015 Земля, на которую с небес спускаются боги гора

Виорэль Ломов
Раздел 1 Россия

015 Земля, на которую с небес спускаются боги — гора Алханай (Россия)

Гора Алханай — палеовулкан, высочайшая точка (1664 м) Могойтуйского хребта в Дульдургинском районе Забайкальского края России. Расположена на территории одноименного национального парка площадью 1,38 тыс. кв. км (1999 г.). Является объектом геологического исследования. Алханай — одна из 5 священных вершин северного буддизма, на которой находится ок. 20 культовых объектов, памятников истории и культуры буддизма и бурятского народа. С горой связано множество легенд и поверий. По одной из них, Чингисхан на вершине Алханая совершал жертвоприношения духам своих предков.

У каждого народа и в каждой религии есть своя священная гора. У бурят, исповедующих одно из двух главных направлений буддизма — махаяну (северный буддизм), таковой является гора Алханай. С древнетюркского топоним означает  «высокий», «восхваление и благопожелание» либо «бородач-ягнятник» (гриф). Спорным выглядит перевод — «чудовище».

Название горам дает народ, но кто делает их священными? Тоже народ или сами горы назначают себя таковыми? Скорее всего, тут верно и то, и то. В стародавние времена некий прозорливый подвижник узрел в вершине Алханая сакральную суть и положил свою жизнь на то, чтобы прославить гору как святыню. Но по большому счету, на подобные вопросы нет ответов. Впрочем, гора Алханай — одна из немногих, если не единственная, о которой достоверно известно, кто освятил ее и превратил в священную обитель божественных существ. Это стало известно совсем недавно — в начале 2000-х гг., когда появились первые исследования о жизни и религиозной деятельности ученого брахмана (пандита), йогина, бурятского святого Ж.С.П. Намнанэ (1825—1897), или как его называют буряты — Намнанай-багши (учителя). (См. работы А.Л. Доржиева, Б. Дугаржапова, В.Л. Базаргуруевой, Д. Цырендашиева и др.).

До середины XIX в. гора Алханай была объектом языческого поклонения жителей Забайкалья (тогда этот край назвался Ара-Халки) и местом проведения шаманских обрядов, связанных с жертвоприношениями. Приходили на Алханай и тибетские ламы, распространявшие с XVIII в. буддизм в Бурятии. Между шаманами и буддистами шла не прекращавшаяся борьба за гору и за прихожан. Точку в мощном противостоянии поставил лама Намнанай-багша. Придя в 1860 г. с Тибета, где его называли «Лучом просветления», Намнанай совершил «великое уединение» в избушке (она сохранилась и поныне) на склоне Алханая и 3 года посвятил молитвам,  медитациям и противоборству духам шаманов. Совместно с бурятскими ламами Намнанай вынудил более 30 шаманов покинуть Алханай. Много сил отдал багша и пропаганде буддизма. Он определил и благословил святыни горы, заложил для буддистов-бурят наиболее доступный ритуал поклонения и почитания Алханая — большое гороо (четырехдневный обход горы против солнца) и малое гороо (троекратный обход каждой святыни по солнцу). Прославился Намнанай и как искусный целитель, Местные жители, покоренные нравственной силой, добротой, скромностью и бескорыстием этого человека, снабжали учителя едой и умножали его паству. Для бурятского буддийского духовенства Намнанай опубликовал некоторые сокровенные тексты из личной библиотеки Далай-ламы. Всего лама провел на горе (с перерывами) более 22 лет (по некоторым данным, 30 лет). «В результате йогического затворничества Намнанэ-багши… Алханай стал природным буддийским культовым объектом. Своим последователям он (Намнанай. — В.Л.) дал наказ проводить молебны — хуралы главному божеству Алханая Шри Чакрасамваре (Дэмчогу). Было дано название Алханаю — Лхуншим Гара» (В.Л. Базаргуруева). В переводе с тибетского Лхуншим Гара означает «Великое благо». В 1991 г. культовые места буддийской святыни посетил глава буддийского духовенства Его святейшество Далай-лама XIV. В 2013 г. на Алханае была установлена и освящена статуя Намнанай-багши.

Что же представляет собой гора Алханай, и какие на ней святыни? Голая скалистая вершина горы диаметром 34 м, т.н. голец, окружена щебневым шлейфом и мелкими обломками, отвесными скалами и причудливыми останцами. Ниже простираются альпийские луга, сосновая и кедровая тайга, березовые и дубовые рощи, лесостепь, перемежаемые «каменными реками» — курумами. На склонах горы растет до 1000 видов растений, от лука алтайского и маньчжурской бузины до сибирского барбариса и сибирского можжевельника, от даурского рододендрона и лилии пенсильванской до рябины, папоротника и сибирского кедра. Многие растения используют в своей практике народные целители: астрагал перепончатый, розовая родиола, ревень компактный и др. В лесах встречаются лоси, косули, изюбры, кабарги. Много белок, горностаев, бурундуков, колонков, алтайских пищух. Встречаются бурые медведи, волки, лисы, росомахи. В небе над Алханаеи можно увидеть беркута, сапсана, черного аиста, дрофу, журавля-красавку.

Прорезанный узкими ущельями, умытый ручьями и водопадами, Алханай славится целебными источниками — аршанами, которые излечивают радикулит, суставы, улучшают зрение, благоприятно действуют на нервную, сердечную, почечно-печеночную, желудочную, дыхательную и др. системы. Водой аршанов промывают глаза, ее пьют, принимают бодрящий «душ» и природные ванны (ок. 2 ;С). В связи с большим лечебным эффектом популярностью пользуется также грязевой щелочной раствор глинистых вулканчиков, которые каждое лето бьют на высоту 20 см. Что важно — святая вода, содержащая золото, серебро, радон и др.  химические элементы, излечивает всех страждущих, независимо от их вероисповедания. И этот факт подтверждают не только буддисты, но и врачи разного профиля.

В культовый комплекс Алханая входит ок. 20 горных объектов. Каждый объект является уникальным дворцом — обителью божества, спускающегося в определенные дни на землю и незримо присутствующего среди паломников. У каждого объекта свое название и свое предназначение: Храм Ворота, Алмазная царевна, Девять желобов, Щель грешников, Чрево матери, Небесная музыкантша, Храм Божества Долголетия Аюши, Вечная лампада, Главное обо, Каменный забор, Сердце Алханая и т.д. Как отмечают сами ламы — «все они соответствуют жизнедеятельности человека от материнского начала до его ухода в иной мир».

Называть среди святынь «самые популярные» не совсем уместно, как и говорить о «самых святых», ибо то, что свято — просто свято. Ограничимся одним — «самым почитаемым».

Уудэн Сумэ (Храм Ворота) — это природный проем-арка в скале высотой 7 м, который, по мнению лам, связывает наш грешный мир с Шамбалой. Если точнее, с главным божеством Алханая — Дэмчогом и Хозяином острова Ольхон на Байкале. Каждый паломник, идущий к храму, ведущему в мир великого блага, убирает с тропы камни, облегчая тем самым путь идущим следом за ним.  В арке стоит субурган — буддистская ступа. В арке издавна совершали жертвоприношения шаманы и медитировали монахи, сюда приносили больных людей, приводили скот. «У подножия Храм Ворота ежегодно 25 числа летнего месяца по лунному календарю проводится выездной хурал Согшид, посвященный божеству Дэмчог. Там, на ровной отвесной каменной стене, разнообразные трещины образуют пестрые молитвенные символы, буквы, которые читают ламы. Они называют их Ранжин-маани — это мантра, которая выступает сама» (В.Л. Базаргуруева).

О горе сложено множество легенд. Некоторые связывают Алханай с могучим Алаг Ханом, который волшебной плетью отгонял все беды от соплеменников. Однажды за грехи на род людской пала страшная болезнь, которая подкосила и богатыря. Но Алаг Хан успел превратиться в гору, чтобы и после смерти охранять людей от бед.