016 Заколдованный Иремель Россия

Виорэль Ломов
Раздел 1 Россия

016  Заколдованный Иремель (Россия)

Двухвершинный горный массив Иремель длиной 12 км и шириной 8 км расположен в Белорецком районе Башкортостана и Катав-Ивановском районе Челябинской области. Высота Большого Иремеля (Кабана) составляет 1582 м, Малого Иремеля — 1449 м. Это вторая по высоте гора Южного Урала.  Между вершинами располагается седловина шириной 1 км и высотой 1250 м. У подножия массива находятся истоки рек Большой Авняр, Карагайка, Синяк, Тыгын, относящихся к бассейну реки Белой. В 1965 г. гора Иремель получила статус природного памятника республиканского значения, в 2010 г вошла в состав одноименного природного парка. С горой связано множество национальных легенд. Иремель — священная гора башкир.

Название Иремель издавна встречается в древнетюркском, монгольском и башкирском языках; означает «седло богатыря». Вершина Иремеля и в самом деле похожа на гигантское седло. Есть трактовка, что Иремель означает «заколдованный», что также хорошо согласуется с таинственной притягательностью этой горы. Кабан с башкирского кэбэн — «стог». Вершина Большого Иремеля, действительно, напоминает стог, хотя иные видят в нем медведя — то бурого, то белого, в зависимости от времени года. Поднимаясь к вершине, видишь, что «стог» беспорядочно сложен из каменных россыпей — курумов, острых обломков скал, покрытых дерном, валунов, одетых в бурый мох и ярко-зеленый лишайник. Каменистый же путь пролегает через березовые рощи и сосновые боры, редколесье, реликтовые ельники, горную тундру с карликовыми деревьями, кустарником, стлаником, брусникой. Голую каменную гору венчает плоская и длинная, довольно унылого вида вершина, поросшая жесткой болотной травой с вкраплениями синих колокольчиков. Плато и склоны горы иногда даже летом покрывает снег, а покорителей высот сносит с ног пронизывающий ледяной ветер. Зато в ясную погоду с Кабана открываются восхитительные панорамы степи, пашен, рощиц, одиноких гор и дальних хребтов.

При кажущейся простоте этих оронимов, Иремель всегда считался таинственной горой, связанной со многими загадками истории, на которые и сегодня нет ответа, с фольклором, который весьма напоминает отрывки из летописей. По одной из версий название горы переводится как «дарующая силу».

По преданиям, в древние времена на вершине горы совершали ритуальные жертвоприношения. Служителей кровавого культа вытеснили маленькие человечки, напоминавшие европейских гномов. Это был подземный народ, добывавший в горных недрах золото и самоцветы. Помимо огромных сокровищ чудь белоглазая (так назывался народ) обладала еще бесценными знаниями и верой в Единого Бога. Когда началось великое переселение народов, и на Иремель пришли иные племена, эти ремесленники и чародеи не стали биться с темной силой, во сто крат превосходившей их, и ушли в гору вместе со своими сокровищами. Однако по легенде, когда на Земле настанет тот мир, который сохранился сегодня только в затерянной стране Беловодье, тогда вернется чудь белоглазая на Иремель, и даст людям свои знания и сокровища. Есть немало свидетельств тому, что чудь иногда появляется на Иремеле, только она невидима. Нет-нет, да появляются сообщения о том, как на горе туристов охватил вдруг беспричинный ужас, и они спешно покинули вершину. Будто бы на сделанных ими фотоснимках обнаружились карлики, которых они наяву не видели.

Древние тюрки верили, что Иремель является «местом силы» и на нем исполняются все потаенные желания. Для башкир гора всегда считалась священной и была объектом поклонения. В обычные дни подниматься на нее имели право только шаманы и угодные божествам люди. Но в священные дни жители окрестных и дальних мест участвовали в молебнах на вершине Иремеля, испрашивали у духов горы здоровье и достаток, приносили ей богатые дары — пушнину, ткани, дичь, мед, Сегодня этот обряд существенно упростился: люди просят духов о том же самом, но в подарок повязывают яркую обрядовую ленточку на Дерево желаний. У подножия горы хоронили знатных и уважаемых людей. Название горы часто связывают еще с именем батыра (богатыря) Иремеля, отдавшего некогда жизнь за свой народ. Русские поселенцы также почитали гору Иремель. «По  рассказам местного батюшки из Тюлюка, отца Петра Назарова, если случалась засуха, люди шли крестным ходом просить у Иремеля дождя» (Е. Куватова).

Уфологи считают Иремель зоной паранормальной активности, «порталом в другое измерение», «станцией для инопланетных путешественников», базой НЛО. При этом паранормальщики уверяют, что на вершине «общаются с душами умерших жрецов» и ссылаются на обнаруженные  у подошвы Иремеля ритуальные принадлежности древних тюрков, которые, по их мнению, «свидетельствуют о магической силе данной местности». Добавляет таинственности обнаруженная в горных лесах дюжина сложенных из камней загадочных пирамид.

Гора тем временем еще с позапрошлого столетия привлекает к себе тысячи не только паломников, но и ученых, и всеядных туристов. Во время своих экспедиций по Уралу на Иремель поднимались известные путешественники П.И. Рычков и И.И. Лепехин. Побывал на горе и русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. Вот как описал он восхождение на гору одного царского чиновника в очерке «Поездка на гору Иремель» (с сокращениями). «Оренбургский губернатор, объезжая свою губернию, вздумал побывать и на Иремели. Конечно, его провели на гору самым удобным и кратчайшим путем, но на горе разразилась гроза, проводник был убит, а остальные участники экспедиции оглушены…

— Мурача, расскажи-ка, как оренбургский губернатор поднимался на Иремель?
— Чего рассказывать: губирнатор на гора лезал, а груза? его пугал. Проводник кунчал, губирнатором шапка палил… один халуй сапог рвал, остальной халуй глушил…

По объяснению башкир неудача, настигшая оренбургского губернатора, произошла оттого, что он поднялся не с той стороны: гора не пускает на себя именно с этой стороны. Загадкой такого объяснения служит то, что Иремель… гора святая и на ней где-то похоронены башкирские святые…

— Страшенная вышина… Ежели да оттедова… Тоже вот и губернатора ловко понужнуло с нее: не любит она, ежели не с той стороны…
— Эвон где губернатор-то стоял, — обрадовался Меньшин, поднимая с земли донышко сломанного стакана. — Ишь как молонья-то нагадала прямо в стакан… Ловко ударила! — удивлялся он. — Палатка здесь у них стояла, а молонья прямо по палатке шварк — одне черепки и остались».

Вот и гадай после этого — небесной «молонье» ли так не понравился губернатор, духам жрецов или самой горе. Тоже ведь тайна…

Известно, что прошлый опыт ничему не учит. Вот и сегодня поднимаются в гору тремя маршрутами туристы, но редко кто с чистым сердцем и добрыми помыслами, а лишь с одним желанием — «отметиться» на очередной вершине, составить пирамидку из камней, установить флаг или флажок, привязать ленточку, загадать желание, приложиться к фляжке, отметиться в журнале «посетителей», который хранится в жестяной коробке, запечатлеть окрестности и себя в селфи. Не нравится такое легкомысленное поведение горным духам. Немало бедолаг восходителей поскользнулось на острых мокрых камнях, «съехало» или сорвалось с валунов, но, к счастью, летальные исходы случаются не часто.