Мат Легаля

Елена Загальская
В новом городе все было удивительно, обжигающе ново, захватывающе интересно, но странно уместно. Так что я даже развлекалась загадыванием желаний. Например, вот сейчас пусть эта дама подаст тому мужчине руку. И исполнилось. А сейчас я зайду в этот магазин и рука сама выхватит с полки баночку селедки. И получилось (правда полка была с консервированной кукурузой, но одна баночка селедки все-таки затесалась). Учеба в педвузе закончилась, и мозг жадно просил пищи. А вот сейчас я зайду в торговый центр и найду какие-нибудь шахматы… Захожу. Посредине холла стоят большие шахматы, три стола на невысоком помосте, бильдборд «Клуб «Олимпийская деревня»». Как в сказке! Всю эту красоту организовали два очень пожилых человека: высокий седовласый в крупном теле Йозеф и меньше меня ростом мяконькая такая старушка, Анна-Мария. Оба так и лучились добротой и заинтересованностью, и уже на второй минуте знакомства показались мне моими дедушкой и бабушкой, которых у меня, позднего ребенка, и не было. 

                Срок давности
Я спросила: А можно сыграть?
Йозеф показал широким жестом на столы, мол, выбирайте доску сами. Мы сели, и я довольно лихо исполнила гамбит Домиано. А больше я ничего не помнила из детских еще занятий шахматами. Оказалось, что за последние 40 лет, что я не прикасалась к шахматам, изменились даже некоторые правила. Йозеф мне говорил: «Извините, так сейчас не играют, это раньше так было можно, а теперь лучше так». И на третей ошибке он посмотрел на меня повнимательней – откуда я такая взялась, играющая по сорокалетней давности правилам… Но спрашивать не стал, а мягко закончил партию и пригласил в свой клуб, что был напротив этого торгового центра, куда я зашла вообще-то купить свежих холстов и, может, кистей…

                Дедушка
Для храбрости я пригласила с собой мужа. Его учил играть в шахматы дедушка, который побывал на двух мировых войнах, обе для него окончились одинаково – пленом в Крыму. Вот ведь какие бывают совпадения! Нарочно не придумаешь… И именно дедушка посеял в пытливом внуке интерес к загадочной стране, умом которую не понять и аршином общим, говорят, не измерить. Из плена дед вывез отточенное до обоюдоострого умение играть в шахматы.
- Учись играть, мой мальчик, никогда не знаешь, куда тебя занесет, а шахматы – язык международный …
Я конечно расспросила мужа, как именно дед учил его.
-Лет мне было 9-10… (Ого, я в это время уже «завязала» с шахматами, но об этом другой рассказ). – Сначала он объяснил мне как ходит какая фигура, а потом – в бой. Сначала дедушка играл со мной с большой ФОРОЙ – без ферзя и без двух слонов. Это чтобы силы у нас были равные. Но силы были неравные, дед выигрывал. Правда потом от стал уменьшать фору – сначала один слон появился у него в строю, потом второй… И через два года он играл со мной всеми фигурами, даже с ферзем, но с переменным успехом.

                Бильярд-арена
Адрес на визитке привел нас в два больших зала с бильярдными столами и в три ступеньки подиумом, на котором стояли столы с шахматными досками и часами. Совсем не импровизированный, скоренько переделанный из школьного класса зал для шахматных баталий, в которых в основном приходилось сражаться мне, а очень профессиональный и обвешанный необходимой электроникой зал. Еще вчера здесь проходил турнир «сеньоров» - тех кому за…50 и глубже.
На нашу любительскую встречу пришло человек восемь. Приятно удивило, что со мной было целых 5 женщин, большая редкость в шахматах, причем одна прицельно приезжала сюда из дома престарелых. Играла она здорово, и мало какой мужчина мог с ней справиться. Разум, рассеянно покидая тело, оставил себе всего один укрепленный остров – шахматы, с остальным она справлялась все хуже. Другая дама была сухонькая и подтянутая старушка с ухоженными руками и подкрашенными волосами. По секрету за доской она мне рассказала, что ходит сюда, потому что мало где найдешь столько замечательно умных голов в одном помещении, как тут. С ней трудно было не согласиться. И четверная наша коллега была немного расхлябанная женщина в неизменном черном свитере с пожелтевшими пальцами и зубами и запахом табака. Но она была очень славная и изо всех сил старалась облегчить мне трудности вхождения в коллектив.
 
                Школа тренеров
Я быстро наверстала 40 лет НЕигры, интерес к шахматам все рос и вскоре муж, при участии Кройца, отрядили меня на обучение немецкой системе преподавания шахмат в школе и в свободное время для детей. Вот где я узнала, что новенького появилось в шахматных правилах, познакомилась с непривычной немецкой системой игры, а главное – преподавания шахмат.
Для того, чтобы получить сертификат тренера, надо было сдать непростой экзамен. И тут меня сильно выручил «Мат Легаля». Мое обучение пролетело семимильными шагами, и я за две недели должна была усвоить и накреативить то, что мои товарищи по парте (от 15 до 35 лет, кто еще помнит о моих 40 лет НЕигры в шахматы, легко посчитает, что мне на тот момент было не меньше 50) изучали два года. И если в теории шахмат я немного плавала, в решении задач находила не всегда самое рациональное решение, то ответ на вопрос, какой фигурой и как именно поставил мат Легаль своему партнеру Сен-Бри в 1750 году я помнила наизусть еще с детства. Это был конь, Кd5x.

Йозеф, если повезет с ним сесть за одну доску, замечательно играл конями (и, не смотря на основную профессию – водитель автобуса, он уже давно был небольшим гроссмейстером). И иногда я думала, что если бы мне нужно было сравнить с кем-то Йозефа, то это был бы Легаль. Еще в детстве меня поразила эта хитрая комбинация в начале партии, с огромной жертвой буквально на третьем ходу и блестящим выигрышем в конце. Мне казалось, что я с этим французским шахматистом лично знакома, что было едва ли возможно, он родился в 1702г в Версале. И знаменит он был тем, что про него ничего не было известно, ни про родителей, ни про личную жизнь, только пара заметок современников… И тем не менее…
Мат Легаля, как пишут шахматные историки, это единственная партия Легаля де Кермюр, ход которой остался в истории (Людвиг Бахман «Das schachspiel und seine historische Entwicklung”, 1924).

                Легаль – это легально?
Легаль был уже в солидном возрасте – 85 лет, когда ему пришлось играть с кавалером де Сен-Бри. Легаль играл «с форой» - без ладьи а1, потому что Сен-Бри был довольно слабым для него противником.
Играть с форой в то время был двойной жест – с одной стороны он уравнивал силы сторон, а с другой изрядно отдавал снисхождением. Так, например, юный шахматный гений Филидор, был три года удерживаем Легалем на расстоянии форы в одну ладью. Только через три года Легаль признал его для игры на равных.
Легаль тогда «царил» в парижском Caf; de le Re‘gence, в котором сотню лет появлялись все самые сильные шахматисты мира, чтобы скрестить свои «клинки». Раньше ведь не было Чемпионатов мира по системе ФИДЕ и другим, как и не было турниров он-лайн. Лучший игрок распознавался в открытом и публичном бою… В лондонском журнале в статье «Шахматы и шахматисты от древнего любителя» было написано следующее: «Нет человека, о личности и поведении которого я сохранил бы более живые воспоминания, чем господин Легаль. Это был худой бледный пожилой джентльмен, который сидел на одном месте в кафе Режанс и много лет носил одно и то же зеленое пальто, когда я впервые посетил Париж. Играя в шахматы, он обильно нюхал табак и имел обыкновение оживлять компанию во время игры замечаниями, которыми все восхищались за их блеск».

                Ученик
В то время в Париже вышел на серьезную шахматную арену, как сказали бы сейчас, а тогда – в салон кафе, 14-летний гений – Франсуа-Андре Даникан, по прозвищу Филидор (шести лет он был зачислен в королевскую певческую капеллу, в 11 удостоился награды от короля за самостоятельное музыкальное сочинение. Еще в раннем детстве он часто наблюдал за игрой в шахматы старших товарищей по капелле и так основательно овладел принципами игры, что уже в 14 лет считался сильнейшим шахматистом в Париже. Но вскоре в кофейне Режанс он натолкнулся на игрока, с которым пришлось долго бороться его возрастающему гению. Это был Франсуа Антуан де Легаль, больше известный под именем Легаль де Кермюр или Кермюр сир де Легаль, который фактически стал его учителем. Но когда Легаль был превзойден своим учеником, еще долго считался вторым игроком в Париже, до последних дней не потерявший своей силы. Его называли «Лучший игрок Франции», «Самый сильный игрок в мире» до 1755 года, когда он проиграл партию своему ученику Филидору.
Я объясняю Мат Легаля в теме «Ловушки в дебюте». Один любознательный ученик задал мне вопрос на 100 (как говорят подростки), подбирая русские слова (русскоговорящие дети здесь – билингвы, думают в основном по-немецки): «А Легаль – это легально?». Имелось в виду, можно ли и сейчас с новыми шахматными правилами разыграть такую партию, а получился каламбур.

                Золотая свадьба
Спустя время Йозеф принял меня в новом качестве – как тренера детей. И я «притащила» в клуб много детишек от 5 до 13 лет, в основном мальчишки, девочек было совсем немного, как всегда бывает в шахматном коллективе. Йозеф был с нами всегда – и на занятиях и, особенно, на турнирах. Он просто все это организовывал и руководил совершенно незаметно и мягко. А когда на занятия приходила Анна-Мария, его жена, то все просто погружались в уют и душевность и играли еще лучше.
Однажды оба супруга пришли на шахматы в Бильярд-арену по другому адресу (хозяева-бильярдисты переехали вместе с шахматистами) особенно нарядными и немного смущенными. У Анны-Марии появилось на пальце второе кольцо – золотая свадьба! Мы все от души их поздравили. Я впервые видела, и даже могла потрогать, людей, которые полвека прожили вместе, вырастили детей и не потеряли интереса и уважения друг к другу. Я подарила им свою графическую миниатюру – Мат Легаля. Я нарисовала шахматную доску с этой реальной партией на огромном желтом листе неизвестного мне дерева. Срубленные за эту стремительную партию фигуры я разместила на отдельных листах дуба и березы, а персона, отдавшая ферзя на третьем ходу, была в зеленом плаще, с длинными седыми волосами и бородой. Наверное, так мог выглядеть Легаль, подумала я. Он получился очень грустным, совсем не для поздравления с таким праздником. Но в эту картину были заложены и другие смыслы… Подарок был принят с пониманием и признательностью.

                Сеанс одновременной игры
В эту осень мы с Йозефом вдвоем сыграли сеанс одновременной игры с учениками ближайшей к клубу школы. Даже в октябре здесь стоят хорошие теплые деньки. Столы были выставлены во дворе школы, а доски и фигуры Йозеф привез с собой. Были приглашены «к барьеру» все желающие и хоть чуть-чуть умеющие играть в шахматы. Подошли 10 человек. Йозеф играл на 6-и досках, я на 4-х. Два часа пролетели незаметно, чему несказанно радовались сопровождающие учителя. Те кто не играл, болели за «своих». У меня, кроме 4-х досок, было еще и особое задание – записать параметры детей, кто интересовался шахматами и взять телефон родителей. По прошествии 2-х часов, Йозеф объявил, что в результате победила Дружба, и он приглашает всех в назначенное время в клуб.

                Спецоперация 
Детишки клубились у нас постоянно, приходя за час раньше основного состава. И все бы шло своим чередом, если бы не грозные новости. Май. Город заполнили украинские беженцы. Женщины с детьми. До конца учебного года – два месяца, и на родине дети класс не закончили. Что с ними делать? Придумали так – всем предоставить курсы немецкого языка и…занятия любым спортом, какой по душе. А вливать их в местные школы было невозможно из-за незнания языка.
Несколько детей изъявили желание посещать шахматы, и их направили ко мне, единственному говорящему по-русски тренеру. Я спросила разрешения Йозефа, и он тут же согласился. Он и сам собирался предложить такой ход, (чем мы еще можем помочь украинцам?), но не знал, где найти этих людей… А тут они сами. Вот и здорово. Пришлось 5 мальчишек и девушка. Через месяц их стало поменьше. Нам удалось подтянуть уровень начинающих, и Йозеф предложил закрепить успехи в настоящем боевом турнире. Играли все против всех – дети и взрослые, как выпадет жребий. Столы были оснащены электронными часами, бланками для записей партии, все по-взрослому.

                Ход конем
Мы сыграли 5 кругов, 5 недель по четвергам шахматный зал Бильярд-арены аж дымился от шахматных баталий. В другой день, по средам, турнир играли «синьоры», те, кому за… Тут страстей было поменьше, но напряжение чистого разума было на порядок интенсивней. И тот и другой турнир организовал, проводил и участвовал сам Йозеф. И вдруг, нам позвонили, что в следующий четверг игры не будет, Йозеф не может прийти. Он умер.
Его нашли дома с обширным инфарктом и черным конем в руке…
И я вспомнила, что последний ход в партии Легаля – ход конем.