О депрессии

Рыжая Энн
"...попытки прикинуться нормальным ужасно выматывают"


Нет универсального средства от депрессии и других расстройств.
 
Когда кто-то болен, мы мало что можем сделать. Нельзя просто войти в сознание другого человека и изменить его. Одна из самых важных вещей, которую делала моя партнерша Андреа, — она слушала. Я думаю, что очень важно слушать, а не отмахиваться.
 
Одна из причин, по которой терапия часто так же или даже более эффективна, чем таблетки, — то, что психическое заболевание очень внутренне, ты оказываешься заперт в самом себе. И поэтому все, что может экстернализировать этот опыт, помогает.
 
Моя партнерша ничего не знала о депрессии и тревожности, но она была единственным человеком, рядом с которым мне не нужно было маскироваться, нацеплять на себя улыбку. Это важно, потому что попытки прикинуться нормальным ужасно выматывают. Надо, чтобы был хотя бы один человек, с которым можно быть собой.
 
Я много ворчу об интернете, но одна из хороших вещей в нем — то, что стало легче найти людей, похожих на нас. Двадцать лет назад единственными известными мне людьми, которые страдали от психических расстройств, были те, кто покончил жизнь самоубийством, вроде Курта Кобейна или Хемингуэя. И мне казалось, что ты либо нормальный, либо абсолютно сумасшедший — и ничего посередине. А очевидно, что посередине есть еще очень много чего.
 
И еще одна вещь: да, иногда важно не трогать людей. Но многие так боятся сказать что-то не то, что в итоге могут ничего не сказать. А я думаю, что иногда лучше ляпнуть что-то не то, но реально существовать в чьей-то жизни и показывать заботу, чем молчать. Тишина может быть фатальной.
 
Многие люди, которые покончили с собой, никогда не обращались к врачу, никогда не говорили о своих проблемах. Они умерли, потому что пытались выглядеть сильными.
 
(Мэтт Хейг, из интервью)