Моя родная девятая школа Тольятти

Петр Панасейко
            Пятнадцатого октября этого, 2023 года, мне пошёл 68-й год от рождения. Голова давно покрылась сединой, нахожусь давненько на пенсии.   Однако временами на меня находит ностальгия по ушедшим навсегда школьным прекрасным годам. Лучшей поры, чем школьное детство, трудно придумать.
           Я всегда завидовал тем, кто с 1-го  по 10-й классы  обучался среди своих одних и тех же одноклассников, а обучали одни и те же учителя.  А завидовал потому, что мне пришлось в школьные годы учиться в трёх разных школах, не путать со школьными зданиями, которых у меня также было немало.
             С первого по седьмой классы я обучался в украинской школе села Малиновка, что невдалеке от легендарного Гуляйполя Запорожской области. До 5-го класса у нас не было общего здания школы, она, по словам мамы, сгорела после войны от пожара. Обучаться пришлось до неё  в четырёх, разбросанных по селу, зданиях.
          Когда мои родители вышли из колхоза, а у нас отрезали огород, то они решили «сделать ноги» из родного села. Покинули мы навсегда его 20 августа 1971 года. Родители поступили работать на Волжский автозавод. Пока ждали от него коммунальную квартиру, которая в Тольятти получила название «малосемейка», мы жили временно на квартире в Центральном районе (хотя он такое название получит только в следующем 1972 году), на Енисейском проезде.
         Поблизости располагалось две школы: 9-я и 27-я. Ближе была девятая. Поэтому мама с нашими с братом документами туда и отправилась.
           Прошло больше пятидесяти двух лет с тех пор, но моя 87-летняя мама до сих пор с особой теплотой вспоминает завуча Средней школы №9 Тольятти того далёкого времени. К сожалению, фамилии она не помнит.
           Ещё не рассматривая документов наших, завуч маме сказала, что принять она нас не может,  у них большие проблемы с переселенцами- украинскими школьниками. Какими, увы, и мы тогда с братом Федей (семиклассником) являлись. Мама была наслышана о порядках, царящих в соседней двадцать седьмой школе-новостройке. И не хотела нас туда отдавать.
          Мама стала упрашивать завуча посмотреть  документы: мои, восьмиклассника, и брата, семиклассника. Завуч пошла на встречу. Просмотрев документы, сказала на радость маме: «Берём, такие ученики нам нужны». Ещё бы: ни одной тройки ни у меня, ни у брата она не обнаружила, а характеристики вообще тянули на «медаль». Маме повезло, когда она перед отъездом пошла в нашу сельскую школу забирать  документы, то там дежурила моя классный руководитель Ольга Ульяновна, по совместительству учительница русского языка и русской литературы. Понятно,  характеристики она написала на русском языке без одной ошибки. Хотя, на сколько мне известно, многим украинским школьникам, переезжающим тогда с родителями в Россию из сельской местности, учителя писали характеристики и на украинском языке. Добавлю, что в школьных ведомостях у нас стояло примерное поведение. Эти обстоятельства и решили нашу с братом судьбу. Мы до 5 марта 1972 года ходили по улице Ларина в ставшую родной на время Среднюю школу номер девять.
          Я учился во вторую смену, домой возвращался в темное время суток по улице Ленина, далее по проспекту 50-летия Октября. После армии  прошёлся по этому маршруту, наивно пытаясь там отыскать свои школьные следы.
          Я попал в 8 класс, но буквы сейчас уже не помню. Помню только, что сидел за первой партой с соседом Панфиловым. Фамилию запомнил по понятной причине (28 героев панфиловцев тому причиной. Классного руководителя, кажется,  звали Зоя, и она преподавала нам химию.
        Хотя я свободно владел русским языком (изучали мы его со второго класса), тем не менее, меня выдавал в девятой школе акцент. Это заметил на первом же уроке наш учитель по истории. Когда я услышал в классе школы за тысячу километров от Украины чистую украинскую «мову», то был приятно удивлён. В классе наступила тишина. Оказалось, учитель был моим земляком из той же Запорожской области, только из соседнего  района. Как бы я хотел нынче узнать его фамилию, имя, а также посмотреть на его фото. Если же он жив, то  пожать ему руку и поклониться, ибо в тот трудный для меня период он поддержал меня морально, в обиду не давал. И никто не знает, как тяжело мне было с ним расставаться при переходе в другую тольяттинскую школу. Я собирался закончить 10 класс, поэтому ездить из одного городского района в другой при переполненных автобусах два с половиной года мама не разрешила. Правильно сделала. На то она и мама.
           Она долго хранила городскую газету «За коммунизм», где речь шла о том, что мой брат-семиклассник на каком-то школьном вечере в девятой школе читал на украинском языке «Заповiт» Тараса Шевченко. Ему аплодировал весь класс.
          И ещё. С теплотой я вспоминаю своего учителя физкультуры. Когда он устроил личные соревнования по бегу, пока не выпал снег, и когда я оказался в победителях, он предлагал мне записаться в секцию лёгкой атлетики. Я отказался по причине предстоящего переезда. Брат же согласился, записавшись в Детско-юношескую спортивную школу, в секцию лёгкой атлетики. Продолжил заниматься не только обучаясь в восьмом классе средней школы №35, но и в политехническом техникуме, куда  поступил после 8-го класса. Брат покинул нас навсегда в апреле 2015 -го года, ушёл 57-летним, но до своей кончины тепло вспоминал свою учёбу в 9-ой школе, которая «увидела в нём» спортсмена. К сожалению, после техникума заниматься легкой атлетикой у брата не получилось: его направили на отработку в Брянск, откуда он ушёл служить в армию.
            И ещё. Столько время минуло с тех пор, но мне часто снится моя первая в городе демонстрация на 7 ноября 1971 года. Это было что-то волшебное, против наших сельских демонстраций. Я гордо шагал в колонне со своими новыми одноклассниками Средней школы №9. Что интересно, никто из одноклассников не проигнорировал демонстрацию на площади Свободы, у всех были радостные праздничные лица. Как бы хотелось, хоть на мгновение, пройти снова в той праздничной колонне. Но, увы, чудес не бывает. Та памятная для меня ноябрьская демонстрация канула в Лету. Остались одни воспоминания.
          Сейчас с высоты прожитых десятилетий я с тоской думаю, как бы было прекрасно, если бы я окончил тогда не 35-ю, а 9-ю Среднюю школу. Увы, судьба распорядилась по-другому.

26.10.2023 г.