙ
Ааа…


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК ЛЕТО ВЕЧЕР

В кабаке за стойкой стоит Алена Игоревна, в кабаке находится несколько посетителей, среди них Служивый Егошка, Мужик Лукьян и Мужик Демьян.

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
Говорю, соловьи-разбойники в овраге завелись … а кричат они по- совиному … нечистая значит сила… бабка Дарья сказывала …

МУЖИК ЛУКЬЯН
Тоже мне невидаль! Не в первый раз, лишь бы нас, мужиков не трогали!

МУЖИК ДЕМЬЯН
Эх, ловит их царь, ловит, а они, видать, не переведутся на Руси!

Алена Игоревна выходит из-за прилавка, подходит к Савке, Андрею и Тимофею, которые сели за стол.

АЛЕНА
Явились? Меня одну оставили, две бабы на дворе …

АНДРЕЙ
Ты бы помощника позвала…

АЛЕНА
Где их взять-то? Пришел один – обокрал, пришел другой – напился …

АНДРЕЙ
Ну не ругайся, я тебе за простой принес …

Андрей высыпает на стол деньги.

САВКА
И мой долг …

Савка высыпает свои деньги.

У Алены Игоревны начинают блестеть глаза, она озирается, закрывает своим телом стол, перебивает деньги.

АЛЕНА
Ну посмотрим. Медяки? Налоги медяками не заплатишь, серебра надо. Разорюсь скоро, не захочешь, а будешь ворованное брать.

САВКА
Не обижайся, Аленка! Это тоже деньги.

АЛЕНА
А вот и серебро! Добро. Оставайтесь. Деньги уберите пока.

АНДРЕЙ
Ну, хозяйка, что есть в печи – на стол мечи!

АЛЕНА
(Андрею)
Будет вам нынче, всё будет. Давай гони пьяниц покамест, Андрюшка!

Алена уходит, Андрюшка встает, подходит к посетителям.

СЛУЖИВЫЙ ЕГОШКА
И говорит, такое дело, моя лошадь человеческим голосом …

АНДРЕЙ
А ну давай отсель, поздно уже, закрываемся!

МУЖИК ЛУКЬЯН
Ну чего ты шумишь? Дай допить.

К ним подходит Савка.

САВКА
Подожди, Андрюшка. Праздник завтра, хочу угостить всех, налей им от меня!

Посетители одобрительно шумят.

АНДРЕЙ
А какой праздник?

САВКА
Потом скажу.

Андрей наливает всем посетителям по последней кружке, они выпивают и, довольные, благодарят Савку.

МУЖИК ДЕМЬЯН
Как звать-то тебя? Чтобы за твое здоровье, значит, выпить…

САВКА
Савелий Герасимович!

Андрей выпроваживает посетителей из кабака, закрывает дверь на засов.

АНДРЕЙ
(Савке)
А зачем их поить?

САВКА
Чтобы добры были, свои не выдадут – царь не поймает.

ТИМОФЕЙ
Ну и хитер ты, Савка!

САВКА
Величайте меня, как сказал – Савелием Герасимовичем, хотя бы при других.

Приходит Алена Игоревна, ставит на стол бутылки с вином, закуску.

АЛЕНА
Ладно, гуляйте, раз заплатили…

АНДРЕЙ
А курочка есть?

АЛЕНА
Щас принесу.

Алена уходит.

АНДРЕЙ
Ну, Савка, вроде Алена Игоревна довольна нами и на тебя глазками ласковыми стреляла …

Приходит Алена с курицей на подносе.

АЛЕНА ИГОРЕВНА
Вот, последняя осталась, чего уж теперь… Только тихо, и ставни закройте… Савка, пойдем, дров наколоть надо.

Савка и Алена скрываются за дверью, ведущей во внутренние помещения.

АНДРЕЙ
Хорошо Савке сегодня спаться будет. Может и мне к своей податься? Да денег не осталось.

Кто-то стучит в окно.

ТИМОФЕЙ
Кто это еще?

Тимофей смотрит в окошко.

ТИМОФЕЙ
Да это Варварка, как проведала?

Тимофей открывает дверь, входит ВАРВАРКА, дородная баба, 30 лет.

ВАРВАРКА
Здрастье! Я его дома с гостинцами жду, а он здесь деньги пропивает!

ТИМОФЕЙ
Ну чего ты!  Только сегодня с промысла вернулись, я к тебе шёл!

ВАРВАРКА
Я тебе сейчас покажу: шёл!

Варварка грубо толкает Тимофея в плечо.

На шум приходят Алена и Савка.

АЛЕНА ИГОРЕВНА
Семеновна, зачем ты так с ним, он же только о тебе и думал!

САВКА
«Вот бы к бабе моей под бок!» - говорил.

АНДРЕЙ
Садись, лучше с нами выпей.

Варварке наливает Тимофей, Варварка выпивает.

ВАРВАРКА
Отчего же не выпить, только теперь домой пойдем, пока заработок не пропил!

Варварка выталкивает Тимофея за дверь. Савка и Алена снова скрываются за дверью.

АНДРЕЙ
Ну вот, познакомил я Тимошку с бабой, она на него и запала. И всё потому, что рожа у него пригожая, не как у меня.

Андрей выпивает.

АНДРЕЙ
Ничего, я себе тоже зазнобу заимею, только денег еще подкоплю.

Андрей встает и подходит к внутренней двери. Дверь открывает Алена Игоревна, она держит подушку и одеяло.

АЛЕНА ИГОРЕВНА
Ульянка под замком спит, и ты отдыхать ложись, намаялся видать по оврагам шататься.

Алена Игоревна пихает в Андрея подушкой с одеялом, снова закрывает дверь.


ИНТ. КОТЕЛ КАБАК КОМНАТА АЛЕНЫ ЛЕТО УТРО

Комната, где спит Алена. Стоит широкая кровать, у кровати стоит сундук, над сундуком висит небольшая полка, на полке разные женские вещи: зеркальце, гребень, коробочка с белилами, коробочка с румянами. Зашторенные иконы висят в красном углу. В другом углу у двери на гвозде висит верхняя одежда. На полу коврик.

На кровати лежат Алена и Савка в рубахах.

САВКА
И зачем я тебе такой? Без дома, без двора, и не красавец давно.

АЛЕНА
Сама не знаю, говорила же, девчонкой еще в тебя влюбилась.

САВКА
Девчонкой … Помню было дело на Ивана Купалу, водили мы хоровод, а мне пришлось со всеми девками перецеловаться, как щас помню, и одна такая малая подходит… то же мол со мной целуйся, а я ей: нет уж, иди с такими же малыми целуйся.

АЛЕНА
Так я и была той девчонкой.

САВКА
Ох, не мудри, баба. Помню я, та была Дуняшка - дочка кузнеца нашего, а ты из Нагатина.

АЛЕНА
Не знаю, как сказать, но с тех пор мне кажется, что это я к тебе подходила, ты меня не поцеловал и я себе тогда сказала: вот вырасту – и поцелую его в уста сахарные.

Савка начинает смеяться, Алена тоже начинает смеяться.

САВКА
Ну вы бабы на выдумки горазды, ты же малая совсем была.

АЛЕНА
Ну была, да хватит уже, мне и самой потом смешно было. Только знала почему-то, что судьба нас вместе сведет!

САВКА
Слушай, что-то там вроде Ульянка орет, ты же ее на замок закрыла? может девке выйти надо?

АЛЕНА
Ой, забыла совсем.

Алена поспешно встает, обувается и выходит.

Савка садится на кровати, берет трубку с табаком с полки, закуривает.

Алена забегает обратно.

АЛЕНА
Смотри не подполи мне тут!

Алена берет поднос медный с сундука и сует Савке в руку. Алена уходит.

Савка ухмыляется.


НАТ. ДОРОГА В КОЛОМЕНСКОЕ ЛЕТО ВЕЧЕР

По дороге в Коломенское идут Савка, Тимофей и Андрей.


ТИМОФЕЙ
Весь день в засаде сидели и никого не пограбили! Где теперь подкормиться? Мужики злющие, одарили их раз – теперь с пустыми руками не подступишься.

АНДРЕЙ
Не надо было все деньги сразу своей бабе отдавать! И ты, Савка, тоже все деньги Алене отнес!

САВКА
Задолжал я ей! А долги деревенским кто отдавал? Я за всех расплатился.

Все идут дальше и молчат.

САВКА
Нет, надо иначе действовать! Ты бы, Андрюшка, в кабаке сидел, всё высматривал да выслушивал! Ты бы, Тимошка, пошел бы по деревням, выведал, кто с нами в сговор может войти…

ТИМОФЕЙ
А поймает меня ключник?

САВКА
Эх, значит я по деревням пойду, а ты в Москву, узнаешь, где можно награбленное сбывать…

ТИМОФЕЙ
А как узнать?

САВКА
Или нет, лучше нам ни с кем не знаться, надо быть самим по себе … Нечего по мелочи рисковать … эх, вот бы до казны боярской добраться … да только в усадьбу идти нельзя … там нас точно убьют…

АНДРЕЙ
Не, ты чего, да ну их, бояр, у них слуг много…

САВКА
Вот если казну боярскую на дороге отбить … только проведать надо …

Савка, Андрей и Тимофей дошли до деревни Котла, видят кабак.

ТИМОФЕЙ
Во, худой горшок на шесте, это знак от Алены, ходить нельзя.

АНДРЕЙ
Блин, голодной смертью живот мой мучается…


К воротам двора Алены подъезжает телега, телегой правит возница, в телеге сидит МУЖ АЛЕНЫ, невысокий седовласый старик.

Муж Алены Игоревны вылезает из телеги, ворота открываются, выходит Алена Игоревна, она кланяется мужу, они обнимаются. Алена намного выше мужа. Телега с возницей, Алена Игоревна и ее муж входят на двор. Ворота закрываются.

САВКА
Что за мужик к Алене приехал?

АНДРЕЙ
Ты чего, это ж и есть муж ее любезный!

САВКА
Аааа, муж… а вот мы кто? И холодно, и голодно. Пошли куда глаза глядят.


НАТ. СЕРПУХОВСКАЯ ДОРОГА ВБЛИЗИ ПОКЛОННОЙ ГОРЫ ЛЕТО ВЕЧЕР

По дороге идут Савка, Тимофей и Андрей.

АНДРЕЙ
Ну, куда идем? Как псы бездомные!

ТИМОФЕЙ
Пошли в Кречетово, давайте из кречатен птиц повыпускаем!

АНДРЕЙ
Ты чего? Там охрана какая, видел? А может ты хочешь, чтобы царь с печали помер? Вот у него крестьянин помрет, он горевать не будет, а птица улетит - волосы на себе рвать начнет!

САВКА
На Чертановский волчий двор пошли! Там, говорят, зверей в клетках каждый день кормят! Может и нам перепадет?

ТИМОФЕЙ
Эх! Луна полная сегодня будет! Не пойдем на волчий двор! А вот из вас встречался кто с оборотнем?

АНДРЕЙ
Знал я одного мужика, который рассказывал, что в деревне у них жил оборотень, в волка оборачивался …

САВКА
Хм, а я бабу-оборотня видал!

ТИМОФЕЙ
Как так бабу? Расскажи! Хоть не так голодно будет!

САВКА
А вот так! Остановились мы с моим товарищем, молодым парнем, в Островцах, которые по дороге с Коломны в Москву. Так там в селе почти не осталось молодых мужиков!

АНДРЕЙ
Как так не осталось? А кто остался?

САВКА
Одни мальчонки!


ИНТ. ОСТРОВЦЫ ИЗБА ЛЕТО ВЕЧЕР – РАССКАЗ

В избе за столом сидят по одну сторону Савка и ИВАН-ДУРАК (светловолосый парень около 19 лет, без усов и бороды, он среднего рода, но широкие плечи намекают на его недюжинную силу), по другую сторону: ХОЗЯЙКА-1 (женщина около 20 лет, полная, злая), рядом с ней ХОЗЯИН-1 (мальчишка около 12 лет, упитанный), ХОЗЯЙКА-2 (около 17 лет, не худая и не толстая, доброжелательная), рядом с ней ХОЗЯИН-2 (мальчишка 12 лет, худой). Все едят по двое из одной миски.

Савка смотрит на хозяек с интересом, Хозяйка-2 улыбается, Хозяйка-1 рассматривает гостей злыми глазами.

САВКА
Это, верно, ваши братишки?

ХОЗЯЙКА-1
Нет, не братишки!

САВКА
Так видно это ваши племяшки или какие ещё родственники?

ХОЗЯЙКА-1
Нет!

САВКА
Ааа … так видно это ваши сыночки! … Ну, в смысле, пасынки …

Хозяйка-2 начинает хохотать.

ХОЗЯЙКА-2
Нет! не сыночки!

ХОЗЯЙКА-1
Нет, это не наши сыночки!

Хозяйка-1 дает подзатыльник Хозяину-1.

ХОЗЯЙКА-1
А ну, не чавкай, недомерок!

ХОЗЯЙКА-2
Это наши муженьки!
(Хозяйке-1)
Что ты с ним так грубо? Надо ласково.
(Хозяину-2)
Ешь, мой голубок, побольше! Может побыстрее вырастешь!

Хозяйка-2 целует Хозяина-2 в темечко.

Хозяйка-1 сверлит глазами Ивана-дурака, хищно облизывает губы, придвигает миску к Хозяину-1.

ХОЗЯЙКА-1
(Хозяину-1)
Слышь, жри давай, может и у тебя что-нибудь вырастит!
(Савке и Ивану-дураку)
Ты, мужик, в избе будешь спать, сестра проводит, а твой товарищ молодой в сарае!

НАТ. ОСТРОВЦЫ ХОЗЯЙКИЙ ДВОР ЛЕТО ВЕЧЕР

По двору идут: впереди Хозяин-2 (тащит одело и подушку), за ним Хозяйка-2 и Савка.

САВКА
(Хозяйке-2)
Спросить хочу: почему ты всё время веселая и смеешься, не обидно, что муж у тебя малой?

ХОЗЯЙКА-2
А чего мне не быть веселой? Муж меня не бьет, это я его охаживаю, я всем верховодю, что мужу укажу - он все исполнит.

Хозяйка-2 дает подзатыльник Хозяину-2.

ХОЗЯЙКА-2
Ты чего постель по земле волочишь?

ХОЗЯИН-2
(себе под нос)
Погоди, вот вырасту, увидим, кто в доме хозяин!

ИНТ. ОСТРОВЦЫ КАМОРКА ЛЕТО НОЧЬ

В небольшой каморке на кровати валяется Савка, он дремлет. Слышен шорох, какая-то возня, к его кровати пробирается Иван-дурак.

ИВАН-ДУРАК
Савка!

САВКА
Что такое? Ты чего здесь?

ИВАН-ДУРАК
Савка, я спать на сеновале не буду.

САВКА
Чего не так?

ИВАН-ДУРАК
Ты её глаза видел? Она меня живого загрызет! Это не баба, это оборотень!

САВКА
(зевает)
С чего ты взял?

ИВАН-ДУРАК
А почему у них мужья малые? Больших-то всех уже перегрызли! Слыхал я про такое!

САВКА
Ты чего, Ванька? Пули не боялся, на медведя ходил, а бабы испугался?

ИВАН-ДУРАК
Так не баба это! Дай у тебя на коврике посплю, только не прогоняй...

Савка и Иван-дурак настораживаются. Они видят, как в небольшое оконце заглядывает Хозяйка-1, её глаза сверкают в отблесках полной луны.

КОНЕЦ РАССКАЗА


НАТ. СЕРПУХОВСКАЯ ДОРОГА ДАЛЕЕ ПОКЛОННОЙ ГОРЫ ЛЕТО ВЕЧЕР

По дороге идут Савка, Тимофей и Андрей, Поклонная гора позади вдалеке, путники спускаются в низину.


САВКА
Хорошо, что вовремя сбежал мой товарищ, а я знал особую молитву от оборотней, а то - пропал бы…

ТИМОФЕЙ
Верно, слыхал я, что в Островцах у всех баб мужья мальчонки! Про такое я и раньше слыхивал, только не так же, чтобы у всех баб мальчонки, у кого-то и взрослые мужики должны быть ... Да и в лесу у них за селом есть урочище, называется оно "Волчьими воротами" ... теперь понятно почему ...


Слышен вой волков.

САВКА
Щас волков кормить будут, когда я был малой, меня мамка пугала, не ходи, мол, в поздний час в ту сторонку, споймают тебя и …

Слышен звук приближающегося экипажа. Через некоторое время из-за Поклонной горы показывается карета, которую несут лошади, КУЧЕР (35 лет) не может справиться с управлением. Савка идет навстречу опасности.

АНДЕРЙ
Ты чего, атаман?

ТИМОФЕЙ
С ума сошел?

Савка останавливает карету.

САВКА
Чуть не убились! Чего лошади понесли?

КУЧЕР
Мы ехали в Зюзино, подъезжали уже к Поклонной горе, тут, видно, лошади почуяли волков и понесли.

САВКА
Эх, ты, отпустил поводья! А на большой-то дороге разбойники водятся! До греха недалеко, хозяин, может отблагодаришь?

Савка подходит к окну кареты, там сидят: БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА (красивая женщина 30 лет, в черном одеянии), СЛУЖАНКА (30 лет), СЫН МОРОЗОВОЙ (10 лет), его пока не видно.

САВКА
Так здесь молодая боярыня! Как же ты не боишься путешествовать одна без охраны?

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Бог не позволит, чтобы обидели бедную вдову. А если кто обидит, значит тот согрешит и себя тем погубит! А слуги мои отстали, вскорости здесь будут!

САВКА
Бесстрашная ты! Только какая же ты бедная вдова, это мы бедные люди, ходим в лохмотьях …
(Тиомфею)
Эй, посмотри-ка, не едут ли слуги боярские!


Тимофей бодро забирается на дерево, растущее у дороги.

ТИМОФЕЙ
Вижу, что едут всадники по дороге на Никольское, а к нам не едут! Видно, не увидели в сумерках, по какой дороге карета пошла.

Тимофей спускается с дерева.

САВКА
Ну и слуги у тебя, боярыня! Только одно остается: сечь их беспощадно. Бросили свою госпожу, некому за неё заступиться!

Неожиданно из-за Боярыни Морозовой показывается Сын Морозовой.

СЫН МОРОЗОВОЙ
Я за свою матушку заступлюсь!

САВКА
Так это сынок твой? Хороший у тебя защитничек! Да не разбойники мы, не бойся, боярич, никто твою матушку обижать не будет. Странники бедные, три дня ничего не ели, подайте нам на пропитание. Ты ведь добрая боярыня, всегда подаешь нищим.

Тимофей и Андрей делают дурацкие рожи, напоминающие выражение лиц попрошаек, протягивают руки.

АНДРЕЙ
Подайте хлеее-бушка!

ТИМОФЕЙ
Три дня не жрамши! Сироты мы!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
(Андрею)
Что-то ты, молодец, на голодающего не похож, щечки знатно наел, сиротинушка бедный.

ТИМОФЕЙ
Ей-богу, маковой росинки во рту ….

Боярыня Морозова подает Савке корзину со съестным.

САВКА
Да здесь хлебушек, вино, курочка! Держите ребята! Буду теперь тебя каждый день в молитвах поминать! … А за спасение?

Савка отдает корзину Андрею, сам протягивает руку к Боярыне Морозовой.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Жизнь бесценна, но сколько же тебе надобно, добрый разбойник?

САВКА
Да не разбойник я, но по чести ты должна меня за спасение отблагодарить … дай, сколько не жалко!

Боярыня Морозова дает Савке деньги, тот берет.

САВКА
Спасибо, Феодосия Прокопьевна! Пора нам уже, да только как тебя одну оставить посреди дороги?
(Тимофей)
Эй, посмотри, куда делись слуги боярские?

Тимофей залезает на дерево.

ТИМОФЕЙ
Вижу! Сюда всё же решили направиться!

Тимофей слезает с дерева.

Темнеет. Слышен звук приближающихся всадников.

САВКА
Прощай, боярыня, не поминай нас лихом!

Савка, Андрей и Тимофей идут в сторону Сухого оврага, скрываются.


НАТ. СУХОЙ ОВРАГ ЛЕТО НОЧЬ

В Сухом овраге сидят на бревне Савка, Андрей и Тимофей. Они едят и пьют. Савка рассматривает деньги.

ТИМОФЕЙ
Вот как бывает: никого не грабили, а денег и еду раздобыли!

САВКА
Добрая боярыня Морозова, не обидит – но и лишнего не даст!

АНДРЕЙ
Как она на меня посмотрела строго: сиротинушка, говорит, бедный. Я чуть в штаны не напустил.

Савка, Андрей и Тимофей начинают посмеиваться.

продолжение http://proza.ru/2023/11/13/40