Кн. 1, Ч. 1, Гл. 5

Елена Куличок
- Извините, у вас не найдётся размена – хотел купить пару сигар – а магазин только открылся…

У Марты нашлось.

- О, тысячу извинений, госпожа, я вам очень благодарен. Простите, но я, кажется, вас где-то встречал?

- Вполне возможно, - Марта скептически поджала губы. Вот ещё молодец, не будет же за старухой ухлёстывать. Хотя назвать Марту старухой ни у кого не повернулся бы язык – ей всего сорок, и никто не знает, что до сих пор бродит в её душе, невостребованное и неопознанное. Белокурая женщина с серо-голубыми глазами, заколдовавшая не одного мужчину, стройная и стильно одетая – она и с молодым под руку не проиграет. Однако незнакомец настойчив.

- Вам случайно не на Приозёрную улицу? Я бы мог вас подвезти.

Широкий жест, роскошный тёмно-вишнёвый Феррари – что такому делать в Замостине? Марте лестно. Да, ей в ту сторону, но она, слава Деве Марии, сил ещё не лишилась и предпочитает ходить пешком – её великолепные длинные ноги уже столько расстояний перемололи, что разучились чувствовать усталость.

- Тогда позвольте, я понесу вашу сумку…

Оторопевшая Марта отдала тяжёлый пакет с продуктами. Высокий спутник в дорогом летнем костюме из Франции (это Марта определила намётанным взглядом) не желал отставать. Он шёл рядом, спокойный и уверенный в себе, не стыдясь продуктовой сумки в руке. Мендес легко и остроумно вёл пустую беседу, и Марта поневоле втянулась в неё.
      
Да, да, она живёт в самой тихой части города, у неё небольшой дом. А вообще в городке нынче не так спокойно, как раньше, слишком много суеты стало, слишком много чужих людей с неизвестно откуда взявшимися состояниями и гонором. Дом – недалеко от стадиона, близ Войсковой аллеи, где самый поворот…

- О, так мы же почти соседи – вот отчего мне ваше лицо знакомо. Странно, почему мы до сих пор не познакомились поближе.

- Да, странно, только я вашего лица не припомню. Вы здесь недавно? А, тогда понятно. Из машины-то вам виднее, господин…

- Живаго, - подсказал Мендес.

-  Господин Живаго, с улицы в машину не заглянешь,  - съязвила Марта.

Мендес не обратил внимания на насмешку.

Марта возвращалась домой в смятении. Богач, каких мало. Что ему понадобилось от неё? Пустая любезность? Её не обманешь. Пожалуй, красив, но на свой манер. Есть в нем только что-то неприятное – то ли в глубоких впадинах глаз, горящих на смугло-бледном  худом лице, то ли в их необычном цвете, то ли в их  выражении – пронзительном и жёстком. Рассказать дочери? Да нет, зачем, пустое. Она всё грустит о Лео, точно на войну отпустила. Клаус, бывало, бросал её на несколько недель – и она гадала, не пора ли заказывать траурное платье…

    …На следующий день утром Мендес оказался ненароком на Войсковой аллее и подвёз Марту до ателье. Они поговорили о цветах – Мендес оказался большим любителем луковичных, и похвастался самой большой коллекцией ирисов.

- Вам нечем похвалиться? Что вы, каждый сад прекрасен по-своему… Я вам это докажу! Если хотите – я пришлю своего садовника, мы как раз получили новую партию клубней и луковиц…

    Марта была почти очарована. Кто это сплетничал, что Живаго – жмот и негодяй? Видно, у него тонкая душа, раз он так умеет говорить о цветах, находит такие замечательные слова.

    Чёртик внутри шептал: опасайся, не подпускай близко к дому! Но это ведь всего лишь чёртик!

    …  - Прошу прощения, что я без приглашения, - Мендес неестественно широко улыбался. – Но раз я обещал, а вы просили…

Марта ничего не просила, но шофёр уже выносил из машины коробки с растениями.

- Я пришлю рабочих – в вашем саду надо как следует поработать…

Затем как-то естественно Мендес остался в доме Любомирских на чаепитие. Пока готовился чай, разговор спасительно крутился вокруг цветов и дома. Марта как раз испекла пирог с зелёными яблоками и взбитыми сливками – свою гордость.

    Яблочное желе аппетитно желтело на кусочке бисквита, но Мендес с трудом заставил себя откусить его – долгое ожидание убивало аппетит.

- Вы занимаетесь бизнесом здесь, в Замостине? - осторожно спросила Марта, разливая чай. Сегодня она подкрасила губы новой помадой и опустила кокетливую прядь на лоб.

- Не совсем, скорее, фармакологией. Моя лаборатория находится во Франции и исследует косметологические средства, а здесь я веду свои собственные теоретические изыскания по заказу известной фирмы. - Мендес поставил чашку на стол и бросил быстрый, нетерпеливый взгляд на часы. От Марты это движение не ускользнуло.

    И в этот момент вернувшаяся с занятий Елена вошла в дом, захлопнула дверь в прихожую и замерла на пороге столовой.

- Доченька, иди скорее сюда, я испекла пирог к чаю. У нас в гостях господин Живаго, господин Виктор Живаго, он зашёл специально, чтобы осмотреть… - Марта запнулась, встретив напряженный взгляд дочери, и закончила невнятно:   - наш сад…

    Елена изваянием стыла на пороге. Господин Виктор Живаго подошёл к ней и, взяв безжизненную руку, приложился к ней сухими горячими губами. Елену передёрнуло.

- Госпожинка, - улыбнулся он одними кончиками губ. - Счастлив с вами познакомиться!

    Мендес, выпрямляясь, пытался поймать её взгляд, но она смотрела мимо него, на мать. Потом вошла в столовую и бросила сумку с учебниками в кресло.

- Мама, - наконец произнесла она. - Что за люди у нас в саду?

- О! - Марта вскочила со стула. – Это будет подарок тебе ко дню рождения!  Господин Живаго принёс нам  клубни 32 сортов ирисов!

- Но я не люблю ирисы…

- Доченька!

- Ма-ма…

- Какой сюрприз! День рождения – это праздник и для меня! - встрепенулся гость.
– Но что цветы – это и вправду мелочь! Просите что угодно, я попробую угодить. Кстати, и что это за волшебный возраст?

- Восемнадцать! – поспешила вставить Марта.

- О, какая прекрасная дата! Чудный возраст! Сколько дорог впереди, сколько радостей! А главное - какая молодая мама. Предлагаю отметить день рождения в ресторане или… И что бы вам хотелось получить в подарок?

- Что бы я хотела? - раздумчиво произнесла Елена, прервав поток слов. – Мой жених каждый день приносил мне кусочек луны и одну звезду в придачу. Теперь я хочу всю луну целиком!

- Будет сделано, госпожинка, у вас хороший вкус. – Голос Мендеса стал весёлым.

-  Елена такая фантазёрка! – Марта не знала, что и сказать, этот диалог и странное поведение Елены её совсем сбили с толку.

    К счастью, Живаго собрался уходить.

- Несравненное удовольствие побывать в вашем доме, - бормотал он, целуя руку Марте. – Но мне, увы, пора, ждёт работа, надеюсь в скором времени на ответный визит – надо как следует отметить такую дивную дату…

    …Никому не понять, какой ценой Мендес заново учился говорить, улыбаться, открывать двери, строить любезные фразы и мины.

    Его скулы свело от боли, а нутро – от отвращения к самому себе. Нет, это был не он, это лебезил, кланялся и прикладывался к ручке кто-то другой. Когда Мендес вышел из дома, улыбка испарилась с его лица, словно её и не было.

    А Елена продолжала стоять посреди комнаты, твердя про себя, как заклинание:  «Только не смотреть ему в глаза! Только не смотреть ему в глаза…»