014 Громада Прикаспийской низменности Большой Богд

Виорэль Ломов
Раздел 1 Россия

014 Громада Прикаспийской низменности — Большой Богдо (Россия)

Гора Большой Богдо в Ахтубинском районе Астраханской области России — самая высокая точка Прикаспийской низменности (149,6 м над у.м., 171 м над уровнем соленого озера Баскунчак, расположенного с северной стороны горы). В озере Баскунчак добывают 80 % чистой соли (99,8 % NaCl) в России. Большой Богдо представляет собой край купола соляной глыбы, на которой также находится в углублении и озеро Баскунчак. Основание этой глыбы уходит в землю на глубину 6 км, а высота соляного купола увеличивается на 1 мм в год. Богдо изрезан балками, провалами, карстовыми воронками, пещерами, каменными нишами, столбами, карнизами. Гору называют «поющей» — из-за звуков, издаваемых в ветреную погоду «сотами» — системой сообщающихся пещер на южном склоне. Богдо располагается на территории Богдинско-Баскунчакского заповедника площадью 573 кв. км (1997 г.). На вершину проложено несколько эколого-туристических маршрутов восхождения. Гора Большой Богдо — священное место для буддийских паломников.

«Громада» в заголовке написана не ради красного словца. Большой Богдо, по сравнению с 6—26-метровыми холмами Прикаспийской низменности на территории Астраханской области или с 37-метровой горой (sic!) Малый Богдо в 40 км от него в Казахстане, действительно — огромная гора. Да и официально Большой Богдо считается единственной горой естественного происхождения в Прикаспийской низменности.

Большой Богдо мал, да удал. В нем столько тайн, что иной «восьмитысячник» позавидует. Взять хоть эту: при подъеме на вершину воздух становится не прохладнее, а теплее — из-за температурной инверсии, когда более холодный воздух скатывается по склонам горы вниз. А почему бы не пересмотреть высоту Богдо? Если мерить ее не от уровня моря или озера Баскунчак, а от основания соляной глыбы, что вполне естественно, Богдо сразу же переходит в разряд «шеститысячников».

Богдо с монгольского и калмыцкого означает «Святой». Далеко не все горы могут похвастать такой честью. Для буддистов это вообще сакральное место, обитель самого Будды. По преданиям, гора была освящена Далай-ламой, пораженного тем, что Богдо чрезвычайно походила на лежащего на боку Будду. Калмыкам, правда, гора напоминала лежащего льва — они даже называли ее Арслан-Ола — «Лев-гора».

В калмыцких же легендах сохранилась история «появления» горы в этом месте. Повелел Далай-лама двум монахам-калмыкам, молодому и старому, перенести Богдо с берегов Урала (варианты: с Алтая, Тянь-Шаня) на Волгу. Долго несли монахи гору, совсем мало до Волги осталось, и тут на беду встретилась им красавица. Увидел ее молодой монах, загляделся и забыл, что гору несет. Гора и придавила его. До сих пор краснеет восточный склон от пролитой крови. Узнал Далай-лама, что не донесли гору до Волги, пришел на Богдо, сел на ее вершине и заплакал. И столько пролил он слез, что образовалось озеро Баскунчак, да не простое — в нем сегодня ежегодно добывают до 5 млн т соли, а оно неисчерпаемо. Все старые выработки полностью восстанавливаются за 6 лет. Точно, без Далай-ламы не обошлось. Кровавый же цвет склону дает красная глина, некогда выброшенная на поверхность из недр земли.

Для живущих в этих краях калмыков гора всегда была священным местом, ориентиром, обителью добрых духов и преградой злым. На Богдо калмыки проводили обряд «ова тякхе»: посвященный Цаган Ааве (Белому старцу), которому приносили в дар шкуры овец, сладости, ленты… Белый старец гарантировал дарителям здоровье и долголетие, изобилие и счастье.  По преданиям, Цаган Аав был везде и нигде, «приходил из ниоткуда и уходил в никуда». На табличке в Богдинско-Баскунчакском заповеднике указана интересная подробность: «Одно из поверий называет Белого старца покровителем сайгаков. Запрещалось стрелять в сайгаков, если они стоят группой: тогда их доит Белый старец». Еще 100 лет назад на вершине Богдо располагалось изваяние Белого старца и буддийское обо — куча из камней, которую паломники трижды обходили по часовой стрелке, разбрызгивая молочную (архи) или обычную водку.

Ученые выяснили, что 7—17 тыс. лет назад Прикаспийская низменность была дном холодного Хвалынского моря, предшественника Каспия, а Богдо был островом, на котором сегодня уцелели некоторые реликтовые и эндемичные представители флоры и фауны.

Первые исследования горы предпринял в 1769 г. немецкий натуралист на русской службе Императорской АН С.Г. Гмелин. Ученый больше 6 лет провел в экспедициях по югу России, во время одной из них под Дербентом он был взят в заложники местным князьком, рассчитывавшим получить за академика выкуп от Екатерины II, и вскоре скончался от болезней и тяжести заключения в возрасте 30 лет. Исследования продолжил в 1774 г. другой немецкий ученый на русской службе — П.С. Паллас. В 1854 г. месторождения серы горы Богдо исследовала экспедиция российского геолога и минералога И.Б. Ауэрбаха. В 1880 г. русский геолог А.П. Карпинский установил, что на горе отмечены слои, относящиеся к триасовому периоду (201—251 млн лет назад). Для палеонтологов Богдо бесценно тем, что это единственное место в Европе, где триасовые осадочные породы, богатые скелетными останками, выходят на поверхность. В 1926 г. совершил первую самостоятельную экспедиция на Богдо будущий учёный и писатель-фантаст 18-летний И.А. Ефремов, посвятивший этому эпизоду рассказ «Белый рог». До Ефремова на вершине Богдо бывали и другие писатели, восхищавшиеся прекрасными видами степи и озера: Я. Потоцкий, А. Дюма-отец, В. Хлебников.

Летом на территории, где расположена гора, очень жарко, сухо и солнечно — как в настоящей пустыне. Зимой же температура опускается до -15 ;С мороза, а склоны и вершина Большого Богдо покрываются белоснежным снегом.

Веками, тысячелетиями на горе растут: полынь (белая и черная), ковыль перистый, подорожник, ревень татарский, боялыч, тюльпаны (Шренка, Биберштейна, скифские, двуцветковые), климакоптера (пьянковия), василёк Талиева, смолёвка Гельма и т.д. Обитают ежи — обыкновенный и ушастый, белозубки — малая и белобрюхая, полевки и тушканчики, полозы — сарматский (Паласса) и желтобрюхий. Кстати, желтобрюхий полоз — самая крупная, двухметровая змея Европы. И самая страшная — в том смысле, что любит стращать. С шипением желтобрюх прыгает на любого, кто стоит на его пути. Несмотря на то, что полоз неядовитый, пастухи суеверно боятся его. По поверьям, полоз сбивает быка или лошадь с ног, а если ему не понравится пастух, он сворачивается в кольцо и катит за перепуганным человеком по степи. Заглядывают на гору антилопа-сайгак и степной волк, барсук и заяц. Встречаются на Богдо единственный вид млекопитающих, занесённых в Красную книгу России — перевязка (перегузка), небольшой хищный зверёк из семейства куньих, а также пискливый геккончик, живущий только на Богдо, обнаруженный Палласом. В небе кружат степные орлы-могильники и орланы-белохвосты, а на них глядят из гнезда, устроенного прямо на земле, птенцы другого хищника из семейства ястребиных — курганника.