Чацкий и... такси

Александр Старостин 3
- Какое такси?

- Разумеется, «зеленоглазое» и, разумеется, одноглазое.


         Качество текста песни «Зеленоглазое такси разбирать не буду, но его, текста, автора только с большим трудом и авансом можно называть поэтом, так как информационная нагрузка куплетов стремится к нулю, а вся, которая всё-таки есть, сосредоточена в припеве, и существуй музыкально-драматическое произведение «Горе от ума» эта… песня, (или по крайней мере припев из неё), могла (мог)  быть арией Чацкого на крыльце дома Фамусова.
   
         Трудно представить, что к своим почти тридцати годам самому В. Панфилову было негде приклонить голову, и у него не было ни семьи, ни друзей. Поэтому не должно подлежать сомнению, что в свои школьные годы В. Панфилов так глубоко и до такой степени сопереживал бессмертному образу А. Чацкого, что к 1987 году это сопереживание вылилось в обсуждаемые… рифмованные строки.
         Попробуйте не согласиться со мной, ведь монологи Чацкого также пусты и бессодержательны, как оба куплета этого… популярного в своё время шедевра.
Есть масса общих черт у Чацкого и персонажа… песни, назовем его условно «Б*». Оба взялись неизвестно откуда, оба устали, оба непонятно чем занимались и почему перепоручают свою судьбу один кучеру, а другой… даже не таксисту, а бездушному набору металла, пластика и резины. То есть в своей отстраненности от всего сущего некто Б превзошёл даже Чацкого.

       Мы можем предположить, чем некто Б снимет усталость. Увы, но на 1/6 части суши планеты Земля набор таких приемов был невелик, но особой популярностью пользовался водный раствор С2Н5ОН**, поэтому и конечную точку маршрута представить не очень сложно, тем более, что ТАМ точно «не спросят, где его носит», и уж тем более естественно, что там, этому Б будут рады, хоть и несколько своеобразной радостью, а уж в том, что там «всё понимаю» у, похоже, что их постоянного клиента Б, сомнений нет и быть не может. Впрочем, и понимать-то особо нечего, тем более что таких… пассажиров там бывало преизряднейшее количество.    

       Не могу не заступиться за моего отнюдь не любимого персонажа. Хоть малая толика осмысленности в словах и действиях Чацкого есть. Он был искателем приданого Софьи, в его речах при большом желании можно найти даже какой-то смысл, невзирая на то, что он и себе-то зачастую противоречил, но Чацкий, хотя бы, САМ собирался искать уголок, где его оскорблённому (интересно, какому) чувству есть уголок.

       Надо отдать должное новаторству В. Панфилова, так как до него персонажи песен советской и постсоветской эстрады беседовали всё-таки с представителями хоть и не совсем живой, но природы, как то: рябиной, березками, речкой, цветами и т.п. Злющая красавица***, обращаясь к зеркалу: «Свет мой, зеркальце, скажи» разговаривала все-таки со своим отражением, которое, если верить, Пушкину весьма и весьма превосходило все Голливудские стандарты, уверенно и с большим отрывом от прочих претенденток, занимая вторую позицию, вообще и, несомненно, первую в своей возрастной категории.
        Но я отвлекся, да и кто не отвлекся бы, когда дело касается женской красоты. В шелесте листвы, что березы, что любого другого дерева ухо влюбленного имярека может уловить желаемые ответ или совет, а что может уловить некто Б в рокоте мотора ГАЗ-24?  Впрочем, он и не спрашивал, а только просил. Жаль, что В. Панфилов не срифмовал текст ответа таксиста, в чем я ему охотно помогаю, впрочем, не особенно заботясь о попадании в такт мелодии****:
«Мне
    до лампады
Где
     тебе рады
Твой
    гнусный лепет
Мой
     слух калечит

О-О-О-О
Скорее адрес говори
О-О-О-О
Или салон освободи
Освободи!

Мне совершенно наплевать
О-О-О-О
Где кто-то может тебя ждать
Теебя ждать!

О-О-О-О
Ты разбирайся в этом сам
О-О-О-О
А я вожу по адресам!
По адресам!» - где-то примерно так, если кратко, и исключить всевозможные словесные бантики, коими мог и не пренебречь обескураженный водитель.

        Так вот, на фоне некоего Б, Чацкий выглядит намного привлекательнее, так как:
- он сам будет, во всяком случае, намерен, искать этот пресловутый уголок*****;
- его кучер ни в коем случае не будет оппонировать ему;
- у него не совсем исключается возможность помириться с Фамусовым – всё-таки оригинальность его поведения не преступление, а некоторая не благополучность Чацкого Фамусову не в диковинку, да и слово, данное Андрею Чацкому, обязывает его принимать участие в судьбе Александра.

        Заключение.
        Вообще, воспевание дороги без смысла и цели имеет солидную традицию в русских песнях и все они протяжные и заунывные******. Дорога же имеющая конкретную цель весела и бравурна*******. Сравните «Однозвучно гремит колокольчик» и «Еду к ней. Еду к любушке моей». Убедил?
________________________
*- автор намеренно избегает употреблять латиницу, дабы его недоброжелатели не усмотрели в этом политического подтекста. Кроме того, думаю, что где именно устал Б и откуда он взялся догадаться не трудно, учитывая возраставшую в те годы популярность шансона. Так что у Чацкого и здесь преимущество, если не принимать всерьез сообщение Загорецкого
**- это тоже кириллица, но читайте как вам угодно
***она, несомненно, прообраз Скупого рыцаря, так как им обоим достаточно было просто владения своим сокровищем.
****- водитель такси тоже едва ли бы стал выдерживать стиль В. Панфилова при формулировании ответа некоему Б.
*****- есть вполне обоснованные предположения, что исполнение своей угрозы-обещания Чацкий отложит на неопределенный срок, и что Фамусов рано радовался.
******- обсуждаемая… рифмованная жалоба не исключение.
*******- мне могут возразить и правильно сделают, что песни Добронравова бравурны и торжественны, но не направлены на конкретную цель, во всяком случае, никак не поспособствовали её достижению, а я и не буду возражать, сраженный неоспоримой аргументацией оппонента.