Хроники и причины предательства Иуды

Игорь Устичев
                Тема предательства Иуды одна из основных в истории Нового Завета. Она был предметом споров и толкований экзегетов Древней Христианской Церкви еще с апостольских времен, а само имя Иуды Искариота стало нарицательным символом зла и предательства. Исследованию этого явления посвящены многочисленные тома как св. отцов Древней Церкви, так и современных богословов. Главное место в нем занимает причина, по которой ученик Христа и апостол из 12 решил предать своего Учителя. Существуют несколько версий о причинах, побудивших Иуду на предательство: организация бунта против римского гнета (блж. Феофилакт, Лейтфуд Д., Нимейер, Андреев Л. и др.); разочарование в учении Иисуса (Муретов Н., Брентано Ф.); Божья воля (Франс А., Борхес Х., братья Стругацкие); Иуда –тайный агент Рима или синедриона (Пиджаренко А., Еськов К. и др);  Иуда выполняет просьбу Иисуса (Евангелие от Иуды, Жозе Сарамаго). Однако, нам представляется, что ни одна из этих версий не выдерживает никакой критики по следующим причинам.  Как полагают некоторые исследователи, Иуда утаивал часть денег, которые жертвовали Христу и ученикам благодарные люди и прятал их в укромном месте. Можно предположить, что суммы пожертвований были не малые, учитывая благодарность людей за исцеления близких и родных. Другими словами, у Иуды на момент предательства, могло быть денег гораздо больше, чем 30 серебряников. Следовательно, желание «заработать» на предательстве Учителя вряд ли является доминирующим в мотивации Иуды, тем более, что он эти деньги потом выкинул. К тому же, нельзя оставлять без внимания версию о наворованном богатстве, которое припрятал Искариот. Если рассмотреть историю предательства, связанную с разочарованием во Христе и Его учении в том смысле, что Иисус никакой не царь, а значит мечта Иуды о богатом и доходном месте при новом царе Израиля разрушилась, то можно прийти к следующему выводу: предательство Иуды – это задуманная месть за обманутые ожидания. Но утоливший жажду мести, никогда не полезет в петлю, потому что испытывает наслаждение от содеянного, испытывает триумф достижения цели. Версия организации бунта против Рима, как и версия о том, что Иуда – агент Рима или Синедриона не выдерживают никакой критики и, скорее, выдуманы, чем обоснованы, потому что имеющий деньги и жаждущий богатства не будет втягиваться в политические интриги с непредсказуемым результатом. Иуда не политик и не борец за освобождение Израиля, на который ему глубоко наплевать. Иуда трус, вор и сребролюбец. Он не стал бы рисковать тем, что имеет ради бунта. Также невозможно представить, чтобы Иуда был агентом Рима, потому что, во-первых, римским властям было   глубоко  безразлично  учение  Христа и им были не  интересны какие-то там богословские споры между иудеями, в силу чего устраивать детективную историю с засылкой Иуды-шпиона ко Христу было лишено всякого смысла; а во-вторых, Христа арестовывали бы римские воины, а не слуги первосвященников.  Для Рима Христос не представлял никакого интереса, а тем более угрозы, иначе суд у Пилата протекал бы совершенно по-другому. Если предположить, что Иуда был агентом Синедриона, то он не ходил бы к первосвященникам, чтобы поторговаться о выдаче  Иисуса, а выполнял бы порученное задание.
                Мнение о том, что, предавая Иисуса, Иуда якобы выполнял просьбу Христа пришло из т.н. «Евангелие от Иуды», которое представляет собой отрывки апокрифического текста на коптском языке середины IV в., найденного в 1978 г. Согласно этому сочинению, Иуда единственный кому Иисус открыл все тайны и якобы поручил донести на Него первосвященником, чтобы исполнилось пророчество о Его страдании и смерти. Абсурдность подобного утверждения очевидна и о ней много сказано и написано. Эта теория - выдумка секты каинитов, которая существовала во II в., чтобы оправдать свое лжеучение. Для того, чтобы разобраться в причинах предательства бывшего апостола, необходимо обратиться к истории самого предателя, т.е. к истории жизни Иуды Искариота. Полное имя Иуды – Иуда Искариот, что в переводе с иврита означает «муж, человек с окраины города». Как полагают исследователи, это прозвище Иуде дали апостолы, чтобы отличать его от другого Иуды – брата Господня. Иуда был единственным учеником Христа из Иудеи, в отличие от других апостолов, которые происходили из Галилеи. Такое совпадение только на первый взгляд может показаться случайным. На самом деле, избрание Иуды в ученики Христа было частью Божественного Промысла, в силу которого в лице Иуды был осужден и подвергнут наказанию весь израильский народ и его ложное учение – иудаизм. Как Иуда отпал от Христа и предал себя смерти, так и иудеи отпали от Бога и своим ложным учением предали себя вечной смерти. Полноценных сведений о происхождение Иуды Священное Писание не содержит, в связи с чем, исследователи и историки вынуждены обращаться к иным древним источникам, дошедших до наших дней. Главным из них следует признать «Сказание Иеронима о Иуде предателе». Это сочинение признается апокрифом и ошибочно приписывается блаженному Иерониму, жившему в IV в. Согласно ему, Иуда родился в Иерусалиме от Рувима из колена Данова и его жены Цеборы. Перед рождением сына Цебора видела страшный сон, в котором ей было открыто, что Иуда станет «виною погибели» всему их роду. Тем не менее, она зачала и родила сына. Испугавшись последствий, предсказанных Цеборе, родители положили младенца в ковчежец и отпустили в море. Через некоторое время ковчег прибило к острову Искариот, с названием которого предание связывает и прозвище Иуды. Жена правителя острова не имела детей. В горе она часто выходила на берег моря, чтобы там излить свою скорбь. В один из таких дней она обнаружила ковчег с младенцем. Женщина очень обрадовалась и решила усыновить Иуду. Для этого она солгала мужу и народу, что родила сына от мужа своего. Этому известию, как повествует апокриф, обрадовался и царь, и народ. Таким образом, ложь с первых дней жизни становится неизменной спутницей Иуды и предопределяет всю его дальнейшую жизнь. Через некоторое время царица родила сына «от семени мужа своего» и оба отрока росли вместе, т.е законнорождённый сын царя и найденыш Иуда. Однако, Иуда не мог простить сыну царицы царского происхождения и всячески обижал и унижал его. Далее сказание повествует, что, обуреваемый завистью, Иуда убил царевича, повторив историю Каина, и, испугавшись последствий, скрылся в Иерусалиме. Там волей случая он знакомится с Пилатом и тот, плененный красотой юного отрока, оставляет Иуду во дворце и делает старшим над всеми слугами. Однажды Пилат увидел в соседнем саду прекрасные яблоки и повелел Иуде принести их. Эти яблоки были из сада, принадлежащему Рувиму – отцу Иуды. Ни Рувим, ни Иуда, понятным образом, не знали друг друга. Когда Иуда стал срывать яблоки, в сад зашел Рувим, который стал его ругать за воровство. Между ними завязалась ссора, в ходе которой Иуда убивает своего отца. Далее, в духе древнегреческой трагедии, Цебора - мать Иуды, становится его женой. И к своим многочисленным грехам Иуда добавляет инцест. Однажды, в пылу откровения и отчаяния Цебора рассказала Иуде о выброшенном в море младенце, а Иуда поведал ей свою историю, и тогда открылась вся правда о них. По совету матери-жены Иуда прибегает с покаянием к Иисусу Христу, Который был тогда в Иудее. Господь принимает Иуду, и он становится одним из учеников Спасителя и хранителем апостольской казны.
                Вариации этого повествования под различными названиями встречаются в памятниках древнерусской письменности: «Сказание неложное от мужа праведна и свята западния церкве великаго учителя Иеронима о Иуде, бывшем предателе господа нашего Иисуса Христа, списанное сице начинается»; «Сказание учителя церковнаго Иеросалима святаго о Июде, предатели господа нашего Иисуса Христа»; «Сказание о Июде предатели господни»; «Повесть неложная о Июде Искориоцком, иже и предатель бысть»; «Сказание о Июде предателе, и о рождении его, и како предаде господа иудеем»; «Слово о Июде христапродавце Искариотском, како родися, жив и како причтен бысть во апостолы»; «Сказание святаго Иеронима от древняго ле[то]писца о Июде Искориотском бывшем апостоле»; «О Иуде предателе». По времени происхождения апокрифа также нет единого мнения, но, согласно С. Соловьеву ссылка на это сочинение встречается в трактате Оригена «Против Цельса» (III в). Таким образом, происхождение «Сказания» остается неизвестным но, очевидно, что своими корнями оно уходит в первые века христианства. По своему жанру оно имеет много общего с классической древнегреческой трагедией и весьма схоже с трагедией Эдипа. Православному исследователю эта история могла бы показаться вымыслом или неудачным плагиатом с «Эдипа», не заслуживающего богословской оценки, если бы в общих чертах она не нашла бы своего подтверждения в одном из бесценных памятников святоотеческого предания. Речь идет об известном сочинении, которое дошло до нас под названием «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского».  В отличие от «Сказания», это произведение имеет и своего автора, жившего в XVII в., и точное время написания. Оно примечательно тем, что неоднократно являвшийся непутевому афонскому иноку Феофану, преподобный Нил наставляет   его   в   истине, обличая   пороки   современного ему монашества и священства. «Вещания» не всеми были приняты как богодухновенное откровение, поскольку подвергали резкой критике нравы и распущенность насельников Святой Горы. Тем не менее, не признавать за истинное откровение преподобного Нила, значит не признавать и посмертные явления многих святых отцов, и как следствие, - не признавать явление во плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Рассказывая в качестве назидания историю Иуды, Нил Мироточивый так описывает его злодеяния: «Иуда же, будучи заносчив и горд, не перенес слов отца его (обличающие за воровство яблок – авт.), не позволил выслушать от него даже малого слова, но тотчас схватил в руки камень и, ударив им по голове, убил отца своего». Узнав о том, что сделал Иуда, Пилат, не желая наказывать своего любимца: «пожалел его и, согласно закону, повелел, чтобы он взял себе в жены жену убитого мужа. Иуда, как сосуд лукавый зла, принял это…и взял Иуда мать свою себе в жены». Таким образом, история Иуды подтверждается не только известным апокрифом древности, но и свидетельством святого мужа. Рассматривая описываемые события в свете будущего предательства Христа, необходимо подчеркнуть, что предпосылки этому злодеянию были заложены в Иуде с момента его рождения. Пророческий сон матери Иуды – Цеборы свидетельствует о божественном предвиденье роли, которую Иуда сыграет в искупительном подвиге Христа. Спаситель, конечно, знал, кого Он принимает в ученики и о предательстве, которое Ему предстоит пережить. Обращаясь к ученикам, Он говорит: «не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин.6:70). «Диавол» в переводе с греческого означает обольститель, лжец, клеветник. Что характерно, Иисус называет Иуду именно «диаволом», а не «сатаной», что означает к тому же «противник». Это будет иметь значение при рассмотрении причин предательства Христа. Слова Спасителя обращены не к Иуде непосредственно, а к самому диаволу, который был за спиной Искариота, так же как словами, сказанными Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (Мф.16:23), Иисус обращается не к Своему ученику, а к диаволу, которого Он видел за спиной Петра. Другими словами, Христос пророчествует, что диавол через одного из самых близких учеников приведет Спасителя на Голгофу. Тем не менее, Христос принял Иуду, потому что Ему надлежало быть преданным ближайшим учеником, потому что Он пришел победить грех, одним из проявлений которого является предательство; это было частью страданий, которые предстояло понести Спасителю во исполнение Мессианского пророчества.
                Теперь, на основании вышесказанного нам предстоит сделать окончательные выводы о причинах предательства Иуды. Ведь любое предательство ставит своей целью получение выгоды: от денег и власти до избавления от  смерти и мести врагу. Будучи Его ближайшим учеником, Искариот видел, какие чудеса творил Спаситель, какую Он имел власть и силу не только над людьми, но и над бесами. Поэтому сомневаться в Его Божественности у Иуды не было никаких причин. Но время уходило, а Христос не спешил становится новым Царем Израильским, что сильно смущало предателя. Вместе со временем таяли и его шансы на власть и богатство. Ситуацию нужно было ускорить, т.е. спровоцировать, подвигнув Христа необычным способом к решительным действиям для воцарения над Израилем. Можно предположить следующий ход мыслей Иуды: «Время уходит, но ничего не происходит. Я не могу ждать до бесконечности, пока наступит Царствие Небесное. Власть и деньги нужны здесь и сейчас, а не в непонятном будущем. Надо подтолкнуть Учителя, чтобы он перестал учить нищих и проходимцев, а взял наконец власть в руки и покарал всех врагов, чтобы я мог по праву занять место рядом с Ним у трона Израиля. Самый лучший способ заставить Его проявить Свою власть и силу -  поставить Иисуса в такое положение, чтобы Он не мог не проявить Свое могущество очевидное всем. Для этого пойду к первосвященникам, которые спят и видят, как бы схватить Учителя и под предлогом банального предательства за понятную сумму в 30 сребренников (стоимость раба – авт.), предложу им выдать Христа. Они, конечно, согласятся, захотят Его схватить, но Мессия не даст им этого сделать, и Своей Божественной силой поразит врагов, а значит устранив всю прогнившую власть Синедриона, Сам станет править Израилем. Вот тут, я Ему и пригожусь и скажу: Учитель, это я Тебе помог стать царем над Израилем! а значит, и Ты меня не забудь, когда воцаришься». Так, или примерно так мог рассуждать предатель. Задумано – сделано! Искариот пошел к архиереям израильским и предал Спасителя. Однако, последствия наступили совершенно не те, на которые Иуда рассчитывал. Христа арестовали, судили и приговорили к смерти. Это было страшнейшим психологическим ударом для Искариота. Мало того, что рухнули все его надежды на власть и богатство при новом царе, так еще и Учителя своего предал на смерть, став ненавистным и презренным подлецом для всей апостольской общины. Налицо классический обман диавола: сначала внушить одно, а по факту привести к совершенно противоположному. Отсюда и раскаяние, и ужас от содеянного, которые охватили Иуду. Дальнейшая судьба предателя описана у Евангелиста Матфея и в «Деяниях» Луки. По Матфею, он пошел и повесился на поле горшечника, а по Луке – Иуда упал на землю и внутренности его вывалились наружу. (Деян.1:16-20). На основании этого, блаж. Феофилакт Болгарский приходит к несколько странному выводу о том, что Иуда не смог повесится, поскольку дерево прогнулось, и он остался по воле Божьей жить, чтобы своей никчемной жизнью являть пример позора и унижения. Потом Искариот заболел водянкой и стал таким толстым, что не мог пройти там, где проезжала колесница. В итоге, однажды он упал на землю, тело его разверзлось, а внутренности вывалились наружу. Однако, оставим это мнение блаж. отцу. Для нас важно не как умер Иуда, а сам факт позорной смерти предателя Бога.
                Все Священное Писание и история Церкви учит нас одному – использовать полученные знания для изменения образа жизни, ради спасения и жизни будущего века и приближения к Богу.  Поэтому история предательства и падения Иуды имеет непреходящее значение для нас, ныне живущих православных. Самый главный вывод с точки зрения т.н. «практического богословия», т.е. богословия для каждого и на любой случай жизни состоит в следующем. Во-первых, понять, что добро не ходит путями зла, как говорят св. отцы, т.е. нельзя использовать негодные методы для достижения добрых целей. Иуда, по-своему, искренне верил, что должен помочь Христу стать новым Израильским царем, для чего, по его мнению, все средства хороши. Во-вторых, не все, что нам приходит на ум, как побуждение к действию есть благо, от Бога исходящее. Часто это может быть и лукавство диавола. Значит прежде, чем что-то сделать нужно подумать, а кому это выгодно, и угодно ли это Богу, соотнося все, прежде всего намерения с совестью.  В-третьих, покаяние должно быть принесено вовремя и от чистого сердца, т.е. от сердца «сокрушенна и смиренна», как сказал песнопевец Давид. То, что произошло с Искариотом, происходит каждый день по всему миру и со многими людьми, но не все об этом задумываются. Понятно, что никто сегодня не посылает Христа на смерть в прямом смысле этого слова. Но главная суть предательства не в том, чтобы выдать Христа врагам, а в том, чтобы вступить в сговор с диаволом. В этом вся квинтэссенция истории Иуды. А вот с этим у современных христиан большие проблемы. Они чаще слушают сатану, чем Христа, а значит Иуда не умер, но жив. Живет он и ради прославления Христа, и ради посрамления, вступивших в союз с диаволом ради сиюминутной выгоды, и к тому же, не испытывающих, в отличии от Искариота, никаких терзаний совести. Нужно учиться на примере Иуды быть осторожным ко всяким помыслам и быть внимательным к собственному спасению.