Покаяние Иуды

Игорь Устичев
                Ветхий Завет словами пророка Иезекиля призывает: «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез.18:30). Новый Завет в лице Христа говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф.4:17). Такими же словами проповедует Иоанн Предтеча (Мф.3:1). Покаяние подразумевает, с одной стороны – отвращение человека от греха и обращение его к Богу, а с другой – отпущение Богом грехов. При этом, не имеет значение сколько раз человек согрешил. Главное, чтобы он в них раскаивался, и за каждым покаянием должно следовать прощение и отпущение грехов. Об этом же говорит и Спаситель, отвечая на вопрос сколько раз нужно прощать ближнему его согрешения: «седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21), т.е всегда. На этом стоит все православное вероучение и догматика. Без этого невозможно спасение, ибо жить и не грешить человек не может.  Бог, зная нашу немощь, дал такую всеблагую и спасительную заповедь. Как известно, определение Господне непреложно, т.е. неизменно и подлежит безусловному исполнению: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.13:31). В связи с этим возникает вопрос о покаянии Иуды. О его предательстве и губительной кончине написано много. Тема предательства Искариотом Спасителя всегда будоражила Церковь, начиная с IV в., особенно, когда было найдено в 1978 г., апокрифическое, как его называют некоторые ученые, «Евангелие от Иуды». Эта рукопись датируется III-IV вв. н.э. Православными богословами оно рассматривается не как апокрифическое, т.е. хотя и не признанное Церковью, но достойное к изучению, а как подложное, т.е. еретическое и богохульное. Его автор не известен, но это был точно не Иуда, кости которого к тому времени давно истлели на поле горшечника. Смысл этого «Евангелие» сводится к тому, что Иисус и Иуда были в сговоре, и Христос избрал из всех апостолов только Искариота, как самого преданного, чтобы тот предал своего Учителя и тем самым Его прославил. Т.е. Иуда главная причина спасительной, крестной смерти Христа, его Воскрешения и прославления. Написаны тома книг, изобличающих эту ложь, и желающие могут к ним обратиться. Особенно эту тему любят поднимать представители различных протестантских доминаций, как претендующие на истину в последней инстанции при толковании Священного Писания.
                В трагичной истории Иуды нас интересует один момент, который, на первый взгляд, вступает в противоречие с вышеизложенным учением Церкви о покаянии и прощении. В Евангелие от Матфея мы читаем: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился». (Мф.27:3-5). Возникает вопрос: если Иуда покаялся, то почему удавился? Ведь с покаянием наступает прощение, а значит облегчение? Многие сходятся во мнении, что это было совершенно под гнетом совести, которая, как часть образа Божия, заложена в каждом человеке. Нельзя отрицать, что голос совести неизменно предшествует акту покаяния, без чего оно вообще невозможно. Однако, среди толкователей Священного Писания, включая св. отцов, встречаются и другие мнения. Отцы полагают, что Иуда удавился, потому что, во-первых, слишком поздно наступило его раскаяние, которым уже не могло быть устранено совершенное зло, а во-вторых, тяжесть греха была несоизмерима с  принесенным покаянием.
                Итак, Иуда, увидев, что Учитель по его доносу осужден на позорную смерть, испытывает сильнейшие угрызения совести и приносит покаяние через то, через  что согрешил: возвращает деньги первосвященникам, от которых их же и получил. Получил от них за предательство и с покаянием возвращает, исповедуя свой грех, тем же священникам. По всем канонам Иуда должен был получить отпущение грехов, а значит у него не было бы причин к самоубийству. Почему же этого не произошло? Причин тому несколько. На Тайной Вечере, когда Искариот окончательно решился на предательство Учителя, в него вошел сатана: «Как только Иуда взял хлеб, в него вошел сатана» (Ин.13:27). Это значит, что бывший апостол попал под полную власть диавола. Далеко не каждый грешник, какой бы грех он не совершил, попадает под полную власть сатаны. Это не допускает Промысел Божий, иначе все человечество давно прекратило бы свое существование. Равно, как и не каждым грешником совершается предательство Бога, отправляющее Его на смерть. Планетарная тяжесть предательства Бога, совершенного Иудой, повлекло за собой и соответствующие последствия для него самого – вселение диавола, который по праву занял свое место в его сердце. Поскольку диавол лишен покаяния в принципе, и уже осужден прежде Ссудного дня, то и Иуда, над которым сатана взял власть, не мог его совершить. И не потому, что не хотел, – ведь совесть его обличала, – а потому, что покаяние – это изменение поведения через удаление от греха и обращение к Богу с мольбой о помиловании. Ничего подобного диавол совершить не мог, ибо: «…какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою» (2Кор.6:14). Господь, возможно, и простил бы Иуду, но Бог не может общаться с диаволом, а диавол припасть с покаянием к Богу. Искариот остался один на один с мучавшей его совестью и властью диавола, лишившей его спасительного покаяния. И до Иуды, и после него, было неисчислимое количество предательств и злодеяний, покаявшись в которых, люди не только получали отпущение грехов и прощение, но сподоблялись лика святых. Примером тому служит житие прп. Иакова Постника, изнасиловавшему и убившему отроковицу. Однако, за принесенное в течении 20 лет покаяние, он получил от Бога прощение этого страшного греха и сподобился дара чудотворения. Христос говорит: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31). Именно это и произошло с Иудой.
                Православное богословие учит, что и этот грех прощается человеку, при условии его обращения к Богу с искренним покаянием. Множество обратившихся еретиков и богохульников из числа христиан тому свидетельство. Так, почему же Иуда, все-таки, не был прощен? Дело в том, что, хотя диавол и препятствовал этому, но ни в нем главная причина, поскольку конечное слово за Создателем. Причина неприятия покаяния Иуды была во Христе. Власть судить мир Сын Божий получил после победы над грехом, Воскресения и уничтожения смерти, т.е. после Его прославления. На момент предательства Спасителя, Он был еще Сыном Человеческим, т.е. Иисусом Христом, сыном Иосифа и Марии. Поэтому в отношении Искариота действовали нормы Ветхого Завета и ждала участь любого человека – шеол или глубины преисподней. Диавол чувствовал смертельную опасность от происходящих событий: предательство и арест Спасителя, Его незаконное осуждение, и понимал, что время его безграничной власти над миром и человеком стремительно уходит. Поэтому он предпринял все усилия, чтобы побудить Иуду, как можно скорее кончить жизнь самоубийством, усугубляя один тяжкий грех другим. Если бы предатель Христа промедлил бы еще несколько дней, то он мог быть спасен воскресшим и прославленным Сыном Божиим, при условии искреннего покаяния, что нельзя исключать с учетом обличающей его совести.
                Судьба Иуды – это не только история предательства и тяжкой участи богоотступничества, но и пример милости Божьей для нас ныне живущих. Эта милость выражается в том, что, прибегая в своих, даже самых тяжких грехах, к покаянию и милости Божьей мы получаем отпущение грехов Спасителем, что является величайшей ценностью христианства и главным отличием нашей веры от других религий. Иуда не знал Христа, как Сына Божьего и поэтому погиб. Мы знаем Его, как Спасителя и победителя над адом, грехом и смертью, и поэтому нам открыт путь ко спасению, идти или не идти по которому, зависит от свободного выбора каждого. И нет греха выше милосердия Божьего, о чем должен помнить каждый.