Письма Учителю. Гагарин

Евгений Садков
 "                Доброго вечера, Лев Николаевич.

 Знакомство с очередным майским, 1862 год, письмом Ергольской пробудило чувство грусти. Отнюдь не из-за невозможности собрать в нашем веке Ваши рассеянные в мировом пространстве вечные, как и у всех, атомы.

 И Вы сами понимаете, не в этом дело. Главное, сохранение нематериальной субстанции, мысли, переданной Вами будущим поколениям. А это, без пробуждения соответствующей потребности, сейчас весьма затруднительно.  Возможно, идет угасание, резко ускорившееся в двадцатые годы XXI  века, самой ноосферы. Пара ядерных взрывов, как советует одна крейзи, и вся цифровизация накрывается медными тазом. Дальше только кувалды и взаимное уничтожение.

 Сумеет ли пробуждение Ваших идей остановить этот губительный для человечества процесс? Судя и по противоречиям, возникшим между мыслителями вашего времени, едва ли.

 Начало шестидесятых. В яснополянской школе появляется новый учитель. Вы лично приглашаете недоучившегося студента Николая Петерсона. Через год он возвращается в Москву, где сближается с ишутинцами. Сам основатель движения Николай Ишутин проповедует принцип оправдания любых средств по имя цели. В шестьдесят шестом его дальний родственник Каракозов стреляет в Царя-Освободителя.

 Согласитесь, граф, резкий поворот не только в судьбе России, но и Вашего последователя. Как и следующий этап в жизни Николая. Отказавшись от революционного ишутинского максимализма, он знакомится с философом-футурологом Н.Ф.Федоровым. Именно Николай Федорович развивал идею сбора атомом для сложения их в тела отцов.

 А что, Лев Николаевич, хоть и расходится с Вашим мировоззрением о вечности души, но весьма актуально. Особенно, в октябре 2023 года. Представьте, распадается очередной правитель на атомы, а их в коллайдере вновь прессуют и хоп, очередной феникс-ясный сокол.

 А Вы хоть и приняли идеи Федорова, в дальнейшем отторгнуты философом. Как, впрочем, и бывшим коллегой по яснополянским инновациям в образовании.

 После Вашей смерти выходит сборник статей Петерсона "Философия общего дела" в противоположность учению Л.Н.Толстого о "непротивлении" и другим идеям нашего времени"

 Подивитесь сами.

 "...сопоставляется учение Федорова с учением Толстого, который в своих призывах к не-деланию и не-противлению довел до абсурда направление, совершенно верно названое Тургеневым нигилизмом. Призывы Толстого к не-деланию и к не-противлению приводили, однако,к величайшему противлению, выражаясь во всякого рода забастовках и т.п. проявления не-делания"

 Так вот откуда, граф, итальянцы взяли манеру выражать недовольство работодателем. От Вас же.

 А Петерсон и далее буквально пляшет на духе великого пацифиста:

 "Проповедуя не-делание и не-противление, Толстой сам запутался и погиб,не найдя выхода из трагического положения"

 Согласитесь, заклеймил конкретно. Но как мне видится, чуть передернув понятия. Не-противление -да, а вот с не-деланием больше субъективного.  И главное делание, воздвижение нравственного маяка потомкам. Без сборки старого правителя из чуть отшлифованных атомов, а с реальной надеждой на прогресс, в первую очередь-нравственности.

 Но очередное Ваше письмо Ергольской распутало для меня логическую цепочку иных событий, впрочем, связанных с космизмом.

В 1903 году Петерсон издает книгу Федорова "Философия общего дела". После событий 1917 года в дом Циолковского, разделяющего идеи Николая Федоровича, приходит планерист Королев.  Прочитав "Философию общего дела", узнает от главного космиста истинную фамилию автора.

 Через тридцать лет, составляя список претендентов на первый полет в космос, Сергей Павлович задерживает взгляд на фамилии Гагарина. Логическая цепочка замкнулась. Юрий поднял в космос не только достижения мировой космонавтики. Туда же были отправлены идеи внебрачного сына князя Павла Ивановича Гагарина, получившего при крещении фамилию крестного отца Федорова.

 Такой вот, Лев Николаевич, расклад опосредованных событий, уместившихся в короткий век. Срочно готовим коллайдер для сбора Ваших атомов.

              Ваш преданный ученик ЕС"