День практики

Галина Пигалева
В то давнее лето Валентина проходила производственную преддипломную практику. Геофизический отряд расположился в лесу сравнительно недалеко (около 100км) от Свердловска и совсем рядом от небольших сёл. Но это была настоящая лесная глушь. По утрам, с трудом вытащив себя из постели по будильнику, нужно выходить из балка. Пока шла до пипочного рукомойника, просыпалась. Мир вокруг был полон звуками, светом, нежным ветерком и запахами. Лучи солнца пробивались сквозь кроны смешанного леса, весело играя в зайчики. Запах хвои и трав наполнял лёгкие. Птицы наперебой галтели на разные голоса: и щебетали, и свистели, и словно трещали маленькими трещотками. Благодать.
Геофизики народ весёлый. Пока завтракали в столовой приходилось выслушать массу приколов про окружающих и про себя. Это бодрило. Ожидая вездехода, наша практикантка любовалась на привычный лесной пейзаж. Но лес всё время разный. База геофизиков стояла недалеко от реки на небольшой поляне. Ближе к берегу видна была плакучая ива. Её опущенные ветви мягко колыхались на ветру и были похожи на длинные зелёные волосы неведомой лесной красавицы. А у Вали была короткая стрижка. Глядя на волнуемые ветром «косы» ивы, она с сожалением проводила по своей стриженной голове, но тут же находила и плюсы. Будь у неё длинные волосы, где бы она мыла их тут в лесу?
 Вездеход шёл по просеке и развозил всех по местам. Шагнув в сторону от «дороги» всего несколько шагов, можно было попасть в дикую уральскую тайгу, где не ступала нога человека. Но всё больше люди вредили лесу, разрушали его биосферу. Валентина читала об этом в научном журнале и видела теперь наяву, что лес отступает, как бы бережно геофизики не относились к нему. Мечтала – взять бы и полететь над лесом со своим магнитометром! Ха, зачем мечтать? Есть ведь аэромагнитная съёмка? Почему же от неё так мало толку, что надо прорубать профили и гонять вездеходы по лесу?
 Вале немного не повезло. Ей приходилось работать с магнитометром на своём профиле, ранее размеченном геодезистами, одной. Практикантке поручили микромагнитную съёмку. Напарников из-за нехватки специалистов не полагалось. Одной в лесу – и хорошо (не будет пустых разговоров) и в то же время страшновато.
В тот день, выгрузив прибор и рюкзак на точку, Валентина, как обычно, вытащила рабочий журнал и наметила план. Её рабочая площадка, размеченная словно листок из тетради в клеточку колышками через расстояния 3 на 3 метра, располагалась на большой «залысине» леса. Поляна или елань, так называют такие места. Это была уже третья неделя отработки.  Если обычная магниторазведка предполагает съёмку вдоль протяженных на километры профилей, то микромагнитка – вот такое вот топтание на одном месте. Вся поляна, окружавший её лес, все кусты и травы были уже знакомы. Вот здесь слева есть немного земляничных зарослей. Это просто кусты бузины. Тут сосны идут сплошной стеной. Там немного вклинились берёзы.
Вот надо же так попасть. Романтику хотела. Получай, не захлебнись! Но ведь как в детстве мечталось изучать это загадочное явление, о котором прочитала в научно-популярной книге. Земля наша мчится в космосе с огромной скоростью более 100 тысяч километров в час. И мчится она словно на корабле из магнитного поля. Острый киль этого корабля разрезает космическую радиацию и солнечный ветер, его борта защищают от них планету. Если бы не магнитное поле, то всё бы живое сгорело. (И не было бы этого леса, земляники, весёлых птичьих песенок. Да и людей бы не было.) Представляла себя (в белом халатике, в лодочках на каблучке) в космических обсерваториях, за экранами осциллографов… Волею судеб получила образование, связанное с мечтой, но с другого края. Магниторазведка изучает поле непосредственно на земле, чтобы выявить залежи полезных ископаемых, руд, которые проявляются аномалиями в магнитном поле. Берёшь прибор, ставишь его на пикет (колышек, поставленный топографами в точке, отмеченной на карте), выводишь уровень на середину шкалы (пузырёк в стеклянном цилиндре с цветной жидкостью), включаешь, записываешь все показания в журнал, выключаешь … Бежишь (или плетёшься) на базовую точку сделать очередной замер, чтобы исключить вариации. Потом топаешь к очередному пикету. И так весь день и каждый день. Потом зимой по этим замерам будет рисоваться карта изолиний, выявятся аномалии.
Оказалось, что одно дело сходить в лес погулять и порадоваться его красотам и щедротам. И совсем другое дело – жить в лесу. Это даже несравнимо с турпоходом. Там всё на несколько дней. А тут неделями и месяцами приходилось терпеть отсутствие привычных вещей городского комфорта. Комары и прочий гнус доставали, когда не было ветра (приходилось постоянно пользоваться вонючим лосьоном, отпугивающим мошек). Зато люди, живущие в лесу, словно настраивались на его поле доброты. Появлялось лесное братство (весёлое, ершистое, но быстро приходящее на помощь при малейшей необходимости). И оно, и красота уральской тайги радовали сердце, неудобства забывались. Вот это её поляна. В траве стрекочут кузнечики. По травам порхают бабочки самых разных и невиданных расцветок. Прилетают и стрекозы. Цветы самые разные. Некоторые Валя и не знала, как называются. Сказочно красиво! Вот узколистный Иван-чай с цветами нежно-сиреневого цвета. Геофизиня собирала цветы и заваривала чай с ними. Оттенок аромата получался неплохой. Но знающие люди подсказали, что для чая надо собирать листья и высушивать их, а потом ещё как-то обрабатывать (как потом узнала – ферментировать), чтобы получился знаменитый копорский чай. Легендарный, одно время составивший конкуренцию индийскому чаю.
В этот же день Валентина, осмотрев хорошо знакомую местность, обратила внимание на ямки, которые вроде всегда тут были. И сразу вспомнилась вчерашняя планёрка, на которой всех заставили переписать в свои тетради или записные книжки «Инструктаж по поведению в лесу при встрече с медведями». Пришла информация, что в районе их работы видели медведей. Народ на базе, переписывая, изрядно нашутился над текстом. Валентине же сказали, что на её точке вероятность встречи с косолапыми стремится к нулю. После планёрки, как обычно, собрались у костра (на нём старались сжигать весь мусор от деятельности отряда) и пели песни. Медведи отошли на задний план. Но сейчас в голове всплыли строчки:
«Покиньте место медвежьей тропы, которая представляет собой два ряда неглубоких ям.»
Да, как же я покину это место? Да, нет, это же какие-то старые ямки и на следы они не похожи! Два ряда, но короткие. Не мог же медведь спрыгнуть откуда-то (с воздушного шара? с ковра-самолёта? с дракона?) пройтись пару метров, а потом опять запрыгнуть туда. Ерунда какая-то в голову лезет! Работаю!
Когда подошло время перерыва, Валя присела под мощной сосной. На её ветки прилетает симпатичная сойка. Такая красавица! Вся разноцветная, словно из джунглей. Крылышки у неё бирюзовые в чёрную полоску, головка оранжевая. И, оказывается, она такая пересмешница. Умеет подражать всем птицам. Так что по утрам неизвестно, кто там поёт возле базы – то ли десятки разных летающих обитателей, то ли сойки их передразнивают. Сегодня сойки не было. Показалось, что как-то стало относительно тихо. Мысли, не занятые работой, опять вернулись к инструкции.
«Самый действенный способ отпугнуть медведя – это шум. Передвигайтесь группами. Шумите, громко разговаривайте, стучите ложками о железные кружки…».
 А Валентине посоветовали громко петь, коли разговаривать не с кем. Вот и начала стучать ножичком о кружку и петь совсем не летнюю песню: «Вспомни же, если взгрустнется, наших стоянок огни…», а в припеве: «Снег, снег, снег, снег, снег над палаткой кружится…» (Пусть медведь подумает, что зима и спадёт в спячку.) Сама над собой посмеялась и пошла работать. За переходами, измерениями время летело быстро.
Пришло время обеда. Девушка достала свой сухпаёк и термос.
«Не готовьте рядом с палаткой, продукты храните подальше от лагеря. Медведи приближаются на запах пищи. Не берите в лес копчености, отбросы сжигайте и тщательно мойте посуду.»
Хорошо, конечно, что у меня только бутерброд с сыром и яйцом. А где ж её взять копчёную колбаску? Шиш тебе мишка. И мне.
Перекус прошёл быстро. Практикантка посмотрела в сторону, где раньше цвел марьин корень. Место она специально запомнила, возле двух сосен, напротив пикетов, номера которых она записала в блокнотик. Но пока помнила и так. Повезло с соседкой по балку – Татьяной.  Она рассказывала про свою бабушку – травную знахарку. И сама знала гораздо больше о растениях, чем Валя. Почти у каждого растения есть своя легенда. А у некоторых не по одной. Таков, например, марьин корень. Когда Валентина нарвала на «своей поляне» букетик розовых цветов, просто так, то внучка знахарки обрадовалась.
– Ой! Да это же Марьин корень*! А я на нашем профиле такого ещё не встретила. Слушай, ты запомни, или пометь как то, где он растёт, ладно? Если я до конца сезона не встречу сама, придётся к тебе в гости как-то наведаться.
– Ладно. А зачем помечать то? По цветочкам найду.
– Цветочки то опадут скоро, там только семена будут. А они неяркие. Пометь место, пожалуйста.
– А зачем он тебе?
– Да, потом расскажу, мне сейчас к главному геофизику бежать надо.
Перед сном, лёжа уже в постели, Валя вспомнила, про обещание соседки. И услышала рассказ о чудодейственном растении. Корни этого растения лечат от многих недугов, прямо почти от всех. Наиболее часто их используют для приготовления снадобий от женских болезней. Поэтому и название такое дали – Марьин корень. А некая Марья спасла своего суженого от смерти (а болел он неизвестной хворобой!) с помощью отвара этого. Второе название цветка – Пион уклоняющийся. Почему уклоняющийся и от чего – не очень понятно. Зато известно, что Пион – это имя ученика древнегреческого бога медицины Асклепия (а у римлян это Эскулап). Ученик оказался талантливей самого учителя и ему удалось исцелить самого бога подземного царства Аида (о ужас!). Этот Аид был ранен в битве с Гераклом. А юноша Пион вылечил его с помощью какого-то растения. От зависти Асклепий хотел убить ученика, но Аид, спасая своего спасителя, превратил юношу в цветок Пион. И прекрасный, и очень полезный. Понятно, почему он помогает почти от всех болезней! Были и ещё легенды про марьин корень, но Татьяна их уже забыла.   
 Валя легла на штормовку и смотрела в небо. Ах, какая красота! Редкие белые кучевые облака причудливых форм плыли по голубому небу. Можно было придумывать про них разные истории. А вот птица летит. Да это жаворонок! Делает круги по спирали всё выше и выше. Превращается в точку и исчезает… После обеда захотелось подремать.
Да, надо лечь на живот. Вот как я здорово придумала! И подремать, и инструкцию соблюсти.
«Если ни один из способов, чем отпугнуть медведя при встрече, не помог, можно притвориться мертвым. Как? Лягте на землю животом вниз, закройте руками голову. Не шевелитесь даже тогда, когда хищник начнет вас обнюхивать. Подождите некоторое время после того, как он уйдет, и только после этого смените положение. В этот момент нельзя подавать никаких признаков жизни, ведь это может спровоцировать нападение.»
Что-то не дремалось. Всё время казалось, что вот-вот подойдёт косолапый и начнёт её обнюхивать. Да она умрёт со страху, и мёртвой уже будет всё равно. Умирать что-то не хотелось. Лучше уж пойти опять работать. Валентина взялась за магнитометр, завопила громко песню про перекаты, которые надо бы послать по адресу, увлеклась измерениями и отвлеклась. Когда устала, снова прилегла. Ароматы трав пьянили и успокаивали. Поднялся небольшой ветерок. Заволновались листья деревьев и кустов. Показалось, что в одном месте на краю леса зашумело как-то слишком сильно, будто бы кто-то пробирался сквозь заросли. Практикантка вскочила на ноги. И первым желанием её было дать дёру. А вы бы как себя повели?
«Не пытайтесь убежать. Эти животные бегают быстрее олимпийских чемпионов. Не пытайтесь залезть на дерево. Медведи отлично лазают, а это означает, что животное, скорее всего, последует за вами. В результате хищник все равно вас поймает.»
Да уж. И не убежишь, и на дерево не залезешь.
«Как защититься от медведя без оружия? нужно вести себя спокойно, но уверенно. Не смотрите животному в глаза. Хищник подумает, что это вызов, и тогда нападение неизбежно. Покажите ему, что вы заметили зверя. Велика вероятность, что медведь встанет на задние лапы, чтобы рассмотреть вас. Если он не начнет двигаться в вашем направлении, попробуйте отступать по диагонали.»
Как же ему показать то, что я его заметила? Платочком помахать? Мишка, я тебя вижу! Причём, глядя на лапы. И что это за диагональ? Я-то была уверена, что диагональ бывает только в четырёхугольнике. Блин, пятёрка по геометрии не помогает. Вчера на планёрке народ только поржал над этими моментами. А надо бы лучше знать и артистизм (показать, что заметил, не глядя в глаза и спокойно) и какую-то медведегеометрию.
И тут из зарослей показалась морда. Вполне симпатичная, но с рогами. Маленький олень выглянул на поляну, увидел геофизиню, которая в это время начала хлопать в ладоши и петь: «Как боги по Олимпу, мы бродим в облаках…». Видимо ему это не понравилось. Ну не любитель он бардовской песни. А может без гитары не зашло. Животное спряталось и убежало. Косули встречались в этих местах. Валентина захохотала, и даже покаталась по траве. Пошла опять к своим пикетам. Ходьба по точкам, установка прибора, замеры, записи. Нудные и рутинные действия успокаивали.
Время подошло к концу рабочего дня надо было готовиться к вездеходу. Упаковав вещи, труженица пошла к дороге. Топтала разные травы, но старалась быть осторожной. Местами на поляне росли ёршики хвоща. Была и лебеда, слегка серебристого цвета, с узкими продолговатыми листьями и маленькими кудрявыми шариками соцветий на верхушках. Именно эти растения являются рудознатцами и указывать на залежи россыпного золота. Но могут и обмануть. Магниторазведка помогает выявить расположение полезных ископаемых более точно. Но и она ошибается. Наконец, послышался звук от вездехода.
«Запрещено совершать следующие действия: играть с медвежатами. Подкрадываться к хищнику…»
Ага! Непременно бы и подкралась, и поиграла с медвежатами. Где вы, мишки? Ау? Я уезжаю. А завтра откажусь работать одна. Так и с ума можно сойти.
На вечерней планёрке начальник отряда сделал объявление, что тревоге по медведям отбой. Информация оказалась ошибочной. Кварталы перепутали.

*Марьин корень – растение занесено в красную книгу Свердловской области в 2008 году. Действие рассказа происходит в конце 70-х годов 20-го века.