Когда желания сбываются

Андрей Календарёв
 Фантазия на тему стихотворения Р.- М. Рильке «Die Dinge singen h;r ich so gern»

Действующие лица:
• Календарь
• Карандаш
• Корзина для бумаг
• Чернильница
• Гусиное перо
• Железное перо.

Календарь
  Позвольте представиться, я – Календарь. Живу в безвременье, в  астрале. Всё вижу, всё знаю, но ни во что не вмешиваюсь. Иногда, но очень редко, от случая к случаю, рассказываю о тех, кого невозможно забыть, о тех, без кого эпоха не эпоха.
  Сейчас, накануне юбилея великого немецкого поэта и философа Рильке, как раз такой случай. Время пришло. Пусть его вещи расскажут о себе  и о поэте.
 
Карандаш
  Да, я хорошо знаю Поэта, все его мечты и  желания. Знаю даже больше того, о чем он рассказал в своих стихотворениях. Почему так? Да потому что я его Карандаш. Я записал за ним больше, намного больше, чем вы смогли прочитать.
Хотите пример?
  Пожалуйста.
  Вот  Поэт сказал, что  любит  наши песни. Песни  вещей, которые его окружают. Так и сказал: «Я вещи поющие слушать люблю». (Die Dinge singen h;r ich so gern). 
До сих пор не понимаю, как ему  удаётся нас слышать.
 Он хотел рассказать о том, о чем мы, его вещи говорим и спорим, над чем думаем и о чем грустим, над чем смеёмся.  Да он хотел, но не успел. Теперь наша очередь. Мы, вещи, хотим выполнить это его желание. И начну  я,  его верный Карандаш.
 Обычно  я сидел в кармане, когда  мы с Поэтом вместе путешествовали по миру. Правда, в кармане мне  было тесновато. Видите, какой я высокий тонкий, а мой грифель очень ломкий.  Так что, прошу, со мной поосторожнее. Можете сломать.
С Поэтом мы  были неразлучны, ведь вдохновение могло  посетить его в любую минуту, и тогда я незаменим.               
 Вообще то мы, вещи, сами редко поём. Но болтаем всё время: Обычно вас, людей, обсуждаем. Почти как вы сами. Ну, почти как… Да, вы нам интересны, а мы вам?
А давайте я расскажу вам свою историю. Это будет исповедь Карандаша гениального поэта.
  Были мы с ним  как-то в Париже.  Пошли гулять в Jardin du Luxembourg.  Вдруг с Поэтом что-то происходит: он бледнеет, берется за сердце.
 «Ох, что это ?!» - говорит. - Вот оно!   Я нашел, что искал.  Жизнь – это карусель  - бесцельный бег по кругу. Жизнь это карусель: всё движется, но все остается на месте. 
    Кружится сначала медленно,
                - Затем быстрее,
                - Еще быстрее,
                -  Очень быстро
    А теперь медленнее - еще медленнее - совсем тихо - стоп.
               
   Но вот я вижу белого слона.
   Вот он появляется снова.
    И снова.
    И снова. …

  - Какая прекрасная ассоциация. Где мой карандаш?
 И тут я выбираюсь из кармана, смотрю …. перед нами карусель. 
 Ну и что?  Что тут такого, необычного?

          Не понял я его тогда, 
            Где в этом смысл, господа?
          Про белого слона он говорит.
          А мне что слон, что конь, что рыба - кит.
          Все просто – крутит их мотор.
          Специальный есть такой прибор.

  Не услышал меня Поэт. не услышал. Вижу, посетило его вдохновение, а ведь в последнее время, такое с ним не так часто бывало. И тут я перехожу к самому страшному, к самому трагичному.  Он выхватывает меня из кармана, и так сильно нажимает, что ломает мой грифель! Ай, как было больно!
                (Берется за шевелюру.)
   Я же, говорил, я предупреждал –  мой грифель очень ломкий!
   А что поэт? Да ничего! Кроме  этой карусели  его ничего не интересовало. Только и сказал:  «Вот черт, грифель сломался. Как не вовремя! И знаете, что он дальше делает? Какой кошмар!   Он зубами обгрызает меня и обнажает жалкий остаток моего   грифеля. 
  Другой бы на моем месте обиделся, оскорбился. Но не я. Я же Карандаш, я по уши деревянный,  не какая-нибудь  резинка. Я собрал свою волю и остатком  тупого грифеля дописал стихи. 
  Да, я не спорю, это мой Поэт сочинил.  Но записал то, вернее нацарапал его я собственным огрызком.   И что я получил вместо благодарности и заботливого лечения?
  Мой ужас продолжался. Он и не думал приводить меня в порядок. Я так и ходил обгрызенный и лохматый
                (взбаламучивает прическу)
Представляете, я был таким неряхой в Париже.   А Поэту было всё равно. За собой то он очень следил. А обо мне совсем забыл.

        Поэт стихи все время сочинял.   
           Он сочинял, а я писал.
           И грифель сильно прижимал.
           Его ломал, ломал, ломал,
           Затем зубами обгрызал.
           Меня все больше уменьшал.

          Я был  высоким и большим.   
          Потом таким.  Затем таким    
          Прическу всю разворошил.
         Злодей, бесчувственный палач, садист!
          А людям врал, что  моралист.
         
          Когда он к парикмахеру идет ,
          Рассматривает каждый волосок.
          Чтоб он равнёхонько лежал,
          Из бороды бы  не торчал.

          Меня же он жестоко  обгрызал.
          Огрызком что – то там писал,
          В конце в карман меня пихал.
          А про меня он забывал.
 
          Потом он нож себе купил.
          И чуть меня им не убил.
          Я не хотел так продолжать
          Подумал и решил  бежать.

         В кармане дырку просверлил,
         Потом  в неё же проскочил.
         Я в кресле в щелку  закатился,
         И там я просто затаился.

  И что Вы думаете: кто я теперь? Бесполезный огрызок,    пустая деревяшка? Ну нет, не на того напали!  Я буду и дальше, до конца своих деревянных дней, служить Поэту. Рассказывать вам о нем. Да, он делал мне   больно, обижал. Но что с Поэта возьмешь?
  Да, я Карандаш. Униженный и оскорбленный, изрезанный и обгрызенный, больной, всеми забытый.  Я вместе с другими его вещами,  выполним мечту поэта. Он же хотел услышать голоса своих вещей. Мы верим, он слышит нас. Послушайте и Вы.
Нет единой интонации, нет единственной   краски, чтобы рассказать о нашей  жизни. Такой взгляд был бы ошибочным и плоским. В каждом из нас намешано много разных качеств.
   Вот я, например. Моя деревянная память все время возвращает меня в прошлое - в Париж, в Люксембургский сад.  Я мог бы спрятаться в кармане, сопротивляться.  Но я с какой - то непонятной мне радостью пошел на свою последнюю жертву и потерял здоровье.  И меня мучает один вопрос - надо ли было приносить себя в жертву ради другого? Это каждый решает для себя сам.


  Чернильница
  А я вот стихов читать не стану. Настроение не то, да и кто меня услышит из сундука, в котором я сейчас живу. Послушайте, вот тут как-то раз Сократ сказал: „Сколько же есть вещей, без которых можно жить“. Так вот я протестую и решительно заявляю: Сократ был не прав. Людям  нужно все и сразу. Если так рассуждать, то меня что – на свалку?  Меня, ту, которая подарила Поэту ту каплю, из которой родились гениальные стихи, шедевры европейской изящной словесности. Запомните:   старые вещи хранят память прошлых эпох. Потеряете их – потеряете память. Это вам я – Чернильница говорю.
 А еще я хочу признаться, что порой сама не знаю, что выдаю из самых своих глубин. Одной моей капли чернил достаточно то для дивного поэтического  творения, то каких-то глупостей типа банковских счетов или повесток в суд. Уверяю Вас, всё это выходит из меня совершенно бессознательно.   
  Вот вам пример. Я раньше жила на столе у гениального немецкого поэта R.- М. Rilke. Он однажды макнул в меня пером, а ему я подсказала, а напиши-ка ты мой друг так: «Я так люблю слушать пение вещей». Знали бы Вы, как он возбудился – целую страницу исписал и сразу стал знаменитым.   
  Впрочем, если разобраться, не такой уж мне Райан и друг. Я пришла к нему чистой и наивной  толстушкой. Думала, он меня в одеколоне искупает, и  я буду над его лицом работать. Так нет. Он  меня сначала по горлышко чернилами испачкал, а потом, вообще, в услужение Перьям отправил. Он  все время тыкал в меня этими противными Перьями, сначала Гусиным,  а потом и ужасным Железным. Разве так с друзьями поступают?
Они ведь все такие мерзавцы,  эти перья! Первое было Гусиное Перо. Я его  запах противный – запах гуся лапчатого,  до сих пор чувствую.   Вот это  Перо, из хвоста гуся выпавшее,  меня и совратило, девственности лишило. 
Потом уж он извинялся – оправдывался.  Говорил, что он не хотел, что не знал, что его рука поэта  водила. А мне - то какое дело, чья это рука. Это он был во мне, с него и спрос. Ладно, что было, то  прошло. Тем более, понравилось мне это дело. Ох, много их через меня прошло .И строганых и нестроганых, и острых и тупых,  и толстых и тонких.
А потом, и Железное Перо появилось, это паровоз недоделанный. Он просто проткнул меня насквозь. Как же я кричала от боли, как звала на помощь, но  Поэт меня не услышал. И лишь когда мои горючие слезы – чернила потекли из меня, он, вместо того, чтобы вызывать врача и срочно лечить, начал ругаться. Просто швырнул меня со стола и бросил в сундук, в котором я сейчас живу.
А я ведь была  Поэту первая помощница. Кто ему рифмы дает, слова подбирает, образы рисует? Я, конечно. Он меня только чернилами зальет, и я ему сразу всю себя отдаю. Пусть пользуется. Капелька моих чернил делали его стихи то суровыми и строгими, то  лиричными. Я и философом смогла его сделать.  Нет, я не жалуюсь. Мне слава не нужна. Мне бы побольше внимания…

   Корзина для бумаг
  Меня многие спрашивают, хочу ли я, Корзина для бумаг, поднять свою социальную значимость?  Коротко отвечаю -  нет. Я самодостаточна и не нуждаюсь в дополнительных стимулах. Мне  ставят в пример Карандаша.  Он, говорят, много где был, много что видел, и много что сам написал. А ты?
 - А что я? Я была на своём месте….. Под столом. Но у кого под столом? У великого поэта Рильке. Ни у кого другого, я бы так стоять не стала.
Известно, что наш Поэт был путешественником. Не могу сказать, что это ему нравилось. Его непростая судьба гоняла по всему свету.  А у кого из поэтов была  легкая жизнь? По-моему, таких поэтов нет. И у каждого в кармане его верный карандаш, ведь рифмы или образы приходят не спрашивая и уходят не попрощавшись. Их еще поймать надо, на бумагу перенести. И тут без карандаша никак не обойтись. Незаменимая вещь. Все это понимают и Карандаш ценят. Он вообще-то правильные вещи, бывает, говорит, но часто не договаривает. А знаете, почему? Да просто Карандаш знает лишь то, что сам написал. Да, в дороге Поэт свои стихи Карандашом пишет. Но дома он пишет за столом, а  я тут как тут. С удовольствием принимаю его черновики. Да, я живу под столом. Конечно, место непрестижное: темновато, да и обзор маловат. А еще могу удар ногой Поэта ни с того ни с сего получить.
  Ладно, это я отвлеклась.  Под столом я незаметна. В начальники, как Карандаш,  не лезу. Самой умной как  чернильница себя не считаю. У меня другие ценности и интересы другие. Я охраняю интеллектуальную свободу Поэта. Это его Письменный Стол может подтвердить. Мы его, кстати, сюда тоже приглашали. Но он не пошел, говорит - ножка сломана. Так вот, был бы Стол здесь, он бы подтвердил, что из всего того, что Поэт сочинил, лишь малую часть Шкаф себе прибрал, остальное мне досталось.
  Требовательный к себе мой Поэт. Считал, что далеко не всё им написанное, а именно: стихи, роман и письма, можно публиковать.  Такие документы он только мне доверял – никому больше. За это я очень ему благодарна. И уж будьте уверены – я все прочитала и запомнила. Но не расскажу никому и не покажу.
Надо хранить верность людям, которых любишь!    

  Гусиное перо
  Да, наслушался я тут. Оказывается, у чернильницы  ко мне претензия: видите ли, я первый в ней побывал, невинности лишил. Я ей так скажу: а что же она  хотела?  Залилась   чернилами по самое дупло, расположилась на столе … и ждет. А что ждет, сама не знает.  Зато я тогда знал, наготове был. Ну да, был я у неё первый, но не зря же  – как иначе Поэт свои стихи записал бы. Радовалась бы, гордилась!
Вот еще и Карандаш жалуется: то ему шевелюру лохматят, то строгают – рост уменьшают.  Понимать же  надо.  Раз  Поэт его с собой в кармане носит -  значит нужен.   А раз нужен, значит использует. Что поделаешь,  судьба наша канцелярская такая, всего себя людям отдавать. А вообще я заметил, что эти городские,  на фабриках деланные, все как один плаксы. То ли дело я, Гусиное Перо. Всё свое детство я в деревне провел – на свежем воздухе. В хвосте у самого большого гуся жил. А когда меня из этого самого хвоста вытаскивали, то гусь прямо шипел от боли. Больно ему было, только никто на это внимания не обращал. Я был нужен, все остальное было неважно.
Я даже опомниться не успел, как меня острогали. Самый мой кончик сделали острым, чтобы Поэт  мог свою поэтическую душу людям открыть. Я верно служил ему, не прятался и не скрывался, хотя знал, что каждая наша встреча укорачивает мою жизнь.  Ведь каждый раз, когда Поэт брал меня в руки, чтобы написать очередной шедевр, он меня затачивал, а я все уменьшался и уменьшался.
Теперь я совсем маленький, и даже в чернильнице могу утонуть.  Знаю, что жить мне осталось недолго, только я не жалуюсь и не грущу. Свою короткую жизнь я прожил ярко и подарил людям сокровище – стихи моего Поэта. 
А еще я хочу нашей Корзине, этому кладбищу шедевров, сказать:  Наш Поэт – гений, а людям важно знать о гении всё: и что он опубликовал, и что он в черновиках оставил,  письма его интересны. Это же клад настоящий, сокровище литературное. Отдай все людям, мы же для них живем!

  Железное перо
А вы заметили, дамы и господа, что мой старший брат Гусиное Перо не спел вам ничего, хотя мог бы. Ну и я, петь не буду. Хотя может и спою, когда моему Поэту  музей создадут. Давно пора.  А как же иначе? Это же один из самых известных поэтов – лириков 20 века.   В этом есть и наша заслуга, незаметных маленьких предметов, которые верно служили ему.  Вот, например, мой старший брат – Гусиное Перо. В том музее, о котором я мечтаю, он был бы на красивом постаменте и под защитным стеклом и сразу встречал бы посетителей, только вошедших в эти чертоги изящной словесности.
  Ведь именно Гусиное Перо, жертвуя собой,  помогло нашему поэту, еще такому юному, найти своё призвание и явить миру свой гениальный талант. Да он был первым, и, к несчастью, рано погиб, не выдержав конкуренции со мной, Железным Пером. Я не хотел его смерти, и даже когда он обижал меня, я прощал, не обзывался в ответ.   Почему это он считал меня железной плаксой и ябедой?  Я же никогда не позволял себе дразнить его и называть куском хвоста.   Понимал его хрупкую израненную ножом душу. И Поэт понимал. Вы бы видели, как тоненько он выстругивал кончик Пера, сдувал с него былинки и нежно окунал в чернила.
А как же безобразно  Поэт обращался со мной, как  втыкал меня в эту старушку чернильницу. Втыкал так, что она, бедняжка пищала. Не жалел Поэт ни  меня ни Чернильницу. Знаю, обижается она на меня, что  будто, продырявил я ее. А как тут не продырявишь?  С размаху Поэт меня втыкал, да еще, бывало, и поскребуршит по ее внутренностям, поелозит. Как тут не продырявить? Да никак!
Ну ладно, пусть обижается – она не первая, она же и не последняя. Вот и Карандаш туда же. Что я ему сделал, что он меня паровозом недоделанным считает?
Гуманитарий несчастный, не понимает законов развития техники. С паровозом меня сравнил. Ведь паровоз он что? Поездит – поездит и остановится. Постоит какое то время, и на кладбище. Кто же его вспомнит!
Толи дело, мы, Перья? Сколько стихов написали мы нашему Поэту, сколько писем. Да по одним его письмам к Лу Андреас-Саломе роман написать можно. То, что из-под нас с братом вышло – это же памятник нам нерукотворный.
Все это хорошо, Только не будет мне счастливой старости на столе у Поэта, заканчивается моя служба.
Вижу я диво  дивное, в красивом футляре на бархатной подстилке возлегает 
гибель моя – авторучкой зовут. Знаю, стану я ненужным, и выбросит меня Поэт как ненужный хлам. Как чернильницу – так в сундук,  а  я ископаемым стану…. Обидно как то.
  А ведь именно так прощаются люди со своей историей, материальной культурой. Сначала выбросят, а потом, лет через тысячу, изучают по найденным кусочкам наше время – спорят, восхищаются. Так что поосторожнее - для потомков что-то оставьте.
  Да, мы  помогли нашему   гениальному поэту Рильке создать  стихотворные шедевры, и  они награда за нашу непростую жизнь и нашу работу.
У нас все как у людей. За каждой созданной вещью стоит труд многих и многих исполнителей – и больших и маленьких, порой совсем незаметных, таких как мы.  Но без нас не было бы творчества, не было бы развития и созидания. Это итог нашей  жизни.
    
Календарь. Заключение

 Хотел Поэт  рассказать, как его вещи поют, разговаривают, просто общаются. Очень хотел. Но не дано это было ему. А вам, зритель, повезло – вы услышали.
Ну что же, на этом моя миссия на сегодня окончена.  Возвращаюсь в астрал.   

  Новой встречи не обещаю.