Панфантоматика

Эспри Де Лэскалье
Слово «Фантоматика» придумал Станислав Лем, имея в виду, некие фантомные ощущения и переживания, которые можно вызвать в нашем сознаиии воздействием «извне». Как пример можно привести опыты доктора Хозе Дельгадо, вживлявшего электроды в определённые отделы мозга животных и людей и затем электростимуляцией через эти электроды вызывавшего некие фантомные ощущения и поведенческие реакции (См. Его книгу «Мозг и сознание» и мою заметку с тем же названием).

Я же в этой заметочке буду говорить о другой «фантоматике» – о фантомных зарядах в веществе, продолжая и развивая мысль о них, высказанную впервые в заметке «Брауновское движение»
(9 VI 2017).

Фантомные заряды – это некие спонтанные флуктуации электромагнитного поля атомов, которые возникаеют из-за движения электронов по орбитам и на короткий миг в одной части объёма атома оказывается больше электронов, чем в другой. Затем ещё в другой части объёма атома опять возникает «сгущение» электронов, а где-то – их «разряжение». Для наглядности их можно представить себе в виде вспышек света в темноте в одних местах  и «сгущения тьмы» в других местах от некоторого количества вращающихся вокруг тёмного шарика светлячков.

Постучалась на днях в башку ещё одна сверхзавиральная идея о том, что такие фантомные заряды, возможно, возникают и на СУБатомном уровне, в ядре!
Там тоже есть какое-то движение протонов и нейтронов и это движение может  создавать некие НЕРАВНОВЕСНЫЕ зарядовые концентрации в разных частях ядра.
Ну, и что будет. если даже допустить такое?
А то, что такие спонтанные фантомные (возможно. не только ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ, а и МЕЗОННЫЕ) заряды внутри ядра могут «проделывать дырки» в запирающем потенциальном барьере ядра, не дающем частицам вылететь из него. Они делают то же, что и фантомные заряды в явлении термоэлектронной эмиссии: Своим полем ослабляют на миг в неком месте  потенциальный барьер, мешающий электронам покидать металл, или, возникая между электроном и барьером, просто ускорять его до энергий, достаточных для преодоления запирающего слоя.
Этот эффект следовало бы проверить экспериментально: Каковы энергии термоэлектронов? Близки  к обычным, «внутриметаллическим» или  схоже с фотоэффектом с энергиями, бОльшими работы выхода?
Если допустить, что и в ядре деется нечто похожее, то это сразу объясняет альфа-и-бета-распад и спонтанную эмиссию нейтронов. Так что, может быть, эти фантомные заряды в ядре способны «открыть дырки» и для  нейтронов.
Если эта идейка имеет под собой некую рациональную основу, то интересно было бы связать ядерные фантомные заряды с атомными. Есть ли корреляция между ними? Если есть, то  это сразу объясняет ряд явлений в атомных спектрах (сверхтонкая структура), в которых проявляется влияние ядра на движение электронов по орбитам, внутреннюю конверсию электрона, эффект Оже, К-захват  и многое другое.

Вновь, это всего лишь очередная завиральная идея, пришедшая в голову, но, возможно, в ней есть и рациональное зарно.
Она нисколько не противоречит существующей теории просачивания через потенциальный барьер частиц с разной массой.
В квантовой механике масса частицы приобретает дополнительное значение: Быть не только  МЕРОЙ ИНЕРТНОСТИ тела, но и быть МЕРОЙ ВЕРОЯТНОСТИ просачивания через потенциальный барьер.
Скажем, для массивной альфа-частицы (ядра гелия)  вероятность её вылета из ядра на много порядков меньше, чем та же вероятность для «лёгкого» электрона, который примерно в пять с половиной тысяч раз менее массивен, чем ядро гелия. Её (альфа-частицы) движение  медленней, чем лёгких частиц, и поэтому вероятность выйти через «дырку» в потенциальном барьере  тоже меньше.

Faciant meliora potentes.
28 X 2023