Таинственная тайга Унжлага

Светлана Шуга
Унжлаг. Исправительно-трудовой лагерь в тайге на территории Нижегородской и Костромской областей. Место, где во времена Сталинских репрессий (с конца тридцатых годов прошлого столетия до начала шестидесятых) политзаключенные (и не только) валили лес. Считается, что из-за тяжёлых условий содержания немало узников так и остались в этой тайге, а большая часть заключённых годы спустя была реабилитирована.

Сейчас Унжлаг - это настоящая джиперская мекка. Рассказы о приключениях на его труднопроходимых дорогах, проходящих по болотом, гатям, просекам, бывшим насыпям узкоколеек и заваленными упавшими деревьями лесовозным грунтовками - из тех, что бережно пересказывают у вечерних костров. Люди ездят в экспедиции по лагерным пунктам в поисках артефактов ни по одному разу. Бывалые отмечают, что в атмосфере этой тайги есть что-то жуткое, мистическое и давящее, но при этом - манящее, туда хочется вернуться. И я не помню ни одного рассказа, который бы не содержал фразы "мы разложились в болоте".

Вот примерно с таким набором знаний об Унжлаге я закидывала в рюкзак тёплые вещи, готовясь к тому, что скоро и мне будет, что рассказать при случае у догорающего ночного огня.

В пятницу выезд к базовому лагерю начался со знакомства с нашим пилотом Ваней. Ближайшие дни нам предстояло путешествие на его красном "Ниссане" в составе экспедиции из пяти экипажей (ещё два "Патриота", "Паджеро" и "Китайская Тойота"). Дима ехал в качестве штурмана, я - в качестве его придатка. Ну и снимать, конечно, планировала.

Поездка сразу началась со спасательной операции: мы повезли запчасти сломавшейся ещё на борском Ивановском кордоне "КиТойоте". Парни чинились, мы закусывали пирожными с чайком, догорал красивейший закат, предвещая ясный день, я думала о том, что сломайся моя машина перед такой поездкой - я бы точно повернула назад. Но парни были не суеверные, так что оживив автомобиль, мы двумя экипажами уже в глубоких сумерках отправились на север Нижегородской области. Путешествие началось.

- Первое правило Унжлага: машина должна быть не твоя, - пошутил на манер "Бойцовского клуба" Дима, разматывая лебёдку на пути к базовому лагерю под Ильино-Заборским. Ещё через день он рассказал мне и второе правило: "Никогда не езди в Унжлаг".

Сам Дима был в Унжлаге раз восемь, но уже довольно давно. Ставил с единомышленниками поклонные кресты на месте лагпунктов. Однако Унжлаг велик, и в эту поездку мы должны были захватить места, где он ещё не был. Было запланировано пройти около 200 км круговым маршрутом по бездорожью. Забегая вперёд скажу, что из графика выбились в первый же день. Ну а пока мы лебедились на подъезде к базовому лагерю, успевая в счете фар собирать лисички и любоваться шикарным октябрьским звёздным небом. Здесь, вдалеке от больших населённых пунктов, очень хорошо читался млечный путь, а прямо над лесом ярко подмигивала Большая Медведица.

Первая ночь прошла в атмосферном сосновом бору. Спать в палатке, несмотря на середину октября, было тепло. Утром я бы с удовольствием повалялась ещё, но старт предполагался в девять, пришлось вынимать себя из уютного спальника и собираться.

Скоро выяснилось, что можно было не сильно торопиться: экипаж "КиТойоты" менял шрус, сломанный накануне по дороге к лагерю, стартовали почти в обед. Зато удалось насладиться утром: впервые за много дней прекратился дождь, выглянуло Солнце. Неспешно завтракать в полупрозрачном притихшем осеннем лесу было хорошо. Пока меняли шрус - Таня связала крючком осенний листик-подставку под горячее. Теперь это мой сувенир из Унжлага.

Прогулялись к Керженцу, который тут совсем крошечный и прозрачный. Здесь он течёт в болоте, его исток - всего в 10 километрах от нас. Керженец пересекает покрытый мхом деревянный мостик, вполне, впрочем, крепкий - он выдержал все автомобили нашей экспедиции.

День запомнился как бесконечное рубилово по бездорожью. Твори контент - мы здесь проездом. Погода снова испортилась, пошёл дождь. Ближе к вечеру на "Ниссане" сломалось включение лебёдки на выезде из огромной лужи (а вот и то самое "разложились в болоте"), встали на ремонт-обед. Без лебёдки продолжать путь не имело смысла, встал вопрос о схождении с маршрута. Но дорога обратно - это путь в одну машину по раскатанной и раскисшей дороге, не говоря уже о том, что просто досадно так заканчивать путешествие, едва его начав. Пока решали, что делать - услышали звук отдалённого взрыва. Что это было? Пока гадали - до нас долетел звук самолётного двигателя. Вероятно, где-то в небе над нами железная машина преодолела звуковой барьер.

Во время обеда было найдено техническое решение, для которого нужно было выпилить в днище "Ниссана" дыру и сварить рычаг переключения. Сделать это решили в лагере, где будем вставать на ночь.

Лагерем стало болото, до которого рубились ещё несколько часов по глубочайшим колеям. Это было не конкретное хорошее и удобное место, в просто место, в которое удалось свернуть, когда от машин уже начали отрываться части. Как сказал Борис Сергеевич (он же Будулай, он же Дерзкий Дед): "Главное, что я понял про бездорожье - это вовремя остановиться".

При свете фонарей болото выглядело сказочно и жутковато. Неровный мягкий ковёр из сфагнума, брусники, клюквы, кустиков голубики и черники, редкие деревца, кочки. Стремительно вырос на этом болоте уютный лагерь с тентами, костром, столами. Мы с Димой воткнули свою палатку на относительно ровном пятачке, над которым удалось растянуть тент от дождя, чтобы хотя бы сверху было не так мокро. Под палатку Борис Сергеевич выдал большой кусок плёнки. Душевный вечер, ужин, отбой.

Несмотря на дикую усталость, долго не могла уснуть: в голову лезли мертвецы и медведи. А что, если возвышение под моей головой, это не кочка, а чья-то могила? А что, если сейчас придёт медведь? Тут ещё поднялся ветер, с новой силой по тенту звонко забарабанил дождь, и мне уже слышался негромкий рык со стороны леса. А может, это Дима всхрапнул во сне? Я поудобнее вытянулась на кочке, поплотнее закутала уши в капюшон спальника и стала ждать, когда организму надоест бояться. Потом скорее почувствовала, чем услышала какие-то шаги - и провалилась в сон.

Утром чуть свет разбудил Генерал: "Диман, вставай лебёдку чинить!". Я еле отодрала голову от кочки, которая ещё недавно казалась мне могилой, и пошла варить кофе. В отличие от меня, Диму ночные медведи не беспокоили, и спать на мягком мху ему понравилось.

Лебёдку починили минут за сорок, при свете дня вчерашняя дорога оказалась не такой уж непролазной. После завтрака лагерь на болоте растаял также быстро, как и возник. Стартовали.

Проехали совсем немного и остановились. Дорогу преградил рюкзак, внутри - продукты двухнедельной давности (хлеб от 29 сентября). От находки стало тоскливо, повеяло смертью. Рюкзак повесили на сосну, где уже висел термос с разбитой колбой. Что тут произошло? Кто-то выдвинул версию, что рюкзак упал из машины и его не заметили… Да ну, нет, сразу подумала я. И нахрена термос на сосне? Загадки тайги.

Проехали ещё немного по маршруту и упёрлись в стоянку со смятой палаткой на краю дороги. Палатка выглядела старой, но менее жуткой от этого не стала. Рядом - относительно свежее кострище, мусор в пакете, котелки, наполненные дождевой водой. Дальше дорога терялась в ковровом болоте. Повернули назад. Наш пилот Ваня отметил на карте и рюкзак, и стоянку, чтобы потом можно было передать координаты полиции и поисковикам.

Дальше были и лесные дороги, по которым можно было мчать аж со скоростью сорок км, и маневрирование через деревья, и лужи, и колеи, и броды… Всё-таки офроуд - это красиво. На меня произвела впечатление длинная гать из брёвен.

Наконец по рации заговорили об остановке на обед в деревне Большая Торзать. Но сначала случился небольшой ремонт "Паджеро": бревно погнуло диск, его вправили минут за 15 и поехали дальше. Перед Большой Торзатью была Малая, там мужики сообщили в ближайший обитаемый дом о рюкзаке. Хозяин удивился: вроде никто из местных не терялся и ничего не терял.

Малая Торзать и Большая Торзать - деревни полузаброшенные, интересные и старинные. В Большой удалось погулять, зайти в пустые дома. Сохранность срубов, стоящих на камнях, принесённых ледником с севера, поражает. На домах - уцелевшие наличники, красиво украшенные мезонины с балкончиками Атмосфера октябрьской деревни, день катится к сумеркам, очертания желтеющей тайги вокруг смазывает влажная дымка, а абсолютную тишину нарушает только полёт редкой птицы… Восторг. Это уже Костромская область. Медвежий угол, охотничьи угодья. Давно хотела тут побывать.

Мой восторг сошёл на нет, когда мы решили уточнить у корифеев, когда и где, собственно, заканчивается наш маршрут, так как уже понятно, что пройти по намеченному пути не удаётся - из графика мы выбились, второй день пути, ни до одного лагпункта пока не дошли.

Выяснилось, что никто в город сильно не торопится: маршрут заканчивается по плану в понедельник, но предусмотрен резервный день - вторник, а где вторник - там и среда, потому что что-то может пойти не так, и все в целом к этому готовы…

В голове понеслись мысли: я отпросилась с работы только на понедельник. Во вторник утром меня, вероятно, уже начнут искать, потому что папа увидит, что дочь давно не заходила в соцсети. Связи нет никакой вообще. Возможно пробьётся где-нибудь на маршруте, но это не точно…

Пока я прокручивала грустные варианты в голове, к нашему столу, приютившему под тентом, растянутом между автомобилями, подошёл местный мужичок и предупредил, что в пять вечера вот на эту самую полянку приедут охотники, так как "вон там за баней - овёс". Он же сообщил, что медведи тут приходят прямо в деревню, и как раз вчера одного ранили. От информации о недобитом медведе стало снова тоскливо и жутко. Вспомнился рюкзак. Потом мужичок попросил продать ему водку, так как купить в деревне негде. И это правда, до ближайшей цивилизации километров 35 тайги. Ему выдали початую бутылку горячительного так.

Обед закончился, на "Паджеро" починили сломавшуюся где-то ранее лебёдку, темнело, пора было снова двинуться в путь, во враз ставшую ещё мрачнее унжлаговскую тайгу. Я с тоской думала о грядущих проблемах, о том, что сегодня снова спать в промокшей палатке и ещё больше бояться медведей…

И тут Ваня просто предложил нам ехать домой, пока мы в деревне, из которой есть выход на асфальт. Не иначе Создатель послал нам такого чуткого пилота. Он тоже никуда не торопился, но и не был против сняться с маршрута, раз надо.

Анализируя, я думаю, что мы не случайно ошиблись с датами, и Вселенная специально подарила мне такой лайт-вариант Унжлага. Пусть и рассказать особо не о чём. Ну разве что о моём фантомном медведе.

До грейдера в деревне Юрово выбирались часа полтора. К счастью, у меня в телефоне осталась с лета скачанная карта Костромской области в Мапс Ми, да какое-то офлайн-приложение нашлось у Вани. В какой-то момент в свет наших фар выбежал совсем уже белый зайчик. В Юрово проехали частный музей, посвящённый Унжлагу. Колоритное место. Сделала пару кадров.

На ровной дороге меня начало рубить в сон, перед глазами проносились картинки прошедшего дня. Рюкзак, термос, медведь… Стоп, сложилось.

- Термосом отмечен поворот на стоянку. На стоянке не охотятся - там нет стреляных гильз, охотятся на болоте. Охотник шёл по дороге от стоянки, увидел медведя, бросил рюкзак на дорогу, побежал, - выпалила я.

- Я тоже об этом думал, - сказал Дима.

- Рабочая версия, - согласился Ваня.

Конечно, лучше бы я была не права.

Путешествие закончилось около полуночи. Разбирая вещи я снова порадовалась, что эту ночь не нужно спать в лесу: спальники оказались насквозь сырыми. "Главное, вовремя остановиться", - прозвучал в голове голос Будулая. Это точно… Уснула, едва упав на подушку. Медведи больше не снились.

PS: Остальные участники экспедиции благополучно выехали из леса во вторник.