Родная

Жанна Шинелева
—Лучше ты переезжай в нашу, а мы к тебе, — предложила Ульяна.

— Нет уж, дорогая. Это квартира моя и из неё я никуда не поеду.

— Ах вот как?! Дочери помочь не хочешь?!

— Хочу. Но не тем способом, — невозмутимо ответила мать.

—Но твой способ нам не подходит! — возмутилась Ульяна.

— Ну, уж извини, я не буду плясать под вашу дудку, ясно? Всё. Вопрос закрыт.

…Ульяну Раиса Петровна растила одна. С мужем она развелась, когда малышке было пять лет. Алименты он не платил, с дочерью не виделся, пропал в неизвестном направлении, будто растворился. Но Раиса не переживала. Видеться она с ним больше не желала, а дочь прекрасно растила одна. Работала бухгалтером и на жизнь им хватало. А ещё они сдавали квартиру, оставшуюся от матери Раисы и имели неплохой доход.

Ульяна росла смышленой, беспроблемной девочкой. Тихой, домашней. Однако именно это, возможно, и сыграло решающую роль в её судьбе: Ульяна никак не могла выйти замуж.

Поступила она в вуз на филолога. Раиса ругалась на неё за то, что она выбрала факультет, на котором учатся одни лишь девушки. И шансы выйти замуж там близились нулю.

— И где ты будешь искать себе пару? — задавала риторический вопрос мать.

— Мам! Неужели тебе больше не о чем беспокоиться? Пару находят не только по месту учёбы, хватит волноваться, меня это сейчас вообще не интересует.

— А что тебя интересует?! Сидишь дома целыми днями, никуда не выходишь. Одеваешься, как серая мышь! На тебя и в транспорте, пока едешь на свою учебу, небось никто не смотрит! Потому что не видно тебя в упор. Говорила, давай купим ту кофточку, что поярче. А ты все «попугайская», да «попугайская»! — передразнила мать. — И взяли очередную серость. Тьфу!

— А что надо было сказать, если она и правда была попугайская? — невозмутимо отвечала Ульяна. — И не носят сейчас такие. И неудобно, и не практично. Нормально я одеваюсь, не придирайся. И вообще у меня диплом на носу! Некогда о нарядах думать. Я занята очень.

«Все девки, как девки, и учатся, и гулять успевают, а ты… Синий чулок!» — бормотала себе сердито под нос Раиса Петровна. Она готовила ужин на кухне и дочь её не слышала…

Так и жили. Выучилась Ульяна, получила диплом. Надумала поступать в магистратуру.

— Боже мой! Хватило бы и этого образования! — удивилась мать. — Неужели тебе охота?

— Мам. Мне нравится учиться, не возмущайся, — Ульяна тепло обняла мать и поцеловала в щёку.

— Я ж о тебе беспокоюсь, дурашка. Думала отучишься, на работу выйдешь и тогда…

— Отучусь и выйду…

— А личная жизнь? — задала мучивший её вопрос мать.

— Сложится как-нибудь, какие мои годы!

— Лишь бы как, да как-нибудь… — недовольно пробормотала Раиса Петровна. — А тем временем все твои подружки уже замуж повыскакивали.

— А что если я не хочу «выскакивать»? Хочу по нормальному! И за нормального.

— Так нормальных, чем ты старше, тем меньше становится! Разбирают!

— Хватит меня пугать, мам. Все сложится, вот увидишь!

Но складываться, и правда, что-то не спешило. И начала Ульяна думать, что права была мать. Раньше надо было думать. А теперь… Как бы и правда одной не остаться. Но такую мысль Ульяна не допускала. Она всё же мечтала о семье, хоть мать ей и не верила. Только Ульяне хотелось, чтобы всё было по её плану и в своё время. Без ненужной спешки.

— Я хочу ребенка родить. Для себя, — заявила она как-то матери. В то время ей исполнилось тридцать три года.

Раиса так и села от такой новости.

— От кого? Где ты его найдешь?

— Я уже нашла, — улыбнулась Ульяна и погладила живот.

— Какой срок? — ахнула мать.

— Два месяца уже… Ему я и говорить ничего не стала и не собираюсь. Он женат.

— Боже мой! — Раисе стало дурно от таких подробностей. Не так она себе это представляла…

— Не охай, пожалуйста. Всё будет хорошо. Я справлюсь, — снова улыбнулась Ульяна и снова задумчиво прикоснулась к ещё не округлившемуся животу. И Раиса Петровна подумала о том, что дочери идёт беременность. Она как будто бы светилась изнутри, была спокойна и уравновешена. Она знала, что делала.

«А что? Может и правда, хорошо это? — подумала Раиса Петровна. — Я пока ещё в силах. Помогу. Вырастим» Мысль о том, что она скоро станет бабушкой, приятно взволновала её. Чего греха таить, ведь она уже и разуверилась, в том, что такое когда-нибудь произойдёт. Многие школьные подружки дочери, которые жили неподалёку, уже второго родили, и Раиса всегда грустила, глядя на них, счастливых, везущих коляску. А теперь… Теперь она сама скоро будет возить коляску с малюточкой! С родной кровинкой!

— Вырастим! Не волнуйся, я помогу, лишь бы здоровеньким родился, дал бы Бог! — сказала Раиса Петровна дочери и в порыве чувств обняла её.

— Будет здоровым! Я отца ребенка тщательно выбирала, не просто так. Здоров, как бык! — пошутила Ульяна.

— Ох, дочка! — неодобрительно покачала головой мать.

Ровно в срок родилась хорошенькая девочка, Ярослава. Раиса Петровна была очень рада. Она с первого взгляда полюбила внучку и активно помогала дочери её растить.

Едва выйдя на работу после декрета, Ульяна встретила мужчину, в которого влюбилась без памяти.

— Вот так, мам, видишь, судьба какая затейница. Теперь и замуж выйду, — улыбаясь, говорила Ульяна.

Раиса Петровна конечно рада была за дочь, смущало только то, что жених был совсем без надежного тыла: ни работы нормальной, ни дохода, ни жилья. Однако с первого взгляда было понятно, что дочь он любит по-настоящему и решила Раиса Петровна не вмешиваться в их жизнь. Пусть живут, лишь бы Ульяне было хорошо. С малышкой Ярославой Вадим, муж Ульяны, поладил, всё шло хорошо.

После свадьбы поселились они в той однокомнатной квартире, которую некогда Раиса Петровна сдавала. Что поделать? Молодым нужно отдельное жильё, а у Вадима его не было и не предвиделось, вот мать великодушно и предложила…

Пожили они два года вместе и решили, что хотят совместного ребенка родить. Забеременела Ульяна легко и в срок родила сына, наследника. Казалось, счастью не будет конца. Однако малыш рос очень беспокойным и Ульяна с ним очень выматывалась.

— Ничего, скоро подрастет, полегче будет, — говорила Раиса Петровна. — В садик пойдёт, да и Ярослава уже совсем большая, в школу собирается. Ничего. Это у всех так. Сначала сложно, а потом как по маслу пойдёт…

— Я беременна, — заявила Ульяна матери.

— Будешь рожать? — ахнула мать. — Как же ты справишься? Да и здоровье уже не то… Ты подумай…

— Мам, ты о чём?! Даже вопроса такого не стоит, понятно?! Я не смогу избавиться от малыша! Я потом себе этого не прощу.

— Понятно, чего ж непонятного. Как ты только будешь с двумя такими малышами?

Вопрос остался без ответа.

Беременность протекала сложно, у Ульяны то и дело поднималось давление, она продолжала не высыпаться, нервничала и срывалась на Ярославу, которой уделяла всё меньше внимания.

Родился третий ребенок, тоже сын. Стало совсем тяжело и совсем тесно. Ярославе пришлось ставить кроватку в кухне. В той бабушкиной квартире была очень просторная кухня, и Вадим соорудил перегородку, наподобие ширмы и получилась микро-детская. Ярославе даже понравилось: свой уголок.

Малыши росли беспокойные, крикливые. Что один мальчик, что второй, всем жару давали. Ульяна совсем извелась, похудела, от постоянного нервного напряжения и недосыпания стала плохо выглядеть. Мать жалела её, да что сделаешь, ведь так вышло. И она ведь предупреждала!

— Быстрее бы мальчишки выросли и в сад пошли! — всё время твердила Ульяна. — Хорошо хоть Ярослава помогает мне. Муж все время на работе, а Ярослава и посидеть и поиграть с малышами может. Когда и покормить даже ей поручала, настоящая хозяйка растёт! Посуду моет за всеми, пылесосит, убирает вещи, пыль вытирает!

— Умница! — соглашалась Раиса Петровна.

Спустя год Ульяна завела с матерью разговор о том, чтобы поменяться квартирами.

— Мам, ну ты же видишь как нам тесно! Однушка же! Если бы ты в нашу квартиру переехала, а мы бы в твою, все полегче нам бы стало! Ведь у тебя двушка, куда тебе одной столько метров?

— Нет. Из своей квартиры я никуда не поеду. Ты уж извини, дочь, но нет, — твёрдо заявила Раиса Петровна. Она уже думала над этим вопросом и такое решение ей категорически не нравилось. Почему это она должна расставаться со своим привычным окружением, дальше ездить на работу, раньше вставать? Вы думали, когда собирались семью и детей заводить, вот и сейчас думайте сами!

Вслух она этого не говорила, а предложила взять к себе Ярославу. Девочку Раиса Петровна очень любила, просто души не чаяла, тогда как к внукам ничего подобного не испытывала. Конечно, на праздники подарки дарила всем, хотя кому там ещё дарить? Малыши. Пирамидку, погремушки, всё дарила. Даже манеж в подарок покупала. Но Ярослава занимала в её сердце особое место. Ей вся любовь.

— Ярослава пусть у меня живет! Вам просторнее будет!

— Ну нееет… Это совсем не то! Мать, ты что?! Она же мне помогает! Ты специально, да? Сама не участвуешь, хочешь ещё помощи меня лишить?!

Очень обидно стало Раисе Петровне. Как можно было обвинять её в том, что она не участвует?! А кто гуляет с детьми, пока Ульяна в поликлинику с малышом бегает? Кто деньгами постоянно помогает, для кого Раиса Петровна даже выйдя на пенсию, продолжает работать?!

— Так ты из неё совсем прислугу сделаешь! У ребенка должно быть нормальное детство! — вырвалось у Раисы Петровны.

— Прислугу?! — прищурилась Ульяна. — Да как ты можешь так говорить?! Я тебя попросила по человечески поменяться, а ты ерунду какую-то предлагаешь!

— Ну как знаешь. Я только так могу помочь, — ответила Раиса Петровна.

Дома с мужем Ульяна покумекала и все же решила, что Ярослава будет жить у бабушки. Однако с большой неохотой. Раиса Петровна была права, Ульяна давно сделала из девочки няньку и прислугу и расставаться с ней не хотела именно по этой причине.

— Ладно. Пусть живет у матери. Хоть лишний рот не придётся кормить, — заявила Ульяна мужу. Тот был с ней совершенно согласен. Он вообще предпочитал не спорить с женой.

…Раиса Петровна с большой радостью растила любимую внучку, помогала ей учиться, покупала одежду, подарки. И девочка платила бабушке взаимной любовью. Здесь у Ярославы появилась своя комната, где она могла спокойно учить уроки в тишине или вышивать, или слушать музыку. Или рисовать. Раиса Петровна купила внучке мольберт, как только заметила, что она тяготеет к рисованию…

И деньги на репетиторов и на платное обучение в вузе постепенно Раиса Петровна откладывала. Она думала о будущем Ярославы.

Окончательный разрыв между Ульяной и матерью произошел тогда, когда Раиса Петровна объявила, что свою квартиру переписала на внучку. Ульяна к тому времени всё реже интересовалась своей дочерью и, в конце концов, перестала в её жизни участвовать совсем. На первом месте у неё всегда стояли сыновья.

— А другие внуки для тебя пустое место?! И я тоже?! — кричала Ульяна. Она заявилась к матери и устроила скандал. — Значит, внуков тогда больше не увидишь! И меня тоже.

Раиса Петровна молчала. Что тут скажешь? Очень странно, но к мальчишкам она действительно не испытывала такой любви, как к Ярославе. Она этого не скрывала и была готова к такому повороту. Просто она переживала за будущее внучки.

Так и перестали общаться. Ульяна на мать сильно обиделась и Ярославе даже не звонила.

— Пусть живут, как хотят. А мне внучку поднимать, буду работать, пока Бог здоровье даёт, а там видно будет, — говорила Раиса Петровна, с любовью глядя на Ярославу. Девочка росла статная, красивая, было на что любоваться.

— Я так люблю тебя, бабушка! Ты моя самая-самая родная! — говорила Ярослава и обнимала Раису Петровну. Они были счастливы.

Жанна Шинелева