Хороший мальчик

Антон Чигуров
Случилось это давно, мне тогда только исполнилось тринадцать. Но записываю я только сейчас, когда стукнуло двадцать пять. Потому что мне кажется - в ближайшее время у истории будет продолжение.

Здание было заброшено ещё до моего рождения. Когда-то здесь было профессиональной училище, такие в народе называли фазанкой. Типичный представитель советской архитектуры. Смесь пафоса и дешевизны. Тот случай, когда идеология подменяла собой красоту и практичность. Массивные несущие стены толщиной в несколько кирпичей и перегородки из штакетника, как суть советского союза - мощного снаружи и хлипкого внутри. За годы трехэтажное здание быстро приходило в удручающее состояние. Светложелтая штукатурка осыпалась песочно-бетонным дождём. Гипсовая лепнина, украшающая здание постепенно превратилась в подобие прыщей на коже подростка.

Пустующее здание пришлось по вкусу разношерстным представителям маргинальной прослойки. По ночам в одном крыле собирались шумные кампании любителей выпить, в другом крыле наркоманы, на втором этаже, где какое-то время ещё оставались целые окна, обустроили жилище немногочисленные БОМЖи. Говорят, что подвал оккупировали банды сатанистов, но их никто никогда не видел, да и подвал был по большей части затоплен и спускаться туда не было желания ни у кого.

По итогу после многочисленных жалоб от жильцов близлежащих домов, причем не только от бабушек активисток, администрация города, не найдя денег на снос аварийного здания, обошлась малой кровью. На окнах первого этажа появились решетки, а вокруг здания высокий жестяной забор. Решетки, как и забор не являлись такой уж преградой. Уже совсем скоро мягкий металл был разогнут на большинстве окон, а в заборе сияли солидные бреши.

Родители не запрещали нам туда лазить, и не разрешали. Просто этот вопрос никогда не поднимался, по крайней мере в моей семье. Мы и сами не горели желанием, как минимум, из-за того что жили в другом районе города. Да, и встретиться с обитателями заброшки удовольствие, мягко говоря сомнительное.

Декабрь в том году выдался на удивление теплым и снежным, а вечер, когда произошла наша первая встреча можно и вовсе назвать сказочным. Обычно так изображают зиму, когда необходимо показать красоту времени года. Ветра не совсем, медленно падал крупный снег, переливаясь в свете жёлтых фонарей. Днём я умудрился стащить у отца четыре сигареты Кэмел и мы с моим другом Виталиком собирались их выкурить. Что бы спрятаться от лишних глаз (если бы родители узнали об этом, скорее всего я не вышел бы из дома весь ближайший год, а ближайшую неделю не мог бы нормально сидеть), мы решили пробраться в ту самую заброшенную фазанку.

Виталик отогнул жестяной лист забора и я пролез на территорию, он пролез следом, загнув за собой лист. Под ногами хрустел свежий снег перемешанный с осыпавшейся штукатуркой. Одинокий фонарь освещал територию жёлтым светом. На свежем снегу не было никаких следов. Значит скорее всего они здесь одни, ну или же кто-то мог прийти с другой стороны.

Мы двинулись вдоль здания, в поисках наиболее удобного залаза. Вскоре на одном из окон заприметили сильно отогнутую решетку, и приставленную к стене тумбочку, исполняющую роль ступеньки.

- Полезли тут? - Спросил Виталька

- Самое то, - подтвердил я.

Спустя минуту мы уже были внутри. Как только я спрыгнул на пол с подоконника, создав при этом шум уровня взлетающего реактивного самолета, разлетевшийся эхом по пустым коридорам, в нос ударил букет ароматов заброшенного здания. Смешалось тут всё: запах гниющего дерева, бетонной пыли, и ещё какая-то вонь, возможно экскрементов. Маловероятно, что БОМЖи или кампании подростков выходили на улицу что бы справить нужду. Скорее наоборот залазили сюда, если становилось невтерпеж. С улицы от фонаря проникало достаточно света, чтобы не светить фонарем, который я предусмотрительно взял с собой. Помещение в котором мы оказались было небольшим, не больше двадцать квадратов. На стенах красовались непонятные в полумраке надписи и рисунки. Всё-таки, несмотря на тысячи лет эволюции, у людей осталось много от пещерных предков.

- Дальше не пойдём. - Уверенно сказал я. - Тут вполне неплохо.

- Как скажешь. - Согласился Виталька. - Вон смотри тут стулья валяются

Я оглянулся. Возле стены в кучу были свалены поломанные стулья.

- Я бы не стал на такие садиться.

С улицы доносился шум проезжающих автомобилей, редкие голоса прохожих. Со стороны темного коридоры не было слышно ничего, только непроглядная темнота.

Виталька достал одноразовую китайскую зажигалку и чиркнул кремнием. Комнату озарил неровный свет. Я понял намёк без слов и достал из кармана сигареты. Одну не донес, она сломалась ровно посередине.

- Не беда, Миха - Деловым тоном сказал Виталя. - сейчас залечим

Он был более опытным в данном вопросе, поэтому я протянул ему три сигареты, включая сломанную. Он ещё раз чиркнул зажигалкой и я затянулся крепким дымом.

Кто бы что не говорил, это самый приятный момент в курении, понял я уже будучи в более старшем возрасте. Когда затягиваешься, что бы раскурить сигарету. Наверное, спустя годы, я уже курил только ради этого момента, выбрасывая наполовину недокуренную сигарету.

Сразу после первой затяжки закружилась голова, а к горлу подступил комок тошноты. Я резко опустил голову, головокружение немного уменьшилось. Виталя ещё не закурил. Он возился со сломанной сигаретой. Немного выпотрошив табак, он пальцами закрутил освободившуюся бумагу и вставил в другую отломанную сторону. Наслюнявив мизинец, он аккуратно провел по стыку.

- Вот, как новая. - Похвастался Виталя и её же и закурил.

Я не переставал оглядывался по сторонам, опасаясь увидеть, что родители каким-то образом выследили меня и сейчас мне достается по полной. Но само собой никого кроме нас здесь не было.

Я шумно выдохнул очередную порцию дыма, тошнота и головокружение прошли. Дым, смешиваясь в паром от теплого дыхания, рисовал причудливые узоры в лучах света от фонаря. Я невольно засмотрелся на это и не сразу заметил, то Виталька хлопает меня по плечу, пытаясь привлечь внимание. Я посмотрел на него.

Он прижал палец губам, давая понять мне, чтобы я молчал. Я сразу понял, что он что-то услышал, не стал спрашивать ничего, бросил почти докуренную сигарету на пол и наступил на неё.

- Слышишь? - шепотом спросил Виталька

Я прислушался и покачал головой. Кроме звуков улицы я не слышал ничего.

- Слушай ещё, - прошипел Виталя.

Мы надолго замолчали. Я слушал старательно, мне казалось, что я начал слышать, как снежинки падают, бьются о стену, разбиваясь на несколько кусочков. Но ничего необычного так и не услышал, о чем и сообщил другу.

- Значит показалось. - Констатировал Виталька, затягиваясь сигаретой. - С улицы наверное шум

- А что слышал-то… - поинтересовался я

- Как будто шаги.

И в этот момент раздался громкий звук битого стекла. В туже секунду наступила темнота. Как будто кто-то погасил свет в комнате. Ноги у меня моментально стали ватными. Я не сразу понял, что города, за окном больше не слышно. И не видно.

Мы стояли в кромешной темноте и всё что я слышал это медленное глубокое дыхание друга. Не знаю сколько времени прошло, но глаза так и не привыкли к темноте. Мозг моментально принялся искать логичное объяснение происходящему. Кто-то на улице разбил фонарь, отсюда звук и последующая темнота. А то, что звуков не стало слышно. Ну так, это просто. Временное затишье. Может никто и не разбивал фонарь и лампа лопнула сама, от перепада напряжения или от чего там ещё. Правда был один момент, лишающий стройности эту теорию. Звук битого стекла шёл не снаружи, а изнутри здания.

- Почему на улице темно стало? - едва слышно спросил Виталя.

- Фонарь разбился. - Так же тихо предположил я

- Но звук шёл изнутри.

- Эхо, скорее всего.

- Ты видишь хоть что-нибуль? - Спросил Виталя

- Ничего. Сейчас фонарик достану.

Моя рука скользнула в карман пуховика. Шуршание одежды казалось очень громким в пустом здании. Я остановился на секунду. Но прислушавшись и не услышав ничего подозрительного, продолжил шариться по карманам. Железный корпус фонарика обжёг холодом руку. Я крепко сжал его и нащупал кнопку. Луч выхватил из темноты мириады беснующихся пылинок. И бледное лицо Виталика.

Я обвёл лучом света комнату, немного задержавшись на проходе с покосившейся дверью. Луча на только часть коридора и стену с лоскутами облупившейся краски.

- Может пойдём отсюда. - тихо сказал Виталик.

Я кивнул, хотя и понимал, что он скорее всего не увидит моего жеста и посветил в сторону окна, которого там не оказалось. Только глухая стена. Я посветил в другую сторону.

- Что здесь происходит, Виталь. Окна больше нет.

- Я вижу. Я.. я не знаю. Но мне страшно.

Несколько секунд мы стояли в полной тишине. Пятно света от фонарика подрагивало на полу.

- Что делать. Нельзя же просто так стоять. - Сказал я, даже не знаю то ли Виталику, то ли самому себе.

- Посвети мне. - Громко сказал Виталик и прошел к стене, где ещё недавно было окно с погнутой решеткой и тумбочкой возле стены снаружи.

Я послушно поднял фонарь и посветил. Виталя ощупал руками стену, даже попинал ногой.

- Не знаю, мистика какая-то. - Его голосом эхом разносился по заброшенному зданию. - Пошли поищем другое.

Мы двинулись в сторону дверного проёма, медленно, тщательно освещая себе путь.

- Налево? Или Направо? - поинтересовался я.

- Без разницы. - Ответил он и повернул налево.

Как мне показалось мы шли очень долго, хотя на деле прошло наверняка не больше пары минут. Шли мимо дверных проёмов, на некоторых ещё остались двери. Я старательно просвечивал, как дорогу перед собой, так и заглядывал во все помещения по пути. Каждый раз я боялся, что увижу как от луча фонаря в сторону метнется черная тень, а потом набросится на меня. Иногда я оборачивался, проверяя нет ли кого-то сзади. Я видел сломанные парты, стулья, кафедры на подиумах. И нигде, ни в одном помещении не было окна.

Страх, что кто-то или что-то сейчас выпрыгнет на меня постепенно притупился. Не ушел совсем, но его постепенно вытесняло чувство зарождающейся клаустрофобии. И страх, что мы так и будем блуждать по этим коридорам.

- Миха, окон нет. Вообще нет. Ты налево пошел потому что думаешь, что выход там. В смысле центральный вход.

- Ну, да. А ещё там есть лестница. Можно подняться наверх и попробовать спрыгнуть. Второй этаж не такая уж страшная высота. Или спуститься в подвал и там поискать выход.

- Ну уж нет. Только не в подвал. Я лучше ноги переломаю. Да и не помню я никакого окошка под окнами первого этажа.

- Ага, а окна первого этажа ты помнишь. Только что с того.

На это аргумент возразить мне было нечего, кроме того что я помню окна второго этажа, только что с того.

И мы молча продолжили путь.

Вскоре коридор резко завернул направо. Я шел первым и медленно выгляну из-за угла, светя перед собой. Но ничего необычного не увидел. Всё такой же засыпанный мусором пол, только здесь муора больше. Видимо это связано, с тем что здесь был центральный вход в училище и в те времена, когда ещё не было решеток на окнах и забора основным входом в здание были именно центральные двери. Они, кстати продержались на удивление долго. Собственно, они до сих пор были на месте. Только сейчас они были конкретно забиты досками и гораздо проще было отогнуть решетку и проникнуть через окно, чем пытаться оторвать доски и заходить через парадный.

Луч фонаря выхватил из темноты кусок лестницы, ведуще на второй этаж. Если её обойти можно спуститься в подвал.

Мы прошли ещё немного и я замер, затаив дыхание. Виталька врезался мне в спину, не успев затормозить.

- Ты чего…

Я ничего не ответил, фонарь осветил человека сидящего на первой ступеньке лестницы. У меня в голове пронесся веер мыслей, о том как и в каких позах нам с Виталькой будут делать плохо. Никогда раньше и никогда позднее мне не было так страшно, как в те несколько секунд. И как будто в ответ на мои мысли раздался голос.

- Не бойтесь, ребята. Я вам ничего не сделаю. Ни плохого, ни хорошего.

У меня дрогнула рука и я случайно нажал на кнопку выключения фонарика. На несколько секунд, показавшихся мне вечностью воцарилась тьма, которая только подчеркивала давящую тишину. Непослушным пальцем я наконец нащупал кнопку и включил фонарь. Человека уже не было. Я выдохнул.

- Ты его видел? - осторожно спросил я.

- Видел и слышал. Бомж какой-то, у него бутылка в руках была, вроде водка.

- Значит не показалось. И куда он тогда делся?

- Даже знать не хочу, давай уже выход искать.

Я однако не стал торопиться и обвел светом вокруг себя. И как выяснилось не зря. Мужик уже стоял рядом, буквально в нескольких сантиметрах. Я успел разглядеть чисто выбритое лицо и ясные голубые глаза. И немного странную одежду, он был одет как то не по взрослому, создавалось ощущение, что одежда на несколько размеров меньше необходимого и скорее подобный крой носят дети, а не взрослые.

Я почувствовал, как Виталька сжал мою руку и попытался утащить в сторону.

- Не бойтесь меня, скоро здесь будет кое-кто гораздо хуже. И на вашем месте, я бы убрался отсюда подальше.

Его голос мягкий глубокий внушал спокойствие, но я не мог расслабиться. Виталя всё сильнее тянул меня назад, откуда мы совсем недавно пришли. Я не мог двинуться с места, словно завороженный неизвестным мужиком. От него пахло алкоголем и корицей.

- Кто вы такой? — голос у меня дрожал, и не от холода.

Мужчина пожал плечами и отхлебнул из бутылки.

- А всё. Поздно. - Спокойным голосом констатировал он и немного отошёл в сторону. Я поразился, как он бесшумно двигается по полу, заваленному мусором.

Сразу после его слов, я ощутил каждой клеткой присутствие чего то. Мне до сих пор сложно описать чего именно. Словно пространство сжималось со всех сторон одновременно. Неизбежно. Всё что оставалось только ждать и смотреть. С каждой секундой давление становилось сильнее. Хотелось схватиться за голову, спрятаться, убежать. Вдруг раздался громкий хлопок, как будто что-то лопнуло. Звуки опять потонули в кромешной тишине, в этот раз ненадолго.

Входные двери резко распахнулись, будто и не были заколочены множеством досок. Помещение залил тусклый розовый свет, мой фонарик сразу стал бесполезным. В проёме возникли две тени. Большая и маленькая. А спустя несколько секунд в холл зашёл мужчина в черном плаще и надвинутой на глаза узко полой шляпе. За руку он вел маленького мальчика лет семи или восьми. Мальчик не сопротивлялся, скорее наоборот, он шел, радостно улыбаясь, чуть ли не вприпрыжку.

Мужчина в детской одежде отошел немного в сторону, за колону, и остановился в темноте, куда не попадал розовый свет. А мы с Виталькой продолжали стоять посреди холла, наблюдая невероятную картину. Человек, который вёл ребенка, словно почуял нас и остановился. Он медленно повернулся и посмотрел прямо на меня и... Сквозь меня. Каждую клеточку моего тела обуял ужас смешанный с колючим холодом. И в следующую секунду человек в шляпе оказался около нас и, схватив словно котят, прижал к стене. Его пальцы впились мне в челюсть, сильно сжав, так что показалось, что ещё немного и кости лопнут под давлением. Фонарик упал на пол, но не выключился, продолжая бесполезную борьбу с розовым светом.

Тогда я смог разглядеть его. Белая длинная борода, свисающая клочьями. Глубокие морщины, под которыми можно было различить волокна мышц, ходящие ходуном. Темно синие глаза без зрачков, острый нос.

Он смотрел мне прямо в глаза, слегка поворачивая мою голову. Краем глаза я увидел перекошенное от ужаса лицо Виталика. Синеглазый наклонился, и как мне показалось понюхал меня. Его рот приоткрылся, обнажая ряд острых желтых зубов. Странно, я не почувствовал противного запаха, как это обычно бывает в страшных фильмах. Наоборот, нос уловил лёгкий запах конфет.

- А ты был хорошим мальчиком? - Низким хриплым голосом проговорило существо в шляпе, обращаясь ко мне, или к Виталику, я так и не понял.

- Отстань от них, папа Ноэль. - Мужик в детской одежде медленно подошёл к нам. - У тебя уже есть то, что тебе надо.

Тот в ответ резко повернул голову в его сторону и оскалился.

- Они тебе не подходят. Они только что курили в тайне от родителей. Это явно не самые лучшие дети.

В этот момент мне срочно захотелось перечислить все свои последние, да что там последние, вообще все прегрешения которые смогу вспомнить. Хватка костлявых рук ослабла, мы словно плевки скатились по стене, и остались сидеть на холодном полу. Мама бы не одобрила это, подумал я — сидеть на холодном бетоне.

Всё это время маленький мальчик стоял как вкопанный и послушно ждал своего спутника.

- Вам повезло сегодня. Он совсем обессилен. - Мужчина, вступившийся за нас, сделал большой глоток из бутылки и пустая стеклотара полетела о ближайшую стену.

Звук бьющегося стекла немного вернул меня в сознание.

- Кто это? Что это за чудовище? - Я рукой нащупал Виталика и схватился за его куртку, так было слегка спокойнее.

Мужчина в детской одежде почесал голову, видимо раздумывая отвечать мне или нет.

- Папа Ноэль. - Ответил он после недолгой паузы. - Но вы знаете его как Деда Мороза. Да, да. Он не добрый. Совсем не добрый. И он не дарит подарки на новый год. Он скорее их принимает. - Он невесело усмехнулся.

- Но… - я хотел что-то возразить, но так и не нашел слов.

- Это вообще очень странное существо. Не знаю сколько ему лет, но оно очень древнее. И поддерживает свою жизнь за счёт маленьких детей, мальчиков. Чем лучше ребенок, тем больше сил он получает. Даже не спрашивайте каким образом он питается. Я видел….

Повисло глухое молчание. Мужчина глядел перед собой, казалось, забыв про наше существование. Я краем глаза наблюдал как Папа Ноэль (Дед Мороз) отдалялся от нас по направлению к мальчику. Тот сам протягивал ему маленькую ручку.

- Если это дед мороз. - неожиданно громко сказал Виталька. - То вы должно быть снегурочка, или как по вашему.

Я до сих пор так и не понял шутил мой друг или грубил, или интересовался на полном серьёзе.

Мужчина усмехнулся.

- Ты даже не представляешь насколько прав. Каждый год, я верный помощник Санты помогаю ему заманивать детей, обрекая их на незавидную участь… Что тут добавить. Вкуса алкоголя, вот уже практически не чувствую. Наверное, Папа скоро поменяет меня на нового плохого мальчика… Мы помощники, это неудачные попытки найти хорошего мальчика. Вот и у меня нашёлся изъян, который он не сразу заметил.

Папа Ноэль тем временем уводил мальчика в сторону лестницы, ведущей в подвал. У меня был мимолетный порыв попытаться помочь ребенку. Но я даже не шевельнулся.

Раздался громкий крик, похожий одновременно на плач ребенка и на крик раненного животного. Я вздрогнул.

- Пора. Время на исходе. - Сказал помощник. - Если не пересеку границу, пока она открыта, вся прошлая жизнь с Папой мне кажется сладкой, как подарок под ёлкой. Для вас всё скоро закончится. Как только проход закроется, вы вернётесь.

Он развернулся и зашагал в сторону лестницы, на ходу доставая из кармана очередную бутылку.

Не знаю сколько мы с Виталькой сидели вот так на полу. Но розовый свет постепенно померк, и начали возвращаться звуки города. Я не заметил как опять появились окна с отогнутыми решетками, а входные двери оказались вновь заколочены досками...

С тех пор прошло двенадцать лет. Я давно уехал из родного города. И вот сегодня 25 декабря, опять увидел того самого помощника. Я не мог ошибиться. Всё та же детская одежда, бутылка в руке. Мне кажется он меня не узнал. Я увидел его возле снежного городка на центральной площади, он стоял прихлёбывая из горла и задумчиво смотрел на катающихся с ледяной горки детей.

У меня есть к нему вопрос. Всего один. И скоро я обязательно спрошу его.

Был ли он хорошим мальчиком в этом году?

Конец