Разгадка... Неизвестная Ивана Крамского

Владимир Конюков
Разгадка… «Неизвестная»  Ивана Крамского.


Разгадка таинственного, загадочного таинства…
Литературное исследование на основе мировых аналитических программ.
Загадка, ставшая шарадой (загадочное «делится на несколько составных частей, каждая из к-рых представляет собой отдельное…»). То есть, высшая категория сложности, требует исследования с нескольких сторон и отдельных деталей.
    
     Кто неизвестная женщина на картине, версий с момента создания, множество.  НЕ  версия… Быль!
Тогда для чего веками нужны были версии?  Интрига. От личности  ДАМЫ, кто она?
Шедевр художника Ивана Крамского, художественное полотно «Неизвестная» - это  СИМВОЛИЗМ  в живописи. И от крепкой мужской дружбы с художником Ильёй Репиным. Обстоятельствами времени, окружением, резкими выпадами критики Репиным в адрес Римского папского католического искусства.

Понимания, художник чувствовал своё хроническое заболевание, настало время написать мемуары… КАРТИНОЙ.
Чтобы  его помнили долго, с надеждой… вечно! Называется, обессмертить себя. Здоровое тщеславие, потому что признанный, восхваляем, мировая знаменитость.

… И. Репин «… отправляется в Петербург и поступает в рисовальную школу при Академии, в которой тогда, по счастливому стечению обстоятельств, преподавал (вел по воскресеньям класс) сам Крамской. Свою первую встречу с учителем Репин описал следующими словами: «Так вот он какой!..  Какие глаза! Не спрячешься, даром что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах; серые, светятся… Какое серьезное лицо! Но голос приятный, задушевный, говорит с волнением… Ну и слушают же его! Даже работу побросали, стоят около, разинув рты;… я стал сильно волноваться по мере приближения его ко мне… ».

На первом же занятии Крамской отметил работы Репина — одна из них даже удостоилась оценки «прекрасно». С этого дня завязалась их дружба, которой будет суждено продлиться до самой смерти Крамского в 1887 году. Иван Николаевич, будучи талантливым педагогом и проницательным человеком, сразу оценил талант Репина и его врожденный дар художника-реалиста: уже в своих ранних произведениях, сам того не понимая, он рушил каноны академической живописи, создавая настоящие, «живые полотна». Для Репина Крамской на всю жизнь стал беспрекословным авторитетом, учителем, с чьим мнением он всегда считался и, несмотря на вспыльчивость своего характера, не смел даже спорить».

     РАЗГАДКА  Крамского… «Яйцо научило курицу». Смысл мемуарного полотна «Неизвестная» в этом тезисе,   «… он (Репин) рушил каноны академической живописи, создавая настоящие, «живые полотна».  Портретная живопись Крамского, академическая, классическая.
Призыв Репина в 1876 году к новизне, (Картина «Садко»)… Мировая реакция школ живописи получилась скандальной, но каков эффект! Обстановка вокруг авангардистской живописи, повлияла буквально на учителя…

Крамской пишет Репину:  «Я одного не понимаю, как могло случиться, что Вы это писали? Не правда ли, нахальный приступ?...»  За эксперименты техники исполнения. Но Крамской  подспудно уже заразился авангардистским экспериментами, репинской загадочности, что и произошло в 1883 году написанием «Неизвестная» (не классическими формами  стиля портрета), техникой «таинственная Джоконда».

Древний «чёрный квадрат», театр, сцена жизни, актёры и зрители и картины от готики – чёрный фон, славянский «чёрный юмор»,  ТАИНСТВЕННОСТЬ…
Или фон картины, замена черноты, где туман или дымка к загадочности.
Призывы Репина, авангардизм ученика Репина.
Учитель Репина, Иван Николаевич Крамской, насмотревшись на международную шумиху от заявлений Репина, скандальных санкций Запада, не допускать российских художников к «святыням»…
Репин в Риме, «… Стасов опубликовал отрывки из заграничных писем художника. В частности, письма, где Репин назвал Рим мертвым городом со следами пошлой, поповской жизни и разочарованно сообщал другу:

    «…Микельанджело действует поразительно, остальное, и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. Какая гадость тут в галереях!»;
… «Искусство — красота, оно только тогда исполняет свое истинное назначение, когда держится добродетели, морали и религии. Что такое оно само по себе? Пустоцвет или разврат, продажный разврат! Гениальный Рафаэль своими шедеврами служил только прославлению развратного папства».

     … Энциклопедическое. 
«Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского (1837—1887)…Портрет часто ошибочно называют «Незнакомка» из-за одноименного стихотворения Александра Блока».
… Обсуждения, диспуты в лит. кругах прошлого века на основании… «Неизвестная» на картине Крамского, это… ПОЭТЕССА, но кто она?
И почему поэтесса?  Потому что напоминает знакомый сюжет…   Фрагмент, А. Блок.

«------
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.       (картинной коляске – ландо у Крамского)
------
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,          (туманы к загадкам, таинственности)
------
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа…                (траурная, споры, странное для Блока)
И в кольцах узкая рука.
------
Глухие тайны мне поручены,
------
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!»
------

Не без сравнительных совпадений и Сергея Есенина задумчиво вспоминали. Образ «Неизвестная» пленил...

«Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым     (изумительная фоновая дымка Крамского)
И глаз осенняя усталость.

О возраст осени! Он мне              (незнакомка одета в осеннее пальто)
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта».

… «На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.

«Её наряд — шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность…».

«Неизвестная» считается одним из наиболее значительных и известных произведений Ивана Крамского. Дав полотну такое название, художник придал ему ореол таинственности и интриги. В идейно-художественном плане содержания образа «Неизвестной», живописцу удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины.

 «Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной».

     Искусствоведение ловко «вывернулось» от классического портрета, стиля  Крамского, назвав действие художника,  «… живописцу удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины». То есть, ушло от определения  новизны Репинской в живописи, (авангардистского направления или элементов нового).
Тогда что такое «тематическая картина» в понятии Крамского?  Просто… КЛЮЧ  к разгадке таинственной женщины, что и кого он создал, мастер строгого классического портрета и назвал полотно «Неизвестная».

1.Ракурс… Дама вполне пренебрежительно (пренебрегает), смотрит сверху вниз. Снисходительно, с иронией, насмешкой  (Джокондовской).
2.Шляпка… В 19-ом веке, по шляпке можно было определить, кто она. Выражение, «женщина – прочитанная книга» или наоборот, «женщина – не прочитанная книга», относилось и к одежде, в одежде  шляпка, основное.
Масонские приёмы распознавание своих знаков по одежде, в том веке, тема известная. Добавлено, что передавалось предками и тайное масонов… читай по шляпке «книгу-женщину».

Например:  перья на шляпке были не просто украшением… Перья – это ручки в том веке и ими писали романы, стихи. Не экзотические перья, перья отличительной значимости, не броские (впитывалось масонское, живучее тайное, загадочное, вперемешку с отечественными традициями). Количество, цвет, на шляпках,  по ним определялась поэтесса, писатель  или  любительница чтения «французских романов-обманов», или своя литературная «каменщица».

Одежда, шляпка женщины (и головной убор мужчин), «… были признаком социальной принадлежности и давали окружению исчерпывающую информацию о положении в обществе его владельца или владелицы.
Впервые шляпы стали символом социальных отличий во времена античности».

Оригинальное  от Оскара Уайльда,  «Женщины умудряются из ничего сделать три вещи: салат, шляпку и трагедию».
Откровенный  ПОДТЕКСТ  художника И. Крамского к перьям на шляпке, неизвестная была… (всё-таки) известной поэтессой. Кто она, живописец утаил…
Описание, путь к разгадке… «На ней бархатная шляпка с перьями,… Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.
         шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями,…»
         
         Крамской  даёт направление, шляпка круглая (высота малая), поэтесса не      очень известная (узкий круг известности, но узнаваемая?), лёгкие перья,  значит, пока ещё не знаменитая.

3.Основной  КЛЮЧ  к разгадке «тематической картины» в пояснительном тезисе. «На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр».

Деталь… Неопределённый возраст женщины. 19-й век, по Белинскому от 19 лет (старая дева) до 40 лет, если следила за собой. Не конкретность очевидна, значит, возможна и символическая составляющая. … Защита, например, вдруг юриспруденция потребует, кого это художник имел ввиду, кого нарисовал, как посмел. Приём от разбирательств… Личностное, адресное, но ЖАНР  художника явный, литературный  МЕМУАРЫ  в живописи.
Сцена жизни,  ТЕАТР, как классическое от Шекспира, «Весь мир – театр, а люди в нем – актёры. Вся жизнь – театр, а люди все – актёры».

Разгадка… «… за её спиной виднеется Александринский театр».
В просторечии  «Аександринка», петербургский драматический театр, «… был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа (10 сентября) 1756». История впечатляет…
Сюжет художника, где фоном здание театра… Преднамеренный приём, сознательный от и общения со своим другом Ильёй Репиным, идеологом возрождения отечественной живописи (новизна, авангардизм от хорошо забытого старого), от древнего славянского «чёрного квадрата».
Молодая женщина на картине Крамского… актриса?

Нет! Крамскому нужна была сцена жизни образа «чёрного квадрата» и он её великолепно создал.  «Весь мир – театр, а люди в нем – актёры».
Мемуары…, где окончание  ИГРЫ на сцене жизни, остались только воспоминаниями. Любовь, расставание, муза…


4.МУЗА…Символизм. Понятие, составное успешного, счастливого творчества души, любимого дела. Символ Крамского, призыв друга Репина к новизне в живописи, переломил себя, попробовал новый жанр «тематическая картина», перешёл из своего классического жанра портретиста… Временно и удачно!
Музой была  ЖЕНЩИНА… Муза, женского рода… Символ женский от античности. Сюжет картины отвлечённый. Его задача художника, он стремился к этому, научиться новизне… Получилось!

Невероятное, как на картине Репина «Садко»,  ДЫМКА…

5.СОВПАДЕНИЕ?  Нет! Иван Крамской – учитель, превзошёл ученика Репина…
Сенсационное… Художники соревновались в… авангардизме!
У кого лучше получится «стеклянная дымка» фона… ТАИСТВЕННОСТЬ, как написать тайную загадочность. Тайну…
«Лёгкий» туман. Невесомость…
Две известные картины «Садко» и «Неизвестная»,  нарисовать… НЕВЕСОМОСТЬ.
Завуалированный подтекст авангардного, а за него учитель Крамской ругал ученика Репина.
Мемуаристика в душе Крамского перевесила консерватизм, преодолел…

6.Всё-таки…  Выразительность лица женщины на картине, красота, выписанные детали, ГЛАЗА… побеждают. Он эти глаза любил, а она была холодной, с равнодушными глазами.
Крамской долго болел хронической болезнью, понял, воспоминания тоже лечат. Его личное, мемуары живописью написал жанром тайны.
Много портретов известных государственных деятелей, членов их семей, учёных, писателей, художников, современников для Третьяковской галереи. Получил решительный отказ поместить там явный шедевр «Неизвестная», как по технике, так и сюжетам, смыслу…
Отказ,  почему?
Из-за личности дамы… Она была известна, узнаваема. Для музея нежелательна (пока)?
Кто она?  Попытка разгадать предположениями не удалась больше столетия.
Она поэтесса, в том числе! Разгадка в хронологии истории…

     Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году, в том году умер поэт Александр Сергеевич Пушкин. Симптоматично для разгадки…
Прожил мало, всего 49 лет. Шестеро детей было, жена.
Легенд о его «Неизвестная», нашумевшей картине на весь мир, много и разных. Загадка относится к мировой… многоступенчатая. Имя женщины на картине, кто только не искал.

Называют и куртизанкой, (женщина лёгкого поведения, вращающаяся в высшем свете). Называли и царствующих дам…
Действительное лицо, оно было.
Как примером, разгаданное у Пушкина, его шедевр стихов о любви, образ иностранки.

ИНОСТРАНКЕ.

На языке тебе невнятном
Стихи прощальные пишу,
Но в заблуждении приятном
Вниманья твоего прошу:
Мой друг, доколе не увяну,
В разлуке чувство погубя,
Боготворить не перестану
Тебя, мой друг, одну тебя…    <1822>

Иностранка Пушкина, его гражданская жена по имени Ангел, итальянка с лицейских времён. Литературоведение веками разгадывало загадку, почему в произведениях поэта-гения до сотни упоминания слова «ангел». Боготворил любя памятью всегда… «мой друг, одну тебя».

     «Неизвестная» Крамского, «Русская Джоконда», демон в женском обличье, шлейф смертей… Картину перепродавали, владельцев убивали, умирали, исчезали. Слухов, молвы и поныне!
Метафорическое литературное… Ключ к разгадке, полемика инета, цитирование.
 «Никогда не писал Крамской такого многокрасочного, сияющего портрета. Никогда не выписывал с такой любовью переливчатый блеск бархата, мягкий ворс меха, атласную поверхность лент и сверкание золотых браслетов…
… у нее гибкое тело, матово-сияющая, здоровая кожа, пышные волосы, выбивающиеся из прически тугими завитками.
… глаза: огромные, полуприкрытые длинными, пушистыми ресницами, они сверкают, как звезды, и в их блеске чудится зрителю блеск непролитых слез».

Богата. Мужчине чужды детали, когда образ… Тщательность деталей, ответ один: был близок. Помнил, запомнил всё… «Любовь – слепа» не для мастера живописи.

Повесть «Невский проспект» Гоголя Н.В.: «Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия, иногда такую, что увидите себя вдруг ниже травы и потупите голову, иногда такую, что почувствуете себя выше адмиралтейского шпица и поднимете ее вверх…».
Крамской знаком со многими писателями, писал с них портреты. Прекрасный знаток литературы, преподаватель.

     Текстовое  литературное «расследование»… Но Репин – шутник, юморист, анекдотист, (матершиник, «подколист», затейник-приколист), мог событие представить и формой «чёрного»  юмора «чёрного квадрата» - театр, ИГРА. В то время о нём шлейф непредсказуемости после путешествия по Европе. Критика, высказывания о западной живописи, жизни городов, как затхлой… Преследования критиков, его воинственная реакция.

Друг Крамского, подначить мог с лихвой и так, и эдак… Но и сомнения, возможно  ОНА, лишний раз прославиться в рисунках живописцев. Её писали с натуры… оставим вопросом. Однако… Крамской – мужчина, мужик, женский дух влечёт. Он мог поручить студентам привезти её, чтобы увековечить писанием живописью…

«… на воспоминаниях художника Ильи Репина, который будто бы узнал в «незнакомке» некую роковую красавицу-натурщицу, позировавшую дома у Крамского студентам Академии художеств. «Однажды утром, в воскресенье, я пришел к Крамскому, – писал Репин. – Из подъехавших троек-саней в дом ввалилась ватага артельщиков-художников с холодом мороза на шубах, они ввели в зал красавицу. Я просто остолбенел от этого дивного лица, роста и всех пропорций тела черноглазой брюнетки... В общей суматохе быстро загремели стулья, задвигались мольберты, и живо общий зал превратился в этюдный класс. Красавицу посадили на возвышение... Это она! Крамской не побоялся верной пропорции глаз с лицом, у нее небольшие глаза, татарские, но сколько блеску!»
Воспоминания через третьих лиц, как версия. Какие-то моменты действительные… Возможно. Приукрасить, присоченить,  Репин был горазд, как и по просьбе друга Крамского, увести надоевшую тему приставаниями, кто она?

Есть и нарочитое несоответствие. Невозможность представить женщину на картине Крамского смеющейся!?
Существенная деталь… Репин должен был написать, (вставить фразу), когда вваливается ватага, компания с шумом, то обязательно со смехом, возбуждённые, с женщиной-красавицей,  а не с траурными гримасами ввели в зал красавицу…
«Я просто остолбенел от этого дивного лица…», получается, «мёртвого» без эмоций?!   
«… небольшие глаза,… но сколько блеску!» Блеск мог быть, например, демоническим или страдальческим (принудили), или торжествующе мстительным…
Неестественность чувствуется существенная, (искусственность значительная) свидетельства друга Репина.

… Всегда комментарий десятилетиями был в диспутах, спорах…
Ещё раз… Женщину Крамского на картине «Неизвестная», невозможно представить  СМЕЮЩЕЙСЯ!
Только надменной, иронической улыбкой, разве что. Сатанинской, презрительной…
Побеждала сторона, «улыбка Джоконды», а это уже принятая устойчивая категория понятий  Тайна  СИМВОЛОВ  в живописи…

     Отсюда окончательная  РАЗГАДКА, знаменитой на весь мир,  картины художника Ивана Крамского, не чуждого литературы. Написал множество портретов поэтов и писателей, часть были друзьями, как известно, с кем поведёшься… Его «Неизвестная» - литературный образ!
ИГРА…  «Вся наша жизнь — игра, а люди в ней — актеры», шекспировское.
В 1887 году Крамской умер, немного позднее, Пушкинское… «Пиковая дама», ария Германа, «наша жизнь игра», из оперы «Пиковая дама». Первая постановка (1890).

Игра, театр, актёры, зрители… Глубина сцены – «чёрный квадрат». Сцены жизни – ИГРА,  символы от древнего славянского, таинственность..
ТАЙНЫ… Как нарисовать  ТАЙНУ?  Изобразить живописно тайну, таинственность?
Крамской не писал портрет автора,  «Толковый словарь живаго великорускаго языка Владиміра Даля». Они были знакомы. Невозможно было лучше написать портрет В. Даля, это сделал блестяще, более старший, художник Василий Перов в 1872 году.
Но каков был фурор от издания многотомного словаря В. Даля! К концу столетия, искусство страны без него ни куда… Отсылка в  учёбе, написания произведений поэтами и прозаиками, сверка с правильным звучанием слова и художниками.

… Символизм Крамского,  ТАЙНОЙ  картины  «Неизвестная», был скрыт в значении словарного  В. Даля. Вопросом, что такое слово «неизвестная»?
От «неизвестный», «неизвестность»…
Словарь поясняет…  «НЕИЗВЕСТНЫЙ человек, незнакомый. Неизвестное время. Неизвестная сторона. Неизвестный, в виде сущ. кто-то, незнакомый человек... Неизвестность томит».
Определяющие  к разгадке «Неизвестность томит». ТОМНАЯ  загадочность!

Оно (понятие) означает по Далю. «ТОМИТЬ  кого,…  мучить, маять, Ожиданье, неизвестность томит.
… Томиться, страдать… сохнуть, изнывать…Томный у кого истомленный вид. Томные глаза, усталые, вялые, или с поволокою, нежные. — голос, мягкий, слабый и нежный.
… истомление, истома, томный вид. Томничать прикидываться томным, нежным, слабым; миловидничать…».
ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ  метафоры в живописи, образа женщины на картине Крамского «НЕИЗВЕСТНАЯ».

Томная загадочная женщина…
Становится совсем не важным, кто прототип на картине, но интересно и она – действительное лицо! Кто  ОНА?
На фоне гениального символизма из древности, «чёрного квадрата». О нём говорили, обсуждали, спорили темой  МОДЫ – готика. Поклонялись ей весь конец 19-го столетия, начало 20-го века, загадочного «чёрного квадрата»,  жизнь – ТЕАТР, а люди все актёры. Богема искусства, элита знаменитых, как Иван Крамской, жили  ДУХОМ  свершений, оставить  память,  МЕМУАРЫ  в живописи.

Как надо было выписать художнику  ТАЙНУ… Мировую тайну 19-го века, если окончательно обратиться к «Словарю синонимов», слова  «неизвестный», здесь же понятия, «неизвестная»… В сокращении.
«… неизведанный, незнакомый, некто, кто-то, икс (х); безымянный, анонимный, темный,
… об этом история умалчивает, это покрыто мраком неизвестности Неразгаданный...».
Случилось до поры, до времени...


К мировым разгадкам.