Первая любовь

Борис Аверин
                Посвящаю Т.К.С.

                Не встречайтесь с первою любовью,
                Пусть она останется такой —
                Острым счастьем, или острой болью,
                Или песней, смолкшей за рекой.

                Не тянитесь к прошлому, не стоит —
                Все иным покажется сейчас…
                Пусть хотя бы самое святое
                Неизменным остается в нас.
                Юлия Друнина

                ГЛАВА ПЕРВАЯ
  Малыши, задавая родителям неожиданные вопросы, ставят их, порой, в затруднительное положение. Со мной произошёл, недавно, подобный случай.
Иногда, ко мне приходит моя правнучка Лиза. Её появление в моей квартире даёт импульс энергии моему одиночеству. С прошлого месяца, уже пошёл шестнадцатый год, как умерла моя жена.

   — Открывай, дедуля, это я, Лиза! — Услышал я в трубке домофона. — Рад, Лизочка! — Заходи. Девочка высокая. С начавшимся формированием красивой женской фигуры. Большие голубые глаза, с небольшой раскосостью, делают лицо привлекательным, запоминающимся. Её красоту подчёркивают тёмные пышные волосы. Аккуратный ротик, с резко очерченными губами завершают её красоту.
Лиза всегда внимательна ко мне. Старается, по – женски, улучшить порядок в квартире.

   Как обычно, мы пили чай с лимонными дольками за кухонным столом. Разговаривали, уже, и не помню, о чём. — Дедушка, у тебя была первая любовь? — Вдруг, спросила она.  Неожиданный вопрос остановил бег моих мыслей о теме нашего разговора. Я, будто перестал мыслить.

   Помолчав некоторое время, сосредотачиваясь на вопросе, спросил, — к чему ты спрашиваешь, девочка? — Мы начали проходить Тургенева, повесть Первая любовь. — Тихо ответила Лиза. — Ты, дедушка, читал эту повесть?

   — Да, вспоминаю, очень давно читал. В бытность курсантом, в свободное время, вечерами, ходил в библиотеку полка, в котором проходил обучение на боевом самолёте.   Это было не меньше шестидесяти пяти лет назад. — Ответил я, и продолжил. — В повести история любви шестнадцати летнего паренька. Он влюбился в княжну, которая была старше его на пять лет. Его первая любовь оказалась безответной.

   — Была – ли, у меня первая любовь? Интересный вопрос. — С улыбкой ответил правнучке. — Наверное, она бывает у девушек и парней всегда. Но, навряд – ли, кто об этом думает.
    За столом воцарилась тишина. Я напрягал свою память. В ней воскресли давно забытые события. Лиза с нетерпением ждала моего рассказа, и смотрела на меня широко раскрытыми глазами.
 
   — В нашей жизни происходят случайные события, которые становятся в последствии очень важными, порой определяющими дальнейшую жизнь. Что – то похожее, случилось, и со мной, — я начал рассказ,

                ГЛАВА ВТОРАЯ
   В выходной день я, с товарищем, прогуливался по бульвару в центре города. В этом городишке находилось высшее военное авиационное училища лётчиков.
Осенний день был солнечным, по -  южному, тёплым. На бульваре было много горожан. Кто – то прогуливался, некоторые сидели на скамейках. С центральной площади, она была рядом, доносилась музыка.

   Внезапно меня привлекли две девушки. Они сидели на скамейке вдвоём. Я не успел рассмотреть их, как в ту же секунду, будто кто – то не видимый руководил мною, я локтем подтолкнул товарища, — подсядем к девушкам!

   Мы решительно, внезапно оказались перед объектами моего внимания. — Милые девушки, разрешите сесть рядом с вами! Мы так устали, что уже ноги не идут.
Улыбки наших будущих собеседниц украсили их лица. — Пожалуйста, окинув нас пронзительным взглядом, ответила та, что была пониже ростом. — Скамейка длинная, места много.

   Мне захотелось расположиться рядом с ней. Шепнул товарищу, — садись с того края. Между нами завязалась беседа. И не вспомнить, о чём завязался разговор.
Я сидел впол оборота к своей собеседнице. Она была среднего роста. Отличала её от девушек, которые прежде встречались мне, длинная, толстая коса пшеничного цвета. Взгляд голубых глаз, под тонкими чёрными бровями, был пронзительным и чистым. Естественные алые губы, без губной помады, и зубы, сверкающие белым блеском, делали её ротик красивым. Голос был тихим и мягким.

   Я смотрел на незнакомку с огромным интересом.  Любовался ею, как произведением искусства в музее. Она овладела моим вниманием на столько, что в тот момент я не слышал ни разговора, продолжившегося в компании, ни музыки, доносящейся с площади. Я смотрел на неё отключившись от связи со всем, что окружало меня в тот момент.  Был заворожён её красотой. Такое состояние испытывал впервые в жизни. В моём поведении мгновенно произошли огромные изменения. Прежде, разговорчивый, смелый перед девушками, я вдруг растерялся. Смотрел на собеседницу молча. Куда делось моё былое красноречие?
 
   Взял себя в руки. Не показывая своего восхищения, как я подумал, новой подругой, спокойно поддерживал общий разговор компании.  Узнал, что девушки учатся в Машино строительном техникуме, что весной получат дипломы об его окончании.
Устав от долгих разговоров, мы поднялись. Девушки засобирались домой. Мы проводили их на остановку автобуса. Только, когда тронулся автобус, я подумал, — когда же мы увидимся вновь? — В присутствии своего товарища, и её подруги, постеснялся просить её о встрече.

   Прошла неделя. Я снова был в увольнении, но один. Мной владело желание увидеть ту девушку, заворожившую меня. Я бродил по бульвару, отыскивая её. Надеялся встретить на центральной площади, где так же играла музыка.

   Однажды, наше подразделение в конце занятий, отправили в парк города для разгрузки имущества цирка шапито, прибывшего на гастроли. Мгновенно в моей голове возник план встречи с той девушкой, память о которой мешала мне спокойно учиться.
   Я решил ехать к Машино строительному техникуму, — вероятно, занятия заканчиваются часа в два, как и в училище, — подумал я. Поговорил со своим командиром взвода. Объяснил ситуацию. Он выдал мне увольнительную записку до пятнадцати часов.

   У прохожих я узнал место нахождения нужного мне техникума, и как туда добраться. Когда подошёл к двери техникума, услышал звонок, извещающий об окончании занятий. Вскоре, молодёжь, спешившая домой, ручейком потекла из здания. Я, с замиранием сердца смотрел на каждого выходящего из дверей. Той, которую ждал, не было. Ручеёк парней и девушек становился всё меньше и меньше. Вот он совсем иссяк. Моё сердце отчаянно билось в груди, — неужели её не встречу? Но решил не уходить, ждать, — вдруг, она задерживается?

   Моё решение было вознаграждено. О, Боже! Она не успела отворить дверь, как я уже держал ручку двери, распахнув её перед нею.

   Это было настолько для неё неожиданно, что она замерла. Девушка смотрела на меня удивлёнными глазами. — Как Вы здесь оказались? — Первой заговорила она. — Я тут, чтобы предложить Вам дружбу, — улыбаясь, ответил я.

   Мы шли к остановке автобуса. Я смотрел на часы. Сказал, что ограничен во времени. Назвал ей своё имя и фамилию. Услышал, что её зовут Татьяной Поляковой. Она сообщила свой адрес.

   — Танечка, я не знаю, когда смогу Вас увидеть. Но, прошу, в субботу и воскресение, в семнадцать часов, быть дома, если сможете.  Буду стремиться к встрече с Вами.
Расставаясь, взял её руку в свои ладони. Она была тёплой, нежной, как бархат. Задержал её на мгновение. Я был счастлив.

                ГЛАВА ТРЕТЬЯ
   Дни, несмотря на насыщенность занятиями, мероприятиям, казались мне очень длинными. Я всегда ждал субботу. С нетерпением хотел быть рядом с красавицей, завладевшей моим сердцем.

   Почти каждую неделю, в назначенное время, я был возле дома девушки. Особенно запомнил первый приход в её дом. Я быстро шёл, и сегодня помню, по улице Кузнечной, разыскивая дом сорок восемь.

   Он располагался фасадом к улице в глубине участка, огороженного штакетником. Участок был ухожен. Звонка на калитке не было. Я с осторожностью, опасаясь собаки, шагнул на дорожку, ведущую к дому. Вокруг стояла тишина. Из дома вышла Татьяна, и направилась навстречу мне. — Ждёт меня Танечка. Наверное, увидела меня в окно, — решил я. Сказав друг другу, — здравствуйте, — мы направились в дом.

   Моя жизнь до училища прошла в большом городе, в коммунальной квартире. Впервые в жизни я входил в частный дом. Он был одноэтажным, ни каких лестниц. В маленькой прихожей я повесил на вешалку шинель, и мы прошли в комнату. Она была не большой с низким потолком, и обычной мебелью.

   Вдоль стены, справа от двери, стоял трельяж. Напротив, окна, шкаф для одежды с зеркальной дверцей. Слева от двери, тумбочка с телевизором. Напротив, диван синего цвета. Справа от окна, секретер. Он был раскрыт. На нём лежала открытая книга и тетрадь. — Танечка выполняла учебное задание, — мелькнула мысль. Посередине комнаты, под красивой люстрой из висюлек, похожих на прозрачные ледяные сосульки, стоял круглый стол, покрытый василькой скатертью.

   Девушка предложила сесть мне на диван, и протянула журнал Огонёк, — Вы, Виктор, полистайте журнальчик, а я приготовлю чай.
 
   Меня радовал её тихий голос с не обыкновенным тембром.  Я с любовью смотрел на её редкую пшеничную косу. Она была уложена на затылке, по-особому, что придало её голове привлекательный вид. Девушка была в платье небесной голубизны. Оно подчёркивало её красивую девичью фигуру, и было ей к лицу.

   Она хлопотала у стола, а я, держа перед собой раскрытый журнал, любовался ею. Её природная красота, и юная свежесть, заставили бурлить мою кровь. Рассматривая девушку, я терял рассудок.

   Мы пили чай с пирожками. Вели неторопливую беседу о её делах в техникуме. Я делился своими отличными результатами в учёбе. — Вы, Виктор, уже летали на самолёте? — Спросила Татьяна. — Да, прошёл программу на учебном самолёте, теперь готовлюсь к освоению сверхзвукового истребителя. Мечта быть лётчиком – истребителем появилась в детстве. Сейчас осуществляю её.

   Я испытывал неописуемый восторг от того, что сидел рядом с необыкновенной девушкой. Мне нравилось в ней буквально всё. Меня восхищала её красота, её не торопливый разговор, и интерес к моей учёбе.

   Закончив чаепитие, мы вместе убрали посуду со стола. За окном было темно и по - осеннему холодно. В комнате девушки, рядом с ней, мне было уютно. Я был в восторге. Время пролетало не заметно, и очень быстро.

   В прихожей послышался разговор. — Мои родители возвратились из кино, — улыбаясь заметила девушка. При улыбке на её щеках появились ямки. Они были необыкновенно милыми, и делали её лицо ещё красивее. Я смотрел на неё очень ласково, любуясь её улыбкой.

   В тот вечер я познакомился с её родителями. Они были простые, и сердечные люди. В последующем, я много раз был в доме Татьяны. Всегда мне было в нём комфортно, и по-доброму тепло.


   Пришла весна. Я должен был улетать на один из аэродромов училища. Прийти в дом Татьяны в часы, к которым привыкла она, и её родители, я не смог. Появился у них на полтора часа позже.

   — Татьяны нет. Она ждала Вас, — рассказывала её мать. — Где-то, полчаса назад, к ней зашла подружка. Они ушли вдвоём. Подождите, может быть скоро вернётся, — предложила женщина.

   Я сидел с её родителями, вёл неспешную беседу. Татьяны не было. Заканчивалось время моего увольнения. Я покинул дом, не дождавшись возвращения моей прекрасной девушки.

   На следующий день я, в составе всего курса, на транспортном самолёте улетел на аэродром, где должен был осваивать сверх звуковой самолёт.

                ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ
   Прибыв в учебный истребительный авиационный полк, я написал Татьяне письмо. Ждал долго, но ответа не получил. Воспоминания о ней не покидала мою душу и сердце. Я любил её, как прежде. Вспоминал её лицо, красивую косу и её лучезарную улыбку. Скучал по ней. Мне очень её не хватало. Не находил себе места.

   Однажды, возвратившись с полётов, войдя в казарму, издалека, увидел на своей кровати конверт. Бегом бросился к письму. Разорвал конверт, и начал быстро читать. Текст письма ошеломил меня. Я растерялся, прочитав, — …выхожу замуж, не пиши мне, Витя. Буду помнить нашу дружбу.

   Это известие было сильным ударом. — Как же я буду жить без моей дорогой, и любимой Танечки? — Была первая мысль. Успокоив себя, я справился с горем, постигнувшим меня.

   Шло время. Выполнив лётную программу третьего курса, возвратился в училище для прохождения теоретических дисциплин. Находясь в увольнениях, ходил на бульвар, где встретил свою первую любовь. Много раз сидел на скамейке, на которой, впервые, увидел Татьяну. Мечтал увидеть её вновь. Но, не встретил.

   Пришло время, и я продолжил лётную подготовку в той же воинской части училища, в которой, год назад, начал освоение сверх звукового самолёта.
Однажды, в строю курсантов, я следовал на служебный автобус для отъезда на аэродром. Наш строй шёл по военному городку. У одного из подъездов дома, я увидел Татьяну. Она сидела на скамейке. Напротив неё, стояла детская коляска.

   Меня, от неожиданности прошиб холодный пот. Я выбежал из строя. — Танечка, здравствуй! — Появившись перед молодой мамой, громко, с улыбкой произнёс я. В её глазах я увидел прежний ласковый, влекущий к себе свет, как свет в ночи, на который летят ночные мотыльки.

   Разговор был очень коротким. Мне нельзя было опоздать на автобус. Через три минуты я занимал место в нашем автобусе. В пути вспоминал нашу волшебную встречу. Теперь я знал, что она живёт рядом со мной. Что её муж офицер – техник. Они растят сына – первенца. Муж готовится к поступлению в авиационную инженерную академию имени профессора Жуковского.

   После той встречи, я надеялся случайно увидеться вновь. Моё сердце, как и прежде, было занято ею. Но, больше мы не встретились.
   
                ГЛАВА ПЯТАЯ
   После окончания училища служил в отдалённых районах нашей страны. Шли годы, я наращивал своё лётное мастерство. Продвигался по служебной лестнице. Были встречи с женщинами. Но, ни одной из них, не было места в моём сердце. Сердце хранило память моей первой, и единственной любви.

   Я с интересом начал заниматься не обычным для военного лётчика делом. Очень увлёкся написанием заметок в газеты. Вначале, в местные, окружные. А позже мои статьи стали появляться в центральных изданиях. Заинтересовавшись журналистикой, я поступил на заочное обучение в МГУ, на факультет журналистики.

   Учился пять лет. Получил диплом журналиста. Во время учёбы встретил твою прабабушку, Лизочка. Она была студенткой дневного отделения университета.

   Шли годы. Мы жили в военных городках, и растили сына с дочерью. Я уже не сам выбирал темы для центральных газет, и редакции журнала Авиация и космонавтика. Их давали редакции изданий. 
 
   Однажды, находясь в отпуске в Москве, зашёл в редакцию журнала Авиация и космонавтика. От руководства редакцией получил приглашение занять должность заместителя начальника одного из отделов.

   Посоветовавшись с женой, решил закончить лётную работу, и добиваться перевода в Москву, на новое место службы. Мой план удался.

   Однажды пришлось несколько дней находиться в Звёздном городке. Изучал тему для написания очерка. При беседе с начальником центра, узнал, что проводится набор в новую группу космонавтов. Он предложил мне поступать в космонавты. Главное было, пройти очень строгий медицинский отбор.
   
   Через некоторое время меня зачислили в отряд космонавтов. Проходил подготовку к космическому полёту. Но, очередная медицинская комиссия забраковала меня. Я был переведён на должность космонавта – исследователя. Отрабатывал действия космонавтов в космосе на наземных тренажёрах.

   Я учувствовал в эксперименте длительного полёта на одну из планет галактики. Космический корабль был копией настоящего корабля. Условия нашей работы были близки к реальности, кроме невесомости. Наземный полёт длился три месяца. Было трудно перенести изоляцию от мира в ограниченном пространстве.

   По завершению задания, мы, трое космонавтов – исследователей, были отправлены для реабилитации здоровья в военный санаторий на озере Иссык – Куль. Мы носили тренировочные спортивные костюмы космонавтов с эмблемой центра подготовки космонавтов. Это выделяло нас из всех отдыхающих в санатории.

   Однажды после процедуры, я шёл по коридору одного из отделений санатория. Как всегда, возле дверей в кабинеты, сидели люди. Я шёл не спеша. — Витя! — Услышал вдруг. Голос показался знакомым. Увидел даму, назвавшую моё имя, и остолбенел. Это была моя первая любовь, Танечка Полякова. Узнал её, хотя прошло двадцать лет после последней встречи.   

Я сел рядом с ней. — Жду мужа, он на процедуре. Завтра мы уже уедем домой. — Сказала она.

   Между нами завязалась дружеская беседа. Татьяна рассказала о своей семье. Я о своей.  — Я не знала, что ты космонавт. Слышала, что в санатории отдыхают космонавты.

   — Вот, и муж мой идёт, — сказала она.  — Я пойду! — Ответил я. Она протянула руку для прощания. Я положил её ладошку на свою, накрыв сверху ладонью левой руки. Я ощутил тепло, которое, не изменило время.   
               
                Б. Аверин
                29.10.23.