новогодняя сказка для детей

Татьяна Аленчикова
Дорогой читатель! Вдруг Вы ищете материал для детского утренника?
 Я помещаю эту пьесу- сказку на своей странице, потому, что только что выбрала ее для новогодней постановки в своем любительском театре. Думаю, что доставлю удовольствие зрителю.
    Неновогодний вариант этой пьесы есть на странице автора "Вадим Федоров 6".
 Недавно мы поставили спектакль по пьесе Вадима Федорова "Шестой Ангел" и с успехом его играем.Играем в своей редакции, потому что  коллектив у нас маленький, но Автор нам пока всё простил...
    Посмотреть наши спектакли можно в контакте, страница "Долгопрудненский любительский театр Конфетти".

ВАДИМ ФЕДОРОВ

 ВОРОБЬИНЫЙ ВОЛШЕБНИК

Новогодняя Сказка в трёх действиях

Действующие лица
САША, мальчик 6–8 лет.
МАМА, женщина лет 30.
ВОКРУС, злой и противный старик.
СИНИЧКА, девочка 6–8 лет.
ВОРОБЬИ, кукольные, анимированные или голографические птицы, которые в конце сказки становятся детьми 6–10 лет в зимней одежде.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Комната. В углу – кухня с холодильником. Посередине – диван. Рядом с ним нарисовано или выполнено с помощью проектора окно. За стеклом видны провода, на которых сидят воробьи. Мама ходит по комнате, затем садится на диван и вытаскивает у Саши из-под мышки градусник.
МАМА. Так, посмотрим, что тут у тебя. Я так и знала: температура. Самая противная – тридцать семь и три. Горло болит?
САША. Немного.
МАМА. Это потому, что ты зимой без шапки бегаешь. Скоро Новый год, а ты тут заболеть надумал…
САША. Я только из одного подъезда в другой.
МАМА. Какая разница? Вирусы, они мгновенно к человеку липнут, и он заболевает. В общем, пей чай с вареньем и ложись спать.
САША. Так рано же ещё. День на дворе.
МАМА. Ты болеешь. Тебе надо пить чай, потеть и спать. Когда дети спят, они выздоравливают.
САША. А папа когда приедет?
МАМА. Когда у него командировка закончится. Он что тебе говорил, когда уезжал?
САША. Что я остаюсь за старшего.
МАМА. Вот, за старшего, а ты взял и заболел. Поэтому не спорь со мной. Лежи и выздоравливай. Мне на работу надо смотаться, отчёт доделать.
САША. Хорошо.
Мама вскакивает с дивана и убегает. Саша пьёт чай. За окном начинается драка воробьёв и синички.
САША. Дерутся, что ли? (Встаёт и подходит к окну.) Так нечестно – группой на одного! Синичка, лети сюда. А вы, серые, брысь отсюда.
Синичка подлетает к окну и стучит клювом по стеклу. Воробьи усаживаются на проводах.
САША. Я только немного открою, сантиметров на десять, чтобы птицу впустить, и тут же закрою. Выглядывать и свешиваться с подоконника не буду. Я же не маленький какой-нибудь.
Он приоткрывает окно. Синичка залетает в комнату. Створка резко распахивается. Мальчик, борясь с порывами ветра, закрывает её и оглядывается на птицу, сидящую на шкафу.
САША. Шустрая! Быстро залетела.
СИНИЧКА. Спасибо за комплимент! И спасибо, что спас от воробьёв!
САША. Пожалуйста. Стоп! Я разговариваю с птицей? Этого не может быть. Наверное, у меня температура поднялась.
СИНИЧКА. Болеешь?
САША. Грипп. Вот лечусь вареньем и горячим чаем.
СИНИЧКА. При гриппе не бывает галлюцинаций – только температура и головная боль.
САША. А почему тогда ты разговариваешь со мной? Если мне это не мерещится, значит, ты умеешь говорить на человеческом языке. Разве такое бывает?
СИНИЧКА. Бывает. Я раньше была человеком, девочкой, а сейчас вот синичкой стала.
САША. А как же ты в синицу-то превратилась?
СИНИЧКА. А вот так. Погляди в окно. Что там?
Мальчик подходит к окну. Смотрит на воробьёв, облепивших провода.
САША. Воробьи.
СИНИЧКА. Воробьи. Ты как будто в другом мире живёшь. Весь город увешан объявлениями о пропаже детей. На каждом столбе висят бумажки с фотографиями.
САША. Да. Я видел эти бумажки. У нас в классе два мальчика пропали, а в параллельном – девочка исчезла. Не могут найти. Их родители приходили в школу. И полицейские тоже. Спрашивали у нас, где мы в последний раз их видели и были ли у них неприятности. Их в лесу около города искали. На автобусах приезжали и ходили по лесу, но никого не нашли.
СИНИЧКА. Не там ищут. Все дети в городе, а не в лесу. Все тут.
САША. Где «тут»?
СИНИЧКА. В окно выгляни. Кого ты там видишь?
САША. Воробьёв. Сидят и на нас смотрят... А, значит, эти воробьи и есть пропавшие дети?!
СИНИЧКА. Ты догадливый. Не прошло и получаса, как додумался.
САША. Но как же так? Это же невозможно! Такого не бывает!
СИНИЧКА. То, что я превратилась в синицу, тебя не смутило. А то, что Вокрус детей в воробьёв превратил, тебя удивляет? Ты бы штору задвинул, чтобы эти воробушки на нас не пялились, и чай бы новый заварил, а то твой уже остыл.
САША. Но ты же синичка. Ты не воробей.
СИНИЧКА. А я не хотела в воробья превращаться. Против была. Но меня Вокрус всё равно в птицу превратил, что бы я ничего рассказать не могла.
САША. А кто такой Вокрус?
СИНИЧКА. Чай заваривай и лимон в него брось. Есть лимон в доме?
САША. В холодильнике.
СИНИЧКА. Действуй. В лимоне полно витамина С. Он при гриппе в первую очередь нужен. А я тебе пока расскажу то, что знаю.
Мальчик ставит чайник и режет лимон.
СИНИЧКА. Дети в городе не пропадают – их просто-напросто превращает в воробьёв один старичок, который целыми днями сидит в сквере возле центральной площади. Он живёт неподалёку – в угловой квартире на последнем этаже сталинского дома, напротив памятника.
САША. Я знаю этого старичка. Он постоянно сидит на скамейке и кормит птиц крошками. У него всегда с собой пакет с засохшими белыми булками. На него как-то дворник ругался, что он антисанитарию разводит.
СИНИЧКА. Да. А ты обратил внимание, каких птиц он кормит?
САША. Нет, не обратил. Хотя мне показалось странным, что вокруг него нет голубей. Ведь обычно именно они на дармовщинку слетаются.
СИНИЧКА. Во-о-от, он кормит одних воробьёв. Не голубей, не перепёлок. Только воробьёв.
САША. А почему?
СИНИЧКА. Потому что это его армия. Все воробьи в городе подчиняются этому, на первый взгляд, безобидному старичку.
САША. А зачем ему воробьиная армия?
СИНИЧКА. Как «зачем»? Он хочет быть самым-пресамым могущественным волшебником в мире. И что бы все ему подчинялись. Он хочет напасть на другую воробьиную армию. И что бы все дети другого города подчинялись ему. Только ему.
САША. А сколько всего таких армий?
СИНИЧКА. У нас в городе одна, и принадлежит она Вокрусу. Так этого старичка зовут. Но в других городах тоже живут вот такие старики, и у каждого своя армия. В соседнем городке – Феннел. Чуть дальше, в большом городе, – Джов. Далеко-далеко, за горами, – Чин Ян, у которого самая большая армия. И это только те, о ком я слышала.
САША. С ума сойти! И что, никто об этих злых волшебниках не знает и ничего не может сделать?
СИНИЧКА. Знают, но боятся. Это хоть и воробьиная, но армия. Заклюют, если против Вокруса пойдёшь.
САША. Всё, я чай попил и начал потеть.
СИНИЧКА. В постель! Лежать и лечиться. Ты мне нужен сильный и здоровый.
САША. Зачем это я тебе нужен сильный и здоровый?
СИНИЧКА. А затем, что Вокруса, по преданию, в накануне Новогодней ночи может победить мальчик, который понимает птичий язык. А ведь ты его понимаешь. Значит, именно ты способен справиться с Вокрусом.
САША. А может, просто полицию вызвать? Пусть они его арестуют, и всё. Они за это зарплату получают.
СИНИЧКА. Да за что его арестовывать? Он же с виду обычный старик, который сидит на скамейке. Ничего криминального в этом нет. Он даже правила дорожного движения ни разу не нарушал.
Саша засыпает. Сцена погружается в темноту. Через несколько секунд появляется свет. Рядом с диваном сидит мама.
САША. Мама!
МАМА. Как ты? Ты всю ночь потел, мокрый был. Сейчас вроде температура нормальная.
САША. Мне чай с вареньем и лимоном помог, вот я и выздоровел, хорошо себя чувствую. Только пить очень хочется.
МАМА. Вот тебе морс из клюквы, попей. Но не вставай, ты ещё слабенький. А выздоровел или нет, это доктор скажет. Так что лежи, а я тебе пока завтрак сделаю.
Мама идёт на кухню, делает бутерброды. Саша встаёт с дивана, заглядывает под него, потом смотрит в окно и ложится обратно.
САША. Приснилась...
МАМА. За один день не выздоравливают. У тебя ещё вчера температура была. Лежи и набирайся сил. Ты должен быть здоровым и сильным.
САША. Где-то я это уже слышал. Книжку-то можно почитать?
МАМА. Даже нужно. Я пока пойду новости посмотрю. Если что надо будет, зови.
Она уходит. Появляется синичка.
САША. Ой, а я думал, что ты мне приснилась.
СИНИЧКА. Нет, не приснилась. Я тут у тебя в шкафу освоилась, гнездо себе свила, пока ты спал. Бабушка твоя окно открытым оставляла, я кое-куда слетала и кое с кем договорилась.
САША. Что будем делать? Температуры у меня уже нет. Осталось набраться сил.
СИНИЧКА. Вот и набирайся. Ой, кто-то идёт.
Синичка прячется. В комнату входят мама.
МАМА (сыну). А ты отлично выглядишь! Даже не заметно, что болеешь, и температура нормальная.
САША. Я хочу на свежий воздух, я уже выздоровел. Ведь для здоровых людей нужны прогулки на свежем воздухе.
МАМА. Быстро ты выздоровел. А для свежего воздуха существует проветривание.
САША. Ну мам...
МАМА. Не нукай. Много жидкости, проветривание и здоровый сон. Если завтра температуры не будет, то послезавтра сможешь прогуляться во дворе минут двадцать. Сейчас потепление, не замёрзнешь.
САША. А сегодня нельзя?
МАМА. Сегодня нельзя.
САША. Ладно. Буду спать. Чай я уже попил.
МАМА. Вот и умница. Вот и молодец.
САША. Спать что-то хочется.
МАМА. Ухожу. Спи, мой хороший, спи.
Мама целует Сашу и уходит.
САША. Синичка, ты где?
СИНИЧКА. Тут я. За кроватью пряталась.
САША. Послезавтра меня отпустят на двадцать минут погулять, если я здоровый буду.
СИНИЧКА. Отлично!
САША. Пойдём к Вокрусу и потребуем, чтобы он воробьёв обратно в детей превратил. Да?
СИНИЧКА. Нет.
САША. Почему?
СИНИЧКА. Не превратит он никого обратно. С чего это вдруг? Но я договорилась: нас будут ждать каждый день в три часа на чердаке твоего дома.
САША. Кто?
СИНИЧКА. Скоро сам всё увидишь. Есть кое-кто, заинтересованный в том, чтобы у Вокруса не было воробьиной армии. Только надо поспешить. Новый год скоро наступит.
САША. Очень интересно!
СИНИЧКА. Послезавтра в три часа дня идём на чердак. А пока твоя задача – выздороветь, поэтому пей чай и ешь варенье. Набирайся сил, воробьиный спаситель! Тебе они понадобятся.
САША. Ты прям как моя мама. Все вы, женщины, одинаковые: «ешь», «пей», «спи». Мне этот чай уже надоел. Я, может, подвиг хочу совершить, а не чай пить.
СИНИЧКА. Запомни: подвиги всухомятку не совершают. Поэтому не выпендривайся, а соблюдай режим и окончательно выздоравливай.
САША. Ладно, ладно.
Гаснет свет.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Чердак. На бельевой верёвке сидят воробьи. Слева – железная дверь, в которую, пригнувшись, входит Саша и влетает синичка.
СИНИЧКА. Сюда, сюда! Тебя уже ждут.
САША. Да тут не видно ничего. Ноги можно поломать.
СИНИЧКА. Не ворчи, как старик, проходи. Вот тут светло от окна.
САША. Здравствуйте!
ВОРОБЬИ. Здравствуйте!
СИНИЧКА. Вот, привела. Он понимает птичий язык.
САША. Да.
ВОРОБЕЙ. Да, это тот, кто понимает наш язык и может свергнуть Вокруса.
СИНИЧКА. И расколдовать детей.
ВОРОБЕЙ. Это как получится. Главное – свергнуть тирана. Ты вообще в курсе, чем он своих воробьёв кормит? Не обращал внимания?
САША. Хлебом, по-моему. Я видел, что он из пакета что-то достаёт и кидает птичкам.
ВОРОБЕЙ (передразнивая). Что-то достаёт... Это «что-то» – плесневелые засохшие крошки и разный мусор. Есть невозможно! Не то что в нашем городе. У нас всегда свежий горячий хлеб, прям из печи, и каждый воробей получает его в день по 200 граммов, а по праздникам дают ещё и орехи с семечками. Вот.
САША. Так вы не из нашего города?
ВОРОБЕЙ. Не из вашего. Синичка, ты ему разве не сказала?
СИНИЧКА. Не успела, за мной гнались. Потом я у Саши в комнате пряталась. А у него, между прочим, родители и бабушка.
САША. Подождите, а в вашем городе разве нет своего Вокруса? Ведь если есть воробьи, то обязательно есть тот, кто у них главный.
ВОРОБЕЙ. Вокруса нет. У нас Джов. Он когда-то был братом Вокруса, но потом они поругались по идеологическим причинам. Джов умный и милосердный. Он кормит своих воробьёв тёплыми булками и отборным зерном, а по выходным ещё и семечками.
САША. Про булки и семечки я уже слышал. Раз у вас так хорошо, почему вы в наш город прилетели? И почему именно ко мне?
ВОРОБЕЙ. Так мы же хотим, чтобы воробьям во всём мире хорошо было, как и нам. Мы хотим, чтобы все они радовались жизни, а не только мы.
СИНИЧКА. А превратить воробьёв обратно в детей вы не хотите?
ВОРОБЕЙ. Да кто же на это согласится? Пожив воробьём, обратно мало кто захочет превратиться. У людей тяжёлая жизнь: надо зарабатывать деньги, учиться, заботиться о других, отвечать за свои поступки. А у воробьёв жизнь спокойная: ничего не делай, только поддерживай своего хозяина, ведь он за тебя всё решает. Нет, мало кто захочет снова стать тем, кем был.
САША. Понятно. Но вы не ответили на мой вопрос. Почему именно я? Почему вы прилетели в наш город?
ВОРОБЕЙ. Потому что ты понимаешь язык птиц, а тот, кто понимает наш язык, согласно преданию, может победить любого волшебника. Когда волшебник произносит заклинание, у тебя есть не больше минуты, чтобы запомнить его и тут же повторить. И тогда своим заклинанием ты разрушишь волшебные чары. И всё это действует только перед самым Новым годом.
САША. А попроще можно? Что мне надо сделать?
ВОРОБЕЙ. Тебе надо подойти к волшебнику и, когда тот будет превращать тебя в воробья, произнести заклинание, чтобы превратить в птицу его самого.
САША. И всё?
ВОРОБЕЙ. И всё.
САША. А воробьи так воробьями и останутся? Детьми опять не станут?
ВОРОБЕЙ. Не станут. Зачем им опять детьми становиться? Нам эти воробушки ещё понадобятся. Другую армию захватить. Третью. Воробьи нужны для войны. Нам с тобой сейчас главное – лишить Вокруса его волшебной силы.
САША. Ну тогда я пошёл.
СИНИЧКА. Куда?
САША. С Вокрусом сражаться. А чего ждать?
ВОРОБЕЙ. Преврати его в ворону или в мышь. Во что-то противное. А наш милосердный Джов за это разрешит тебе быть главным над воробьями в этом городе. Ох мы и заживём: булки с маком на завтрак, булки с изюмом на обед. Красота!
СИНИЧКА. Погоди, прям так сразу? Может, надо подготовиться? Переждать, разработать план. Ты же не на прогулку идёшь, а подвиг совершать.
САША. А чего готовиться? Я и так два дня набирался сил. К подвигам не готовятся, их просто совершают. И ты, наверное, забыла, но сегодня 31 декабря. У нас нет времени.
ВОРОБЕЙ. Правильно, правильно. Пойди и преврати его в муху. Ты станешь главным, а я буду твоим заместителем, помощником.
САША. А может, я не хочу быть главным. Зачем мне это? У нас папа – глава семьи.
ВОРОБЕЙ. Как это? Все этого хотят. Все мечтают ничего не делать и чтобы их все слушались.
САША. Прям все-все-все?
ВОРОБЕЙ. Все! Дети же сами к Вокрусу приходят. Никто их насильно к нему не ведёт.
СИНИЧКА. Я тебя одного никуда не пущу! Вместе с тобой полечу сражаться!
САША. Нет, ты останешься тут, в безопасности, а потом прилетишь.
СИНИЧКА. Нет, я с тобой!
САША. Хорошо. Тогда у тебя будет простое задание: когда я начну говорить с Вокрусом, ты должна летать вокруг меня и кричать, что я предатель.
ВОРОБЕЙ. А нам что делать?
САША. А вы летите в свой город. Там вас ждут булочки с маком. С Вокрусом мы свои дела сами решим. Вас они не касаются.
ВОРОБЕЙ. Как так?
САША. А вот так. До свидания!
ВОРОБЕЙ. До свидания!
Саша выходит в дверь. За ним улетает синичка.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Сквер. Слышен шум города, толпы, машин. На скамейке сидит Вокрус и кормит воробьёв. Рядом с ним стоит Снеговик. Саша подходит к Вокрусу. Птицы улетают.
САША. Здравствуйте, господин Вокрус!
ВОКРУС. Здравствуй, Сашенька, здравствуй! А я тебя всё жду и жду. Думаю: «Когда наш герой придёт со мной сражаться?»
САША. Я не сражаться пришёл. У меня к вам деловое предложение.
ВОКРУС. Ох ты! Маленький, а такие умные слова знает. И какое у тебя предложение?
САША. Понимаете, я всё знаю. Мне про нас с вами всё рассказали. И мне не нравится, что надо с вами сражаться и жить по законам другого волшебника.
ВОКРУС. От Джова кто-то прилетал?
САША. Да, был тут один воробей. Предлагал булки с маком и орешки по праздникам.
ВОКРУС. И ты согласился?
САША. Нет, я и так булки с маком получу. Но не от него, а от вас. Зачем мне быть предателем, когда вы мне то же самое можете дать? Просто назначьте меня своим заместителем, и всё. Я ничего не буду делать и стану жить в своё удовольствие.
СИНИЧКА. Предатель! Предатель!
Саша начинает гоняться за ней, кидает в неё варежкой, и она падает в сугроб.
ВОКРУС. А, вот она где! Сейчас мы с ней разберёмся.
САША. Потом с этим куском жёлтых перьев будете разбираться. Сейчас я хочу стать вашим замом. Превратите меня в главного воробья или в сокола, чтобы меня все боялись.
ВОКРУС. Ты не хочешь быть ребёнком? Не хочешь быть маленьким мальчиком?
САША. Не хочу. Мальчику надо постоянно учить уроки, убираться у себя в комнате, слушать старших. Надоело мне всё это! Хочу быть главным и ничего не делать!
Вокрус приближается к Саше, обходит вокруг него и принюхивается. Затем встаёт напротив и пристально смотрит мальчику в глаза.
ВОКРУС. Так ты хочешь быть главным и ничего не делать?
САША. Да. Хочу быть главным над всеми воробьями города. Хочу ничего не делать и чтобы у меня всё было. Хочу! Хочу! Хочу!
ВОКРУС. Тогда становись главным воробьём и моим заместителем! Фокус-покус!
САША. «Фокус-покус» – это и есть заклинание?
ВОКРУС. Всё гениальное просто. Через несколько мгновений ты превратишься в самого важного воробья, который когда-либо был в этом городе.
САША. Нет! Я не буду ни в кого превращаться! Я отменяю ваше колдовство! Вместо этого пускай все дети, превращённые вами в воробьёв, снова обретут человеческий облик и вернутся в свои семьи, к родителям! Фокус-покус!
ВОКРУС. Нет! Нет! Ты обманул меня, мерзкий мальчишка! Ты обманул меня!
Наступает тишина. Внезапно где-то кричит женщина: «Леночка, Леночка! Девочка моя!» По сцене в разные стороны пробегают дети. Слышны их голоса и возгласы взрослых. Вокрус отходит в сторону и садится на скамейку у края сцены. Он достаёт из кармана булку и начинает её крошить. Из сугроба вылезает девочка. Она подходит к Саше и берёт его за руку.
СИНИЧКА. Никогда бы не подумала, что добрые дела можно делать при помощи обмана. Ты герой!
САША. Да какой я герой? Просто проявил хитрость, и ты мне помогла.
СИНИЧКА. Герой! Герой! Я на несколько секунд подумала, что ты действительно хочешь стать главным воробьём. Проводишь меня домой? Мама, наверное, с ума сходит. Я недалеко от тебя живу, на соседней улице.
САША (показывая на старика). Мне кажется, он опять набирает себе армию.
СИНИЧКА. Надо было его в муху превратить, ведь он не успокоится. И всегда найдутся дети, которые будут согласны стать серыми воробьями Вокруса.
САША. Не надо. Мы теперь знаем, кто он, и сможем помешать ему. Пошли лучше домой. Тебя мама ждёт.
СИНИЧКА. Но ведь он уже начал колдовать. Это сегодня ты его силу забрал. А завтра наступит Новый год и он опять начнёт набирать свою армию.
САША. Тогда давай его сделаем Снеговиком Деда Мороза. Пусть лучше мешок с подарками таскает для детей.
СИНИЧКА. Давай, давай. Ты у нас сегодня Главный Воробьиный Волшебник.
САША. Фокус-покус! Вокрус, вы превращаетесь в Снеговика и помогаете Деду Морозу развозить детишкам подарки. Фокус-покус!
Вокрус превращается в Снеговика.
СИНИЧКА. Пошли домой. Ты меня проводишь?
САША. Провожу. А тебя как зовут?
СИНИЧКА. Синичка.
САША. Так нечестно! Как по-настоящему зовут?
СИНИЧКА. Угадай! Угадай!
Синичка убегает. Саша бежит за ней.
Снеговик достаёт из-за сугроба мешок с подарками и с Дедом Морозом идёт их раздавать детям.

(Занавес)