Письма Учителю. Школа пацифизма

Евгений Садков
 "                Уважаемый Мастер,

 прочитав майское, за 1862 год, письмо Ергольской, осмелюсь коснуться краешка Вашей просветительской деятельности. Точнее, практического воплощения идей пацифизма.

 В конце весны Вы выезжаете "на кумыс" в Самарскую губернию. С Вами два ученика яснополянской школы. Как я понял, поощрение за хорошую учебу.

 Незадолго до этого один из них, Василий Морозов пишет сочинение о Вашем возвращении в Ясную поляну из зарубежной поездки. Узнав о приезде, ученики побежали к Вашему дому.

 "Лев Николаевичь вышел с двумя щеткам чешет голову. Мы так и ахнули, что увидали era стараго, я не вытерпел и сказал: Лев Николаевичь! Какия вы старые? Лев Николаевичь говорит: да, уж из жопы песок сыпится"

 Потом Вы купили всем ситцевые рубашки.

 Да уж, старый, чуть за тридцатник, учитель.

 Практическое воплощение идей просвещения совпадает с долгожданной и такой противоречивой эмансипацией крепостных крестьян. В тренде и открытие воскресных школ для детей освобожденных от рабства.

 У Вас своеобразный взгляд на будущее России. Думаю, не только приобретенный из произведений Руссо. Больше своего, пережитого в столкновении Личности и Системы насилия. И предвидение новых испытаний России, заложенных в середине вашего века.

 Как всегда, эволюционный путь развития. Преобразование бывших рабов в свободных граждан. Распространение добра каждым и непротивление злу насилием.

 И одновременно революционное преображение  личности, за счет свободного самоулучшения.

 " Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе"

 Увы, даже нарядив их в ситцевые рубахи, дав по куску сахара, Вы не огораживаете их светлые глаза от внешнего, все более токсичного мира. А преобразовав единицы в  "ломоносовых" и "остроградских", сами же и превратите подобных в меч, но не плуг.

 Чистый идеализм, Лев Николаевич, рожденный при первых столкновениях с Системой насилия.

 Как позитив отражаете отказ от регламента и общей программы обучения.

 Знаете, граф, кто всех больше страдает от этих педагогических экспериментов? Не Вы и не малочисленные сейчас толстовцы. Больше достается ученикам. Воспитанные на идеализме отношений между людьми, на главенстве морали, они быстрее остальных растворяются в этом токсичном болоте жизни.

 Представьте, что очнувшись от тлена и сдув вековую пыть с педагогических Заветов, Вы вознамеритесь открыть свою школу в двадцать третьем году двадцать первого века.

 Предполагаю, где Вы можете оказаться после такой духовной "эмансипации" будущего России.  Там, где сейчас  папа семиклассницы Даши Москалевой.

 Извините за прямоту.

                Ваш ученик ЕС.

 A propos! Нынешние учителя бедной девочки выступили со стороны обвинения. А Вы говорите, Келлер, Орлов, Морозов, пацифизм, непротивление злу..."