3. 17 Разговор ангелов с человеком

Лариса Болотова
                Как разговаривают ангелы с человеком?

 «246. Ангелы, беседуя с человеком, не  говорят с ним  по-своему, а на его природном или известных ему языках, и никогда не говорят с ним на языке, ему неизвестном.  Это происходит оттого, что ангелы в разговоре с человеком обращаются к нему и соединяются с ним; от такого соединения обе стороны мыслят одинаково: а мысль человек нераздельна от его памяти и речь его истекает от неё, то обе стороны и говорят на одном и том же языке.

Кроме того, когда ангел или дух сходит к человеку и, обращаясь к нему, соединяется с ним, он вселяется в память его и при этом почти полнее убеждён, что сам знает всё, что знает тот человек,  не исключая и языков. Беседуя об этом предмете с ангелами,  я (Свёденбогр) спросил их, не кажется ли им, будто они сами говорят со мною на моём родном языке, тогда как на деле не они со мной, а я с ними говорил, ибо сами ангелы не могут произнести ни одного слова человеческой речи … : человеческая речь природна, а они существа духовные, духовное же существо не может произнести ничего природного. На это они мне отвечали, что им известно, что такое соединение их  с человеком при разговоре с ним совершается с его духовной мыслью; но так как эта мысль влияет на его природую, которая нераздельна от его памяти, то человеческая речь им и кажется своею собственною, вместе со всей его наукой, и что это делается по соизволению Господню с той целью, чтобы небеса присоединялись и как бы прививались к человеку, но что в настоящее время состояние человека уже изменилось и такого соединения с ангелами более не существует, а продолжается оно только с другими духами, не находящимися на   небесах. …

247. Если ангелы и духи соединяются с человеком так тесно, что принадлежащее ему считают за своё собственное, то это происходит ещё оттого, что мир духовный и мир природный до того соединены в человеке, что они сливаются в нём как бы в одно; но так как человек отпал от небес, то Господом было предусмотрено, чтобы ангелы и духи находились при каждом человеке и чтобы через их посредство человек управлялся Господом; вот почему эта связь между ними  так тесна. Было бы иначе, если человек не отпал от небес; он управлялся бы тогда Господом посредством общего небесного наития, без особенного присоединения к нему ангелов и духов. …

248. Речь ангела или духа, обращенная к человеку, слышится им столь же звучно, как и речь людская, стою разницею, что никто из посторонних не слышит её, а только он один: это происходит оттого, что речь ангела или духа отражается сперва в мысли человека, а затем уже внутренним путём, в его орудии слуха, на которое она, таким образом, действует изнутри; меж тем как речь человека с человеком отражается сперва в воздухе, а затем, внешним путём, в его орудии слуха и таким  образом действует на него извне. …

249. Ныне редко дозволяется говорить с духами, потому что это опасно, ибо тогда духи знают, что они находятся в человеке, а когда они не говорят с ним, то они этого не знают; злые же духи таковы, что питают к человеку смертельную ненависть и ничего больше не желают, как погубить его с телом и душою, что и удаётся им над теми, которые до того увлекаются фантазиями, что лишают себя удовольствий, свойственных природному человеку.

Люди, ведущие уединённую жизнь, слышат иногда духов, разговаривающих с ними; но эти духи от времени до времени удаляются Господом от человека, чтобы они не знали, что находится у него; ибо духи большею частью не знают, что кроме того мира, в котором они живут, есть ещё другой, а следовательно, что есть ещё и люди где-нибудь: вот почему человеку запрещено разговаривать с ними; в противном случае они бы это узнали.

Люди, которые много думают о предметах веры и до того ими постоянно заняты, что как будто видят их внутри самих себя, также начинают слышать духов, разговаривающих с ними: ибо мысли о вере (religiosa) таковы, что когда человек постоянно предаётся им, не разнообразя их другими земными занятиями, то мысли эти проникают в его внутренность, поселяются там и овладевают всем духом человека; затем проникают в духовный мир и действуют на духов. Такие люди, духовидцы и исступленники  (visionarii et enthusiastici), принимающие всякого духа, который говорит с ними, за святого Духа, меж тем как это только какой-нибудь восторженный дух: такого рода духи принимают ложь вместо истины, убеждают себя в том, что эта ложь есть истина, и такое убеждение передают тем, которые, сообщаясь с ними, подпадают под их влияние; а так как эти духи стали тем же путём внушать зло и люди перестали их слушаться, то они были постепенно удалены. …

Восторженные духи отличаются от других тем убеждением, что они сами Святой Дух и что все их изречения Божественны; эти духи не вредят человеку, потому что он оказывает им Божественное почитание.

250. Говорить с небесными ангелами дозволяется только тем, которые пребывают в истине по благу, преимущественно же тем, которые признают Господа и Божественное начало его человечности, потому что на этой истине зиждутся небеса, ибо, как было сказано выше, Господь есть Бог небес …; Божественное начало Господа на небесах есть любовь к нему и от него исходящее начало любви к ближнему  (charitatis) …; все небеса в совокупности изображают одного человека; также и каждое небесное общество и каждый ангел вследствие Божественной человечности Господа представляются в совершенном человеческом образе …

Из этого ясно, что разговаривать с небесными ангелами дано только тем, у которых внутренние начала через истины Божественные отверзты к самому Господу; ибо Господь наитствует на внутренние в человеке начала, а вместе с Господом наитствуют и все небеса. Божественные истины потому раскрывают внутренние начала человека, что человек относительно своего внутреннего человека есть образ небесный, а относительно своего внешнего человека – образ мира …; внутренний же человек не раскрывается иначе, как Божественной истиною, исходящею от Господа, ибо эта самая истина есть свет и жизнь небес …

251. Человек принимает наитие самого  Господа челом и затем уже всем лицом, потому что чело  человека соответствует любви, а лицо – всем внутренним началам его.  Наитие духовных ангелов человек  принимает головой со всех сторон, начиная ото лба и висков, на все те части, над которыми находится мозг, потому что эта часть головы соответствует разумению. Наитие небесных  ангелов человек принимает той частью головы, под которой находится мозжечок, и которую называют затылком, то есть позади ушей, отовсюду, до начала шеи, потому что эта часть соответствует мудрости. Всякий разговор ангелов с человеком проникает в его мысли этими путями…

252. Люди, разговаривающие с небесными ангелами, видят и всё, что есть на небесах, через посредство небесного света, в котором находятся их небесные начала. Таким же образом  и ангелы видят через этих людей то, что есть на земле, потому что в этих людях небеса соединены с миром и мир соединён с небесами…; ибо, как было сказано выше, когда ангелы обращаются к человеку, они соединяются с ним до полного убеждения, что всё, принадлежащее человеку, принадлежит им, и не только всё, относящееся к его речи, но и всё, относящееся к его слуху и зрению; а с другой стороны, и сам человек убеждён, что всё полученное  им по наитию от ангелов есть его собственное. Таково было соединение небесных ангелов с древнейшими жителями нашей земли; посему и времена те названы были золотым веком. … таким образом … небеса и мир составляли одно. Но после этого времени человек постепенно удалялся от небес, начав любить себя более Господа и мир более небес: вследствие этого он начал познавать удовольствие любви к себе и к миру раздельно от небесных и наконец раздел этот дошёл до того, что человек перестал знать об ином удовольствии: тогда внутренние начала его, которые были открыты к небесам, закрылись, а открылись к миру его внешние начала. В этом состоянии человек находится в свете относительно всего мирского, и во тьме – относительно всего небесного.

 254.  Мне (Свёденборгу) дано было узнать, каким образом Господь говорил с пророками, через посредство коих было написано Слово. Он не говорил с ними, как  с древними жителями нашей земли, то есть наитием в их внутренние начала, но посредством посланных к ним духов, которых Он исполнил своим присутствием и которым Он, таким образом, внушал слова переданные им пророкам; следовательно это было внушение (dictamen), а не наитие; а так  слова исходили непосредственно от Господа, то они все исполнились Божественным началом и заключают в себе внутренний смысл, который таков, что небесные ангелы постигают эти слова в небесном и духовном их смысле, а люди – в природном: таким образом, Господь посредством Слова соединил небеса и мир».

                Духи, которые от присутствия Господа исполняются Божественным началом, убеждены, что они это сам Господь и пока они не выскажут то, что нужно, они этого не понимают.

255. … Когда ангелы обращаются к человеку, они убеждены, что речь этого человека есть их собственная и что другой у них нет; это происходит оттого, что они тогда знают и употребляют речь человека, а не свою, о которой и не помнят; но как только они отходят от человека, они возвращаются к своей духовной речи и ничего не знают о человеческой. … Должно ещё заметить, что когда духи или ангелы обращаются к человеку, то они могут говорить с ним издалека так же звучно, как и вблизи; но когда они отвращаются от человека и говорят между собой, тогда они ничего не слышат из их речи, хотя бы разговор их происходил подле самого уха;  … всякое соединение в духовном мире зависит от взаимного обращения сторон. … Также достойно замечания, что несколько духов вместе могут разговаривать с человеком и человек – с ними; для этого они посылают от себя какого-нибудь духа к тому человеку, с которым они хотят говорить; посланный дух обращается к этому человеку, а остальные духи к посланному, сосредотачивая в нём все те мысли, которые он должен передать: в это время дух этот убеждён, что о сам говорит, а с другой стороны и остальные духи убеждены в том же самом; таким образом, соединение одного духа с несколькими совершается также посредством взаимного обращения сторон.

256. Ни одному ангелу и ни одному духу не позволяется говорить с человеком по своей памяти, но только по памяти самого человека. Ангелы и духи, подобно человеку, одарены памятью, но если б дух стал говорить с человеком по своей памяти, то человек все мысли свои  в этом состоянии непременно отнёс бы к себе, меж тем как они принадлежат  духу: это как бы воспоминание вещи, которой, однако ж, человек никогда не слыхал и не видел; не дано было узнать по опыту, что это так. Вследствие этого составилось у некоторых людей в древности то понятие, что после нескольких тысяч лет они возвратятся к своей прежней жизни и ко всем её деяниям, а у иных, что они уже действительно возвратились; они вывели это заключение из того, что им иногда случалось как бы вспомнить о вещах, которых они, однако ж, никогда не слыхали и не видали: это происходило именно вследствие влияния духов, из собственной их памяти, на мысли этих людей.

257. Есть также духи, которые называются природными и плотскими: когда эти духи приходят к человеку, они не соединяются с его мыслью, как другие духи, но они входят в его тело: овладевают всеми его чувствами, говорят его устами и действуют его членами в полном убеждении, что всё, принадлежащее человеку, есть их собственное. Это те духи, которыми человек бывает одержим…» 

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 113).