Шахматы

Варлаам Бузыкин
Фото из Интернета


          После турнира по шашкам в начальной школе, нашего сына пригласили в шахматную секцию, которую вёл учитель физики Герман Адамович. Что он увидел в Иване, до сих пор остаётся загадкой, но мы с Соней подумали: «Это не будет лишним для общего развития ребёнка».

          Весна. Детям ещё месяц ходить за знаниями. Дома, как у нас, так и у наших родителей страда посадок. Ксения с братом помогают нам и, по просьбам родственников, бабушкам и дедушкам.

- Варлаам, отправь детвору в помощь, – Абрамыч кричит в трубку. – Аглая собрала прошлогоднюю листву, остатки… надо вывезти на поле. Ванька тачку покатает, а внучка грядки бабушке поможет отсеять. Ей с её спиной… ну, сам знаешь.

- Сейчас придут. А чего орёшь?

- Да, пробка в ухе…

          Перед отправкой «тимуровцев» во дворе:

- Со всякой ерундой к старикам не приставать! Ничего не строить и не разбирать…

- Пап, я уже вообще-то большая, – дочь смотрит с улыбкой.

- Я вас знаю. Выросли на мою голову. Собаку не дразнить! Над бабушкой не смеяться! Короче… помогли и домой.

- Ага! – отрезал «мужик».

          Отобедали с Соней в тишине. Ждали детей к ужину. Не пришли.

- Ну, что? Прогуляемся к твоим родителям?

- Заодно я маме отнесу её банки…

          Заходим во двор, тишина. Тарзан встретил ленивым «Гав» и вялым обмахиванием хвостом.

- И тебе не хворать. А, где всё домонаселение? – люблю с животными разговаривать. Они ничего не ответят, но всё понимают.

          Тарзан прилёг и накрыл лапой морду, как бы прикрыв глаза.

- Ясно! – входим с женой в дом.

          На веранде тёща чистит картошку.

- Мама, привет! – Соня чмокает Глашу в щечку. – Я тебе банки принесла на возврат.

- Тёща! – приобнимаю её в свою очередь.

- Домой тихо проходите…

- А чё так? – настораживаюсь.

- Дед с внуком в шахматы играют. Слышите?

          До наших ушей доносятся то вскрикивания сына, то бас старика.

- А Ксюша, где?

- Она к подружкам пошла, как управились.

- Мам, я с тобой посижу, помогу, – зевнула супруга.
 
          Я потихонечку приоткрыл дверь и вошёл в прихожую. Дедушка с внуком сидят за столом в зале. Решил их не отвлекать. Но интересно, как у них обстоят дела. Присел на пуфик, наблюдаю.

- Дедушка, ты взялся за пешку, значит ею и ходи. Чего мухлюешь?

- Ёсики-колёсики, я даже не дотронулся…

- Я видел, – сердится Иван.

- Ну, я же взрослый, мне виднее, – не сдаётся Абрамыч.

          Игра продолжается в тишине.

- Ты, куда? А, ну ходи! – хозяин приосанивается.

- Почему я должен ходить?

- Ты тронул «слона», вот им и ходи!

- Я? Я даже не коснулся фигуры…, – Ваня взрывается. – Самому можно, а мне…

- У меня руки вон, какие большие. Я провел над доской и… смотри, все зашевелились…

- Дедушка, так не честно! – сыну деваться некуда, он хватает «слона», передвигает его по клеточкам.

- Во-о-о-от…, – удовлетворённо растирает руки тесть.

- Хлюздя всегда выведет на правду! – подытоживает юный шахматист.

- Да, да, да…, – чёрный ферзь устремляется в атаку. – Шах и мат! Ура-а-а-а!

          Тесть выходит из-за стола и танцует. В какой-то момент он замечает меня и прикладывает указательный палец правой руки к своим губам.

- Дед, хватит крутить попой, садись играть, – я чуть не упал с пуфика.

          Ваня делает уверенный ход. Абрамыч свой. Сын делает второй, хозяин перемещает коня.

- Дедушка, поставь мою пешку на место!

- Какую пешку? Я ничего не брал… а-а-а-а, эту? Так я её срубил…

- Я больше с тобой играть не буду! – встаёт «чемпион». – И помогать к тебе никогда больше не приду.

- Ишь разошлась вша в кафтане. Садись! Я поставил твою пешку на место. А помогать ты бабушке приходил сегодня, у меня свои дела были.

          Партия продолжается. Стучат фигуры о доску. Сосредоточенные лица. Абрамыч двигает ферзя. Внук расплывается в улыбке и потирает руки, подражая оппоненту.

- Ох! Етить вашу… Вань, давай я перехожу… Очки не надел, совсем не увидел, что сделал…

- Нет! – отрезал внук и передвигает «офицера».

- Постой! Ну, пожа-а-алу-у-у-уйста!

- Хорошо…, – «офицер» и ферзь откатываются на свои места.

- Ха-ха-ха! – торжествует старик. – А теперь… вот так… шах!

          «Эх, молодость», – промелькнуло в моей голове. Ребёнок с ненавистью передвигает короля.

- Хи-хи-хи! – растирание рук и…, – мат! Партия!

          Ваня увидел меня в прихожей, встаёт из-за стола. Не обращая внимания на танцующего родственника, проходит мимо:

- Пошли домой! Я к нему, – поворачивается на Абрамыча, – больше никогда не приду. Обманщик! Буду деду Иосифу помогать!