Проповедь в день памяти пророка Осии

Роман Овчаренко
Целое столетие, начиная с 1030 года до Р.Х. вплоть до смерти царя Соломона в 930 году до Р.Х., Израильское царство было крупнейшей и могущественнейшей монархией на всем Ближнем Востоке. Основанное на принципах морали и поклонения единому Богу, в противовес существовавшему во всем мире многобожию, оно долгое время удерживало за собой флагманскую миссию по насаждению истинных ценностей в виде религии, образования, культуры и науки. Но, едва забыв свои собственные идеалы, это царство как карточный домик распалось сначала на два царства, а потом и вовсе исчезло с лица земли.
События, о которых пойдет речь в данной проповеди произошли в Северной части Израильского царства, незадолго до его окончательного падения и подчинения Ассирийской державой. Это царство по территории было больше, чем южное, и на первых порах даже процветало. Столицей Северного Израильского царства был город Самария (по-еврейски «Шомрон», развалины этого города недалеко от города Наблус). Главенствующую роль в Северном Царстве играло колено Ефремово.
В VIII веке до Р.Х. в небольшом городке Веелмоф, в семье простого земледельца Беэрии, родился ребенок, которого нарекли Осией (в еврейской транскрипции «Хошея», что в переводе означает «Боже, спаси»). В Священном Писании мало сказано о рождении и происхождении пророка. Восполним этот пробел сообщением преподобного Ефрема Сирина, который в своем толковании книги данного пророка, опираясь на известное ему одному Предание пишет следующее: «Пророк Осия был из Веелмофа, из колена Иссахарова; в мире почил и погребен в земле своей».
Вскоре, после достижения совершеннолетия, Осия был призван Богом на пророческое служение. Только призвание это сопровождалось повелением, которое и сейчас повергло бы многих неискушенных в соблазн. «И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос. 1, 2). Согласитесь, не самое располагающее начало?! А сколько копий было сломано в процессе истолкования этих слов. Одни святые отцы считали эти слова аллегорией, другие же напротив реальным событием. Современные библеисты и историки склоны считать этот отрывок настоящим явлением.
Феодор Мопсуестийский заметил, что, согласно свидетельству Священного Писания, Господь часто призывал на служение пророков «с помощью таких действий, которые для большинства кажутся неподобающими». Как бы там ни было, но пророк Осия исполнил Божие повеление и женился на распутной женщине по имени Гомерь, дочери некоего Дивлаима. Брак этот, с точки зрения общества был заранее обречен на неудачу. Тем более, что с падшими женщинами в древнем Израиле поступали очень сурово. Если женщину ловили во время прелюбодеяния, то подвергали смерти через побивание камнями.
Однако, Осия был терпелив, и даже как сказано в Писании несколько раз прощал измены своей жены, что лишний раз подчеркивает его милосердие. В этом браке родилось трое детей. Два сына и одна дочь. Все они были названы именами, которые условно можно отнести к «эпитетам» современного для Осии израильского народа: «борющиеся с Богом», «непомилованные», «чужие». И все же, зачем Бог приказал пророку женится на блуднице? Возможно, для того, чтобы он через личную семейную драму осознал, каково это быть преданным и забытым, несмотря на всю любовь, ласку и щедрость, что есть в семье.  По мнению блаженного Августина, скандальная женитьба на блуднице приобретает совсем иной характер в случае с Осией, нежели в обычной ситуации, поскольку «то, что у других постыдно, для Божия человека – знак некоего высшего достоинства, откровения».
Если исходить из метафоры, что Осия символизирует самого Бога, а его неверная жена – весь израильский народ, то тогда все становится на свои места. По закону жена, изменившая мужу и подвергнутая разводу с ним, не может вернуться к нему обратно ни при каких условиях. Казалось бы, Израиль изменил Богу с идолами и больше не может быть Его народом. Однако у Осии милость превозносится над судом: «Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее... И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2: 14, 19 – 20). Судя по книге пророка Осии, жена его образумилась, и они прожили долгую и счастливую жизнь.
В своей книге пророк Осия довольно жестко описывает характер еврейского народа, и с этой характеристикой сложно не согласиться. Евреи, получившие от Бога все, начиная от земли Обетованной, которая им не принадлежала, заканчивая личными Откровениями о будущих временах, которые были скрыты от других народов. Но все это было забыто и попрано. Ведь по свидетельству Осии: евреи – народ строптивый, завистливый, непокорный, не желающий признавать собственных ошибок, истребляющий собственных пророков, спорящий с Богом, поклоняющийся идолам. «Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ – как спорящие со священником» (Ос. 4, 4). «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4, 6). «Не помышляют они в сердце своём, что Я помню все злодеяния их; теперь окружают их дела их; они пред лицом Моим» (Ос. 7, 2). «Поставляли царей сами, без Меня; ставили князей, но без Моего ведома; из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель» (Ос. 8, 4).
За все эти отклонения от истинной религии и Бога, другими словами распутство, Бог через пророка Осию возвестил будущее этому народу: «Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им» (Ос. 1, 6); «Вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом» (Ос. 1, 9); «Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6, 5-6); «На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11, 1).
Чтобы понимать, о чем идет речь, нужно окунуться в жизнь еврейского народа той эпохи. Евреи изначально не имели своего собственного государства и жили то на землях Месопотамии, то на территории Аравийского полуострова, то в Египте. Основным их занятием было скотоводство, которое подразумевало кочевой стиль жизни. И вот, когда они бежали из египетского плена, где их таких любящих свободу, заставили работать на фараона, они впервые были ослеплены обещанием от самого Бога получением собственной земли. Получив землю, они перестали быть кочевым племенем и стали вести оседлый образ жизни. Стали строить города, начали работать на земле, торговать. Общаясь с представителями других стран, своими соседями – финикийцами, ассирийцами, филистимлянами (палестинцами), они узнали про других богов, которые благодетельствуют земледелию, торговле. И они забыли своего Бога («Яхве»), который вывел их из Египта. Стали поклоняться финикийскому Ваалу. Это было большим предательством. Вы спросите, почему же Бог им все прощал? Потому что важно было сохранить в этом народе веру в единого Бога, и, хотя бы частицы откровений о скором пришествии Мессии – Спасителя. Остальные народы уже было не переделать. Оставался только этот строптивый народ.
Бог, продолжая благодетельствовать этому народу, дал им пророков, судей и даже царей. Но им все было мало. Оттого за их неумение ценить существующее, все было отнято и забыто. «Я дал тебе царя во гневе Моём, и отнял в негодовании Моём» (Ос. 13, 11). Даже когда царства разваливались на части, евреи, вместо того чтобы вспомнить о своем Боге, продолжали надеяться на помощь соседей и других богов. Ничего не напоминает? Осия критиковал внешнюю политику своей страны в целом как опасную и противоречивую. Ассирия и Египет – соперники, быть одновременно вассалом той и другой страны, занимаясь внешнеполитической эквилибристикой и лавируя между двумя державами, невозможно.
Возможно ли спасение для такого народа? Конечно, как и для всех. Нужно только признать свои ошибки и раскаяться. «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдём и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны» (Ос. 6, 1). «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13, 14). «Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14, 10).
Кто-то по своей наивности скажет, что «слава Богу я не таков, как они», и будет осужден. Но человек разумный из этой истории вынесет зерно мудрости. Целостность нашего мировоззрения зависит в том числе и от наших личных отношений с Богом. Не стоит отрекаться от Бога, только потому что этого требуют мода, наука, закон. Вера в Него должна быть выше всего этого. И тогда в нашей жизни будет порядок. Так мы сможем стать порядочными людьми.