История философии Конспект конспекта КВЕ лекций МН

Поль Читальский
История философии
Конспект конспекта КВЕ лекций МНА – 3

Аристотель
Порядок произведений:
“Физика” (посвящена философии природы – это 2-ая философия).
“О душе” (важнейшая психологическая работа Аристотеля).
“Органон” (формально-логические произведения, где им исследовались правила субъективного мышления; силлогистики): 
А) “Аналитики” 1-я и 2-я (важнейшие);  Б) “Категории”;  В) “Топика”;  Г) “О софистических опровержениях”.
“Этика” (“Никомахова” и “Большая”).
“Политика”.
“Поэтика” (эстетика).
“Метафизика” (точнее – первая философия).

 Метафизика -  последовательно исследуется высшая (не личная) мудрость

В начале пути к этой мудрости три способа работы души м и три вида ее мудрости :
 - опыт (;;;;;;;;);  - чувственное созерцание и умозрения
- искусство (;;;;;) – техника (не художественное творчество, как она в “Поэтике”) = после, а не из опыта; она начинается с вопросов: ПОЧЕМУ что-то случается и есть такое как оно есть и дает знание причин единичного случайного  и  особенного
- знание (;;;;;;;;) –  наука, дающая знание необходимых вещей, которых не может не быть; наука – знание необходимого и необходимых причин

Три рода философий или необходимых причин:
третья философия – знание  ближайших причин необходимого;
вторая философия – знание его средних причин; 
первая философия – знание конечной причины, причины всех причин - причины всего

Есть причина и у первопричины: она сама себе  причина.

Характеристики первой философии:
-  она есть самое мудрое знание, потому что быть мудрым – это, значит, знать трудное,  не легкопостижимое – то, что дальше всего отстоит от чувственных  восприятий.
- она есть самое истинное знание, потому что знает истинное не временами и не
в отношении к чему-то иному, а как таковое. Есть вечные истины, но относительные, а
есть истина абсолютная, т.е. безусловная, относящаяся лишь к себе самой. Есть ли
причина  у первопричины? Кажется, что нет. Но значит ли это, что если у нее нет ДРУГОЙ
причины, то и вообще нет причины? Нет. Есть причина и у первопричины: она сама себе
причина.
-она  есть самое лучшее знание, потому что она знает наиболее познаваемое, ибо знание самого истинного наиболее познаваемо. Это знание суть знание бога. Первую философию поэтому можно назвать теологией.

Предмет первой философии –  познание  первопричины, сущего как такового.
Первую философию  интересует, что такое сущее как таковое и что присуще ему самому по себе (какие у него определения)? Или, что такое бог и что ему присуще самому по себе?

I
Понятие сущего = причины (субстанции) и ума:

А) история вопроса до Аристотеля – 4 рода причин :
- причиной называли то, ПОЧЕМУ любое “что” есть именно это, а не другое – сущность или суть определенного бытия.  Этот  род причин искал Платон, ибо идеи есть у него сущности любого определенного бытия
- причиной называли природу вещей, то, ИЗ ЧЕГО все пошло и, стало быть, – материю или материальную причину
- причиной называли начало движения – действующую причину - ПОЧЕМУ происходит это происхождение ( у Анаксагора – это ум)
- причина есть то, ради чего или ЦЕЛЬ – конечная причина. Все вещи происходят из материи (ИЗ ЧЕГО) в силу действующей причины (ПОЧЕМУ), но зачем, к чему? Сократ и Платон первые заговорили  о благе – о том, РАДИ ЧЕГО все происходит.

Б) Первый род сущего =  первосущность, первопричина (субстанция) = поэтапно:
- первое определение причины = это возможность (гр. ;;;;;;;, лат. potentia)  или подлежащее (гр. ;;;;;;;;;;;, лат. substratum). Это задаток всех изменений; материя,  которая может принимать все формы, но сама формирующим начало не является. 
Возможность близка к материи, к  тому, ИЗ ЧЕГО происходят все изменения.
- второе определение причины – это действительность (гр. ;;;;;;;;, лат. actus) или форма
(гр. ;;;;;), т.е. то, ЧТО формирует материю, то, в результате чего только и возникает что-
то определенное, что-то действительное. Форма у Аристотеля близка к действительности.
Форма отрицает материю (формирует неоформленное, определяет неопределенное) и поэтому только она делает возможность некоторой определенной действительностью или  “чем-то”
- субстанция (первая сущность всего сущего) есть  единство материи и формы, возможности и действительности. И поскольку она есть это  единство, поэтому все сущее содержит материю (субстрат) и форму (энергию): они – единое целое.

Без любого  из этих двух определений причина не есть первая причина, сущность не есть субстанция,  первая сущность. 

В) Второй вид сущего – ум.
Ум – единство формы и материи, возможности и действительности.
Ум отличается от вещей тем, что в нем деятельность (форма) наперед содержит то, что должно возникнуть - действительность предшествует возможности, потому что  содержание ума – цель, идея. Она содержится в уме заранее, до действия. Возможность и действительность в уме – одно и тоже, едины. Ум осуществляет  только самого себя, не черпает содержание из внешнего источника. Рассудок - это деятельность мышления, направленного на иное, т.е.  не имеющая целью само мышление.

Итого, два рода сущего:
- причина = субстанция
- ум
II
Субстанция сама по себе, первая сущность
Субстанция – единство возможности и действительности = энтелехия (;;;;;;;;;;).
Какое единство возможности и действительности является субстанциональным? Высшее
единство возможности и действительности – энтелехия (;;;;;;;;;;). Что есть энтелехия?
Это – абсолютная или безусловная действительность, та, которая совершенно едина с
возможностью, т.е. не обусловлена никакой возможностью. Она есть, следовательно,
свободная деятельность. Свободная, т.е. независимая ни от чего, кроме себя самой.
Независящая именно потому, что эта деятельность имеет целью саму себя. Целью,
предпосылкой и результатом энтелехия имеет саму себя, она есть чистая форма, для
которой нет материи как чего-то иного.
Энтелехия необходима, не может не быть, т.к. ее действительность первее ее собственной
возможности. Она – цель самой себя. Энтелехия – неизменна (она есть совершенная,
абсолютная действительность и поэтому изменяться ей не во что) и одна.
Знание энтелехии – абсолютно истинное знание. У первой философии абсолютный предмет – сама абсолютная истина или  энтелехия.
Она есть перводвигатель. Перводвигатель –  недвижимый, его ничто не движет. Как же движет перводвигатель? Он  движет как то, к чему стремятся и, что мыслят, т.е. он движет как цель. Цель движет, будучи сама неподвижной.
Сущему присуще самому по себе  быть двигателем для всего существующего и узнали, как он движет – подобно цели (движет, будучи недвижимым). Началом стремления  является мысль. Человек  стремится к чему-то потому, что считает это что-то хорошим, а не потому мы считаем что-то хорошим, что нас к нему влечет. Причина стремления, стало быть – мысль.
Энтелехия и есть в действительности высшая цель всякого движения, стремления и
мышления. Не потенциальная, возможная цель, а действительная, т.е. не такая, что может
и не быть, а действительно есть и именно одна для всего.

Итак, есть сущее само по себе и оно – первоначало всего сущего в его возможности и действительности. Остается понять, что оно такое, ибо пока было лишь его имя – самодеятельность, самоосуществление,  самоцель, энтелехия. Аристотель: понять “что” означает понять “почему”, т.е. в чем его  причина. Понять “почему” есть сущее само по себе означает понять, “что” оно есть, а  понять “что” оно есть, означает понять “почему” оно есть, т.к. в нем совпадает бытие  (“что”) и деятельность (“почему”, причина). Ведь оно есть потому, чт; оно есть – оно есть  причина самого себя. Понять его причину значит понять его действие, а понять его
действие, значит, понять его причину.
В сущем самом по себе совпадают не только бытие и деятельность, но и бытие и познание. Абсолютная истина есть то, почему и ради чего есть всё сущее и мыслящее.
Абсолютная истина есть, не может не быть, и потому она может мыслиться нами и  с
необходимостью познается в первой философии.
Разум – это и есть мышление, каково оно по своей природе, а не вид  мышления. Мышление как таковое выше всех своих видов. Разум есть высший способ  мышления – форма мышления единая с его содержанием. У рассудка форма и содержание  – иные друг к другу. Предмет разума  это не просто мыслимое, “ноэтон”,  а это высшее мыслимое, мыслимое как таковое, которое совпадает с самим мышлением.  Аристотель называет его поэтому “ноуменон” - разумное. Предмет разума есть разумное  само по себе, т.е. благо само по себе. Разум поэтому есть мышление, мыслящее себя  самого; разум как мышление мышления – способ и суть первой философии.
Разум как  таковой есть энтелехия для мышления человека, который в первой философии
преодолевает свою природную, родовую ограниченность и поистине становится самим  собой, т.е. homo sapiens – вполне мудрым или, что то же самое, разумно мыслящим,  свободным существом.

Я:
Сущее – это первопричина как необходимая свободная возможность (в идеях, траекториях и реализациях)
Идеальная философия - это философия освобожденная от ощущений, мнений и толков и подозрений. Она идеальна, ибо в ее основе – идея сущего = субстанций  и  мысли о мыслях