" Уважаемый Мастер,
прочитав майское, за 1862 год, письмо Ергольской, осмелюсь коснуться краешка Вашей просветительской деятельности. Точнее, практического воплощения идей пацифизма.
В конце весны Вы выезжаете "на кумыс" в Самарскую губернию. С Вами два ученика яснополянской школы. Как я понял, поощрение за хорошую учебу.
Незадолго до этого один из них, Василий Морозов пишет сочинение о Вашем возвращении в Ясную поляну из зарубежной поездки. Узнав о приезде, ученики побежали к Вашему дому.
"Лев Николаевичь вышел с двумя щеткам чешет голову. Мы так и ахнули, что увидали era стараго, я не вытерпел и сказал: Лев Николаевичь! Какия вы старые? Лев Николаевичь говорит: да, уж из жопы песок сыпится"
Потом Вы купили всем ситцевые рубашки.
Да уж, старый, чуть за тридцатник, учитель.
Практическое воплощение идей просвещения совпадает с долгожданной и такой противоречивой эмансипацией крепостных крестьян. В тренде и открытие воскресных школ для детей освобожденных от рабства.
У Вас своеобразный взгляд на будущее России. Думаю, не только приобретенный из произведений Руссо. Больше своего, пережитого в столкновении Личности и Системы насилия. И предвидение новых испытаний России, заложенных в середине вашего века.
Как всегда, эволюционный путь развития. Преобразование бывших рабов в свободных граждан. Распространение добра каждым и непротивление злу насилием.
И одновременно революционное преображение личности, за счет свободного самоулучшения.
" Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе"
Увы, даже нарядив их в ситцевые рубахи, дав по куску сахара, Вы не огораживаете их светлые глаза от внешнего, все более токсичного мира. А преобразовав единицы в "ломоносовых" и "остроградских", сами же и превратите подобных в меч, но не плуг.
Чистый идеализм, Лев Николаевич, рожденный при первых столкновениях с Системой насилия.
Как позитив отражаете отказ от регламента и общей программы обучения.
Знаете, граф, кто всех больше страдает от этих педагогических экспериментов? Не Вы и не малочисленные сейчас толстовцы. Больше достается ученикам. Воспитанные на идеализме отношений между людьми, на главенстве морали, они быстрее остальных растворяются в этом токсичном болоте жизни.
Представьте, что очнувшись от тлена и сдув вековую пыть с педагогических Заветов, Вы вознамеритесь открыть свою школу в двадцать третьем году двадцать первого века.
Предполагаю, где Вы можете оказаться после такой духовной "эмансипации" будущего России. Там, где сейчас папа семиклассницы Даши Москалевой.
Извините за прямоту.
Ваш ученик ЕС.
A propos! Нынешние учителя бедной девочки выступили со стороны обвинения. А Вы говорите, Келлер, Орлов, Морозов, пацифизм, непротивление злу..."