Мусорная еда и попутные аспекты

Николай Игнатущенко
Общение с попутчиками нередко бывает очень интересным. Этот интерес может быть многоплановым. Иногда получаешь новые знания, обогащаешься жизненным опытом, учишься на чужих ошибках. Много чего вдохновляющего можно услышать от соседей по купе, или сидящих рядом с вами в одном ряду самолетных кресел, в салоне междугороднего автобуса.

Часто вспоминаются мама с пятилетним сыночком, которые ехали с нами в одном купе почти сутки. Внешность мальчика напоминала ангелочка с рождественской открытки в лучших классических традициях. Голубые глазки, слегка вьющиеся русые волосы, румяные щеки, пухлые губки. Вместе с тем, мальчик Кеша сразу показал себя с лучшей стороны – вежливо поздоровался, легко познакомился. Очень социализированный ребенок! Правда, весьма непоседливая егоза, но кто из детей его возраста усидит долго на одном месте.

 Мама ребенка спокойно сидела у окна и читала. книгу. Она приветливо ответила на наше приветствие и продолжила чтение.

Поезд отправился в дальнюю дорогу. По коридору вагона пошли торговцы фасованными продуктами, напитками и прочей традиционной дорожной мелочевкой. На рекламу чипсов мальчик живо откликнулся: «Мама, купи чипсы»?

Реакция мамы меня сильно удивила. Видимо это был отзвук длительных и однозначных разборок с ребенком на тему правильного питания. Мама посмотрела на ребенка и твердо заявила: «Это мусорная еда»!

Мама, ну, купи! Они вкусные!

НЕТ! ЭТО МУСОРНАЯ ЕДА!

Мальчик состроил недовольную рожицу. Немного попрыгал на мягкой спальной полке.
Затем стал напевать «веселую» песенку, состоящую из нескольких строк с постоянным повтором.

Мама, ну что ж ты страшная такая накрашенная?
И некрашенная страшная!

Мама спокойно продолжала читать, не обращая внимания на неприятные выкрики маленького хулигана. Мы тоже не обрадовали незадачливого артиста своим вниманием.
Скоро ему наскучило такое выступление и он заинтересовался детскими книжками, лежащими на полке.

Примерно через полчаса поездки мама отложила свое чтение и зашуршала пакетами с дорожным набором питания. Продукты, выложенные на столике купе, могли быть образцом правильного питания в лучших традициях. Запеченная курица, судя по румянцу аппетитной кожицы, явно из домашнего курятника. Птицу дополнили вареные яйца, овощи, фрукты. Завершил дорожный набор небольшой термос с ароматным травяным чаем, как выяснилось чуть позже по приятному запаху напитка, разлитого в дорожные стаканчики. Мама с сыночком с аппетитом принялись за поздний завтрак.
После основательного перекуса соседка по купе предложила нам свободное пространство для нашей трапезы, чем мы с удовольствием воспользовались.

После еды настроение мальчика существенно улучшилось. Он принялся за старую песню, но с новым содержанием.

Мама, ты красивая такая, ненакрашенная!
И накрашенная красивая!

Мама солиста и слушатели восприняли новый вариант песни за замаскированное извинение. По крайней мере «мир» в семье был явно восстановлен. Мама принялась за чтение, а ребенок увлекся своими игрушками и книжками.

Интересный вопрос возникновения понятия «мусорная еда». Это название возникло впервые в США, вроде бы, в 70-х годах. Возникли всякие перекусы в различных упаковках: чипсы, батончики, орешки, газировка в маленькой расфасовке и прочее.
После употребления этих продуктов остается много бумажных и пластиковых упаковок, баночки и стаканчики. Поэтому первоначально возникло прилагательное «мусорная» к этим продуктам по причине засорения улиц и транспорта остатками упаковки. Уже в 90-х годах акценты изменились на внутреннее содержание упаковок.
Тревогу забили медики. Выяснилось, что эта еда не несет ничего полезного для организма, содержит вредные для здоровья компоненты, приводит к ожирению и различным болезням. Особая вредность таких продуктов возникает при их употреблении у детей и подростков.

Мало того, что имеет место негативное воздействие на здоровье подрастающего поколения, так и по мнению специалистов диетологов, у детей возникает привыкание к фастфуду и психологическая зависимость.

Несколько дней назад меня пригласили в школу для проведения беседы по финансовой грамотности ... для учеников четвертого класса. Оказалось, что обязательное преподавание финансовой грамотности с  1-го по 9-й класс закреплено в разработанных новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования. При этом речь идет об изучении «элементов финансовой грамотности» на уроках математики, географии и обществознания.

У меня уже был приятный опыт общения по данному вопросу со школьниками, но в старших классах. К новой аудитории подготовил два основных аспекта – сущность денег и правила бережного обращения с деньгами. Также приготовил вопросы для викторины в конце беседы. Вопросы были с элементами юмористического подхода к финансам.

К моему удивлению дети быстро адаптировались к основным понятиям о сущности денег. Разобрались успешно с вопросом понятия и значения ключевой ставки.
Старался общаться с аудиторией в интерактивном режиме, то есть не только односторонне вещал на аудитории, но и работали по системе «вопрос– ответ». Задаю вопросы, а ученики отвечают. Отвечали весьма и весьма активно. Не всегда правильно, но это даже и не важно. Находили правильные ответы в совместном обсуждении вопросом по теме.

Плавно перешли к вопросу экономии семейных денег. Определили, несколько условно, что деньги это как бы монетизированный труд родителей. Уважаем труд родителей, и не разбрасываемся деньгами!
 Шуточный вопрос аудитории: «Какую песня вы поете, когда приходите с мамой в магазин»?

Дети мгновенно вообразили правильный ответ и мелодию: «Мама, купи, купи, ну купи»!


 -А что купи?
  -Вкусняшки!
  -Какие вкусняшки?

В ответах полный перечень «вредных продуктов». Все перечислили, ничего не пропустили, ничего не забыли.

Сделал паузу на пару минут и рассказал анекдотичную историю, о которой прочитал много лет назад.

Мама с сыном лет 3-4 приходит в магазин. Ребенок увидел чипсы и завел бесконечную песню – мама, купи!

Мама резко отказала – это вредная еда. Мальчик думал недолго, лег на пол в торговом зале, и принялся с воплями «купи– купи», колотить ногами и головой об пол.

Мама тоже не долго думала. Легла рядом с сыночком и в точности скопировала его движения с криками: «Не куплю – это вредно для детей»!

Сыночек мгновенно прекратил свои действия, встал, подошел к маме со словами:
«Мама, вставай, мама, вставай»!
Концерт был окончен. Все успокоились. Зрители разошлись.

Ученики в классе активно похихикали по поводу истории.

Все в классе единодушно осудили поведение мальчика, и... одобрили ответ мамы на притязания сына.

Обсудили один из важных принципов экономии денег в семейном бюджете под условным названием «песок сквозь пальцы».

 Это как в известном анекдоте – пришла бабушка в магазин за хлебушком, набрала полную телегу товаров, говорит: «Хлеб стоит 60 рублей, а куда истратила 1500 рублей никак не пойму»!

Договорились с умными учениками: в магазин ходить только со списком покупок, не ходить голодными (а то много купите), на вкусняшки деньги не разбрасывать, планировать расходы в семье.

Совместно проанализировали список вкусняшек и определили:

-чипсы «мусорная еда»;
 -йогурт покупаем только натуральный со сроком использования не более 7 дней (если срок хранения месяц или 120 дней, то это набор консервантов, крахмала, вредных добавок);
 -печенья или пирожные (как их правильно назвать не определили) со сроком хранения 180 дней не покупаем (да они вкусные, но содержать более 20 добавок, из которых 18 или вредные, или очень вредные, а 2 - просто бесполезные);
  -газировки не покупаем вообще (в стакане колы 25 граммов сахара, причем сладость не в самом лучшем исполнении, это равно пяти ложкам сахара);
внимательно изучаем этикетки товаров (консерванты и добавки «Е» стараемся не покупать).

Был сильно удивлен выбором правильного питания у учеников. Они все правильно понимают! (Не знаю насколько это надолго).

В заключение провел Викторину по итогам обсуждения.

Очень активно все участвовали. Оказалось в итоге, что равные баллы у двух отличников. Судья соревнования, в лице классного руководителя, предложила задать дополнительно вопросы.

Вопрос 1. «Какие виды денег вы знаете» – ответы равнозначные.

Вопрос следующий на «засыпку» – что такое «криптовалюта».

Ответ «отличника номер один» восхитил – очень полный и понятный!
 Претендент получил приз, который лектор принес из своих домашних запасов – плитка полезного, но горького шоколада.

Реакция победителя – я очень люблю горький шоколад!

Вопросы лектора аудитории: «Что вам больше всего понравилось»?

Классный руководитель – ключевая ставка, все поняла!


Ученики – викторина!

Вопрос от аудитории : «А вы к нам еще придете»?

Приложение

 

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) относит к числу основных факторов, негативно влияющих на здоровье человека, глобальное изменение питания в сторону повышенного потребления энергоемких продуктов питания с высоким содержанием жира и сахаров и низким содержанием витаминов, минералов и других питательных микроэлементов и тенденцию к малоподвижному образу жизни.
Для обобщенного названия  таких продуктов используют такое образное определение, как «пищевой мусор» (англ. junk-food  - мусорная еда, сорная еда), «пустые калории».
Изначально название «мусорная еда» относилось к тому, что её массовое потребление приводило к замусориванию территории использованной упаковкой (пакеты, коробки, стаканы) в местах торговли и потребления этих продуктов. Но со временем обнаружилось, что постоянное  быстрое питание «пустыми калориями» приводит к развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта: колитам, холециститам, гастритам,   к ожирению – и определение «пищевой мусор» стал применяться уже и к качеству самих продуктов.
Небольшое количество «пищевого мусора» выводится организмом в процессе самоочищения, но проблема заключается в том, что подобные продукты с низкой биологической ценностью входят в ежедневный рацион многих взрослых и детей.
Это -  картофельные чипсы, сухарики и прочие снэки, фаст-фуд (гамбургеры, хот-доги, кратофель-фри), разнообразные сладкие газированные безалкогольные напитки,  готовая еда быстрого приготовления (лапша, картофельное пюре), сладкие батончики и другие подобные продукты, которые быстро, «на бегу» утоляют голод и обладают выраженным вкусом, ароматом, как правило, за счет использованных при их производстве различных пищевых добавок.
Альтернатива постоянному питанию «пищевыми мусором» есть, и человек сам должен сделать выбор в пользу здоровья. При этом стоит забыть про убеждение, что здоровая и натуральная еда непременно невкусная и пресная. Именно это распространённое заблуждение не позволяет многим людям питаться правильно, ведь они просто не верят в то, что смогут прожить без любимых вкусов.
Чтобы сократить в рационе количество  «пустых калорий» («пищевого мусора») лучше всего найти замену шоколадным батончикам, сладкой газировке, гамбургерам, чипсам и пр., используя свежие овощи, фрукты, питьевую или минеральную воду, кефир и другие кисломолочные напитки, запеченный картофель, каши, в которые для разнообразия вкусов можно добавлять сухофрукты, мед, джем и др., простые блюда из мяса  и рыбы, цельнозерновой хлеб, компоты и морсы собственного приготовления, которые по вкусовым качествам значительно превзойдут газированные напитки. Не подвергайте продукты сильной обжарке, используя такие полезные методы приготовления, как тушение, запекание.
Вспомните выражение: «Ты есть то, что ты ешь»,  и задумайтесь о выборе питания.