О природе сознания

Василевич Анатолий
Природа сознания была предметом анализа, объяснений и дискуссий философов, теологов и ученых на протяжении тысячелетий. Некоторые философы утверждают, что сознание — это иллюзия, и наука никогда не сможет его осмыслить. Однако большинство учёных принимают сознание, как данность, и стремятся понять его связь с объективным миром, описываемым наукой.

Несмотря на все усилия, сознание остается сложным и загадочным феноменом, который продолжает изучаться и пониматься с различных позиций.

Сознание в своей простейшей форме — это осознание внутреннего и внешнего существования. Оно включает в себя все, что вы испытываете, например, мелодию, застрявшую в вашей голове, сладость шоколадного мусса, пульсирующую зубную боль, неистовую любовь к своему ребенку и горькое осознание того, что рано или поздно все чувства закончатся. Но в основе сознания лежит ощущение себя, как чего-то отличного от всего другого.

Здесь я хотел бы поделиться своими соображениями на тему природы сознания. Другими словами, я пришел к выводу, что без сознания в той или иной форме не могут существовать даже простейшие организмы. Мне кажется логичным, что в каждом организме должен быть заложен механизм, который позволяет ему четко различать, где начинается “свое” и где кончается “чужое”. Это обеспечивает безопасность организмов и является основой их механизмов самозащиты и выживания в сложных условиях.

Обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что все в нашей вселенной состоит из одинакового набора атомов и молекул. И мы с вами не являемся исключением. Мы часто забываем об этом, поскольку живем в мире, созданном (вероятно) нашим сознанием в результате (вероятно) эволюции. Мы почему-то можем отличить поверхность стола от скатерти, которая его покрывает, хотя в действительности (см статью "О Реальности и Действительности") они построены из одинаковых молекул.
Атомы и молекулы живут (вероятно) своей жизнью, подчиняясь законам квантовой механики. Сами по себе они вряд-ли нуждаются в сознании или в разуме. Но структуры, которые они образуют – окружающая нас среда и мы с вами, не могут существовать без  того, что мы называем сознанием.
В противном случае, например, при недостатке питательных веществ, организмы стали бы питаться, поедая самих себя. Известно, что ни кошки, ни собаки не станут грызть свой хвост даже при сильном голоде.

Для того, чтобы исключить подобное, организм должен четко понимать (осознавать), где начинается и где  заканчивается свое “Я”. Боль, которая выполняет функцию тревожного сигнала, должна быть как-то связана с "Я". Это подразумевает существование сознания в той или иной форме.

Понятия “Я”,  “Не я" и “Свой-чужой” известны всем, от вирусов до высших существ. Можно предположить, что механизмы и уровень развития сознания может (и должно) отличаться от организма к организму.

Это не означает, что простые одноклеточные организмы обладали сознанием, похожим на человеческое, или хотя бы его подобием. Нужно говорить не о сознании, а его строительных блоках: поведение и элементы обнаружения, обучения и памяти.

Вероятно, у каждого вида живых организмов своя история появления и эволюции сознания. Эволюционные адаптации привнесли большую координацию и гибкость поведения организмов в ответ на раздражители. На самом базовом уровне реакции на стимулы можно охарактеризовать как приближение (например, к питательному веществу) или отстранение (от чего-то вредного или опасного). Поведение более сложных организмов — это, по сути, просто более сложные версии похожих функций.

Фактически, некоторые из генов, участвующих в обучении, одни и те же у сложных животных, что и у простейших, которые представляют собой очень примитивные одноклеточные организмы, лишенные нервной системы и возникшие по крайней мере 1,5 миллиарда лет назад.

Сознание, вероятно, развилось как способ, позволяющий организмам выйти далеко за рамки простого рефлексивного реагирования на стимулы, чтобы иметь возможность реагировать более гибко, более предусмотрительно и запланировано.

Я предполагаю, что сознание возникло вместе с появлением живых организмов как защитный механизм, без которого они не могли бы существовать. Но в таком случае мы должны признать, что сознание имеется у всего живого, от вирусов до человека. Возможно, имеется нечто общее в возникновении и эволюции сознания у различных видов. В наши  дни понимание природы сознания у разных видов все еще ограничено. По этой причине сложно сравнивать и определять уровень сознания среди огромного разнообразия живых организмов. Потребуются научные исследования и поиск доказательств, прежде чем делать обобщения о природе сознания как необходимость защиты, обеспечения безопасности и выживания.

Возможно, имеется нечто общее в возникновении и эволюции сознания у различных видов. В наши  дни понимание природы сознания у разных видов все еще ограничено. По этой причине сложно сравнивать и определять уровень сознания среди огромного разнообразия живых организмов. Потребуются научные исследования и поиск доказательств, прежде чем делать обобщения о природе сознания как необходимость защиты, обеспечения безопасности и выживания.

Наше сознание каким-то образом создает на основе действительности реальную картину мира. Эта картина, которую мы считаем окружающей нас реальностью, очень далека от действительности. Человек, например, способен видеть свет в очень узкой полосе электромагнитного излучения. При этом наш разум способен различать разные частоты, раскрашивая реальный мир в разные цвета. Но в действительности цвет не существует, есть фотоны различной энергии. Возможно, что красный цвет есть признак опасности, а зеленый указывает на наличие растительности и плодов.

В нескольких книгах выдающихся ученых за последние несколько лет использовался эволюционный подход к пониманию сознания. Среди них можно отметить следующие книги:

“The Ancient Origins of Consciousness: How the Brain Created Experience” (2016) Todd Feinberg, Jon Mallatt
“Consciousness Demystified” (2018)  Todd Feinberg, Jon Mallatt
“The Deep History of Ourselves: The Four-Billion-Year Story of How We Got Conscious Brains” (2019) Joseph LeDoux
“From Bacteria to Bach and Back: The Evolution of Minds” (2017) Daniel Dennett
“The Strange Order of Things: Life, Feeling, and the Making of Cultures” (2018) Antonio Damasio
“Rethinking Consciousness: A Scientific Theory of Subjective Experience” (2019) Michael Graziano.