Чудо-дерево. Притча

Ирина Вайзэ-Монастырская
  Жил-был человек, который вечно находился в поиске самого прекрасного дерева. Много лет странствовал он по белу свету, исходил пешком чужие земли, переплывал океаны, видел чудесные сады с экзотическими растениями, любовался и восхищался ими, но с горечью понимал, что самого прекрасного дерева так и не нашёл. Из-за этого он постоянно чувствовал недовольство жизнью и томился в ожидании чего-то лучшего.

Однажды на своём пути встретил он такого же странника, идущего ему навстречу. И хотя был тот грязным и босым, но свет радости, которым светился его взор, сразу привлёк неугомонного искателя.

— Приветствую тебя, незнакомец! — сказал человек. — Чему ты так рад? Ты, верно, голоден и устал с дороги, но видится мне, как ты паришь над землёй от счастья. В своём ли ты уме?

Взглянул на него босоногий путник и рассмеялся.

— Слава Богу, я ещё в своём уме! Я просто очень счастлив, потому что нашёл то, что искал и теперь возвращаюсь домой. А то, что с пустыми руками, так это не беда. Благодаря своим глазам я найду дорогу к своему дому, благодаря своим ногам, я дойду, благодаря своим рукам, я смогу заработать себе на хлеб и одежду!

— А что же ты нашёл, странный человек, ведь ты не имеешь даже пустой котомки за спиной и руки твои пусты?

Не переставая улыбаться, встречный отвечал:

— Всю жизнь искал я самое чудесное дерево!

— Так и я ищу самое чудесное дерево! Неужели ты нашёл его?

— Нашёл!

— Как же оно выглядит? — нетерпеливо воскликнул человек и глаза его заблестели.

Незнакомец задумался и произнёс:

— У меня нет слов, чтобы описать его! Такой красоты я никогда ещё не встречал! Ты должен сам его увидеть, чтобы понять, как оно прекрасно!

— О, как же я мечтаю увидеть это самое прекрасное дерево! Ведь и я всю свою жизнь ищу его! Скажи, где оно?

Но странник покачал головой.

— Я думаю, ты не увидишь его. Ты, наверняка, пройдёшь мимо, не оценив его по достоинству.

И человек удивлённо воскликнул:

— Но ты же увидел его! Почему же я не увижу?

Тот пожал плечами.

— Может, и увидишь, если повезёт…

Но человек не унимался. Он понимал, что эта встреча не случайна и, должно быть, это была его последняя надежда осуществить свою мечту.

— Прошу тебя, укажи мне путь к нему! — он протянул свой мешок незнакомцу и взмолился: — Я отдам тебе за это весь свой хлеб и вино, которое у меня есть.
Путник был очень голоден, но согласился не сразу. Взяв мешок с продуктами, он кивнул.

— Хорошо. И я так же когда-то отдал свой последний кусок хлеба… Всё возвращается сторицей…

— О чём ты? — непонимающе смотрел на него человек. Он думал теперь только о чудесном дереве и был готов отдать за эту удачу всё на свете.
Но незнакомец предложил:

— Тебе предстоит тяжёлый путь. Давай поедим вместе перед дорогой.

Они сели прямо на траву и начали есть. Вернее, ел только проголодавшийся незнакомец, а у потерявшего терпение человека пересохло во рту, и он не мог проглотить ни крошки. Его сердце трепетало в ожидании чуда.

Наконец, довольный путник, поев, махнул рукой позади себя и сказал:

— Тебе надо идти прямо и прямо, не сворачивая. Может день, может два. На этой дороге других деревьев нет, поэтому не ошибёшься. И когда кончится дорога, ты придёшь к глубокому обрыву. Там, у самого его края и растёт чудо-дерево.

Человек тут же вскочил и, не говоря ни слова, собрался идти.

— А поблагодарить? — удивился незнакомец.

Тот обернулся и раздосадовано отвечал:

— Разве мало того, что я отдал тебе всю свою еду?

— Ты поделился со мной тем, что не принадлежит тебе.

— Как это не принадлежит? Это было заработано моими руками! — возмущённо закричал человек, уже сомневаясь в правдивости слов встречного.
 
Но тот вздохнул и покачал головой.

— Если ты не умеешь благодарить, ты не увидишь дерева.

— Что за чушь ты несёшь, несчастный? Или ты насмехаешься надо мной? И, наверное, этого дерева вовсе не существует? Скажи, ты обманул меня, чтобы утолить свой голод? Я ведь мог бы и так поделиться с тобой!

Человек схватился за голову, от обиды чуть не плача, но незнакомец встал и твёрдо сказал:

— Я ни единым словом не обманул тебя. Но повторяю ещё раз. Если ты не умеешь благодарить, ты не найдёшь своего дерева. Твои чувства сейчас далеки от благодарности. Но я прощаю тебя. У меня свой путь. У тебя — свой. Я счастлив, что увидел чудо-дерево, а увидишь ли ты, не знаю. Я просто хотел тебе помочь.
Незнакомец прошёл мимо, больше не оглядываясь.

Человек долго стоял в нерешительности, но внутренняя сила, зовущая к мечте, взяла своё, и он двинулся в путь, указанный незнакомцем.

Он шёл целый день. Он очень устал, проголодался, но еды уже не было, и он приуныл, снова начиная колебаться, стоило ли верить незнакомцу. К счастью, судьба подарила ещё одного путника, идущего ему навстречу.

Человек сразу бросился к нему с вопросом:

— Скажи мне, незнакомец, откуда ты идёшь? И видел ли ты на своём пути чудо-дерево?

Тот внимательно посмотрел на человека и радостно закивал головой, но не проронил ни слова. Человек недоумённо переспросил ещё раз. Незнакомец просиял ещё больше и закатил глаза к небу, разводя в стороны руки.

— Ты что, глухонемой? — хмуро спросил человек.

И встречный путник подтвердил это, размахивая руками.

— Понятно… — человек расстроенно запричитал. — Должно быть, ты не видел прекрасного дерева, ведь ты не можешь благодарить!

Но незнакомец покачал головой и рассмеялся, жестикулируя руками. Он махнул на дорогу позади себя и блаженно улыбнулся.

— Значит, первый, просто издевался надо мной и слова благодарности тут ни при чём! Какие же нехорошие люди встречаются мне! — негодовал человек. — Но я всё же пойду туда. Я упрям и готов идти хоть на край света, чтобы увидеть чудо-дерево.
С минуту он раздумывал, стоит ли благодарить этого глухонемого, раз он всё равно не услышит слов благодарности. Но поразмыслив, поклонился глухонемому и пошёл по дороге дальше.

Второй день был на исходе. Уже совершенно уставший и голодный подошёл он к самому краю каменистого обрыва. Каково же было его разочарование, когда на фоне заката увидел он одиноко стоявшее дерево. Оно было совершенно некрасивым, даже безобразным. Его ствол хоть был и широк, но был прогнившим, его скрюченные ветви были покрыты редкими сухими листьями, его корявые, огромные корни выступали между камней и пугали своей узловатой формой.

И, увидев это, незадачливый человек схватился за голову, ругаясь и сетуя на судьбу, пославшую ему обманщиков на пути. Долго кричал он от злобы и досады, бросая свой недовольный взгляд на уродливое дерево.

И вдруг, откуда не возьмись, послышался ужасный свист. Это был ветер. Он нёсся к обрыву с такой силой, что казалось, был способен снести всё на своём пути. И не успел человек ничего сделать, как поднял его ветер словно пушинку и сбросил с обрыва. И сразу же начался проливной дождь.

— Мало того, что я не увидел дерева своей мечты, так ещё и погибну здесь, вдали от людей от голода и ран. Почему эти мерзавцы обманули меня?! Почему мне всегда так не везёт в жизни?

Он попытался вскарабкаться, хватаясь за выступы в скале. Но склон был отвесным, и мокрые камни скользили под ногами. Он сорвался и вновь упал, больно ударившись и исцарапав всё своё тело. И сколько он ни пытался, он уже не мог подняться наверх.
Ветер пронёсся дальше, а человек, упавший на дно глубокого ущелья, горестно заплакал. Но уже не от злобы, а от страха, боли и бессилия. Долго лежал он неподвижно, истекая кровью и страдая. Из земли бил холодный ручей и, когда начала прибывать вода, она быстро заполняла всё ущелье.  А дождь всё лил и лил. Умирающий человек беспомощно дрожал, ощущая безнадёжность своего положения. Никогда раннее не чувствовал он такого отчаяния и жалости к себе, как в эти последние часы своей жизни.

Но вдруг он почувствовал, будто кто-то касается его головы. Он поднял испуганный взгляд и увидел над собой длинные узловатые корни старого дерева. Прямо у него на глазах они прорастали сквозь каменистую почву, пока не достигли дна обрыва. Неуверенно протянул он руки к самому толстому и крючковатому корню, за который можно было надёжно уцепиться, и схватился за него. Корень дерева даже не скрипнул под тяжестью человеческого тела. И тогда несчастный, израненный и разочаровавшийся в жизни человек начал всё смелей и уверенней подниматься вверх, прочно удерживаясь за шишковатые корневые выросты и стараясь больше не смотреть вниз, где ручей уже превращался в бурный речной поток, и где его ожидала неминуемая погибель.

Человек поднимался всё выше и выше, всё ещё не веря в своё возможное спасение, а в его груди сердце билось от радости, и слёзы счастья заливали лицо. Уже с невыразимой любовью смотрел он на склонённое к земле, точнее согбенное от многолетних трудов дерево. Не думая о себе, всю энергию направляя на то, чтобы взрастить мощные узловатые корни, оно спасало людей, упавших в пропасть.

Человека бросало то в жар, то в холод от стыда и осознания своего малодушия. Пока он поднимался, он начинал осознавать, что придавал большое значение несущественным мелочам в своей жизни, а нечто важное не замечал.

Уже окончательно обессиленный, но совершенно счастливый, пополз он по траве к стволу старого дерева и обнял его, рыдая и не в силах произнести ни слова. А в мыслях звучало только одно: «Благодарю! Благодарю! Благодарю!» И тогда он вспомнил грязного босоного путника и только сейчас понял смысл его слов. И пожалел о том, что злился на него вместо того, чтобы прислушаться и отблагодарить от души за добрые наставления.

Человек опустил голову и не заметил, как погрузился в глубокий и безмятежный сон. Несмотря холод и проливной дождь, он крепко и спокойно спал, чему-то ласково улыбаясь.

Был уже ясный, солнечный день, когда отдохнувший скиталец проснулся и поднял голову, потирая глаза. Он радостно вскрикнул, рассматривая дерево, величественно стоявшее перед ним, и не мог отвести взгляда. Оно было таким великолепным!!!


Октябрь-ноябрь 2023 г.