Чудесный Крит

Марианна Ольшевская
Утром открываю глаза — и понимаю, что я уже здесь, на острове Крит. Выспалась. Чувствую себя чудесно и готова к встрече с морем и новым  городом. 
На прекрасном острове Крит мы уже были два раза. Но это были другие места.
А сейчас мы приехали в Ретимно.

 -  Доброе утро! - говорю я мужу, — Как спалось?
 -  Доброе утро! - сладко потягивается он. - Я выспался. Ни разу не проснулся за ночь.
 -  Отлично! Я тоже спала как убитая. Мы устали с дороги. Что будем делать?
 -  Мы будем не спеша собираться, прогуляемся, и найдем уютное местечко для завтрака. Но сначала сделаем кофе.

 У нас большой номер, в гостиной есть кухня-ниша, есть плита и холодильник. Отлично — значит, можно заварить по чашечке ароматного напитка. Я без кофе жить не могу. 

 Выходим на балкон. На горизонте — голубые горы. Внизу - пальмы и цветы. И синяя вода бассейна. Какая красота! Теплый воздух, летние ароматы, мягкая красота Греции — даже не верится, что мы получили еще немного лета — там, откуда мы приехали, лето закончилось. Там был тонкий лед и сверкающий иней на веточках в день нашего отъезда. Там было холодно. Но мы не там, мы — здесь!!!!

 Кофе! Божественный запах наполнил комнату. Прекрасно. 
 - Знаешь, я хочу окунуться в бассейне. Подожди, я быстро! — говорю мужу.
 - Не спеши. Я подожду, посижу пока на балконе. Это же так приятно, когда тепло. И вид отсюда потрясающий! - говорит он, усаживаясь в кресло.
 
 Мне повезло, что у меня есть верный спутник жизни, с которым мы вместе. Одиночество - это не самое лучшее для человека. Я чувствую его поддержку и заботу. И ценю это.

 Октябрь. Вода в синем бассейне холодная и освежающая. В середине — фонтанчик. Вокруг — яркие цветы: красные, белые, желтые. Райское место! Плыву, ни о чем не думая, от воды в меня словно вливается бодрость и энергия.

 Вот теперь можно на прогулку — посмотреть город, увидеть Море. Море — моя любовь с детства — и навсегда.

 Мы идем по внутреннему дворику нашего отеля, он очень уютный, зелень спускается с балконов, цветы вдоль стеночек, цветы в вазонах, цветы на террасах. А по другую сторону пандуса, который ведет нас к улице — церковь. Она маленькая, из золотистых камней, с яркой черепичной крышей, неработающая, но в хорошем состоянии, табличка гласит, что это памятник архитектуры.

 Небольшая улица, переход — и вниз, к морю. Еще одна улочка — и сразу песчаный пляж. Я иду поздороваться с Морем. Волны шумят, белая кружевная пена прибоя набегает на берег, неповторимый свежий морской запах, изумрудный цвет. Меня окатывают брызги — и я опять чувствую счастье и поразительную бодрость, словно я сбросила с плеч лет десять, не меньше. Но плавать сегодня нельзя — волны. Ничего, подожду, успею — впереди 10 дней.

 Море! Надо сидеть на его берегу, вдыхать его неповторимый запах, смотреть на его удивительные краски, долго плавать в его ласковой воде. Тогда Море откроет вам свою душу и красоту. И обязательно наполнит вас энергией, принесет вам силу, здоровье и радость жизни.
 И появляется чувство блаженства.

 Я рада, что смогла походить по воде и по морским камешкам, подышать и полюбоваться морскими просторами. Не хочется уходить с берега. Но я заставляю себя вернуться в отель.

 В номере уютно. Муж сидит на балконе и ждет меня.
 Теперь — в город. Идем вдоль набережной. Прекрасные современные отели, небольшие сувенирные магазинчики, бутики с одеждой, обувью, косметикой, пункты проката автомобилей чередуются с ресторанами, кондитерскими и барами. Ресторанов тут сотни. А может, тысячи. На любой вкус. Есть пока не хочется. Нас тянет посмотреть — а что там, впереди. Мы идем и любуемся. Как же нам повезло, что мы решили взять эту путевку, несмотря на ремонт ванной комнаты в нашем доме. Успеем. Мастер сказал, что в октябре с ремонтом не получится — поэтому теперь у нас есть немного греческого лета, это нам в подарок ко дням рождения. Сегодня мы отметим день рождения моего мужа. А через неделю — мой.

 Красиво!!! Чем дальше мы идем, тем больше меня переполняют впечатления. Ухоженные улицы. Множество пальм. Кусты, усыпанные цветами. Живописные композиции из камней с тщательно подобранными декоративными растениями, ступени и ступенечки, вазы и вазончики, столики, перголы. Красивые отели, украшенные арками, разнообразными балконами и лоджиями, оригинальные эркеры, башенки. Я готова разглядывать архитектурные детали и элементы благоустройства вечно. Обожаю, когда это сделано с любовью и с тонким вкусом. Огромное удовольствие доставляет легкий теплый ветерок, который нежно касается лица  — тепло, но совсем не жарко.

 Впереди венецианская гавань: набережная делает элегантный изгиб, а на другой стороне длинный пирс - и завершает его высокий маяк. Боже, как красиво! Вокруг как игрушки — небольшие, но очень колоритные здания. Разноцветные краски стен, яркие цветы, пальмы, море, лодки — и потрясающие рестораны.

 - Выбираем местечко и закажем что-нибудь вкусное здесь, с видом на маяк и живописную гавань, - говорит муж, - я проголодался.
 Я как раз собиралась сказать тоже самое. Наши желания совпадают.

 Мы выбрали ресторан с видом на гавань. Мягко и упруго изгибается линия набережной вокруг бирюзовой воды. Высокий маяк и лодки, отражаясь в морской глади, создают пейзеж, достойный кисти художника.

 Наша жизнь состоит из множества дней, они складываются в недели, месяцы, годы. Время бежит иной раз как вода сквозь пальцы. И чем старше становимся — тем быстрее бежит время. 
 А в такие дни я чувствую время совсем по-другому. Я замираю. Чувствую эти мгновения остро и с восхищением.
 
 Уже на следующий день я бежала к бирюзовому морю. Оно притихло, вода была прозрачной и ласковой — и я наплавалась от души. Вышла из воды через час — а потом сидела на песке и слушала тихий шум прибоя, разглядывала камешки, смотрела на прозрачно-голубые горы на горизонте. А потом опять вошла в ласковую воду моря.
 
 Потом мы обедали в городе. А вечером пошли по набережной, вышли в Старый город и долго бродили по узким улочкам. Всё было в огнях, всё было праздничным и волшебным. Гостеприимно светились бутики, светились ресторанчики и бары, светились фонарики и гирлянды на пальмах и карнизах. Всё работает — везде вас ждут. Беззаботные туристы и местные жители бродят по улицам, сидят в ресторанах — и каждый вечер во время таких прогулок у нас было ощущение праздника, радостного и доброго! Спасибо трудолюбивым рукам тех, кто каждый день много работает, чтобы создать всю эту красоту и дает нам возможность заказать вкусные блюда, посидеть с чашечкой кофе, бокалом вина, пива или взять мороженное. 

 Вечером мы опять выбрали ресторан рядом с набережной, где светилось много ярких веселых огоньков: гирлянды на стволах пальм и на перголах потолка и стен. Там звучала красивая музыка. Выбираем блюда. Я люблю греческую кухню.

 Ретимно (Ретимнон). Самый очаровательный городок из тех, которые я посетила на Крите и на Родосе. Население — чуть больше 30 000. Уютный. Ухоженный. Соединивший наследие венецианцев, турков, греков — соединивший историю и современность. Старый город, где улочки изгибаются и уводят нас куда-то от суеты, чтобы почувствовать прежние эпохи, полюбоваться городским пейзажем, с которого хочется сделать живописное полотно.

 Мне очень нравится прекрасная набережная вдоль песчаных пляжей, она растянулась на 15 километров.

 Мне нравится величественная крепость Фортецца, построенная в 1573-1590 годах. Крепость, с которой открывается потрясающий вид на бескрайнее море и горы.
Напротив главных ворот Фортеццы расположен Археологический музей Ретимно. Он был основан еще в 1887 году. Музей расположился в здании, построенном турками для защиты главных ворот крепости, там есть экспонаты раннеминойской, среднеминойской, позднеминойской, архаической, классической, эллинистической и римской эпох. Когда-то я изучала критоминойскую культуру и искусство Античной Грецию. Всё это интересно.

 Мне очень нравится старый маяк из золотистого песчаника.

 В Старом городе на площади Платану расположен фонтан Римонди. Сегодня он также красив, как и 400 лет назад. Во времена византийского правления губернатор Римонди повелел поставить на центральной площади необычный фонтан с чистой водой для жителей своего города. Его назвали в честь основателя фонтаном Римонди.
Четыре колонны коринфского ордера, сверху колонны украшает архитрав – каменная балка-полоса, на средней части которой высечены два слова: «Liberalitatis» (Щедрость) и «Fontes» (Родники). Между колоннами — львиные головы, из пасти струится чистая холодная вода в небольшие водоемы под ними. Герб рода Римонди навеки застыл в камне в камне над средней струей фонтана…

 Жители города приходили сюда, набирали чистую воду, и спешили домой с благодарностью в сердце. Южане знают цену чистой освежающей воды, когда долгие месяцы стоит жара от палящего солнца. 
 Прохожие и сейчас, как 400 лет назад, с наслаждением освежаются чистейшей водой. Считается, что вода фонтана дарит вам силы и укрепляет здоровье.
Я не верю в мистику - но я пью эту воду и чувствую, как энергия наполняет меня.

 Недалеко от венецианского порта находится Лоджия XVI века, в которой горожанами решались все важнейшие экономические и политические вопросы.

 В Ретимно можно осмотреть и другие интересные достопримечательности, например: мечети Вели-паши, Кара Муса-паши, театр Эрофили, Церковный музей, Кафедральный Собор, Центр современного искусства, городская пинакотека с выставкой работ Левтериса Канакакиса, палеонтологический музей, монастырь Мони Аркади и другие.

 А еще мы взяли экскурсию в пещеру Сфендони. В Греции только на острове Крит более 3000 пещер. Пещера Сфендони —  самая большой на острове: ее общая площадь около 3000 квадратных метров. Но для осмотра открыто только 145 метров. Это волшебное царство:  огромное количество разноцветных сталактитов, свисающих с потолка, и сталагмитов, растущих снизу создают сказку. Пещера хорошо освещается, поэтому все эти невероятные, изумительные, волшебные формы, которые создала природа, воздействует на нас еще ярче, еще сильнее. Здесь есть смотровые залы, которые носят романтические названия: «Дворцовый зал», «Парфенон», «Зал окаменевших волн».
 
 Знаменитый дворец в Кноссе мы посещали в наш прошлый приезд на Крит, 4 года назад.

 Следы Минойской цивилизации на Крите встречаются на каждом шагу. Во многих прибрежных селениях есть вилла или захоронение, оставшееся от той загадочной эпохи. Но самое значительные памятники – это минойские дворцы.  Их четыре. И один из них - Кносский дворец с которым связана легенда о чудовище Минотавре, Тесее и Ариадне. 

 Дворец в Кноссе и легенды Греции. Что было, а что придумали люди? Царь Минос и его дворец со множеством помещений, похожий на лабиринт, во всяком случае, был. Священное животное древних минойцев – дикий бык. Это тоже факт. Многие помещения дворца сохранилось до наших дней: просторный комплекс помещений, царские апартаменты, лестничные клетки, кладовые и мастерские, самый древний европейский театр и тронный зал с оригинальным троном Бронзового века.

 Английский археолог сэр Артур Эванс сорок лет посвятил раскопкам Кносского дворца и Минойской цивилизации. Он сказал: «Я открыл цивилизацию не похожую ни на греческую, ни на римскую». И назвал её в честь легендарного царя Миноса – Минойской культурой.

 Стены дворца украшены фресками и копиями фресок. Оригиналы этих копий фресок представлены в Археологическом музее Ираклиона. Знаменитые фрески удивительны, они раскрывают нам давно ушедший древний мир. Есть декоративные и сюжетные фрески. Сюжеты из жизни минойцев рассказывают нам об их жизни. Фрески составляли из найденных при ракопках кусточков. Это была сенсация. Их изучают, им дали названия. Есть фреска, где юноши несут дары, есть фрески «Принц с лилиями», «Царь-жрец», «Игры с быком». На фресках этих упругие линии, свободные яркие композиции, изображение людей, а также дельфины, лилии, обезьянки, медузы - они удивительно современно выглядят и сейчас.
 
 Мужчины показаны в процессиях, на охоте и в ритуальных играх.
 Минойские женщины изящны, с высоко поднятой головой и дорогими украшениями. Они не были закрепощены, они играли важную роль в жизни минойского общества. 
 Есть известная фреска «Дамы в голубом». Женственные, модно одетые дамы той эпохи выглядят загадочно и очаровательно. Красиво изгибаются изящные линии их локонов, тщательно выписаны украшения в волосах. Эти женщины романтичны и свободны - трудно поверить, что фрескам тысячи лет.
 
 В Минойской культуре не было деспотии. Предполагается, что традиция рельефной фрески пришла на Крит из Египта, но в своей интерпретации. Потому что Египет — это фараон и жрецы, это жесточайшая тирания и очень тяжелый труд и рабов, и своих крестьян, и ремеслленников. Там были очень жестокие законы, жестокая эксплуатация - и каноны на изображения фресок и барельефов тоже жесткие.
 
 А фрески древнего Крита — это свобода и радость жизни, это стилизованные изящные изображения спокойных радостных людей.
 
 Минойская цивилизация складывалась начиная с VI-V тысячелетий до н.э. и расцвета достигла во II тысячелетии до н.э. Дворцовые комплексы были ее опорой - видимо, в них трудились ремесленники, жили правители, сюда свозили свой урожай крестьяне. Критяне были великолепными ремесленниками, мореплавателями и торговцами.

 В Греции есть много привлекательных городов и селений, много прекрасных мест, много исторических достопримечательностей, бирюзовых бухт, таинственных пещер и горных вершин. Можно исследовать новое каждый год. Всё это хорошо.
Но мне хочется вернуться в Ретимно. Главным для меня была общая чудесная атмосфера, чарующая своей красотой, его воздух, его Море, его прекрасная набережная и живописные улочки Старого города, утопающие в ярких цветах — а вечером море огней и огоньков, гирлянд и подсветок, музыка и улыбки приветливых людей.
 
 Я счастлива.

 Каждый день я плавала в море. Каждый день у нас были чудесные прогулки. Каждый день мы могли заказывать очень вкусные блюда в различных ресторанах. Завтракали мы дома. На память я купила колечко и серьги из сине-зеленого опала - игра света на поверхности меняет цвет, вспыхивают искорки. Эти искорки и переливы камня напоминают мне море. У меня уже есть кулон и серьги из опала, которые я привезла из прошлых моих поездок - но пусть будет еще и это колечко, и эти серьги. Мне они очень понравились. Это то, что напоминает мне о море и о чудесной Греции.
 
 Спасибо, Крит!
 
 Я пишу эти строки и чувствую, что мне не хватает тебя, гостепреимный теплый город Ретимно. Я чувствую, что я влюбилась в это место, как влюбилась когда-то в итальянскую Тоскану.
 Хочу приехать следующей осенью именно на Крит, именно в Ретимно - туда, где сочетаются история и современность, море и цветы, солнце и прохлада, яркая синева неба, гор, морской волны — и тепло золотистых камней брусчатки и стен Старого города.

 Крит - Швеция. Октябрь 2023 г.