Заноза, но любимая

Зоя Воронина
Воронина Зоя.

                Заноза, но любимая.
Эта история, про которую я вам собираюсь поведать, началась ещё пол века тому назад.
Лето в тот год пришло как-то внезапно. Вчера ещё был май и стоял жуткий холод на дворе, а утром проснулись, небо голубое и солнышко так ласково смотрит на всех, что хочется петь, танцевать, совершать безумные поступки. Взглянул на календарь, а там первое число июня месяца. Не поверилось даже, что лето началось. В окно посмотрел, а люди все легко одеты. Идут, улыбаются. Значит, точно не ошибся, значит, действительно к нам лето пришло!
  Василиса училась последний год в педагогическом училище. Вернее, уже не училась, а готовилась к выпускным экзаменам, к защите диплома. Ещё немного и она отправится в дальнее плавание по дороге жизни. Обстановка напряжённая. Но молодость берёт своё. Весь период перед экзаменами Василиса тщательно готовилась, хотя можно было ей уж и не зубрить по учебнику. Училась она хорошо, память её ни когда не подводила и в зачётке у ней не было троек, ни одной. Жила она в общежитии.
 С ней вместе в одной комнате ещё трое девчат были. С одного курса. Все они по окончанию училища станут учителями начальных классов деревенских школ. И сами девочки были из деревни родом. Росли там и школу деревенскую окончили. А деревни, в которых проживали родители девчат, находились в одном районе. И звали тех девочек, Надежда, Людмила и Вера. Девчата до учёбы в педучилище не встречались, потому, как в разных деревнях жили, а значит, и в разных школах учились. Но когда поступили учиться на учителя начальных классов, попали в одну комнату в общежитие. Познакомились. Оказалось, они землячки. Деревни их стояли рядом. Девчата жили дружно. Домой ездили на выходные и каникулы всегда вместе. Добираться им надо было поездом два часа. Утром рано сел на поезд и как раз успеешь к автобусу, который потом вёз каждую в свою деревню. А когда начались выпускные экзамены в училище, поездки отменили. Не до этого стало девчатам. Экзамены ведь выпускными были! Но чем-то им в городе надо было заниматься в выходные дни? От Надежды поступило заманчивое предложение:
-Девочки, а давайте пойдём в городской парк. Там по субботам и воскресениям играет оркестр, так громко, что у нас его слышно, проходят танцы. Так хочется немного встряхнуться! - А как раз подошла первая суббота в июне.
 Девчата, не долго думая, согласились. Накрасились, приоделись прилично и отправились в городской парк. А в парке том имелась летняя площадка для этого приспособленная. Была она довольно большая, под открытом небом. Только сцена, на которой играл оркестр и выступали самодеятельные артисты, была крытая, что бы, если пойдёт, вдруг, дождь, не замочил артистов и их аппаратуру. Огорожена площадка была высоким и прочным забором, для того, что бы безбилетная и другая шпана не проникала внутрь. У входа на танцплощадку продавали билеты и стояли дружинники с повязками на рукавах. Танцы, обычно, проходили по субботам и воскресениям под духовой оркестр. Начинались они в семь часов вечера. Были, конечно, в городском парке и другие аттракционы.
 Парк тот работал давно, с первых лет советской власти. Раньше на его месте стояла небольшая церквушка, а за ней тянулось кладбище, поросшее молодым березняком. При советской власти церквушку ту закрыли, её служители разбежались, кто куда. А само здание не снесли. Так оно простояло одиноко много лет недалеко от входа в парк. Здание церкви было аккуратное и довольно симпатичное на вид. Вход в эту церквушку не был заколочен, можно свободно войти, если есть желание такое. Только там, внутри, всё было разграблено. Остались одни стены только не тронуты, но и на них можно было смотреть бесконечно, потому что, они все расписаны были так красочно, что глаз не оторвать. Церквушка эта обстановку парка не портила. Кресты с могил убрали. Могилы снесли. Те родственники, которые могли забрать своих покойников и перезахоронить, сделали это, а те, которые оставили могилы своих близких, их просто сравняли. И на этом месте сделали городской парк. Но с первых дней советской власти, в поминальные дни, приходят родственники тех усопших, которые остались лежать тут, теперь уже в городском парке, не на кладбище. Они, примерно, определяли места, где их родственник похоронен, располагались прямо на земле и отдавали дань памяти о нём. Можно с уверенностью сказать, что городской парк построен на костях жителей данного городка.
 Придя в парк, девчата купили проходной билет на танцевальную площадку. Народ постепенно собирался. И танцы начались. Подруги Василисы уже нашли себе партнёров и кружились в темпе вальса. А Василиса осталась стоять у входа, рассматривая танцующих. Она надела простое ситцевое платьице, зелёненькое и белые ромашки рассыпались по всему полю. Это платье девушка очень любила, хоть оно и было простое. К ней подошёл молодой человек. Он ещё не видел её лица, подошёл сзади, но подумал, что она должна быть молодой и даже очень. Уж слишком её фигурка напоминала девочку-подростка. Сам парень совсем недавно вернулся из армии. Один раз только был на танцах в городском парке, но такую девушку он явно не видел тут.
-Девушка, вы танцуете? - поинтересовался он.
Василиса повернулась к парню лицом, улыбнулась. Глаза её горели озорным блеском. Парень остолбенел на минутку. Такой красоты он ещё не встречал! Нет, девушек он видел многих, с некоторыми он был даже в близких отношениях, но ни одна из них не поразила его так, как эта.
-Да. - только и смогла она вымолвить на этот раз.
-Ну, тогда прошу вашу ручку, мадам!
Василиса подала парню свою правую руку и они вошли в круг к танцующим.
-А как зовут это очарование? - спросил парень.
-Василиса. - просто ответила девушка. Глаза её сияли каким-то волшебным светом. Двигалась в танце она легко и свободно, словно летела, как птичка. - А ваше имя какое?
-Василиса… - задумчиво произнёс парень. - Какое красивое имя. Я ещё ни когда не встречал девушек с такими именами. Сказочное имя какое-то. Василиса прекрасная. А у меня простое имя, Павел. Меня родители назвали в честь Павки Карчагина, наверное. Помнишь, у Николая Островского было такое произведение, «Как закалялась сталь» называлось. Ну, мои родители в пример всё время его ставили. Воспитывали меня в духе патриотизма.
-А нас родители ни кого в пример не ставили. Трудиться на земле учили и за скотиной ухаживать.
-Так ты деревенская?
-А что здесь плохого? Или в деревне не такое люди живут?
-Нет, ни чего. Просто я ещё не дружил с деревенскими.
-А тебя ни кто и не заставляет. Вон их, городских, здесь сколько! Выбирай любую.
Василиса попыталась уйти от парня, но тот задержал её.
-Ты что, обиделась? Ну прости меня подлеца. Просто, я не так выразился. Хотел сказать, что не встречал такую, как ты. Умную и красивую.
-Ты уже говорил это, между прочим.
-Уж не в педагогическом училище ли ты учишься?
-А почему ты решил, что в педагогическом? Может, я в сельскохозяйственном техникуме учусь?
-Не думаю. Этот техникум от городского парка слишком далеко находится и студенты его здесь редко бывают.
-Плохо ты знаешь студентов. Да если они захотят, то за три дня китайский язык выучат. А в городской парк им ни чего не стоит прийти пешком на танцы. Было бы желание.
-А ты прикольная девчонка. Давай будем встречаться с тобой.
-Можно, конечно. Но через две недели я уеду по распределению в какую-нибудь деревню.
-А ты уже всё? Конец твоей учёбе пришёл? А выглядишь моложе, что первокурсница.
-Это комплимент? Я конечно, польщена этим. Но уже не такая уж молодая я.
-А если бы ты вдруг вышла замуж. Тогда бы тебе не надо было бы ехать в деревню?
-Тогда бы у меня был бы свободный диплом. Искать себе работу сама могла, ну и жить тоже где хочу. А на селе мне не только место работы предоставят, но и жильё.
-Понятно. Тогда завтра прямо идём в ЗАГС и подаём заявление.
-Ты шутишь?
-Какие могут тут быть шутки?
-Но я же тебя не знаю совсем! Может ты аферист какой? Или ещё что похуже?
Вальс давно кончился. Танцующие пары разошлись по сторонам. Василиса со своим кавалером тоже отошли в сторонку. Ждали очередного танца.
-Послушай, Василиса, давай поговорим спокойно и без посторонних ушей. Уйдём отсюда, погуляем немного по парку, на скамеечке посидим. Я тебе про себя расскажу, а ты мне о себе что-то поведаешь. Потом на танцплощадку вернёмся, если захочешь. Или завтра ещё сюда придём. Завтра воскресение. Танцплощадка работает, как сегодня. Согласна?
-Хорошо, поговорим.
Василисе и самой не очень-то хотелось в деревню возвращаться. Но парня этого она плохо знала. Однако, он ей очень нравился. Симпатичный, голубоглазый и улыбка у него очаровательная. Не толстый, не худой. Среднего роста. И в брак с этим парнем она не собиралась прямо сходу вступать. Но поговорить можно. Что тут плохого? Они вышли с танцплощадки, прошли немного по аллеи парка, облюбовали скамеечку такую, что бы с неё хорошо видно было танцующих на площадке, и сели.
-Так о чём ты мне рассказать хотел? Я слушаю.
-Вот думаю, с чего начать?
-Начинай с самого главного. Родители у тебя есть? Братья, сёстры? Где живёшь и с кем? Где учился?
-Понял. Я вообще-то, местный. Живу на соседней улице с вашим училищем. Есть старший брат у меня. Он женат и живёт в Новокузнецке со своей семьёй. А я, пока, холост. С родителями живу. После школы учился в Барнауле. Там у них есть строительный техникум. Так в нём я и учился. После техникума в армии прослужил два года. И две недели, как вернулся домой. Несколько дней передохнул с дороги и уже успел устроиться на работу. Даже вышел на смену. Отработал там целый день. Так что, я ни какой там бездельник, а рабочий человек и вполне могу семью свою создавать. Буду строить новые дома для нашего населения, заводы и фабрики, всё, что необходимо будет городу. Сразу за городским парком видела недостроенную пятиэтажку?
-Ну видела. И что?
-Это тот дом, где я вчера трудился. А теперь ты о себе рассказывай.
-А мне пока нечего рассказывать.
-Ты говорила, что из деревни родом, а из какой? Далеко она, деревня та, от города?
-Нет. Десять километров по трассе проедешь, свернёшь влево и вот она. Село у нас большое. Есть там средняя общеобразовательная школа в два этажа, больница, столовая, сельский клуб. Мы его называем ДК местного разлива. Два магазина имеется, большой детский сад для всей деревенской ребятни. Можно жить в таком селе вполне! И я собираюсь вернуться туда.
-А как же распределение?
-Меня уже определили в нашу школу.
-А, может, ты здесь останешься? В городе ведь жить лучше.
-Ну, не знаю… что бы здесь остаться, надо свободный диплом иметь. А у меня его не будет.
-Так это всё поправимо. Я же тебе предлагаю завтра сходить в ЗАГС и подать заявление. Комиссии по распределению справку с ЗАГСа предоставишь, вот тебе и свободный диплом.
-Так то оно так, но подумай сам, что нам скажут наши родители? И потом, всего несколько минут прошло с той поры, как мы познакомились. Может ты пьяница или того хуже? Надо узнать ведь друг друга лучше!
-Чудачка. У меня брат старший с первых дней знакомства привёл девушку к нам в дом. Даже в ЗАГС не успели сходить. Потом побывали там, когда жена уже ребёнка ждала. И до сих пор живут душа в душу. Она, между прочим, с вашего педучилища. Правда, жила она с родителями в городе. Замуж за моего брата пошла, когда уже была на последнем курсе. А когда окончила училище, поехали вместе в село. Но там не стали останавливаться, перебрались в Новокузнецк. И сейчас там живут. Получили квартиру в новом микрорайоне. У них уже есть сын. Мы с тобой к ним в гости съездим, когда у меня отпуск будет. У меня замечательный брат! Зовут его Олег. И жена красавица. Ну так что, идём завтра в ЗАГС?
-Завтра не получится.
-Почему?
-Завтра воскресение. Ты думаешь, что там не люди трудятся? У них ведь тоже выходные имеются, как и у всех.
-Тогда в понедельник. Ты где живёшь? В общежитии? - Василиса кивнула головой. - Я зайду за тобой. Будь готова и паспорт свой не забудь. А завтра встретимся у входа в парк часов в семь вечера.
-Хорошо. Но по поводу замужества надо подумать.
-А что тут думать? Всё равно ты не узнаешь человека сразу, как хотелось бы тебе. Вон раньше и не дружили совсем. Парню девушка понравилась, он и присылал к ней сватов. И у нас с тобой тоже что-то подобное происходит. На танцы идём?
Они долго ещё крутились на танцплощадке. Павел не отходил ни на минуту от Василисы. Ни кому не позволял танцевать с ней. Закончились танцы, когда на улице стало темнеть, ближе к полуночи. Девчата, в сопровождении Павла, отправились в общежитие. А когда парень проводил их до самой двери, попрощался с ними и ушёл, Надежда спросила:
-И кто этот кавалер?
-Мой жених. - просто ответила Василиса.
-Васька, ты в своё уме? Хорошо ли ты знаешь его?
-Ой, девочки, я действительно сошла с ума! Я, кажется, влюбилась! Но, согласитесь, парень-то хорош?
-Да, он красавчик, но терять голову из-за него не стоит!
На следующий день, в воскресение, Павел пришёл к девчатам в десять часов утра. Подруги только проснулись и успели привести себя в порядок. В дверь их комнаты постучали. Девчата не ожидали увидеть в такую рань вчерашнего провожающего и просто ответили на стук в дверь:
-Входите!
Дверь открылась и вошёл Павел.
-А ты что так рано пришёл? - удивилась Василиса. - Мы ведь на семь часов вечера договаривались.
-Вчера, пока я был на танцах, приехал мой брат с женой и сыном к нам в гости. А сейчас мы идём с тобой и я тебя познакомлю со всеми сразу. Как раз все дома.
-Это что, типа смотрин будет? Мне как-то страшновато немного.
-Ни чего. Ты же собиралась меня узнать лучше! Вот я и стараюсь, знакомлю тебя со своей семьёй. Ты не переживай, они у меня замечательные. Я только о тебе заикнулся, отец сразу сказал: - веди свою девушку сюда, оценим. Так что, собирайся, нас уже ждут.
Василиса в такой ситуации ещё не была и ей действительно было не по себе. От волнения у неё даже руки задрожали, когда она переодевалась.
 Идти к Павлу было недалеко. Его семья жила от училища совсем рядом. А общежитие стояло через дорогу от учебного корпуса. Дом родителей Павла был аккуратный и смотрелся превосходно. Видно было невооружённым взглядом, что в этом доме люди любят чистоту и порядок, следят за своим жилищем. Павел распахнул входные двери в дом.
-Прошу! - протянул он правую руку, пропуская девушку вперёд.
Василиса с трепетом шагнула через порог. И сейчас же вышли встречать вошедших все: мать с отцом, брат с женой и их семилетний сынишка.
-Ну наконец-то,  мы уж вас заждались! А вы и есть невеста моего сына?
Василиса молча кивнула головой.
-А я папа этого балбеса, Игнат Васильевич. Это моя жена, моя Анюта. Это мой старший сын, Олег. Это его жена, тоже учительница, Светлана Николаевна. А вот этот шалопай мой любимый внук. Проходите сразу к столу. Там и поговорим.
-А можно, мы руки помоем? Где у вас умывальник?
-Павлуша, проводи свою невесту к умывальнику. - предложила мать жениха.
А когда Василиса с женихом остались одни, девушка поинтересовалась:
-Интересно, а почему твой папа моё имя не спросил?
-Так твоё имя им уже известно, он и не спросил его.
-Ты его им сообщил?
-Конечно.
За столом отец сказал: - Сын нам сказал, что вы собрались создать семью и в понедельник идёте подавать заявление. Это правда? Вы с ним встречаетесь давно?
-Про заявление он сказал верно.
-Ну, если решили так, тогда ладно. Слышишь мать? К свадьбе надо готовиться.
  И в конце июня Василиса сменила свою фамилию. К этому времени девушка получила диплом. В село она не поехала, осталась в городе. Жить с родителями мужа она сразу же отказалась. Квартиру нашли себе, ещё когда экзамены сдавали. Квартира эта была не дорогая. Маленький домик по улице Советов. Но прожили там молодожёны немного совсем. К новогодним праздникам сдавался новый пятиэтажный дом, тот, что стоит за городским парком и в котором Павел начинал свою трудовую деятельность после службы в армии, вот в этом доме они и получили свою квартиру. Квартира уютная, двух комнатная, на втором этаже. Василиса когда первый раз вошла в своё новое жилище, изумилась! Оно это новое жилище, ей дворцом показалось! Комнаты просторные. Кухня большая. Из зала можно выйти на балкон. И вид с балкона этого отличный. Новосёлы, не долго думая, перевезли свой незначительный скарб и стали обустраиваться. И вскоре в их квартире было всё необходимое для семейной жизни.
Через год, как получили квартиру, в семье Петровых появился малыш. Это была девочка. Светленькая с голубыми глазками, а реснички чёрные, пушистые и длинные. Ну, чистый ангелочек!
С появлением малыша, в семье начались размолвки. Муж с работы вернётся, а жена с ребёнком занимается, на него не обращает должного внимания. Что он ни спросит, ответ один:
-Не видишь, я с дочкой вожусь. Погрей себе еду сам. Холодильник открой, там она стоит.
Молодой папаша понял, что он теперь не на первом плане у своей ненаглядной жёнушке и пустился на все тяжкие. Завёл себе подругу сердечную и стали они весело с ней время проводить. Василиса не могла понять, что такое случилось с её мужем? Почему он охладел к ней? Она попыталась выяснить у него, в чём причина? Несколько раз молодая женщина начинала разговор:
-Ты скажи честно, у тебя кто-то есть? Я всё пойму и приму к сведению.
Но он не хотел сознаваться и только говорил:
-Ну ты и заноза! Как влезешь в душу, ни чем тебя оттуда не вытащишь.
-Пойми, я не хочу стоять у тебя поперёк горла. Если ты мужик, так найди смелость признаться в этом.
Но Павел не признался, только поцеловал её в щёчку и сказал:
-Пойми, глупенькая, ведь я тебя люблю, но я мужчина и мне женщина нужна, понимаешь? А не её название только. Что я вижу с тобой? Одни пелёнки и распашонки. Мне тоже надо уделять время, хоть немного.
-Но, дорогой, я же вожусь с нашей дочкой! Она маленькая и требует большого внимания. Как ты этого не можешь понять? Её не только кормить надо, но и гулять с ней. Я с дочкой и в магазин сама за продуктами хожу, и в квартире убираюсь. Ты же мне не помогаешь! Пришёл с работы, поел и на диван завалился. Больше тебя ни чего не интересует, словно ребёнка я нагуляла, а не от тебя родила. Ты даже на руки её взять не хочешь. А ведь ей папа тоже нужен.
А однажды Василиса катила перед собой коляску с малышкой. На другой стороне дороги она заметила своего мужа. Он шёл с девицей, довольно молодой, совсем девочка-подросток и весело с ней болтал. Прошёл немного совсем и, не стесняясь народа, стали целоваться. У Василисы всё внутри оборвалось. «Как, её законный муж и целуется с кем-то?» - этого она стерпеть не могла. Она быстро развернула свою коляску и покатила её домой. Забыла и про то, что в магазин за продуктами собиралась. Дома, покормив малышку и уложив её спать, стала собирать свои вещи и дочкины. Взяла самые необходимые. И, конечно же, прихватила документы. И к вечеру она с малышкой уже была у своих родителей. Мать, увидев свою дочку с ребёнком, воскликнула:
-Ну, наконец-то в гости пожаловали!
-Ошибаешься, мама, мы насовсем приехали. - спокойно ответила Василиса.
-Что так? С мужем поругались?
-Нет. Муж и не знает, куда мы делись.
-А что так то? Он руки распускает?
-Нет, он без зазрения совести гуляет напропалую. На глазах всего народа и не стесняется. А я этого не могла стерпеть!
-И правильно сделала. А то мог бы вас наградить какой болезнью любовной. А я тебе говорила, что от этого брака толку не жди. Так ты меня не слушала. И что теперь делать станешь?
-Жить, мама! Дочка уже подросла. Устрою её в ясли, а сама в школу пойду. Проживём с Божьей помощью.
Вечером пришёл отец с работы. Увидев Василису, спросил:
-В гости или как?
Вместо Василисы ответила её мать:
-Загулял зятёк наш. Другую нашёл. Вот и они, горемычные мои, к нам и пожаловали. Надо бы за их вещами туда съездить.
-Ну, это само собой. - и к дочке обратился: - Что молчишь-то? За вещами съездить?
-Если можно.
-Не можно, а нужно. Зачем они ему? Не станет же он в твоих трусах ходить? Или подруге их отдаст?
На другой день отец попросил знакомого с собственной машиной, взяли с собой Василису и отправились за её вещами. Павел в это время был на работе. Он в прошедший день не пришёл ночевать домой и теперь думал и не мог сочинить причину своего отсутствия ночью. Василисе повезло. Она, без лишнего скандала и шума, забрала все свои и дочкины вещи, сгрузила их в машину и когда стала выходить из квартиры сама, встретила соседку.
-Василиса, что у вас случилось? Почему из вашей квартиры выносили вещи?
-Я от мужа ухожу и поэтому забрала только свои и дочкины вещи. Если муж станет спрашивать, скажите, что я ушла от него. На развод подам сама.
-Что у вас не так? - удивилась соседка. - Вроде, всё было нормально.
-Он нашёл себе другую, сама видела его любовницу, собственными глазами и как он при народе целовал её, прямо на улице. Так что, пусть наслаждается жизнью уже без меня.
-Жаль… такая чудесная пара была.

Прошло много лет после этого события. Василиса успешно вышла замуж второй раз. Муж её оказался военным. Он службу нёс в военкомате. Василиса, вместе с дочкой, перебралась жить в город. Муж её и дочку очень любил. Буквально, носил их на руках. Баловал их подарочками разными. А за это Василиса подарила ему сына. Он от счастья такого был на седьмом небе! В свободное от работы время малыша с рук не спускал, но и о дочке приёмной не забывал. Дочка Василисы уже была большая. Десять лет ей минуло, но она вместе с приёмном отцом, гуляла по улицам города, гордо катя коляску перед собой, в которой лежал малыш. Василиса была довольна своей жизнью.
 Дети,  не заметила как, выросли. Дочка решила идти по стопам своей матери, выучилась в педагогическом университете и стала учителем математики. Работать осталась в областном центре, где и училась в университете. Там же вышла замуж, но неудачно. Муж оказался так себе, ни рыба, ни мясо, делать ни чего не умел. Даже гвоздь нормально вбить не мог, обязательно все руки себе обобьёт, гвоздь не вобьёт, а только согнёт. А из себя корчил, не понятно кого. Да и к бутылочке часто прикладывался. Так прожили они пять лет и разбежались. Правда, человеком он оказался благородным, квартиру и все вещи в ней он оставил своей жене и сыну, который у них появился на втором году совместной жизни. Сам уехал на Север. Решил там немного денег заработать.
Совместный сын Василисы и Егора тоже вырос и решил продолжить дело отца, поступил в военное училище. После его окончания, он немного послужил в воинской части, а потом был переброшен в Чечню. Там в это время шла вторая чеченская война. Сын Егора Ивановича принимал участие в боевых действиях и в результате геройски погиб перед самым окончанием этой войны, весной 2009 года. Тело его доставили на Родину к родителям в закрытым гробу. Хоронили его не открывая крышку гроба.
 Горе Василисы было так велико, что бедная женщина буквально опухла от слёз. А отец надолго свалился в больницу. После похорон сына, он так и не пришёл в норму. Из больницы вышел в удовлетворительном состоянии. Но после похорон сына он потерял всякий интерес к жизни и в военкомате больше не трудился, вышел в отставку. К нему стали липнуть всякие болезни. Василиса тоже перестала трудиться в школе. Она вышла на пенсию раньше мужа, но продолжала работать. А когда Егор Иванович получил отставку, то и Василиса вышла на заслуженный отдых, стала ухаживать за мужем, поддерживать его всячески.
 Подошёл 2020 год. Самый трудный год в жизни супругов. И не только в их жизни, но и для всех жителей нашей планеты был этот год тяжёлым. Началась самоизоляция из-за ковида. Даже дети не ходили в школу, учились на дому. И хоть Василиса с мужем честно соблюдали все условия самоизоляции, Егор всё же подхватил болезнь эту. Справиться с ней он не смог. И в тот же год его не стало. Похоронили его рядом с могилой сына. Василиса сильно переживала, оплакивая мужа. Она не могла понять, как ей теперь жить, что делать? Первое время женщина приходила на могилку мужа и сына чуть не каждый день. Посидит на скамеечке возле их могилок, расскажет все новости, всплакнёт немного, а потом отправляется только домой.
 Дочка её узнала про это и решила мать к себе забрать. Она приехала к матери в гости, спустя полгода после смерти приёмного отца. Прекрасно понимала, что мать к ней вряд ли решится поехать, бросив своё собственное жильё и поселится у неё. И тогда она с сыном купили матери небольшую квартирку в их городе. Квартира это находилась от их дома близко, можно сказать, по соседству. И когда сели за стол обедать, Оксана, такое имя было у дочери, сказала:
-Мама, мы тут с сыном подумали как следует и решили, что тебе лучше жить рядом с нами. А поэтому, купили тебе в нашем городе квартиру. Небольшую, правда. Но тебе одной вполне такой хватит. Меньше уборки будет. Перевезём тебя, станешь к нам в гости ходить. Что тебе здесь делать? В этом городишке у тебя ни кого из родных нет. А у нас, я с сыном живу и от твоей малой родины не далеко. Можешь в гости к ним ездить. Ну, как? Ты согласна?
-Что ты такое говоришь?! А как же я могилу сына и моего мужа брошу?
-Мама, на их могилы часто ходить не нужно. Раза два в год и достаточно будет. Пусть себе спокойно спят. Зачем их тревожить так часто? А память о них всегда с тобой будет.
-Ой, не знаю прямо! Огорошили вы меня просто!
-Да что тут думать? Квартира хорошая, на втором этаже. И соседи замечательные. В вашем подъезде много пенсионеров живёт. Так что, подруг у тебя будем полно. Займётесь с ними скандинавской ходьбой. Многие из них прогуливаются с палками в руках по аллеям парка. И ты присоединишься к ним. Ну, как? Согласна?
-Боюсь я что-то.
-А чего тебе бояться? Мы тебя перевезём. Ты хоть у нас на глазах будешь. Возраст у тебя уже не маленький. А тут кто за тобой присмотрит?
Василиса горестно вздохнула. Она и сама прекрасно понимала, что осталась совсем одна, а силы уже не те и с каждым годом всё слабее и слабее становятся.
-Хорошо… я согласна. Но только тогда перееду, когда свою квартиру продам.
-Это естественно. Объявление о продаже я уже дала.
 И осенью, когда листья с деревьев ещё не опали, а только стали покрываться золотым нарядом, Василиса перебралась в областной центр. Здесь ей жить понравилось. В первую неделю у неё появились новые подруги. А через десять дней Василиса вместе с соседкой, такой же пенсионеркой, как и она, отправились в санаторий, который находится в Белокурихе. И там, когда подруги пришли на ужин в столовую, Василиса внезапно встретила свою первую любовь. Они столкнулись с ним при входе в столовую. Он её сразу же узнал.
-Василиса!? Привет! Вот не ожидал тебя здесь встретить. - обрадовался Павел.
Женщина взглянула с интересом на него. Она тоже его узнала, но сделала вид, что видит его впервые.
-А разве мы знакомы? - спросила она.
-Васька, ты что? Неужели забыла? Педучилище помнишь? А свою первую любовь?
Женщина поняла, что притворятся бесполезно. Обиды на него больше не было. Улетучилась она, испарилась. Да и любви той не оказалось. А, кажется, любила в то время.
-Помню, не думай, что я забыла. Просто, вспоминать не чего. - только и сказала она, и быстро прошла вперёд. А когда подруги отошли от любопытного мужчины, подружка поинтересовалась:
-Ты и в самом деле его знаешь?
-Конечно. Он мой первый муж. Я за него замуж пошла, что бы у меня свободный диплом был.
-Ну ты даёшь! И не страшно было?
-Страшно, но решила рискнуть. Он был такой красавчик, уму непостижимо!
-А почему тогда не стали жить вместе?
-Так получилось. Потом расскажу.
В это время подруги подошли к своему столику. За ним уже сидели двое, мужчина и женщина. Василиса была крайне удивлена, мужчина был тот с кем она столкнулась у входа.
-От судьбы не уйдёшь, как ни старайся. - улыбнулся мужчина.
Василиса молча села за стол. Её подруга была наоборот, очень разговорчива и вскоре Анна (так звалась подружка) знала всех, сидящих за этим столом, по имени и откуда они прибыли сюда. Ужин прошёл довольно тихо, если не считать того, что Павел отпускал шуточки по любому поводу.
 А после ужина был вечер знакомств в местном дворце культуры. Василиса не хотела идти на этот вечер, но Анна ей сказала:
-Ты что, собираешься все вечера проводить в этой комнате? Мы приехали сюда не только лечиться, но и отдыхать. Забудь все невзгоды и наслаждайся отдыхом в своё удовольствие. Ведь ты свободная женщина и к тому же, симпатичная. Тогда и лечение будет на пользу.
И Василиса последовала её совету. В клубе Павел уже ждал её. Как только Василиса с подружкой появилась там, мужчина сразу же, в буквальном смысле, прилип к женщинам.
-Что тебе от нас надо? - не выдержала Василиса.
-Поговорить хочу с тобой.
-Разговаривать ты мастак, да толку грош от твоих разговоров.
-И тем не менее, давай сядем в сторонке и поговорим. Я знаю, ты колючая, но застряла в моём сердце, как заноза и ни чем её оттуда не вытащить. Пожалей ты меня хоть немного! Люблю я тебя, как ни странно, до сих пор!
-Ладно, говори тише, а то на нас уже поглядывают. О чём ты хотел со мной поговорить?
Они сели в уголке, что бы не мешать остальным и стали тихо разговаривать.
-Я хочу рассказать о своей непутёвой жизни.
-А мне это зачем?
-Что бы ты знала, как мне было нелегко без тебя. И поняла наконец, что мы должны хоть последние годы нашей жизни быть вместе.
-Надо было думать об этом раньше, а не бегать за каждой юбкой.
-Дурак был. Я полагал, что своим поступком обращу на себя внимание. Ты ведь занималась только дочкой, а я для тебя был пустое место.
-Ты точно дурак! Ведь дочка была такая крошечная и беспомощная. А ты взрослый человек. Нет, что бы мне помочь, так отправился искать любовные приключения. Ну и как, с этой дурёхой живёшь?
-Кого ты имеешь в виду?
-А что, у тебя их не одна была?
-Если ты Наташку имеешь в виду, то я не стал с ней жить. Когда ты меня бросила, я ринулся за тобой следом, но нарвался на твоего папашу и он мне разъяснил ситуацию так чётко, что я сразу понял, мне тут ни чего не светит. Вернулся домой и через полгода женился на нашей секретарше. Через год она мне родила девочку. Прожили мы с ней долго, пока она не умерла. Дочка выросла и стала как ты, учителем начальных классов. Сейчас она замужем и имеет двух сыновей. А я так и продолжаю жить один.
-Молодец мой папаша! Надо же, а мне он не сказал ни чего! А от меня тебе что надо, не пойму?
-И что тут непонятного? Хочу жить с тобой.
-Я уже жила с тобой, но ты это не оценил. А теперь не хочу ещё раз наступать на одни и те же грабли. Так что, извини, наши пути разошлись.
-Понимаю, но ни когда начинать не поздно. Ты подумай как следует. Ведь это не случайно, что мы встретились.
-Обещаю подумать, но не больше.