Джобсики

Александр Карташев
 
 
 Умер великий технократ двадцать первого века Стив Джобс — создатель персонального компьютера, фирмы «Эппл», миллионер, подаривший миру многофункциональный сотовый телефон. И любой потребитель, купив эту штуку, мог звонить, фотографировать, слушать музыку и смотреть картинки. Рай для дураков. Джобс полагал, что, облегчив доступ к информации, улучшит человечество. Ошибся: информацию, как и хлеб свой насущный, необходимо добывать в поте лица своего.

 Великий технократ не имел специального образования и всё создал своей собственной головой, без многочисленных НИИ, СКБ и даже денег. Он их зарабатывал. Заболев раком поджелудочной железы, лечился самостоятельно, надеясь настроить свой биологический компьютер. Не получилось — умер.
В России Стива решили тиражировать. В российских университетах не было ни хорошей научно-технической базы, ни денег. Деньги-то были, но кто их пронесёт мимо своего кармана?

 В небольшом сибирском городке ввели в учебный процесс Джобса. Студентов с третьего курса делили на группы по три — шесть человек, приставляли к ним преподавателя, и он прививал им практические навыки по реализации их идей. После окончания желающие перекочевывали в так называемые бизнес-инкубаторы, где продолжали осваивать принципы предпринимательской деятельности. Идея нашла поддержку сверху, и бизнес-инкубаторы появились во всех вузах. Реально обсуждалась тематика инкубаторов для безопасности жизнедеятельности и экологии.

   Какие предпринимательские идеи можно развивать? Наиболее окупаемой оказалась деятельность по изготовлению липовых удостоверений, предписаний и экспертиз. Что было немножко не то. Не лучше обстояла ситуация и в технической области. Идеи в основном давались кураторами групп, понятно, среднего уровня, и студент скучал, плевался, но делал вид, что интересно: шла доплата к стипендии.
Собирались совещания ректоратов, учёных советов по одному вопросу: почему нет Джобсов среди российских студентов? Чего это они не хотят изобретать? Стив не учился.

 Может, и студентов не стоит учить? Хотя посещение вузов молодыми людьми трудно назвать обучением. Уровень снижен, научная база минимальная, молодое поколение преподавателей с научными степенями невежественно и ориентировано на дополнительные заработки. На одну зарплату не проживёшь. Старшее поколение учёных без интереса относилось к клонированию джобсиков. Некоторые говорили, что хорошо бы при клонировании добавлять начинающим джобсикам и чуток гениальности Стива.

 Идея была отвергнута по технической причине — трудностью поиска искомой субстанции в вузах. Решили: результат не главное, важен процесс. Джобсики переходили с курса на курс. Избранным джобсикам на последнем курсе для отчётности впихивали научные разработки целой кафедры, лаборатории, и они всплывали в бизнес-инкубаторах. Там их потихоньку приучали к черновой работе. Трудолюбивых оставляли на кафедрах рядовыми сотрудниками, остальных отправляли в свободное предпринимательское плавание.

 Слегка побултыхавшись в бизнес-среде, поистратив родительский капитал, они оседали за прилавками магазинов или на предприятиях рядом со своими однокурсниками. Что ни говори, весь мир знает, что в России отлажена система клонирования джобсиков. Возможно, заинтересуются нашим ноу-хау, тогда мы им и передадим сопроводительные бумаги, экспертизы, рейтинговые таблицы, мало не покажется.