Филип Дик Мечтают ли андроиды об электровцах?

Алексей Валентиныч
Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электровцах?»

Читаю знаменитый роман Филипа Дика Мечтают ли андроиды об электровцах?», он же Бегущий по лезвию. Роман также как и Убик входит в сотню лучших фантастических романов ХХ века. Чтобы понять смысл романа, надо иметь представление о его неприлично занимательном сюжете…
Текст первый – сюжет?
Постапокалипсический мир после ядерной войны, 1992 год. Самое дефицитное, что испытывают немногие выжившие в этом мире - это страсть к эмпатии – к состраданию или к любви. Чтобы удовлетворить эту потребность одни используют искусственный аналог – некую машинку-эмпатор, нечто вроде осязаемой компьютерной игры, которая вызывает синтетические чувства. Другие заводят себе животных, живых животных на планете осталось гораздо меньше, чем людей, и они стоят огромные деньги, и многие вынуждены покупать дешевые электронные модели…
С другой стороны идет колонизация Марса с помощью андроидов (привет гуглу из 60х). Это биороботы, неотличимые от человека, которые поднимают бунты н Марсе и, совершив преступления, бегут на Землю, где за ними охотятся уже такие же отмороженные охотники за андроидами. За убийство каждого андроида назначена солидная премия. Андроиды многократно превосходят обычного человека по всем параметрам, за исключением, как внушается людям, - одного, способности к эмпатии – сочувствию.
Далее, пардон, идет поток сознания….
Главный герой романа – охотник на андроидов Рик. Когда-то у него было целое сокровище – живая овца. Но овца наглоталась радиоктивной пыльцы и подохла. Рику пришлось купить ее электроны аналог – электровцу. Но общение с синтетической овцой не доставляет Рику никакой радости и усугубляет его депрессию. И вдруг он получает практически невыполнимое задание. В одиночку уничтожить группу из шести навороченных андроидов нового поколения. Рик совершает невозможное, устраивает кровавый душ и уничтожив всех, срывает огромный куш.
И покупает в кредит живого козла…
Однако любовница Рика, которая на самом деле является скрытым андроидом…
скидывает козла с крыши дома.
Найдя останки козла…
Рик впадает еще в более глубокую депрессию.
И уходит в пустыню…
Там он лезет на вершину крутого холма…
И получает просветление…
И тут же его побивают камнями…
Очнувшись, Рик спускается обратно…
И находит живую жабу…
И несет ее домой…
Однако жена Рика обнаруживает, что жаба искусственная…
Рик понимает, что это расплата…

Филип Дик «Мечтают ли андроиды об электровцах?»

Текст второй Смысл и идея книги?

На самом деле предельно серьезная философская книга с предельно идиотским сюжетом, так только Дик умеет. Только сейчас мы задумались об экологии совести, вернее пытаемся... А тама еще взаимоотношения человека и машины, модель мира полностью построенного на лжи, размышления, которые только недавно стали актуальными, об ложных и искусственных чувствах, об синтетической любви и многое другое … Но все в совершенно бредовой подаче за гранью фола

Общество после катастрофы в книге (как видимо и любое современное общество) построено на тотальном обмане. Сначала самообман, персонажи внушают себе, что могут любить, верить… сочувствовать, что они настоящие люди. И это дает им право убивать «ненастоящих людей» - андроидов, которые однако по факту в книге более человечны и праведны. у него в конечном итоге роботы научились умело моделировать человеческие чувства, а вот люди вели себя как бездушные твари, неспособные к настоящим чувствам без костыля эмпатора. И Дик сознательно передёргивает карты, нивелируя разницу между живыми и искусственными, между оригиналом и моделью. Далее каждый обманывает тех, кто вокруг, гоняясь за живыми животными и не обращая внимания на боль и страдания своих ближних вокруг. Ну и власти и корпорации обманывают всех и наживаются на всех – это как и всегда.
Но если и в романе ее один обман – это тамошняя религия. Это тот самый эмпатор – генератор эмпатии – сочувствия. Это коробка, с помощью которого игрок подключатся к своему рода интерактивной игры. Это всегда один и тот же видеоролик. Старик, которого называют Сочувствующим, лезет вверх по склону горы из тьмы к свету, а сверху летят камни и сбивают его вниз всегда. А эмпатор позволяет наяву чувствовать физическую боль и страдания того, кто на экране. Получается как бы Христос, вывернутый наизнанку, он не принял страдания и смерть за людей, а наоборот заставляет своих адептов не сострадать, а просто бесконечно страдать и получать боль. Христианство как религия у Дика выродилось просто в болезненную страсть к мазохизму и самобичеванию.
Причем Дик сознательно все постоянно передергивает, и к концу книги ты уже не понимаешь где правда, где ложь, и каждый там прав по своему…