Таруса городок художественного очарования

Николай Игнатущенко
Таруса – типичный город одноэтажной России. Благодаря примечательной сохранности старинных зданий Таруса внесена в перечень исторических городов страны и имеет статус природно – исторического заповедника.

 Поездка в Тарусу жила в наших мечтах несколько лет. Во всех больших семьях должен находиться человек, который является носителем вируса беспокойства. Этот вирус является весьма живучим, и не имеет никакого противодействия в виде лечебных препаратов. Впрочем, как и все вирусы. Очередным беспокойством было повальное увлечение членов большой семьи произведениями Паустовского К. Г.

Перечитали практически все творения этого замечательного русского и советского писателя, завершили прочтением литературной эпопеей «Повесть о жизни» в 6 книгах. Эту работу Константин Георгиевич писал в течении 18 лет. Книга носит автобиографический характер.

Таруса – город Паустовского. Здесь он прожил 13 лет – с 1955 по 1968 год. Это был выбор писателя: город не должен иметь железнодорожного сообщения, расположен достаточно близко с Москвой, стоять на берегу реки, где можно ловить рыбу, нет комаров и мало дачников.

Семья Цветаевых открыла список дачников города. Марина Цветаева бывала постоянно в доме родителей до 1912 года. Сестра Марины - Анастасия Ивановна Цветаева очень часто бывала в Тарусе. Ее последнее посещение датируется 1991 годом. Список художников, которые жили и работали в Тарусе бесконечный: – Поленов, Крымов, Борисов – Мусатов и многие другие. В Тарусе очень плодотворно в летний период творил великий пианист и композитор Рихтер. Не оставляют своим вниманием город современные российские и зарубежные художники и другие люди искусства.

Мы планировали свою поездку на обширной базе информации и личного воодушевления. Нужно еще упомянуть несколько просмотров телепередач и документальных фильмов, посвященных жителям и дачникам этого старинного города.

Составили план поездки, выбрали подходящую схему транспорта. Решили добираться через Серпухов на электричке, а далее - маршрутка до автостанции Таруса. Воспользовавшись льготой ветеранов труда, оформили бесплатные билеты на скоростной электропоезд «Ласточку». Забронировали номер в гостинице на сутки, приобрели в Москве электронные билеты в музей К.Г. Паустовского в Тарусе.

Дорога была неутомительная. Комфортная «Ласточка», полтора часа пути до Серпухова. Через 10 минут после электрички на вокзале заняли места в полупустой маршрутке, 50 минут поездки по извилистой дороге и мы в Тарусе.
 Вышли из автобуса в центре города, решили спросить дорогу к месту ночлега. Первая женщина, к которой мы обратились, недовольно заявила, что она из Москвы, ничего не знает и только что приехала. Странно, в маршрутке мы ее не видели.

Подошел мужчина пенсионного вида и возраста, который все подробно нам пояснил. В гостинице нас встретила приветливая администраторша, сказала, что номер свободен, можно заселяться. Номер и обстановка нам очень понравились. На столике порадовали взор две бутылочки минеральной воды. Кроме того, в ванной нам приготовили: гель, шампунь, набор для чистки зубов, одноразовые тапочки.

Администратор предупредила, что утром нас ожидает завтрак, входящий в очень бюджетную стоимость проживания. Новая комфортная мебель, телевизор, красивые стаканы и холодильник намекали на приятные впечатления от удобства проживания.

Пункт номер один в программе нашего пребывания – посещение камня на берегу Оки, который был выбран Мариной Цветаевой в качестве надгробного памятника. Но воплощению планов помешал зверский аппетит, который внезапно напал на усталых путников после утреннего кофе в пять утра.

На наше счастье встретили доброго информатора, который ранее показал нам дорогу в гостиницу. На этот раз он был с веселым другом. Друг нам очень с большим чувством пояснил, что сегодня всемирный день учителя и день юриста. Он работал в ментовке 20 лет, а сейчас учит детей в школе юриспруденции, поэтому в кафе нас тоже ожидают вкусные и горячие беляши.

Беляши были восхитительны. Напомнили наше счастливое детство! Горячие и сочные со щедрой начинкой настоящего мясного фарша. Беляши стоили 65 рублей. и после горячего чая с лимоном, который стоил чуть дороже беляшей, нам стало тепло на душе.

На набережной реки Ока наше внимание привлек памятник Марины Цветаевой.
Памятник Марине Цветаевой был установлен в Тарусе накануне ее дня рождения в 2006 году. Архитектором и инициатором установления монумента выступил Борис Мессерер. Скульптура выполнена Владимиром  Соскиевым.

Памятник установлен на небольшом возвышении спиной к излучине реки Ока. Вид, конечно, очень красивый! Привлекают внимание босые ноги поэтессы на монументе.Представляется, что такая идея принадлежит мужу Ахмадулиной архитектору памятника Борису Мессереру. Очевидно, переплетение с выразительным и душевным стихотворением Марины.
Марина Цветаева

«Простите Любви - она нищая!»

 Простите Любви - она нищая!
У ней башмаки нечищены,
- И вовсе без башмаков!
Стояла вчерась на паперти,
 Молилася Божьей Матери,
- Ей в дар башмачок сняла.
 Другой - на углу, у булочной,
 Сняла ребятишкам уличным:
 Где милый - узнать – прошел.
 Босая теперь - как ангелы!
 Не знает, что ей сафьянные
 В раю башмачки стоят.

30 декабря 1919, Кунцево — Госпиталь

Постояли несколько минут у памятника, обошли много раз вокруг монумента. Наверное трудно было бы выбрать более подходящее место для памяти мятежной поэтессы.

 На противоположной стороне Оки - Поленовские места. Красота необыкновенная! Реклама на нашем берегу предлагает экскурсию на катере в музей Поленово. Заманчиво! Но в нашу программу двух дневного пребывания в Тарусе это не входит. За одно посещение старинного города все осмотреть невозможно. Хочется вернуться сюда еще раз, а может быть и не раз!

От памятника Марины до ее любимого камня, под которым хотела бы лежать поэтесса примерно 10 минут неспешным шагом.

«Я хотела бы лежать,- писала Цветаева в Париже в 1934 году,- на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в тех местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов… поставили с тарусской каменоломни камень: «Здесь хотела бы лежать МАРИНА ЦВЕТАЕВА».

Кладбища того уже нет, но камень с Тарусской каменоломни на высоком берегу Оки остался с той самой надписью, которую так и хотела Марина.
После нашего скорбного посещения памятного камня Цветаевой мы решили подняться на Воскресенскую гору. На горе расположена часовня в честь Боголюбской иконы Божией матери.  А сразу за храмом находится источник в Игумновском овраге. Этот источник известен как святое почитаемое место уже много веков.
 
Уже в 21 столетии родник встретил нас в облагороженном виде. При источнике выстроена купальня в русском стиле, источник получил красивое обрамление. Родник издревле почитается своими святыми и целебными свойствами. Вода из источника исцеляет от вирусных инфекций, кожных заболеваний, расстройства желудка и прочих хворей человека.

По примеру многих путников, мы умылись прохладной водой, напились вкусной водицы и набрали святой воды с собой. Воду привезли домой для укрепления здоровья, которое радостно вытерпело длительные пешие переходы по красивым улицам древнего города. За два неполных дня мы прошагали, по данным умного гаджета смарт жены, более 30 тысяч шагов, это около 20 километров.

Неизгладимое впечатление оставило посещение музея Марины Цветаевой.

По информации всезнающей Википедии -

«Музей семьи Цветаевых организован в восстановленном «Доме Тьо». Он был приобретён дедом Марины Цветаевой по материнской линии А. Д. Мейном в 1899 году. В этом доме жила его вторая жена, француженка по происхождению. Малолетние младшие дети И. В. Цветаева, сёстры Марина и Анастасия, переиначили её французскую фамилию на свой лад как «Тьо», это имя перешло и на дом. В этом доме Марина и Анастасия Цветаевы жили во время зимних приездов в Тарусу в 1907—1910 годах, а их отец, И. В. Цветаев, в 1903—1912 годах[3].
В 2017 году в вошедшем в музейный комплекс флигеле (построенном С. Д. Мейн (Тьо) специально для Цветаевых) воссозданы мемориальные кабинет Ивана Владимировича и комната Марины Ивановны, гостиная[2], через два года открытием, к 125-летию со дня рождения Анастасии Цветаевой, кухни-столовой, его музеефикация была завершена»

Последний раз Марина Цветаева была в Тарусе в 1939 году после возвращения из эмиграции.

Описание музея читатель найдет по многочисленным источникам. Но, чтобы проникнуться духом знаменательного места, его нужно обязательно посетить, чего и вам желаю!

Главным событием нашего путешествия несомненно было посещение музея Константина Георгиевича Паустовского. Как уже отмечалось в начале повествования электронные билеты были приобретены еще в Москве. Строго в указанное время мы пришли к воротам музея, с некоторым опозданием нас встретила экскурсовод и проводила в главное здание музея.

По информации Википедеи

«Дом-музей является структурным подразделением московского Музея К. Г. Паустовского. Площадь дома составляет 128 м;, земельного участка — 2,27 га[1]. Адрес в Тарусе — ул. Пролетарская, д. 2[2].
Писатель жил в Тарусе с 1955 года до последнего года своей жизни. Здесь его третьей женой, Татьяной Арбузовой, для отдыха и работы была приобретена в собственность часть дома с тремя комнатами[3]. Не участвовавший в покупке Паустовский изначально просил принять во внимание три его пожелания: первое — существенная удалённость от железной дороги, второе — близкое расположение у реки (писатель был заядлым рыболовом), третье — отсутствие комаров, сильно досаждавших писателю в прежних местах[4].

Приобретённый дом находился в очень плохом состоянии, Константин Георгиевич писал: «Таня выкинула штуку, купив гнилую избу в Тарусе»[4]. Однако в течение двух лет дом удалось привести в надлежащий вид, пристроить помещение для рабочего кабинета писателя, создать условия для полноценной жизни и работы, хотя и очень скромные».

Благодаря стараниям Татьяны Арбузовой и ее дочери дом неоднократно перестраивался, и находится в прекрасном состоянии. В музее нет ни одной таблички о наличие экспонатов. По словам экскурсовода это сделано специально – для того, чтобы создать впечатление присутствия хозяев. «Вся семья проживает в доме – вышли только ненадолго». Идея реализована неплохо. Полная иллюзия рабочего процесса писателя в кабинете. Основные комнаты закрыты для посещения специальными ленточками, но открыты для обзора. Очень много памятных фотографий. Фото письма лауреата Нобелевской премии 1933 года по литературе Ивана Бунина, которое начинается с обращения «Дорогой собрат...»

Кандидатура Паустовского дважды выдвигалась в качестве номинанта на Нобелевскую премию, но премию писатель так и не получил.
 
Привлекла внимание фотография Паустовского во время встречи с мировой знаменитостью – Марлен Дитрих. Во время визита в СССР она изъявила желание «встретиться с великим писателем Паустовским». Ее поразила глубина житейской драмы, описанной Константином Георгиевичем в рассказе «Телеграмма».
Когда встреча состоялась в Центральном доме литераторов в 1964 году, и,
 уже тяжело больной Константин Георгиевич, с трудом поднялся на сцену, звезда Голливуда опустилась перед ним на колени и поцеловала ему руку.

Нам разрешили посетить достаточно ухоженный сад и огород усадьбы музея и знаменитую беседку писателя, которая была предназначена для работы и отдыха Константина Георгиевича.

Это уютное строение расположено на берегу быстрой и звонкой реки Таруса. Помимо рабочего стола в небольшом помещении стояла кровать для отдыха и полка с книгами. Прекрасное место для работы и отдыха под сенью фруктовых деревьев и с сопровождением приятного журчанья быстрой реки.

Мы унесли из музея приятное чувство близости к жизни и творчеству великого писателя. Это главный итог нашей поездки.
И, конечно, на прощание мы посетили на кладбище скромную могилу великого писателя и человека. Скромный деревянный крест, низкая ограда и букеты живых цветов. Памятник не стали устанавливать по желанию писателя. Только – деревянный крест!
 
Вспомнился разговор с моей мамой незадолго до ее кончины.
 -«Не надо мне устанавливать мраморный памятник. Он на меня давить будет»!
  -Мама, но памятник устанавливают в ногах на могильном холмике!
   -Нет, не хочу! Все равно давит! Только простой деревянный крест!

Не послушались дети маму. Стоит беломраморный памятник на маминой могилке уже много лет. Простите нас родители за непослушание!


Самый главный памятник Паустовского – его книги, в их числе, шести томная повесть о жизни.

Прекрасная память Паустовского для народа, изданный его неимоверными усилиями, сборник стихов и прозы на 320 страниц - «Тарусские страницы».

В сборник вошли произведения опальных авторов. Ни одно центральное издательство не могло бы пропустить через цензуру стихи Марины Цветаевой, Мандельштама и других авторов.

История выпуска сборника представляется вообще очень загадостной

Сборник титаническими усилиями Паустовского прошел через Калужский Главлит. В выходных данных был тираж 75 000 экземпляров. Выпущено было фактически -31000 экземпляров.  Но и это была победа и величайшая заслуга главного составителя и автора нескольких рискованных, с точки зрения цензуры, произведений Паустовского.

Уже в нашем столетие было несколько изданий «страниц», которые быстро нашли своих благодарных читателей.
Не могу отказать себе и читателям в удовольствие и привожу выдержку из Википедии про историю и содержание «Страниц»

«Альманах вышел по инициативе тогдашнего сотрудника Калужского издательства Николая Панченко, предложившего включить туда лучшие произведения, не принятые центральными журналами и издательствами. Официальным составителем значился писатель и драматург Николай Оттен, фактически же подготовил книгу Константин Паустовский при участии Панченко, Оттена, Владимира Кобликова и Аркадия Штейнберга. Ответственность за выход сборника взял на себя секретарь обкома по идеологии Алексей Сургаков, разрешивший не пропускать тексты через московскую цензуру.

Состав:

Стихи
42 стихотворения и проза Марины Цветаевой с предисловием Всеволода Иванова
16 стихотворений Наума Коржавина (первая публикация после ссылки)
Николай Заболоцкий
Борис Слуцкий
Давид Самойлов
Евгений Винокуров
Николай Панченко
Владимир Корнилов
Аркадий Штейнберг

Проза


повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр»
повесть Бориса Балтера «Трое из одного города» (в более поздней версии - «До свиданья, мальчики»)
Константин Паустовский «Золотая роза» (2-я часть с главами о Бунине, Олеше, Блоке, Луговском)
Владимир Максимов «Мы обживаем землю»
Надежда Мандельштам (под псевдонимом Н. Яковлева)
Фрида Вигдорова
3 рассказа Юрия Казакова


Источник

Приложение

Белла Ахмадулина посвящала Тарусе стихи:

Быть по сему: оставьте мне
закат вот этот за-Калужский,
и этот лютик золотушный,
и этот город захолустный
пучины схлынувшей на дне.
Нам преподносит известняк,
придавший местности осанки,
стихии внятные останки,
и как бы у ее изнанки
мы все нечаянно в гостях...

 
Источник: