Письма Учителю. Путешествие бюста

Евгений Садков
 
 "                Ваше сиятельство,

 извините, что отвлекаю Ваше внимание, но прошу совета. Сегодня коллега по сайту, из тех краев, где Вы служили, смело прошелся своими берцами по моему эпистолярию. Будет время, посетите сей благословенный край и объясните соавтору о полном забвении этого жанра в XXI веке.

 А пока же Вы пишите из Казани Ергольской. В мартовском, 1862 год, просите Татьяну Александровну выслать В.И.Юшкову несколько важных вещей.

 Естественно, свежий номер журнала "Ясная Поляна". Согласен, "Дон-Жуану", да ещё в разводе с Вашей тетушкой, очень нужны статьи об экспериментальной педагогике. Особенно, о превращении детей рабов в мирового гегемона.

 Ещё Вашу карточку. Этим фактом подтверждается вытеснение во второй половине дагерротипа более дешевой и менее громоздкой фотографией.   Точно можно сказать, что высланная в Казань была не цветной. Такой снимок  сделан только в 1906 году фотографом Прокудиным-Горским. Сейчас фото-реликт хранится в Государственном музее Вашего, граф, имени.

 Как и третий, переданный Татьяной Александровной предмет. Бюст!

 О, это примечательная деталь истории. Как общей, так и семьи Толстовых. Каких только бюстов не видела Россия. Возможно, первым был отображенный в камне объемный лик праматери нашего народа. А вот дальше все правители, мужественные своим профилем, с горящим, устремленным в будущее взглядом. Царские быстро сменились советскими, разных размеров и предназначений.

 Одни стояли за спинами наших вождей. Другими можно было колоть орехи. Но ни в коем случает не покушаться на их целостность.

  Со сломом Советов ушла и мода на бюсты. Но если что, легче создать огромный, в 3D-графике, чем лить из гипса. А может так и  делают.

 Но в вашем веке все тяжеловеснее. Думаю, к моменту написания письма Ергольской Вашего бюста ещё не было. А вот старшего брата уже. Николай умирает у Вас на руках во Франции. Там и похоронен.

 На основе посмертной маски Николая сделан бюст. Скульптор Гифс. Чуть смутило разночтение в источниках имени мастера. Но более важно, что следом за бюстом Вашего брата из-под рук Гийома выходит скульптуры мемориала Гарделя. Весьма, граф, символично. Знали, у кого заказывать.

 Но зачем везти бюст в Казань, это сейчас труднообъяснимо. Тем более, сбежавшему от Вашей тетушки Дон-Жуану.

                Ваш преданный ученик ЕС.

 В настоящее время бюст Николая экспонируется в стенах филиала  музея Вашего имени. Харе Кришна, он благополучно пережил путешествие в Казань и обратно"