Здравствуй Украина и прощай

Людмила Троян
 Пассажирский автобус уже 4 часа стоял на границе с Украиной. Пассажиры, в основном украинцы с детьми, хотели попасть на Украину. А вот Украина разрешение на пересечение своей границы не давала.
Со стороны Украины был слышен вой сирен.  А это значит, что украинская сторона не может гарантировать пассажирам автобуса безопасность проезда. Ну, по крайней мере, так объяснил водитель. Шлагбаум был закрыт и возле него стояли люди с оружием в руках.
Со всех сторон слышалось нытьё детей: мам, ну долго нам ещё здесь стоять?
Кто-то отвечал детям, что сколько нужно – столько и будем. А кто-то говорил, что ты уже не маленький (ая) и должен(а) понимать, что там опасно. Там русские стреляют.
Некоторые дети не на долго умолкали. А некоторые задавали вопросы. Зачем они стреляют? Что мы им плохого сделали? Все ответы сходились к тому, что они просто нехорошие люди, вот и стреляют. А сюда, к автобусу, бомбы не долетят. Следовательно, сиди тихо и радуйся, что не долетят.
- Ба, русские плохие. – Сделал свои выводы мой семилетний внук. Вздохнул и положил мне на колени свою голову. А потом подумал и словно для подтверждения своих выводов спросил – Правда?
- Я так не думаю.
- Почему?
- Ну вот смотри. Ты на море с Антипом играл?
- Да.
- Тебе хорошо было с ним играть?
- Да. Зачем ты спрашиваешь? Ты же сама знаешь, что там, в Турции, он был моим единственным другом.
- Ты уверен, что другом, а не просто случайным знакомым?
- Уверен.
- А его дедушка и папа были плохими?
- Нет. Почему плохими? Хорошими.
- Ну ведь они все русские. Из России.
- Но они хорошие были.
- Тогда почему ты говоришь, что русские плохие?
- Потому что стреляют по нам.
- Не приставай к бабушке со своими глупыми вопросами.  – Встряла в разговор моя внучка, пятиклассница.
- Сама ты глупая. – Надул губы мой внук.
- А вот и нет! Это ты глупый. Твой Антип со своим дедушкой просто притворялись хорошими.
- Ты мне завидуешь, поэтому так и говоришь. У тебя ведь не было в Турции друзей. Только наушники и телефон. Зачем было на море лететь, чтобы в телефоне сидеть?
- Мои наушники мне не помешали услышать, как папа твоего друга говорил, что бы дедушка был поосторожней с нашей бабушкой и вообще со всеми нами. Притворщики они все, а ты глупый!
- Ба, Атон плохой?  - С сомнением посмотрел на меня внук.
- Во-первых не Антон, а Антип. Стыдно не знать имени своего друга.
- А во-вторых?
- Если считаешь другом – значит не должен в нём сомневаться. Хотя бы до тех пор, пока сам, лично, не убедишься, что он плохой.
- Ну да, - согласился внук. – он же не Путин. Он просто Антон. То есть - Антип.
-  Ага, просто Антип. А что, Путина ты лично знаешь?
Ответа я не услышала. Потому что рассмеялись не только мой внук и внучка, а даже рядом сидящие пассажиры.

Вот такой была моя поездка на Украину в этом году.  Вернее, въезд на территорию Украины. Кстати говоря, очень неудобный способ. Но ничего другого не было. Самолёты ни в один из аэропортов Украины не летают. Вот и приходится добираться до Украины автобусами или поездами из Европы.
Я не стану здесь описывать как именно проходило моё пребывание на самой Украине. Ну разве что скажу, что весьма неприятное впечатление на меня произвёл взрыв на автовокзале в городе Днепропетровск. Мне очень нравился этот большой, современный весь из стекла и бетона центральный автовокзал. Но когда я его увидела по приезду на Украину, стало больно и обидно. Почти везде, где были стёкла, красовалась фанера или что-то из дерева и железа. Я близко не рассматривала. Мне сказали, что это от российских ударов. Что автовокзал был неоднократно подвержен обстрелам. И так как нет никакой гарантии что этого не повторится, мэр города не стал стеклить всё заново. Заделали чем смогли, лишь бы сам вокзал функционировал.

И вот 24 августа, рано утром, я возвращаюсь от своей подруги из Кривого Рога (Днепропетровская область) в Днепр (Днепропетровск). Автобус на вокзал не заехал. Остановился возле базара, не далеко от вокзала. На недоумение пассажиров водитель ответил, что вокзал подвергся российской атаке и сейчас там разбирают завалы.
Конечно, я, как и все пассажиры, пошли посмотреть на эту картину. Печальное зрелище. А ещё подумалось о том, что я хотела ехать более ранним автобусом. И вполне возможно, что удар…

Наверное, сейчас многие скажут, что вот, дошло до тебя, когда сама могла стать жертвой подобного удара. А то сидишь там, в Америке на диване и рассуждаешь о том, кто прав, а кто виноват.
Нет, друзья и недруги, говорю всем – не дошло.  Единственное, что до меня дошло, что это нужно, просто необходимо, немедленно прекратить. Помните, как в том мультфильме про Маугли: «мы с тобой одной крови, ты и я».  И это прекращало все распри в джунглях. Ну мы ведь даже и не в джунглях, в конце концов. И кровь у нас одна - человеческая.

Ну вот, опять рассуждаю сидя на диване в тепле и добре.
Как долго я ещё смогу говорить внуку, что русские не враги? Я так хочу и я в это верю. Но ведь внук смотрит, хотя бы на этот вокзал. Он приехал с папой меня встречать на вокзал и видел, что от него осталось.
 И тот же внук показал мне дом. Вернее, остатки дома, когда мы ехали с ним гулять в парк.  Двух подъездов высотного дома как будто никогда и не было. В остальных люди продолжают жить.  А остановка, которая находится возле этого дома, завалена игрушками и цветами. Более 70 жителей этого дама получили ранения; 45 погибших. Среди них женщины и дети.  Весит табличка с именами этих пострадавших. Признаться, я вздохнула с облегчением, что мой внук не стал задавать мне вопросы.
Сын молча остановил машину. А внук, так же молча, вылез из неё и положил ещё одну игрушку на остановке.
Потом я узнала, что это его обычный ритуал, когда они едут в этот парк. И не только его. Делает он всегда это молча и никогда, ничего ни у кого не спрашивает. Так мне сказала невестка. Хорошо, что не спрашивает. А с другой стороны – а что у него в голове, в душе происходит?
 На мой вопрос «зачем ты это делаешь»? Он просто сказал «потому что». И дальше вести разговор на эту тему не захотел.

Назад, из Украины, мне нужно было добираться через Венгрию и Германию.  Почему именно так, через две европейские страны если можно и через одну?  Да потому что мы договаривались с мужем встретиться в Венгрии и уже в США лететь вместе через Германию. Муж наотрез отказался лететь на Украину, а в Венгрии у него были старые знакомые.  Меня он тоже пытался отговорить, а потом махнул рукой.  Запретить матери увидеть детей и внуков он, конечно же, не мог. Хотя, все наши друзья и знакомые говорили, что я сумасшедшая. И что муж не должен был меня отпускать.
Билеты у нас были куплены заранее за несколько месяцев. Но так получилось, что муж не смог выехать из США. Пришлось весь этот путь проделать самой. Вот тут я и вспомнила про молдавскую границу. Оказалось, что там были ещё цветочки. А сами молдаване вполне дружелюбные к украинцам.
 В Кишинёве я вообще долго не могла понять, а где же молдаване? Практически все машины с киевскими и одесскими номерами. Разговор везде на русском языке.
 У одной из невесток, в день моего прибытия, был день рождение. Решили оставить вещи в гостинице и отметить в каком ни будь ресторане. Обошли с десяток – мест нет. И главное кем забиты? Украинцами.
С горем пополам нашли одну кафешку. Заказали по бокалу вина. Детям суп. Взрослым пицца. Всем по мороженому на десерт. Заплатили за всё это 800 евро. Нехило беженцы живут, раз в ресторанах места не найти в будний день. Да и цены не соответствуют качеству. Невесткам я, конечно, ничего этого не сказала. Зачем портить праздник?

И так, я возвращаюсь из Украины.
На украинской границе мы простояли 6 часов. Я даже затрудняюсь сказать какой большой поток людей желали выехать из Украины в Венгрию.  Могу только сказать, что помимо разных машин, таких больших автобусов как наш, было 6. Очередь для пересечения границы для всех общая. Людям разрешалось выходить из транспорта по своим делам. Особых дел там ни у кого не было. Да и куда идти? 
Шла бойкая торговля мороженным и водой. Всё это продавалось прямо под открытым небом у трассы. И всё-таки, когда на улице больше 30 и кондиционеры в автобусе просто не в состоянии обеспечить прохладу – это изнурительно. Так душно мне не было даже в Турции и Мексике.
Кто-то разминал свои кости у автобуса, а кто-то занимался зарядкой прямо в автобусе. Но все дружно ели мороженное. Водители просили есть его на улице.  Но их мало кто слушал. Всех интересовал только один вопрос «когда поедем дальше»? Людей торопила не только жара и изнурительное ожидание, но ещё и то, что автобус шел именно в аэропорт. Почти все пассажиры должны были сесть в свои самолёты. И естественно, что никакой самолёт не станет ждать запоздалого пассажира. И тут дело не только в стоимости билета, но и в наличии мест в самом самолёте.

А ещё я обратила внимание на то, что как в нашем автобусе, так и в автомобилях, было много мужчин. Получается, что все они имели пропуска для пересечения границы. Интересно кем и как выданные? Ведь мужички вполне призывного возраста.

Ну, как говорится «чем дальше в лес – тем больше дров».
 Когда мы, наконец-то, пересекли границу Украины, начались ещё более интересные события. 
Наш автобус проехал и остановился на нейтральной территории. Я не знаю, как она правильно называется. То есть Украина нас всех уже проверила и «помахала ручкой», а Венгрия ещё не впустила на свою землю.
Перед автобусом находился закрытий шлагбаум с венгерским флагом и множеством табличек на венгерском языке.
И тут всем пассажирам водитель сообщил, что из автобуса выходить нельзя.  От слова «совсем» нельзя. Ни покурить, ни размять ноги, ни в туалет, никуда. Это сообщение не особо всех расстроило.  Главное, что двинулись с места. Главное, что все автомобили уже прошли и осталось только три автобуса. Правда, наш последний. И всё же все были рады. Здесь же Европа и никто не будет непонятно по каким причинам часами мариновать людей.
Радость немного спала, когда водитель сказал, что если всё пойдёт гладко, без каких-либо нарушений, то на досмотр одного автобуса обычно уходит один час. Тут уже пошли недовольные реплики по поводу того, а что же делать с билетами на самолёт? И кто за всё это ответит?  Видимо люди, которые уже не первый раз пользуются подобными услугами, поучительно заявили, что нужно мозги хоть немного включать. В стране война и вся Европа «на ушах» - так нужно всегда иметь достаточно времени в запасе.
Мы с мужем, вроде как, «мозги включали» и учли время про запас. Но мы даже представить себе не могли что запас должен быть таким большим.
 
После того как мы пересекли границу Украины прошло 3 часа.  Передние автобусы все прошли. Наш, по непонятным причинам, стоял у самого шлагбаума. Я чувствовала, что начинаю ненавидеть не только смеющихся  пограничников, которые стояли, облокотившись на свой шлагбаум, а всю Венгрию вместе со всей Европой. Почему они нас не пропускают? А главное, не разрешают даже выйти в туалет. В самом автобусе туалет был закрыт. Водитель сказал, что пассажиры сами в этом виноваты. Не умеют пользоваться туалетом.  Поломали – теперь сидите и ждите. Кто вам доктор?
Наш автобус простоял перед этим шлагбаумом 11 часов! За это время я неоднократно прослушала инструктаж водителей по поводу того, что можно провозить через венгерскую границу и в каком количестве, а что категорически запрещено. Кстати, вся эта информация находилась на каждом сидении в автобусе. Я успела прочитать её вдоль и поперёк. Водители настоятельно рекомендовали убрать всё лишнее, пока не поздно. Говорили, что здесь шуток не любят и не понимают, а штрафы огромные. Например, за провоз более 3 пачек сигарет штраф 700 евро и естественно всё отберут. За спиртное уже не помню сколько. Меня не очень интересовала потому что у меня его не было.
Какой-то мужик всё бегал по автобусу и просил каждого взять у него хоть по пачке. Кажется, никого уговорить не смог. Все оказались или курящими, везут для себя или для кого-то.
Так как я сидела сразу же за водителями, то видела немного больше, чем другие пассажиры. Я имею в виду что мне все 11 часов приходилось рассматривать шатающихся из угла в угол пограничников; а ещё увидеть, как этот мужик отдал нашим водителям пять пачек сигарет. Ведь сам он их вынести не мог. Из автобуса нельзя было выходить. Один из водителей вышел из автобуса и выбросил эти сигареты в кустарник. Что интересно, пограничники это видели. Я даже подумала, что возможно у них сговор такой. Эти выбрасывают, а другие подбирают. Может быть, и прибылью делятся. Кто их там разберёт? Но при такой ежедневной проходимости навар не плохой получится.

Ну наконец-то! Свершилось! Нам открыли этот чёртов шлагбаум.
Автобус двинулся с места. Всем пассажирам нужно взять абсолютно все свои вещи, даже початую бутылку с водой, если таковая имеется, и пройти в открытую дверь здания (она была прямо напротив открытой двери автобуса) для досмотра багажа и документов.
Пограничники разговаривали только на венгерском языке. Многие люди его не знали. Но это оказалось их проблемой, а не пограничников. Те люди, которые знали венгерский, пытались хоть как-то помочь другим. Пограничникам это не нравилось. Они сказали, если не будет тишины, они всех выведут назад в автобус и заходить разрешат по два человека.
Как на мой взгляд, пограничники не были настроены дружелюбно.

— Это Ваш паспорт? – крутил пограничник мой паспорт в своих руках. Он его уже и на свет проверял и меня сверлил взглядом словно рентгеном. И каждую визу в паспорте зачем-то пальцем потёр. Не знаю, что ему так не понравилось. По крайней мере во всех других странах мой паспорт ни у кого сомнений не вызывал.
- Я вас не понимаю. – Ответила я ему на русском языке и на английском языке.
- Он спрашивает ваш ли это паспорт? – Прошептала мне женщина позади меня.
- Нет, соседа. – Повернулась я к женщине.
- Я запретил разговаривать. – Повысил голос пограничник, и надо же – на русском языке. Оказывается знает, всё-таки. – Так это Ваш паспорт?
- Да.
- И Вы были во всех этих странах?
- Да.
Я не знаю что было в голове у этого пограничника. А может быть мой внешний вид вызывал у него сомнения? Но его взгляд говорил о том, что если ты была «там», то что ты забыла «здесь»?
- С какой целью едете в Венгрию?
- В аэропорт.
- А куда дальше следуете?

Я, конечно, могла ему сказать куда дальше и даже показать все билеты, но я просто стояла и смотрела на него. Почему? Да потому что он не имеет права спрашивать меня об этом, если я ничего не нарушила. И он прекрасно это знал. А ещё, мне так надоело смотреть на его физиономию в течение 11 часов у шлагбаума, что я сама была готова поиздеваться над ним.
Поэтому ему ничего не оставалось делать, как навесить на своё лицо дружелюбную улыбочку и пожелать мне счастливой дороги.
 Багаж мой тоже оказался в порядке. Но, лично у меня, его не особо проверяли. Даже на слово поверили, что ничего запрещённого у меня нет. А вот другим досталось.
Например, у этого мужика, который бегал по автобусу и просил помочь провезти ему хоть пачку сигарет, нашли больше 50 пачек. Его сразу куда-то увели полицейские. Водитель сказал, что если отделается только штрафом, то считай – повезло ещё.  А ещё он сказал, что нужно быть идиотом что бы так рисковать. Тут и за одну лишнюю пачку 700 евро штраф. За такие деньги можно было на много больше купить сигарет уже в самой Европе. Правда, некоторые пассажиры ответили, что в самой Венгрии или Румынии сигареты никуда не годные по сравнению с украинскими.
Я не знаю так это или нет. Наверное так. Потому что мой муж всегда берет с собой из Украины 3 блока сигарет для себя. В самолёте можно перевозить не три пачки, а три блока. Не знаю почему такая разница. Ну вот, на этот раз я взяла ему три пачки. Меня дети заранее предупредили. Спасибо им, а то пришлось бы или в кусты выбрасывать или штраф платить.

А ещё я была свидетелем как досматривали багаж двух женщин. Тут, как говорится «и смех и грех». Даже хотела отдельно об этом написать.

Это были мать и дочь. Дочери на вид лет 25. Я обратила на них внимание ещё во Львове, на вокзале. Как бы это объяснить? Вот есть такие люди, которые всем своим видом и поведением обращают на себя внимание. Всегда и всё знают. Всем всё объясняют, даже если их никто не спрашивает.
Так вот, маме выписали штраф за лишнюю бутылку коньяка. Мама долго и нудно доказывала, что пограничники не правы. Не по бутылкам нужно считать, а по литрам. Естественно её никто не услышал. Зато сказали, что у них есть действенные методы закрыть ей рот. Да так, что она больше никогда не сможет пересечь венгерскую границу.
Кстати сказать, в той комнате, в которой пограничники проверяли багаж, через одного говорили на плохом русском. 
Мамаша закрыла рот и вышла из помещения. Уже молча заглядывала в открытую дверь как досматривают багаж у её дочери. Вот тут уже смеялись все. Даже те, кому и не положено.
Я не знаю зачем её дочери нужен был целый чемодан трусов. Об этом можно только догадываться. Может быть, она ими торговала? Но их действительно был целый чемодан! Дочь этой женщины молча стояла с непроницаемым видом и смотрела в потолок. А пограничник, нацепил на свои руки резиновые перчатки и пинцетом, по одной штуке, доставал из чемодана все эти трусы и аккуратно слаживал их в стопочку рядом с чемоданом. Вид у него, при этом, тоже был абсолютно не проницаемым. Зато мама долго молчать не смогла.
- У тебя совесть есть? – Крикнула она пограничнику. – Ты ещё скажи, что и за это штраф выпишешь. Только и смотрите как людей обобрать!

Но на эту реплику пограничник даже бровью не повёл. Водитель нашего автобуса попытался успокоить мамашу.
- Да успокойтесь Вы. – Сказал он. – Сейчас отставят автобус в сторону и будем здесь трое суток куковать. Хватит с нас и того придурка с сигаретами.
- А чего он к чемодану привязался? Трусов не видал?
- Да Вы можете помолчать? Или Вам уже в аэропорт не нужно?

И тут эта женщина, ловко обогнув водителя, забежала в комнату и закричала пограничнику с пинцетом
-  Слушай, ты, тебе если понравилась задница моей дочери, то так и скажи! Нечего над её трусами млеть стоять! Можешь одни себе на память оставить. Не жалко.

Вот тут от смеха уже никто сдержаться не смог. Даже пограничник с пинцетом. Ну и я в том числе.

Можно сказать, что удача мне улыбнулась. Мой самолёт с вылетом на Германию задерживался. Так что я на него успела. Ну а вот самолёт из самой Германии в США вылетел как положено, по расписанию. И конечно я на него не успела. Но, мне была предоставлена гостиница и билет на другой самолёт, который вылетал на следующие сутки.
А в самой Германии я, совершенно случайно (дорогу спросила), познакомилась с полицейским в аэропорту. Оказался русским из Москвы. Молодой парень лет 30. Переехал с родителями, когда закончил учёбу.