Кто ржал и бился? Баратынский? Не верю!

Елена Шувалова
   «… Еще не всё (весьма секретное) 1)  для тебя единого. (Прим. Пушкина.). Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает…» / Письмо П.А. Плетневу, от 9 декабря 1830 года.


    Здесь все не так просто. Все – мистификация. А мы 190 лет читаем именно просто и верим, что навсегда убитый меланхолией после суда из-за  украденной в пажеском корпусе табакерки Баратынский мог так веселиться! 

   
   Посмотрите на портрет и скажите: верите ли вы в такие буйные приступы веселья у этого человека? Лично я – не верю. Пушкин наврал про Баратынского, приплел его ради красного словца, а вернее – ради своей какой-то цели. Известно, что Евгений Абрамович никак не подтвердил и не опровергнул эти слова. О ком же Пушкин пишет? Да о себе! Он сам действительно вполне мог и ржать (от смеха), и биться (от буйной радости), сочиняя эти простые непростые повести! Это то же самое, что «бил в ладоши и кричал: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!». Тогда, в ссылке, ему никто не мог этого сказать, кроме него самого. (Ну, не няня же!).

   В 1829 году, печатая стихотворение «Легенда» («Жил на свете рыцарь бедный…»), Пушкин подписывает его псевдонимом А. Заборский.

   Это мы узнаем из статьи И.З. Сурат «Жил на свете рыцарь бедный»:

   «Поздняя граница черновика определяется благодаря работе Л.Б. Модзалевского, который обнаружил, опубликовал и проанализировал первый беловой автограф первой редакции (так называемый «библиотечный»). Этот автограф с названием «Легенда» и под псевдонимом «А. Заборский» возник, как бесспорно показал Л.Б. Модзалевский, «во всяком случае не позже начала декабря, вернее в ноябре 1829 года»  — стихотворение предназначалось для «Северных цветов» на 1830 год».

  Фамилия «Боратынский» - это тот же «Заборский».  В ней можно увидеть  два корня – «Бор» и «тын», с соединительной гласной «а».
Бор – это хвойный лес.

А тын:

  «Протогерманское * t;n; (" забор, ограда ") сами германцы заимствовали у кельтов, где * dunon - это " укрепление " (сегодня, например, по-ирландски " d;n " - это " крепость "). У нас оно стало " тыном ", а в древнеанглийском превратилось в " t;n ", у которого значение получило развитие: от " ограды " к " огороженному участку ", от " огороженного участка " до " нескольких огороженных домов ", а от них к " деревне " и, наконец, к " городу ". / «Нашему забору двоюродный плетень: этимология ограждений». Яндекс Дзен. Языковедьма.

  «Лесная ограда», «Ограда бора». Красиво. Почему бы нет?
  Да, официально фамилия эта происходит от построенного предком Боратынских – польским полководцем Дмитрием Божидаром – в XIV веке, в Галиции, замка Боратынь, что означает «Бог ратует» или «Божья рать». То есть, получается, что в слове «Бог»  усекается последняя согласная – «г», - получается «Бо», и второй корень – «рат», а «ынь» - это суффикс.
 
  И никакого «тына»! Но ведь Пушкин мог по-разному обыгрывать слова, вовсе не справляясь с этимологическим словарем!

  Ну, а если брать написание фамилии через «а» в первом слоге, - а именно так Пушкин ее и написал (см. письмо к Плетневу), - то «Bar» в переводе, например, с английского, - это пруток, штанга, стержень; арматурное железо.   Железо – забор. Забор из железа. Может быть? Но уже как-то неловко получается, некрасиво. Значит, - неправильно?

  А если…  А если переставить буквы в первой части фамилии – «Бара- »? «Раба»? При чем здесь раба какая-то! А если так: «араб»?..  Да, Пушкин различал арабов и арапов, и даже писал об этом. И все же, в его время арапов еще зачастую называли арабами! Так, Иван Иванович Дмитриев сказал о маленьком Саше Пушкине: «Посмотрите, ведь это настоящий арабчик!», - на что дерзкий ребенок ответил – «Да зато не рябчик!», - намекая на рябоватое (в оспинах) лицо старого пиита.

   И еще: «Бес Арабский» – так, связывая происхождение поэта с его местопребыванием (в Бессарабии), называл его князь П.А. Вяземский в письме А.И. Тургеневу (30.04.1823). Некоторые считают, что сам поэт и был инициатором этого прозвища, а возможно даже и автором самого каламбура.

   Так что, если прочесть «Бара» как «Араб», то получится – «Араб Тынский», то есть – «Араб Заборский»,  он же «А. Заборский», - он же – «Александр Пушкин», или "Араб Пушкин"!

  Что и требовалось доказать.

  То есть, Пушкин был в совершенном восторге от своих прозаических побасенок (сказок)! Но не мог же он прямо сказать «Написал я прозою 5 повестей, от которых я в восторге!». Нескромно вроде как-то. Да и не тот эффект. Другое дело – если Баратынский «ржал и бился». Хотя в это и трудно поверить, глядя на его портрет…

  Но уже почти двести лет пушкинисты пишут о том, от чего же ржал и бился, как молодой конь, бедный, приплетенный к слову в письме к Плетневу, поэт Баратынский!