Размышления профана

Яков Гилинский
Бэрримор, а что, конец света
уже наступил?
Нет, сэр, еще репетируют.
(Из ФБ)

Октябрь 2023 г.

Открываешь YouTube и читаешь о конце света, о Третьей мировой войне, об ужасах в Израиле-странах арабского мира, Китае-Тайване, России-Украине, Южной Корее-Северной Корее… И ведь действительно – ужас. Десятки тысяч жертв. И все это реально, сегодня.
О человечестве, его характеристиках, судьбах я пишу много лет. Я давно пишу о человечестве, как самом страшном биологическом виде на Земле, о непрекращающихся всю историю человечества войнах, об экологических катастрофах, о возможностях самоуничтожения человечества – омнициде. Я даже написал единственное в своей жизни четверостишие:

Волки, тигры, крокодилы,
до чего же вы все милы.
По сравненью с человеком:
все страшней от века к веку.

Многие, далеко не все, мои ранее опубликованные статьи на эту тему изданы в сборник «Онтологический трагизм бытия» (СПб: Алетейя, 2023).  А сколько не опубликованных текстов таятся в ФБ, письмах, интервью, домашних документах…
Но вот, все что мои читатели, коллеги, родственники считали преувеличением, результатом моего пессимизма, - начинает сбываться? Ну, правда, пока это, как утверждает Бэрримор, еще только репетиция… Но для десятков тысяч убитых, искалеченных, изнасилованных только за последний год – трагическая реальность.
Поразмышляем. (Имея при этом в виду, что я не политик, не политолог, не историк, не философ… А всего лишь «уголовник»).
 
= Проф. Б. Поршнев писал об исторически бесконечных конфликтах между людьми по признаку «мы» - «они» (наши - не-наши, свои - чужие). «Мы» стало универсальной психологической формой самосознания всякой общности людей. Но «мы» все-таки всегда подразумевает противопоставление каким-либо – то определенным, то неопределенным – «они» (Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М.: Наука, 1966. С. 84). Конечно, между «мы» и «они» могут быть и вполне мирные отношения и даже дружеские. Но чуть что - и неминуем конфликт, скандал, драка, жертвы.
Это бывает и среди других животных. Между семьями, стаями, прайдами. И среди животных возможны конфликты между «мы» и «они». И тогда в ход идут клыки, когти, рога, копыта. А среди людей? Камни и дубины (сотни черепов со следами) – стрелы – арбалеты – мечи – пистолеты – орудия - … - ядерное оружие…

= Среди людей есть множество признаков, различающих «мы» и «они». По этносу, национальности, полу, возрасту, мировоззрению, религии (конфессии). Вот последнее, как ни странно, может разделять и вызывать ненависть и войны. Подробнее у меня в гл. 11 «Насилие и религия» монографии «Социальное насилие» (2-е изд. СПб: Алетейя, 2017). Конечно, есть религии «мирные». Например, буддизм с принципом Ахимсы - ненасилия. А есть… И в любом случае, разграничение мы-они по религиозным убеждениям весьма взрывоопасно.

Есть, конечно, среди людей различия по социальному статусу, по бедности / богатству. Рабы и рабовладельцы, феодалы и крепостные, капиталисты и рабочие. Очень существенные различия межу «мы» и «они»! В конце минувшего столетия, с переходом к новому обществу – постмодерна, французские социологи пришли к выводу, что теперь все человечество и население каждой страны делятся на меньшинство включенных (included) в активную экономическую, политическую, культурную жизнь и – большинство исключенных (excluded) из нее. При этом со временем «противостояние исключенных и включенных является ключевым» (Жижек С. Размышления в красном цвете. -  М.: Европа, 2011. С.342). Именно исключенные, как свидетельствуют статистика и эмпирические исследования, оказываются основной социальной базой преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и т.п. (Об этом в моих многочисленных публикациях).  Итак, при сохраняющихся различиях людей по расе, национальности, полу, возрасту, религии и др., главным в эпоху постмодерна, очевидно, является разграничение включенных / исключенных и безусловное противоречие между ними.
 
Терроризм – одно из бедствий современного мира. Но кто такие – террористы? (У меня об этом подробно в ряде работ). Че Гевара – террорист или «борец за свободу»? А первые в истории российские террористы, отражающие интересы «униженных и оскорбленных»?  Только не поймите меня, как оправдывающего терроризм. Ни в коем случае! Террористы – убийцы ни в чем не повинных граждан той или иной страны.  Я не оправдываю, а пытаюсь объяснить, почему люди начинают массово убивать не повинных перед субъектами терроризма «их», да заодно и «своих».  Вот образы некоторых реальных террористов.

Классическим примером крайне негативного поведения «исключенного» служит террористический акт 14 июля 2016 г. в Ницце: «Террористом в Ницце оказался неудачник-разведенка с целым букетом проблем и комплексов. Ницца… это солидное тихое место для солидных господ, в котором понятие "бюджетное жилье" начинается с уровня, который в любом другом месте будет считаться респектабельным и элитным. Так что если нужно, чтобы объект ненависти оказался тем, кем надо - можно ехать сквозь толпу напролом, не ошибешься... Фактически перед нами классический свихнувшийся неудачник, реализовавший свои комплексы и ненависть к окружающему богатому и равнодушному миру... К теракту в Ницце можно пристегивать кого угодно - и националистов, и ИГИЛ, и каких-нибудь леваков-марксистов. Они все про это - про несправедливость и равнодушие к маленькому человеку. Рецепты у всех свои, но среда, в которой их идеи востребованы - она одна на всех. И не бомбить далекие пески нужно, а лечить страну и общество. И это не только к Франции относится, скажем откровенно» (URL: http://el-murid.livejournal.com/2883448.html). И еще: «Мигранты часто ощущают себя людьми второго сорта. Молодые и харизматичные люди — выходцы из мусульманских стран и их дети — пытаются найти какую-то новую идентичность, обращаясь к историческим корням, и в итоге часто приходят к радикальным течениям» (Сноб, 15.07.2016). И в США: «появляется множество одиноких, отчужденных молодых людей, стремящихся к самоутверждению через насилие» (Д. Брукс).
Обратимся к Бельгии: «Без попытки решения вопроса вот этих замкнутых анклавов получается, например, как с кварталом Моленбек, известным концентрацией представителей мусульман,… который стал центром терроризма европейского масштаба. Он возник сам, его не создавали: беднейшие слои населения сконцентрировались в этом районе; беднейшие слои населения притягивали бедное обслуживание, бедное образование. А бедное плохое образование выталкивает людей из общественной жизни, воспроизводит, точнее, создает заново социально-религиозную, социально-расовую дискриминацию… Конечно, такой род замкнутых кварталов - это котел, который формирует резервы террористов» (URL: https:/open.russia.org/post/view/16544).
И еще: «Дело в том, что террористами люди не рождаются, а становятся по каким-то причинам. Надо искать эти причины и устранять их. Это серьезная глобальная проблема. Терроризм — это средство борьбы, как правило, слабой стороны против сильной. Если мы в разы не уменьшим угрозу, если будут условия, толкающие людей на эту сторону, террористы всё равно будут просачиваться. Если мы завтра поставим датчики, выявляющие взрывные устройства, на всю территорию страны, террористы пересядут на машины или возьмутся за ножи» (вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» А. Филатов). Так что «Не мочите, да не мочимы будете!» (Д. Травин).

Еще и еще раз – это не оправдание терроризма, а попытка объяснить, почему молодые «исключенные» идут на террористические акты.  Не удивительно, что среди террористов множество молодых представителей стран мусульманского мира, оказавшихся «исключенными» в благополучных странах Европы (или в Израиле).
Сегодняшняя трагическая ситуация в Израиле, страшные преступления Хамаса – наглядный пример действий массы молодых мусульманских «исключенных». Они непростительны, но объяснимы…

= Все вышеизложенное более или менее понятно. А вот дальше начинается все менее и менее понятное. Во всяком случае – мне.
Я плохо знаю историю. Не буду в нее вдаваться (какие государства на какие нападали, какие порабощали других, зачем надо было совершенствовать орудия убийств до оружия массового уничтожения, зачем Наполеон напал на Россию – ему мало было Франции?).  Государства создавались якобы для защиты «своего» населения. А население радовалось силе и мощи «своего» государства… Радовалось… захвату «чужих» территорий и государств. Хотя при этом теряло, не могло не терять тысячи «своих» граждан - мужей, отцов, сыновей… Со временем именно государство становится (а может быть всегда было?) главной угрозой для людей – как его жителей, так и жителей других государств.

Государство vs Человек – вот одно из главнейших противоречий и проблем человечества, общества.

У меня об этом в ряде статей, но больше, лучше, прогнозируемее у Дж. Оруэлл «1984» и «Скотный двор», О. Хаксли «О дивный новый мир» и др. Воистину
Государство - твой враг. Враг
Безжалостный, жадный, жестокий.

И опорой кровавому монстру, что лжив и корыстен,
Ра;вно служат продажный подонок и честный дурак.
В нашем мире немного простых и незыблемых истин:
Кони любят овёс.
Сахар бел.
Государство — твой враг.
 
(Ю. Нестеренко)

Далее одни вопросы. Зачем сегодня, когда основные государства давно сформировались, властям этих основных государств начинать войны, уничтожая «своих» и «чужих». Гитлеру мало было Германии? Китаю до смерти (до смертей своих и чужих граждан) нужен Тайвань? А Россия, что, не могла благополучно жить без Абхазии, Афганистана, Украины?
 Конечно, у главы государства могут возникнуть любые идеи. Но о чем думают другие представители властных структур? О чем думает население, запущенное на убой? 
А октябрьские события в Израиле, тысячи жертв, общемировая (Франция и Германия, все арабские страны, Россия и Италия, США и Канада, Китай и страны Балтии) реакция – приблизили Третью мировую войну, а, следовательно, возможный омницид… Ради чего? Почему? Почему люди, человеки, население Земного шара так стремится к самоуничтожению?

Все это выше моего понимания. Люди! Одумайтесь! Жизнь каждого – единственная в жизни. «Жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (Н. Островский). А тем более, за непрожитые годы.

Я понимаю, что мои, как и любые иные пацифистские призывы бессмысленны, бесполезны. Но я так и уйду их жизни, не поняв, - почему. О чем думают люди, одобряя или принимая бесчеловечные деяния властей, государств.