Гроссмейстер Остап, Мастер и Овечья шкура

Егор Убаров
                "Одних сразила пуля,
                Других убила старость.
                Йо-хо-хо! Всё равно,— за борт!"
                (Стивенсон. "Остров Сокровищ"
                Песня "пиратов-аргонавтов")

         
    Памятуя о своём решении начать публикацию на сайте Проза.ру некоторых статей из архива А.М. Лиги горпсихбольницы, творческий коллектив соратников собрался на квартире у Профессора Сергеича, чтобы отредактировать статьи и подвергнуть их, по возможности, литературной огранке. Так, во всяком случае, полагали Журналист и Профессор.

    —Итак, дорогие коллеги, позвольте мне прочитать первую часть статьи, созданную на основе стенограмм наших заседаний в гостеприимных стенах психиатрической больницы, руководимой нашим главврачом Львом Моисеевичем Липкиным-Хайтовичем,— произнёс Александр Сергеевич, вооружившись старенькими очками с толстенными линзами и прокашлявшись.
    —Давай уже, Сергеич, выступай! Читай внятно и с выражениями, так сказать! И не шамкай губами, ведь наш Журналист всё на плёнку фиксирует, — напутствовал друга Егор Алексеевич и посмотрел на Журналиста, ожидая от него одобрения.
    Журналист закончил возню с аппаратурой и скомандовал: "Камера, мотор, начали!". Профессор, выпрямил спину, как отличник за партой и начал читать.
*****

    "Поверхностное мнение о некоторой схожести сюжетных ходов романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и дилогии об Остапе Бендере писателей Ильфа и Петрова  не совсем верно.
    Главное в "Двенадцати Стульях" и "Золотом Телёнке" — драма искателей приключений Остапа и его подельников — Шуры Балаганова, Паниковского и Козлевича. Равно, как и перипетии персонажей рассказов Зощенко,— всё это по сути,  смелое и достаточно откровенное описание специфического быта эпохи раннего СССР. Написано весьма талантливо, подчас карикатурно; персонажи ярки, характеры героев узнаваемы. Роман об Остапе Бендере — образец высоко гуманистической литературы, которая заставляет читателя сопереживать, смеяться или грустить о судьбе жуликоватых, но всё-таки, наивных и душевных участников авантюрной затеи решительного командора.
    Суть разницы смыслов этих произведений и смыслов романа "Мастер и Маргарита" состоит в том, что московские "похождения" Сатаны и его свиты в романе, как цветной фантик,  лишь прикрывают  главное:  осторожный намёк М. Булгакова на возможные причины событий "старины глубокой" в книжном "Ершалаиме", их истинные причины и величайшие драматические последствия для всего мира…
     И всё же… есть что-то общее между похождениями Дьявольской диверсионной группы и отрядом добрых жуликов под командованием Остапа Бендера! Есть...
    Такая весьма внешняя схожесть портретов направляет некоторых исследователей творчества Булгакова по ложному руслу! Раскручена и бытует версия, что автором "12 стульев" и "Золотого телёнка" является…Михаил Афанасьевич Булгаков! Сюжет для настоящего детектива. Но если попробовать и далее следовать в фарватере этого предположения, то внятно объяснить и аргументировать доказательно это эпатажное заявление, увы не представляется возможным никак! Официальные сведения о биографии и творческой судьбе   авторов баллад об Остапе и Мастере не оставляют данной версии никаких шансов! Достаточно вспомнить череду  трагических жизненных обстоятельств автора романа "Мастер и Маргарита" в конце 20-х годов. Неужели такие условия и явились счастливой возможностью для написания и издания в 1928-м году приключенческого юмористического романа "12 стульев", и "Золотого Теленка" в 1931 году? Весьма сомнительно! Тем более, что большинство из тех, кто высказался в поддержку публикации такого романа, позднее были…репрессированы! В списке таковых значился даже сам Николай Бухарин. Если бы автором романа об Остапе был Михаил Булгаков, то он вряд ли бы успел дописать в дальнейшем своё самое сильное произведение.
    Нет, портрет Остапа Бендера — это не художественно литературное полотно кисти Булгакова. Однако, после долгой и кропотливой работы по выявлению общих черт персонажей Ильфа и Петрова, и Булгакова, внезапно рождаются удивительные аналогии! Ну, например вот такая…
    И ведь действительно,— "родственной душой" для Остапа, скорее всего, мог бы стать сам… Мастер! Да, господа! Хоть в романе "Золотой телёнок" и был представлен "человеком без паспорта" некто Паниковский,  но думается, что и Остап и Мастер были также очень одинокими людьми. Таким, — одиноким и "безликим", выглядел персонаж романа Булгакова, и ровно таким же "скучающим субъектом" наверняка закончил свои дни "бесстрашный" Ясон-Бендер, вольно или не вольно вынужденный прятать свою истинную личину от органов правопорядка в стране Советов. И безутешный бедолага Мастер и сам Остап пытались обнаружить для себя в этом мире нечто ценное, самое важное! Таким самым важным в жизни Гроссмейстера Остапа были деньги! Для Мастера — овладение высшими смыслами Бытия. Что ж, "каждому своё", как говорили древние. Мы догадываемся и даже понимаем, как закончил свои дни пациент палаты номер 118 — некто Мастер. Получив заветные знания и Маргариту, он навсегда покинул этот Мир… быстро и, как утверждает Азазелло, легко и безболезненно.
    А чем окончилась увлекательная интрига по достижению своих целей Остапа Бендера? Душевный, в общем-то, жулик Остап потерял навсегда всех своих соратников: Шуру Балаганова, скромного Козлевича и даже симпатичную девушку Зосю Синицкую! Да! Маргарита посвятила всю себя нищему Гению, а Зося отвергла богатства Миллионера?! Рвущийся к цели энергичный авантюрист Остап даже расстался с крикливым и трусоватым хромцом. Он похоронил местечкового беднягу, глупца Паниковского, вдали от "шума городского". А может быть, уход Паниковского был знаком свыше? Но самоуверенный Командор, не взирая на всякого рода предзнаменования, не обратил на этот факт никакого внимания и опрометчиво устремился вперёд к своей "голубой мечте детства". Думается, что в итоге рейтинги возможностей Паниковского и Остапа стали выглядеть почти одинаково. Неутешительный результат и плачевная судьба одного и другого навсегда уравнял этих темпераментных упрямцев. 
    Остап Бендер сумел доблестно преодолеть все трудности начального этапа своего честолюбивого плана.  Неимоверным напряжением ума и воли он практически вырвал заветный миллион рублей из рук грязного дельца Корейко,— ему удалось сделать это! Он преобразился! Он, подобно мифологическому Ясону, даже приобрёл Орден Золотого Руна! Ясон — своровал Руно. Остап — так же обокрал, ограбил Корейко. Получается… что Остап, подобно Ясону, выкрал Орден Руна, свою награду. И надо заметить, что Орден-то был не прост… ох, как не прост! И авторы Ильф и Петров прекрасно владели информацией об этой сакральной "бранзулетке"!
*****
    —Георгий, я просил Вас подготовить хоть какие-то сведения, касающиеся Ордена,— Профессор прервал чтение статьи и посмотрел на Журналиста.
    Георгий встрепенулся, очнулся и принялся что-то разыскивать в своём смартфоне.
    —Разумеется, Александр Сергеевич! Информации очень много, но я бы выделил главное…
    "Следует учитывать трактовку образа золотого руна с точки зрения символики: «овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается, как обретение величия духа посредством очищения души».
    Егор Алексеевич хотел было промолчать, но не удержался и буркнул что-то, вроде: "вот и очистились добела, туристы!"
    —Егор Алексеевич, у Вас имеются замечания или дополнения? — обратился к "правдорезу" Егорше Профессор. — Говорите, не стесняйтесь, пожалуйста!
     Егорша почесал затылок, оглядел коллектив друзей внимательным взглядом и сказал:
    —Так это что же такое получается?! Этот ихний Орден — заколдованный что ли? Ну- ко, Сергеич, тащи сюда нашего "петушка-гребешка". Хочу полюбопытствовать…
    Александр Сергеевич, прихрамывая, удалился в кабинет и явил друзьям бронзовый орден "Золотого Гребня".
    —Вот он, коллеги! Никуда не пропал, не потемнел…всё на месте: Петух, Кобра и души-шарики. Смотрите!
    Егорша внимательно изучил Орден, покрутил его со всех сторон, будто видел впервые. Ваня-поэт посмотрел на Профессора и Журналиста, а те в свою очередь — на Поэта. Потом все вместе с удивлением взглянули на Егоршу.
    —Ну и что ты там узрел, бронзовых дел мастер? — спросил Георгий.
    —"Чего узрел", говоришь…— Егорша взял Орден за цепочку, и держа его перед собой на вытянутой руке, таинственным шёпотом промолвил. — Смотри, профессура, как бы этот "петушок" кого-то из нас в темечко не клюнул! Боязно мне, братцы. Да ещё и Сергеич сейчас тут жути нагнал!
    Журналист, подражая манере Егора, так же тихо проговорил, подняв указательный палец вверх:
    —Верно, Егорша! Но сдаётся мне, что этот "гребешок" клюнет тебя не в темечко, а совсем в другое место! — и Георгий сам, не удержавшись, прыснул от смеха.
    Тут уж стало весело всем.
    —Егор Алексеевич, — обратился к коллеге Профессор. — Что это вдруг Вы так запереживали, занервничали? Вы что-то скрываете от нас! Может быть, Вы…украли этот Орден? Признавайтесь немедленно! — произнеся это, Александр Сергеевич грозно посмотрел на ответчика.
    Егорша несколько оторопел от таких вопросов, но нашёл в себе силы собраться с мыслями и, озираясь на товарищей, произнести:
    —Да ты чё, в натуре?! Ну, сказать по чести, была у меня мыслишка "кой чего" приватизировать там…ну, у Царя Ивана. Но я себе это дело запретил, ударил, так сказать, сам себя по рукам!
    —И по башке, наверное,— негромко хмыкнул Ванюша-поэт.
   —Чего, Вано? — не расслышал Егор Алексеевич.
   —А вот теперь слушайте и смотрите внимательно, аргонавт Егор Алексеевич!— Профессор достал с книжной полки какой-то древний свиток, надел очки и продолжил…— Это опись документов, которые нам передал Каган Иван Четвёртый!
    —А Орден там есть? — спросил ошалевший от неожиданности "телепортант".
    —Дорогие друзья! В этой описи, написанной по-арабски, указано абсолютно всё, включая при этом одну пару "сапог-скороходов"! Правда, здесь написано "ичиги". Вот, смотрите сами!
   Журналист, Ваня и Егор Алексеевич подошли к Профессору и, ничего не понимая, стали разглядывать каллиграфическую арабскую вязь на рыхлой и лёгкой пожелтевшей бумаге.
   —Итак, коллеги, Орден Золотого Гребня нами не украден! Это драгоценный подарок нашему творческому коллективу от Кагана Ивана! Благодаря этой высшей награде мы оказались в силах совершить величайшие открытия в Истории и Литературе, взглянуть на наш Мир с высоты птичьего полёта…так сказать…
    —Бери выше, Сергеич! Ещё чутка, и  мы уже с тобой из самого Космоса на Мир смотреть будем! Короче, всё! Шабаш! Разъяснил ты нам обстановку до полной картины понимания, допустим! Успокоил…
    —В таком случае,— сказал повеселевший Профессор,— давайте же дослушаем докладчика с его информацией об Ордене Золотого Руна! Просим Вас, Георгий, продолжайте!
    —"Орден Золотого руна"… — Журналист замешкался на секунду. — Тут название указано   по-немецки и по-французски…
    —Не тяни резину, Жорж! Давай сразу по-русски сказывай: что, откуда и по какой такой причине!
    —Итак, вот… наконец!
     "Второе название Ордена — «Знак Гидеона»! Это… рыцарский орден, учреждённый Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году, в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской. Династический орден, одна из самых древних и почётных наград Европы. Статут ордена существует по сей день в двух ветвях (испанской и австрийской) и награждать испанской ветвью имеет право король Испании Филипп VI, а австрийской — Карл фон Габсбург". Что, продолжать читать дальше, Александр Сергеевич?
    —Не стоит, мой друг. Считаю, что этого будет довольно! А вот продолжать зачитывать вслух нашу новую статью, я полагаю, теперь придётся Вам! Думаю, что коллектив меня поддержит?
   —Принято единогласно!— ответил за весь коллектив Егорша. — Обжалованию, допустим, не подлежит!
    Профессор передал Георгию страницы текста.

     "Знал ли, ведал ли симпатичный аферист Бендер о том, что своим стремлением к чужим богатствам, он тем самым очищает свою Душу? Вряд ли! И вот случилось то, что, наверное, и должно было случиться: аферист, вор и жулик Остап был сам жестоко ограблен румынскими пограничниками при попытке незаконного перехода границы! Любой, кто читал последние страницы книги Ильфа и Петрова, с огорчением воспринял такое завершение романа. Все читатели наверняка симпатизировали Бендеру и переживали за него. Лишившись всех своих богатств "нажитых непосильным трудом", Герой похоронил навсегда свою "голубую мечту" — добраться до Райского Града Рио-де-Жанейро! И сам, в итоге,  превратился в "человека без паспорта", чем-то напоминающего Паниковского, над которым молодой оптимист и любимец женщин Остап так любил посмеяться, и которого он немного… презирал в душе.
    После фиаско на румынской границе и выбравшись с трудом обратно на родной берег, лишившись богатств и золота, "сын турецко-подданного" с удивлением и без особой радости обнаружил висевший на его шее на увесистой золотой цепочке… тот самый Орден — Орден Золотого Телёнка! И это было всё, что осталось от миллиона Корейки! "Придётся переквалифицироваться в управдомы", — подумал Гроссмейстер. Наверное, он был прав, и это было единственным выходом в плачевном положении Командора Остапа.
    Свой "масонский" Орден, а может и статус, наверняка обрёл и герой произведения "Мастер и Маргарита" грустный Мастер. Он обрёл свой "покой"… покой вечный! Ведь он — "догадался", как и  сам автор романа, создавший образ персонажа "Мастер"!"

    —Александр Сергеевич! А ведь Вам уже было всё известно про этот Орден?!— прервал чтение Журналист.
   —Давай, Жоржик, декламируй дальше и не отвлекай народ! — важно произнёс Егор Алексеевич.

    "А что с Остапом, как успокоилось сердце этого вечного "искателя приключений"? А не могло ли случиться так, что устроившись на незаметную должность  где-нибудь в местных органах коммунального хозяйства, ведя скромную жизнь "совслужащего",  состарившийся бывший красавец-авантюрист…
    Да, вполне вероятно, что вечером, придя в бедно обставленную малометражную комнатушку в коммунальной квартире после "непыльной" работы в местном ЖЭКе, Остап после скромного ужина, доставал из коробки спрятанный там Орден и… тихо любовался Золотым жертвенным животным! Тельцом, а может быть…Бараном, Агнцем Божьим?
    Неужели этот Золотой Телец всё-таки сумел очистить совесть Остапа Бендера, и позволил ему обрести чувство душевного покоя? Очень хотелось бы надеяться, что именно так всё и случилось…
    Роман Ильфа и Петрова называется "Золотой Телёнок". Сам персонаж даже высказался о том, что обладает большим сердцем, сердцем — как у телёнка. Орден Тельца — не существует в природе! Хотя в морально-духовном кодексе такое понятие есть. Наверное, всё-таки, наш Герой стал обладателем Ордена жертвенного Агнца. Чем стал для него этот символ, — платой за суетную жизнь или наградой и высоким статусом самого обладателя — Агнца или…барана? Наверное, ответить на этот вопрос Судьбы придётся самому Остапу, человеку со шрамом на шее.
    А как закончил свои дни отважный предтеча наших литературных героев, — мифический Ясон? Легенда гласит, что стареющий "похититель" Золотого Руна, был просто-напросто раздавлен обломками корабля с гордым названием… "Арго". Да, наверное, не смотря на разницу в стремлениях и помыслах, популярные литературные "персонажи" обрели свои "ордена", ставшие для них в итоге… могильной плитой или иллюзорным Миром Покоя. И точно такой же сомнительной наградой явился для пациента палаты 118 написанный им и непрочитанный никем, кроме него самого, Маргариты, Воланда и Иешуа таинственный роман о Пилате…"

    —Что? И это всё? — спросил Егорша. — Ну, коли так,… слышь Вано, отыщи там у себя в телефоне песню из фильма про этих… агро…аргонавтиков! Так и пиши в заявке: "песня про Арго"!
    Ванюша очень быстро отыскал эту композицию из старого советского фильма. Вокально-инструментальный ансамбль  "Иверия" в исторических костюмах "древних греков" с чувством и дружно исполнял песню искателей приключений парусника "Арго", в полном составе стоя на палубе небольшого судна. Профессор и Егорша не удержались и громко подхватили припев песни.
    Журналист и Ваня-поэт с удивлением взирали на творческий вокальный "дуэт" Профессора и Егора Алексеевича, и ничего не могли понять…

"Арго! Разве путь твой ближе, чем дорога млечная?
Арго! О каких потерях плачет птица встречная?
Парус над тобой, поднятый судьбой.
Это флаг разлук и странствий знамя вечное…"