Начало

Виктор Усачёв
    В следующем 2024 году будет пятьдесят лет как наш отряд имени 17 съезда ВЛКСМ, куда входила и наша ленинградская делегация, перелетел на вертолётах из Усть-Кута на место будущего посёлка Звёздный. Прошло с той поры уже не одно десятилетие и многих, кто жил и работал там вместе со мной, уже нет на этом свете. И чтобы не исчезли они окончательно из памяти людей я и решил опубликовать свои дневники, записи в которых делал ежедневно несколько лет подряд. Я ничего не стал изменять в текстах, потому что это мысли и поступки СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА. Уже нет той страны, нет и многих моих друзей, товарищей и только по-прежнему непривычно слышать в обращении слово ГОСПОДА. Моему поколению, кто начинал строить БАМ, уже достаточно много лет. Но мы не роботы и, конечно, какие-то изменения, сообразно времени, произошли и в нас. Но очень надеюсь, что такие понятия как честь, совесть и долг ещё остались высшим критерием отношений.
Начало
Сейчас мало кто помнит весну 1974 года, когда 27 апреля от перрона Ярославского вокзала в Москве отошёл скорый поезд, в котором находился отряд имени 17 съезда ВЛКСМ, состоящий из делегаций республик и крупных городов Советского Союза. И ехали они на неизвестную тогда стройку под названием Байкало-Амурская магистраль или коротко БАМ.
Молодёжи сегодняшнего времени уже трудно, а может быть даже невозможно понять, зачем и почему мы уезжали из дома преодолевать трудности, неустроенность быта и суровые климатические условия Сибири.
Отряд 17 съезда ВЛКСМ
Виктор Усачёв
Нам дарили цветы при встрече,
Они были на всём пути.
Говорили мы даже речи,
Обещали вперёд идти.

Время шло и забыли люди,
Что был БАМ, и была весна.
Только мы ещё помнить будем,
Стройку века от Усть-Кута.

БАМ построим, и рельсы лягут,
Медью труб отгремит салют.
Только что через годы скажут,
Наши песни ещё споют?

В то далёкое время в нашей стране открывалось много различных строек, куда отправлялись отряды комсомольцев. Так что и мне захотелось принять участие в какой-нибудь из них, и о своём желании я сказал Серикову Юрию Ивановичу, заведующему организационным отделом горкома ВЛКСМ города Выборга и мне обещали путёвку на одну из строек. Я и приезжал сегодня напомнить о себе и своей просьбе, но мне сказали, что пока ничего нет, и я ушёл на вокзал. До отправления поезда было ещё достаточно времени, и я, остановившись на ступеньках железнодорожного вокзала, огляделся. День был пасмурный, но тёплый, и жизнь вокруг шла своим чередом. Попробовал представить, что станет потом, когда уеду? Обидно, но ничего не изменится: люди, дома, небо – всё останется прежним, не будет здесь только меня. В таком состоянии грусти я и находился, когда увидел Серикова, который быстрым шагом направлялся в мою сторону. Он тоже заметил меня и, взмахнув рукой, заспешил ещё больше.
– Думал, не успею, – сказал он, подойдя ко мне. – Ты только ушёл, и пришла телеграмма из ленинградского обкома комсомола. Срочно набирают группу на стройку в Сибири и от нашего города нужен один человек. А ты у нас как раз подходишь по всем данным. Только это очень далеко, ты, согласен?
– Конечно! И чем дальше, тем лучше.
– Будете железную дорогу строить где - то возле Байкала. Не передумаешь?
– Нет, не передумаю.
        Если сказать, что произошедшее в последующие дни не произвело на меня никакого впечатления, будет не правда. Потому что не каждый день приходится быть в центре событий, когда всё воспринимается, как сказка, о которой можно только мечтать. Но, всё по порядку: 12 и 19 апреля все кандидаты в отряд на строительство железной дороги у Байкала приезжали в Ленинград, чтобы сверить документы и ответить на ряд обязательных вопросов. Никто из нас ещё не был уверен в том, кого выберут, и это вызывало некоторое волнение. Но, наконец, списки и день отъезда утвердили. Вначале предполагалось, что в группе будет 15 человек, но организаторы пошли навстречу единственной девушке, Нине Филатовой, покорившей всех своей настойчивостью, и огромным желанием быть с нами. Мы были только малой частью отряда, который окончательно должен быть сформирован в Москве, на 17 съезде комсомола. 
И вот 23 апреля в 00ч.30 минут наш поезд плавно отошёл от перрона Московского вокзала. Нас никто не провожал. Да, и с чего бы? Обычное дело: кто – то куда – то поехал, не более того. Так было до нас и будет после. Правда, не всем случается ехать с сопровождающим от ленинградского обкома ВЛКСМ, каким был у нас Борис Матвеев.
И вот имена тех, кто в этот вечер начинал свой путь в неизведанное под названием БАМ:
1) Алиев Александр.
2) Алёхин Юрий.
3) Буров Юрий.
4) Гришин Валерий.
5) Крыгин Владимир.
6) Кужель Евгений.
7) Лозовой Владимир.
8) Мартынов Геннадий.
9) Охонский Валерий.
10) Плотников Сергей.
11) Просенюк Валентин.
12) Путюнин Игорь.
13) Полосухин Анатолий.
14) Усачёв Виктор.
15) Филатова Нина.
16) Фёдоров Анатолий.