Как эмоции изменяют сознание и промышленность

Анатолий Клепов
Внимательно изучил историю шоколада. Уникальное явление в истории цивилизации. Несколько  тысяч лет шоколад был великолепным медицинским препаратом  у майя, ацтеков и иезуитов для увеличения энергии Войнов, усиления потенции Императоров и Аристократов, улучшения кожи и интуиции... Список медицинских свойств шоколада большой. И его пили только мужчины. Женщинам и детям шоколад был строго запрещен. Естественно, за исключением царствующих особ. А с середины XIX века шоколад превратился в сладкий и иногда вкусный десерт, который стал любимым десертом для женщин и детей.  Парадокс изменения сознания связан с эмоциями людей. Известно, что усиление положительных эмоций людей очень тесно с вкусом сахара. Вот поэтому большинство шоколада стали выпускать с содержанием сахара или его заменителями, которые составляют  около 60% общего состава шоколада. А эмоции людей, неизменно, приносят огромную прибыль для коммерсантов.

Поэтому в качестве примера хочу привести интереснейшую  историю  как восприятие человека меняется с течением времени и как мы привыкаем к определенным практикам, которые, даже если они оказались «неправильными», все равно кажутся «правильными».

На первой фотографии представлены два снимка лошадей во время бега. Одна, которая в течении многих столетий изображалась художниками на многочисленных картинах, а вторая реальная как действительно лошади бегают. Отличие поразительное.

Эдверд Мейбридж  родился в 1830 году и эмигрировал из Англии в Соединенные Штаты в возрасте 20 лет, проведя время в Нью-Йорке, а затем отправился на запад, в Сан-Франциско, чтобы начать карьеру в издательском деле и книготорговле. В начале 1860-х годов, возвращаясь в Англию за книгами, Мейбридж попал в аварию дилижанса, в результате которой он получил серьезные травмы головы. Он находился в коме четыре дня. В течение трех месяцев после выхода из комы он страдал двоением в глазах, не мог слышать, потерял обоняние и вкус. Он вернулся в Англию, чтобы восстановить свое здоровье  между 1861 и 1866 годами, во время которых его врач рекомендовал «естественную терапию».  Которая включала в себя заниматься активным отдыхом и принимать горячий шоколад по рецептам иезуитов. Поэтому Мейбридж занялся фотографией, чтобы больше время проводить на воздухе.

В 1867 году он переехал в Сан-Франциско в 1867 году и начал продавать фотографии долины Йосемити. В 1872 году бывший губернатор Калифорнии и железнодорожный магнат Леланд Стэнфорд попросил Мейбриджа помочь урегулировать пари. На кону  было 25 000 долларов (около 455 000 долларов сегодня). Стэнфорд, владелец скаковых лошадей, занял свою позицию по популярному в то время спору: все ли четыре копыта лошади отрываются от земли одновременно во время галопа или рыси. Стэнфорд встал на сторону сторонников «безопорного транзита» или тех, кто считал, что бегущая лошадь действительно находится в воздухе.

Стэнфорд предложил Мейбриду 2000 долларов, чтобы помочь ему доказать свою точку зрения, и Мейбридж сказал, что это невыполнимая задача. Камеры и пленка в то время улавливали движение только в размытом виде. Мейбриду потребовалось около пяти лет, чтобы получить удовлетворительный снимок бегущей лошади, а этот проект обошелся Стэнфорду примерно в 50 000 долларов. В 1878 году Мейбридж выстроил дюжину камер на одной стороне ипподрома. С другой стороны был построен белый фон. В то время одна экспозиция могла занять несколько минут, но современные камеры Мейбриджа могли сделать все 12 кадров менее чем за полсекунды.

За 20 минут скачек мимо камер Мейбридж разработал все 12 пластинок, что позволило им увидеть детали, которые глаз не мог обнаружить на такой высокой скорости. Стэнфорд действительно был прав, и Мейбридж подготовил почву для изобретения кинофильма, которое произошло почти десять лет спустя. Результаты были представлены журналистам и сразу же признаны критическим прорывом.

Мейбридж и Стэнфорд в конце концов поссорились, и последний хотел присвоить себе лавры  изобретателя так как финансировал его проект. Но Мейбридж продолжил  работать в другом месте и за десять лет снял один из первых кинофильмов с использованием «зоопраксископа». Но вот в чем дело: многие люди поначалу не поверили Мейбриду и Стэнфорду. Или, точнее, они  «не хотели» этого делать. Много столетий художники изображали скачущих лошадей в красивой позе с вытянутыми вперед ногами.  Это может показаться нам странным, даже комичным, но именно такими скачущие лошади всегда изображались в искусстве. Даже великий Леонардо да Винчи еще в начале 1500-х годов рисовал лошадей с вытянутыми ногами. То же самое было с шоколадом, если бы Аристократам  XVII века сказали, что для детей в качестве десерта дают шоколад.

Без помощи фотоаппарата людям просто приходилось угадывать, как выглядит лошадь на полном скаку. Но, как доказал Мейбридж, лошади полностью находятся в воздухе только тогда, когда их ноги находятся прямо под телом, и ни в коем случае ноги лошади  не могут  быть полностью вытянутыми.

Но несмотря на это многие столетия живописи  говорили об обратном, людям это казалось «неправильным».  Лошади были обычным явлением в европейской геральдике. И там они изображались с вытянутыми вперед ногами. Эмоционально это выглядит очень красиво. 

Даже почтовое отделение США, созданное в 1792 году и распущенное в 1971 году, имело своим символом движущуюся лошадь — курьера. Учитывая, что люди так привыкли видеть это, мы, возможно, сможем понять, почему за пределами научных кругов к фотографиям Мейбриджа относились с недоверием.

Так же как сейчас, когда я рассказываю людям, что мой шоколад предназначен для улучшения здоровья людей. Однако, Ученые из Университета Кембриджа сообщили о создании шоколада под названием Esthechoc, обладающего омолаживающим эффектом. На его разработку было затрачено сорок семь миллионов фунтов стерлингов.  Исследователи провели клиническое исследование с участием добровольцев в возрасте 50-60 лет, которым предложили ежедневно съедать по кусочку от 30-50 грамм шоколада на протяжении 3-4 месяцев. В результате у участников улучшился приток крови к коже и уменьшились воспалительные процессы. По словам ученых, с точки зрения биомаркеров кожи, показатели вернулись к уровню 20-30-летних людей. Даже, когда я показываю свою кожу на руке, которая выглядит как у молодого человека возраста 20-30 лет большинство людей  не убеждает в эффективности действия моего шоколада. Вот что значит  сформированное общественное мнение! А теперь вернемся к удивительному открытию Мейбриджа.


Другой пример — исторический жанр конных портретов — королей, дворян и генералов верхом на коне. А еще были батальные сцены, еще один популярный жанр, в котором часто использовались лошади.  Или джентльмены просто пошли покататься с собаками.

Особенно в XIX веке, когда скачки стали популярным видом спорта, число изображений лошадей быстро возросло.

Они были повсюду. И вот эта версия о движущихся лошадях, пусть и ложная, закрепилась в сознании людей как единственно верная.  Даже когда новые фотографические доказательства подтвердили точность открытия Мейбриджа, общественность не спешила его принять.

Вся эта история стояла за «неправильной» версией лошадиного галопа, и в начале 1900-х годов лошадей все еще рисовали по-старому.  Даже в 1888 году, спустя целое десятилетие после того, как была выпущена первая серия фотографий Мейбриджа, такие вещи, как этот альбом успешных британских и американских скаковых лошадей, все еще изображали их так, как предпочитала публика, в более «изящной» манере.

Действительно, самое интересное в реакции общественности то, что она считала эту «научно правильную» версию менее изящной и неуклюжей. Но для нас, более века спустя, сейчас верно обратное — эти вытянутые лошади выглядят довольно глупо.  Это лишь один пример взаимодействия искусства, эмоций  и технологий, а также один из множества способов влияния фотографии на искусство. И история о том, как восприятие меняется с течением времени, как мы привыкаем к определенным практикам, которые, даже если они оказались «неправильными», все равно кажутся «правильными». Тоже самое и шоколадом. Учёные из Кембриджа и я доказали, что шоколад может эффективно улучшать здоровье людей. Но общественное мнение настолько изменили за последние сто пятьдесят лет, что 99.999% людей шоколад воспринимают как сладкий десерт. 

Тем не менее, интересно задаться несколькими вопросами.   Изображаем ли мы что-нибудь «неправильным» в настоящее время или едим продукты питания, которые многие веков считались очень полезными для здоровья людей, а сейчас применяются в качестве обычной добавки.  Что является нашим эквивалентом скачущей лошади и питания для улучшения здоровья?