Более чем, часть 2

Анжелика Барановска
РАЗГОВОР С СЫНОМ

 Однажды сын спросил:
- надеюсь, вы не разойдетесь с папой?
Женщина поняла, что это подходящий момент для разговора и ответила:
- да, сынок, нам нужно с папой разойтись. Ребенок слушал и отказывался в это верить, а потом долго плакал в своей комнате. Ее сердце разрывалось от невозможности что-то изменить. Через некоторое время ребенок вышел и серьезно сказал:
- я подумал и решил, что остаюсь с папой.

Не каждый взрослый способен принимать такие судьбоносные решения, - пронеслось у нее в голове, - как же ему больно!
В те дни мир 12 летнего ребенка рухнул, жизнь разделилась на до и после, и в нем что-то сломалось. А потом он перестал уважать родителей и верить им.


Пытаясь подобрать нужные слова, мать уверяла сына в своей любви, говорила, что никогда не оставит, и он всегда будет самым любимым и родным. Но ребенок уже не слушал и не слышал ее.
Желание подростка остаться с отцом было рациональным: здесь была стабильность, все знакомое и понятное, материальная поддержка. А еще стало тревожно за папу. Он решил, что лучше быть здесь, с ним.

Женщина знала, что сыну «здесь» лучше - отдельная комната, друзья, школа в 5 минутах ходьбы, финансовая поддержка. А какие условия она могла ему предложить? Она понимала, что ребенок взял на себя ответственность, освободив взрослых от принятия решений и ссор. И чувство вины надолго осталось с ней.
Уходя, она понимала, что ребенок волей-неволей может услышать нелицеприятное о маме из уст отца. Уязвленный муж старался держаться, но злость периодически  выходила наружу и сын это считывал.

Однажды мальчик позвонил матери в слезах и начал умолять не разводиться. Из разговора стало понятно, что ребенок боится развода как огня, считая, что развод – это некий прилюдный суд, позор, наручники и что-то страшное.
С мужем остался ребенок и собака. Мужчине было очень тяжело, но он имел возможность заботиться и быть нужным, ему помогали родственники,  сочувствовали все окружающие.
Она была одна. Ее осудили даже самые близкие. Женщина поняла, как свобода может душить и какой темнотой она может стать. Был один плюс – она стала высыпаться. Организм восстанавливался.

***************
 УХОД

В то холодное апрельское утро светило солнце. Она взяла один пакет с личными вещами, пообещав забрать одежду позже, и для себя решив, что не имеет права что-то еще забирать у своего ребенка.
Когда она ушла, сын будто повзрослел. Через какое-то время он и внешне повзрослел, стал выглядеть старше своих ровесников.
Чувство вины и мысли не давали покоя: «я устранилась от проблем, на все наплевала, я виновата, что не нашла другого выхода..».
Но в то утро она точно осознала, что приняла правильное решение.

*******

Ее не поняли и осудили практически все - «Как можно бросить ребенка и нормального мужа?».

У нее не было ни любовника, ни любимого, на которых можно опереться, ни финансовой поддержки, у нее не было даже отдельной комнаты. Вернувшись к родителям в маленькую квартиру, она опять окунулась в атмосферу неразрешенных детско-родительских отношений и осуждений. Когда родители ссорились, то невольно втягивалась в эти ссоры. Стараясь меньше бывать дома, уходила гулять в любую погоду и впервые стала гулять одна.
Началась новая жизнь с родителями. Она нарушила их устоявшуюся жизнь и порядок, им пришлось перестраивать свои привычки, но ей больше некуда было идти. Позже женщина не раз пыталась снять комнату, чтобы жить отдельно, но разные обстоятельства возвращали ее в отчий дом.

С родителями  было сложно. Когда-то, сбежав от них в брак, пришлось снова вернуться. Они часто ссорились, не разговаривали, осуждали непутевую дочь, но стали одними из немногих, кто все-таки был рядом с ней, несмотря ни на что.


Так как не было лишней кровати, временно купили раскладушку. Всем было неудобно. Раскладушка в проходной комнате всегда мешала и раздражала, к тому же пришлось искать дополнительное место для книг, одежды и других вещей.
Узнав о раскладушке, ее муж пошутил, что с «таким общежитием» в хрущевке, она даже не посмеет взять к себе ребенка и, решив уколоть и сделать побольнее, сообщил бывшей жене, что может лишить ее возможности видеться с сыном.

Она ни разу не пожалела о своем решении, но постоянно искала ответ: «может был другой выход?». Ее постоянно терзала разлука с сыном. Часто хотелось плакать, но такая роскошь была непозволительна и только, когда родители уезжали на пару дней, она давала волю слезам. Для нее тоже мир рухнул: иногда казалось, что еще чуть-чуть и можно сойти с ума, но как всегда,ей помогала работа, несколько подруг и книги. Потом кто-то посоветовал пойти к психологу, который поможет увидеть новую картинку жизни.

**************
Ее внешняя жизнь практически не изменилась. Поменялось только место жительства. Она регулярно, несколько раз в неделю приезжала к сыну: ей так хотелось просто посидеть рядом, увидеть его, иногда навести в квартире порядок и как-то позаботиться о нем. Испытывая чувство вины, она несколько лет оплачивала половину коммунальных платежей, но когда стало совсем туго,  ограничилась лишь оплатой телефона и интернета для ребенка.

*******************
Приезжая к сыну, она всегда старалась что-то купить и порадовать его, но ее совершенно откровенно игнорировали и будто не замечали - и сын, и муж, и даже собака. Муж называл ее предателем, всячески пытаясь поддеть плохим словом..
Они ее игнорировали, а она упрямо приезжала и молча сидела. Для нее это казалось единственной ниточкой и возможностью не потеряться с сыном.
Когда она о чем-то спрашивала, ребенок мог проигнорировать и не отвечать, и даже отвернуться.  Он был солидарен с отцом, хотя очень любил маму, при этом боялся при отце проявить даже каплю любви. Страдали все. Даже собака. В таких ситуациях больно всем сторонам. В разводе нет победителей.

Однажды, сидя в комнате сына, она увидела на полке школьную грамоту, где говорилось о том, что сын принимал активное участие в жизни класса и школы. Она улыбнулась от радости и гордости за ребенка, но улыбка исчезла с лица, когда дошла до последней фразы: уважаемый отец, благодарим вас за воспитание сына…
Ей хотелось кричать от боли: а как же я?  Ведь я тоже есть, вот  здесь! я ведь мама. Почему вы забыли обо мне? Это стало контрольным выстрелом и отвержением, и она будто перестала в тот момент дышать. Ее участия в жизни ребенка практически не было видно, и даже не чувствовалось, ее игнорировали и отвергали.

Подростковый возраст непростой, тем более в период развода родителей, поэтому она относилась с пониманием к грубости сына. Но иногда сын и бывший муж так больно жалили ее, что уходя, она едва сдерживала слезы, и плакала уже на улице, при этом уязвленный муж вдогонку бросал: «Сама виновата».

***************

В «тот» день она снова «умерла» - в очередной раз, приехав, она услышала те самые слова, жалящие в самое сердце:
- Ты бросила меня! Я тебя ненавижу! Ты мне не нужна! Папа мой опекун! …в эти минуты ей подумалось, что сын говорит чьи-то взрослые слова, и не верила услышанному.

«Да..мы всегда отвечаем за все, что совершили, видимо, заслужила», - горько подумала она.
Стараясь держать себя в руках, дрожащими губами она терпеливо объясняла снова и снова, что мама с папой расстались как мужчина и женщина, но папа и мама у него останутся навсегда, что очень любит и дорожит, что мама всегда будет рядом, чтобы он ни говорил…. А он продолжал жалить.

Удивительно, как люди делают больно тем, кого больше всего любят. Но больно мы делаем только тогда, когда больно нам. Женщина понимала, что он сын любит ее, и очень страдает. Боясь причинить боль отцу, из страха предать папу, предпочитает скрывать свои истинные чувства и грубит матери. Хотя отцу парень тоже грубил, порой похлеще.
Материнская любовь безусловна, и мать упрямо продолжала говорить ему, как сильно  любит, что сын всегда в любое время может рассчитывать на нее и даже, если он будет кричать о ненависти, она все равно будет говорить о любви.

Но в «тот» день умерла надежда, что сын когда-нибудь поймет ее и простит.
.
Многие ее осуждали, многих она шокировала своим выбором и поведением, но были люди, которые смогли принять ее и попытались понять, без осуждений. Потому что знали, что не бывает все просто и однозначно.

Продолжение следует

*фото автора