Топор войны и трубка мира. Читая Карамзина

Александр Ерошкин
Давно замечено, что по отдельному факту можно судить о характере и особенностях человека, семьи, рода, объединения или даже целого народа, союза народов. Слово, предмет, поступок, памятник иногда могут сказать больше, чем обширное описание.

Я учился в шестом классе. К нам в школу нередко приходили лекторы-международники, иногда приехавшие из Москвы от общества «Знания». Рассказывали нам они об обстановке в мире, об угрозах, идущих от империалистов. А я тогда с упоением читал стихи и переводы Ивана Алексеевича Бунина, поскольку сборник его стихов в серии «Библиотека поэта» попал в мои руки. Этот сборник сейчас на моей книжной полке в Дюссельдорфе. Так вот у Бунина я нашёл перевод  поэмы «Песнь о Гайавате» американского поэта Лонгфелло. Поэма рассказывает о традициях и нравах индейского народа, о их тяге к мирной жизни.

В весенние каникулы в нашем Кыштыме каждый год проходил  городской смотр художественной самодеятельности, и для смотра я начал учить наизусть главу «Трубка мира». В моей голове тогда крутилась мысль, что полудикие племена Америки договариваются между собою жить мирно, а якобы цивилизованные объединения народов готовят смерть друг для друга. На смотре я выступал с другим отрывком, но тоже о мире и дружбе – речь Тараса Бульбы перед казаками о товариществе; "Хочется мне вам сказать, панове, что есть такое наше товарищество…". Когда на Украине шли майданы, которые  привели к фашистскому госперевороту и к кровавому развитию событий, я много раз  вспоминал именно эту речь Тараса Бульбы, вспоминал почти дословно. Не послушались потомки своего знаменитого предка.

А недавно на фоне кровавых событий на Ближнем Востоке я перечитывал «Письма русского путешественника», написанные Николаем Михайловичем   Карамзиным в самом конце восемнадцатого века и вспомнил про перевод Бунина «Песнь о Гайавате». Подумалось, как и в 1960 году, что если бы у власти в США были не англосаксы, а вожди индейских племён, порядка на планете Земля было бы больше, природа бы лучше сохранилось, не было бы гигантских свалок и гигантских материков мусора, но поскольку претенденты на глобальную власть наглосаксы недоговороспособны  более 500 лет, планета задыхается от пожаров войны и бесконечных конфликтов.

Карамзин начал командировку в Западную Европу весной 1789 года, он проехал  Ригу, Восточную Пруссию, встретился с великим Кантом и отправился дальше на запад.

Смотрим запись «Мариенбург , 21 июня ночью». Отрывок (я разделил сплошной текст  на абзацы).

«Места пошли совсем не приятные, а дорога худая. Генлигенбейль, маленький городок в семи милях от Кенигсберга, приводит на мысль времена язычества. Тут возвышался некогда величественный дуб, безмолвный свидетель рождения и смерти многих веков, – дуб, священный для древних обитателей сей земли. Под мрачною его тенью обожали они идола Курхо, приносили ему жертвы и славили его в диких своих гимнах. Вечное мерцание сего естественного храма и шум листьев наполняли сердце ужасом, в который жрецы язычества облекали богопочитание. Так друиды в густоте лесов скрывали свою религию; так глас греческих оракулов исходил из глубины мрака!
 – Немецкие рыцари в третьем-надесять веке, покорив мечом Пруссию, разрушили олтари язычества и на их развалинах воздвигнули храм христианства.
Гордый дуб, почтенный старец в царстве растений, претыкание бурь и вихрей, пал под сокрушительного рукою победителей, уничтожавших все памятники идолопоклонства: жертва невинная!
 – Суеверное предание говорит, что долгое время не могли срубить дуба; что все топоры отскакивали от толстой коры его, как от жесткого алмаза; но что наконец сыскался один топор, который разрушил очарование, отделив дерево от корня; и что в память победительной секиры назвали сие место Heiligenbeil, то есть секира святых. Ныне эта секира святых славится каким-то отменным пивом и белым хлебом».

Что мы узнали? Мирные дикие племена завоёваны с помощью оружия. Главный символ древнего племени – дуб с толстой корой, не поддаётся топору. Но у захватчиков со временем появилось орудие, с помощью которого дуб свалили. А секире, то есть орудию уничтожения священного дерева,  возвели памятник. Разве это разумно?

Вспомним, что  в России и СССР устанавливали памятники защитникам Родины. Вот и сейчас  в  Калининграде решили  установить памятник графу Михаилу Николаевичу Муравьеву, губернатору Западного российского края.

Выдающийся государственный деятель. Конечно, самое  выдающееся его деяние  – это подавление польского восстания 1863 года, когда каторжники вернулись  в Польшу из Сибири и принялись за своё, прежнее разрушение страны; по сути, Михаил Николаевич консолидировал вокруг себя все общество.  При его правлении было построено много храмов и народных училищ в Белоруссии и в Западном российском крае. При нём  многие земли были возвращены белорусским крестьянам, прекращено «ополячивание» белорусских земель, прекращено закабаление крестьян.

Памятник Муравьёву стоял в Литве, в Вильно, с 1898 года до Первой мировой войны. Какой вой подняли подпиндосные власти Литвы, ведь в Калининграде ставят памятник созидателю, а они – разрушители с большим стажем, сродни бандитам с большой дороги.

Кстати, на Западе очень часто строятся памятники разрушителям. В Швейцарии есть памятник пожирателю детей, в Бельгии – памятник писающему мальчику. И если в православии поклоняются иконам святых, то в католичестве – распятию, кресту,  орудию убийства. По всей Германии на улицах  городов и сёл в большом количестве стоят в качестве оберегов кресты с распятиями.

Я не случайно вспомнил «Песнь о Гайавате». Полудикие племена, живущие в единстве с природой, закапывают топоры войны, смывают боевые краски и раскуривают трубку мира, чтобы все конфликты решались мирным путём.

Вот почитайте главу «Трубка мира» (в сокращении)

И в доспехах, в ярких красках, -
Словно осенью деревья,
Словно небо на рассвете, -
Собрались они в долине,
Дико глядя друг на друга.
В их очах - смертельный вызов,
В их сердцах - вражда глухая,
Вековая жажда мщенья -
Роковой завет от предков.


Он простер к ним сень десницы,
Чтоб смягчить их нрав упорный,
Чтоб смирить их пыл безумный
Мановением десницы.
И величественный голос,
Голос, шуму вод подобный,
Шуму дальних водопадов,
Прозвучал ко всем народам,
Говоря: "О дети, дети!
Слову мудрости внемлите,
Слову кроткого совета
От того, кто всех вас создал!


Дал я земли для охоты,
Дал для рыбной ловли воды,
Дал медведя и бизона,
Дал оленя и косулю,
Дал бобра вам и казарку;
Я наполнил реки рыбой,
А болота - дикой птицей:
Что ж ходить вас заставляет
На охоту друг за другом?
Я устал от ваших распрей,
Я устал от ваших споров,
От борьбы кровопролитной,
От молитв о кровной мести.
Ваша сила - лишь в согласье,
А бессилие - в разладе.
Примиритеся, о дети!
Будьте братьями друг другу!

И придет Пророк на землю
И укажет путь к спасенью;
Он наставником вам будет,
Будет жить, трудиться с вами.
Всем его советам мудрым
Вы должны внимать покорно -
И умножатся все роды,
И настанут годы счастья.
Если ж будете вы глухи, -
Вы погибнете в раздорах!

Погрузитесь в эту реку,
Смойте краски боевые,
Смойте с пальцев пятна крови;
Закопайте в землю луки,
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте,
Закурите Трубку Мира
И живите впредь как братья!"

Так сказал Владыка Жизни.
И все воины на землю
Тотчас кинули доспехи,
Сияли все свои одежды,
Смело бросилися в реку,
Смыли краски боевые.
Светлой, чистою волною
Выше их вода лилася -
От следов Владыки Жизни.
Мутной, красною волною
Ниже их вода лилася,
Словно смешанная с кровью.

Смывши краски боевые,
Вышли воины на берег,
В землю палицы зарыли,
Погребли в земле доспехи.


Хватит ли ума и решимости у нынешних политиков прекратить войны и перековать мечи на орало?